ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4107/2016 от 22.11.2016 Киевского районного суда г. Симферополя (Республика Крым)

дело

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22.11.2016 года <адрес>

Судья Киевского районного суда <адрес> Республики Крым Тихопой А.А. (295017 Симферополь, <адрес>), рассмотрев административный материал в отношении:

Общества с ограниченной ответственностью «Злато Мира», зарегистрировано в ИФНС России по <адрес>, свидетельство о государственной регистрации юридического лица от ДД.ММ.ГГГГ за основным государственным регистрационным номером 1149102045641 и свидетельство о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту ее нахождения от ДД.ММ.ГГГГ; ИНН: <***>; КПП: 910901001; свидетельство о постановке на специальный учёт от ДД.ММ.ГГГГ, выданное Крымской государственной инспекцией пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России»; юридический адрес общества: 297567, <адрес>.

по ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ контролером 1 категории по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней Крымской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «Злато Мира».

Как усматривается из указанного протокола, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ общество с ограниченной ответственностью «Злато Мира» осуществляло деятельность по ремонту часов и ювелирных изделий, оптовой и розничной торговле ювелирными изделиями, что подтверждается пребыванием общества с ограниченной ответственностью «Злато Мира» на учёте в Крымской ГИПН как организации, осуществляющей операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, выдачей Свидетельства о постановке на специальный учёт от ДД.ММ.ГГГГ.

Следовательно, ООО «Злато Мира» в соответствии со статьей 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), а именно:

- организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля;

- осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

При этом приведённое понятие организации внутреннего контроля предусматривает принятие организацией иных внутренних организационных мер, направленных на создание целостной системы внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и обеспечение надлежащего его осуществления в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в данной сфере.

На основании вышеизложенного, на ООО «Злато Мира» распространяются все права и обязанности, установленные статьёй 7 Федерального закона № 115-ФЗ для организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом.

Пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за их реализацию.

Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом требований, утверждаемых Правительством Российской Федерации, утверждаются руководителем организации и являются документом, который регламентирует организационные основы работы, направленной на ПОД/ФТ в организации, устанавливает обязанности и порядок действий должностных лиц и работников в целях осуществления внутреннего контроля, определяет сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.

Требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Требования к правилам внутреннего контроля).

Пунктом 4 указанных Требований установлено, что правила внутреннего контроля включают в себя, в том числе следующие программы осуществления внутреннего контроля:

- программа выявления операций (сделок), подлежащих обязательному контролю, и операций (сделок), имеющих признаки связи с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма,

- программа, регламентирующая порядок работы по приостановлению операций в соответствии с Федеральным законом № 115-ФЗ,

- программа, регламентирующая порядок работы по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ.

Административным расследованием установлено, что ООО «Злато Мира» в проверяемом периоде осуществляло деятельность в отсутствие правил внутреннего контроля и соответствующего квалификационным требованиям специального должностного лица, ответственного за их реализацию, что свидетельствует о неисполнении в течение длительного времени обществом с ограниченной ответственностью «Злато Мира» требований законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля и, следовательно, отсутствии установленного порядка осуществления внутреннего контроля в части:

- выявления операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, в отношении которых на основании реализации правил внутреннего контроля возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а также документального фиксирования и предоставления в Росфинмониторинг сведений о таких операциях,

- применения мер по замораживанию (блокированию) денежных средств и иного имущества и приостановлению операций с денежными средствами или иным имуществом в установленных Федеральным законом № 115-ФЗ случаях.

Также, в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Федерального закона № 115-ФЗ и пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О квалификационных требованиях к специальным должностным лицам, ответственным за реализацию правил внутреннего контроля, а также требованиях к подготовке и обучению кадров, идентификации клиентов, выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» требования к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом устанавливаются Федеральной службой по финансовому мониторингу.

Положением о требованиях к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, утвержденным приказом Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Положение об обучении кадров), установлено, что: руководитель организации утверждает перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ (пункты 2,3), обучение проводится в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажей, а также повышения уровня знаний в сфере ПОД/ФТ (пункт 6).

Вводный инструктаж в организации проводится специальным должностным лицом при приеме на работу на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения об обучении кадров, и при переводе (временном переводе) на должности либо для выполнения функций, указанные (указанных) в пунктах 3, 4 Положения об обучении кадров.

Дополнительный инструктаж проводится специальным должностным лицом, в том числе, при изменении действующих и вступлении в силу новых нормативных правовых актов Российской Федерации в области ПОД/ФТ, а также при утверждении организацией новых или изменении действующих правил внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ и программ его осуществления.

Обучение в форме целевого инструктажа лицо, планирующее осуществлять функции специального должностного лица, проходит однократно до начала осуществления таких функций. Однократное обучение в форме целевого инструктажа также должны пройти руководитель организации, главный бухгалтер (бухгалтер) организации (при наличии должности в штате организации) либо сотрудник, осуществляющий в организации функции по ведению бухгалтерского учета, руководитель юридического подразделения либо юрист организации (при наличии должности в штате организации). Указанные лица, назначаемые на соответствующие должности после ДД.ММ.ГГГГ, должны пройти однократное обучение в форме целевого инструктажа в течение года с даты возложения соответствующих должностных обязанностей.

Административным расследованием установлено, что перечень сотрудников, которые должны проходить обязательную подготовку и обучение в целях ПОД/ФТ руководителем общества с ограниченной ответственностью «Злато Мира» в проверяемом периоде не утверждён; обучение кадров в формах вводного, дополнительного, целевого инструктажей не проводилось, что свидетельствует о неисполнении обществом с ограниченной ответственностью «Злато Мира» требований законодательства о ПОД/ФТ в части осуществления внутреннего контроля.

Кроме того, положение о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (далее - Перечень), и доведения Перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом установлено Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, и Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в силу ДД.ММ.ГГГГ.

Доступ к версии Перечня, содержащей полные данные, необходимые для идентификации организаций и (или) физических лиц, включенных в Перечень, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальные предприниматели получают через Личный кабинет на Портале Росфинмониторинга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - Личный кабинет).

Для регистрации в Личном кабинете организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальному предпринимателю необходимо:

заполнить и отправить соответствующую заявку на подключение к Личному кабинету на официальном сайте, расположенную по адресу https://portal.fedsfm.ru;

направить заявку на подключение к Личному кабинету на бумажном носителе, полученную на указанный при заполнении электронной заявки адрес электронной почты, с подписью руководителя организации (индивидуального предпринимателя) и печатью (при наличии) с приложением копий документов, подтверждающих осуществление видов деятельности, позволяющих отнести заявителя к субъектам Федерального закона № 115-ФЗ по адресу: 107450, <адрес>, стр. 1 (информационное письмо Росфинмониторинга от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно имеющейся в распоряжении Крымской государственной инспекции пробирного надзора ФКУ «Пробирная палата России» информации у общества с ограниченной ответственностью «Злато Мира» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствовал доступ к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, документы, подтверждающие принятие мер для получения доступа к Личному кабинету на Портале Росфинмониторинга, не представлены.

Следовательно, в течение длительного времени в условиях неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ в части организации внутреннего контроля (отсутствия в указанном периоде доступа к полной версии Перечня через Личный кабинет), у ООО «Злато Мира» отсутствовала возможность надлежащего осуществления внутреннего контроля в части идентификации клиентов, их представителей и (или) выгодоприобретателей, а именно: проверки наличия/отсутствия сведений об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Таким образом, судом установлено, что ООО «Злато Мира» в течение длительного времени не исполнялись требования законодательства Российской Федерации о ПОД/ФТ в части организации и осуществления внутреннего контроля, не повлекшем непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, что предусматривает административную ответственность по части 1 статьи 15.27 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не опровергаются пояснениями представителя ООО «Злато Мира» ФИО3, данными в судебном заседании, а именно: уставными и учредительными документами, штатным расписанием общества, сведениями об открытии счетов, договорами оптовой купли-продажи за безналичный расчет от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, товарными накладными и квитанциями за указанный период.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 29.9-29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Злато Мира» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.27 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде штрафа в сумме 50000 (пятьдесят тысяч) рублей

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Верховный суд Республики Крым через Киевский районный суд <адрес>.

Судья: А.А. Тихопой

Реквизиты Крымской государственной инспекции пробирного надзора:

ИНН <***>; КПП 910243001 Р\С 40

УФК по <адрес> (Крымская государственная инспекция пробирного надзора, л/с <***>)

БИК 043510001

КБК09

ОКТМО 35701000