ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4111/2015 от 05.02.2016 Южно-сахалинского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-54/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

5 февраля 2016 года город Южно-Сахалинск

Судья Южно-Сахалинского городского суда Лукша Е.Н., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Татьяна»,

у с т а н о в и л:

ДД.ММ.ГГГГ на телефон «горячей линии» министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области поступило обращение гражданина о розничной продаже в магазине «Татьяна» по <адрес>, алкогольной продукции с признаками подделки федеральных специальных марок.

В ходе работы по обращению установлено, что деятельность по продаже алкогольной продукции в указанном магазине осуществляет ООО «Татьяна», лицензия серии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ произведен осмотр принадлежащих обществу помещений по указанному адресу, визуально проверена следующая продукция: водка «Званая классическая», 0<данные изъяты>

В результате осмотра установлено, что детектор защитных элементов при поднесении к федеральным специальным маркам (далее по тексту – ФСМ), нанесенным на указанную продукцию, защитных элементов, люминесцирующих под действием ультрафиолетового излучения, не выявил, что является признаком подделки ФСМ. Кроме того, при визуальном осмотре ФСМ установлено, что марки напечатаны на простой бумаге, на их оборотной стороне отсутствует текст «Алкогольная продукция», отсутствует припресованная способом горячего тиснения медная голографическая фольга с деметаллизацией.

В этой связи в этот же день референтом департамента лицензирования и контроля министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области К.Е в отношении ООО «Татьяна» возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В ходе административного расследования проведена экспертиза ФСМ, нанесенных на алкогольную продукцию, находящуюся на реализации в магазине «Татьяна», по результатам которой установлено несоответствие ФСМ по наличию специальных средств защиты аналогичным образцам ФСМ, произведенным <данные изъяты>

По результатам административного расследования ДД.ММ.ГГГГ в отношении названного общества составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, который направлен для рассмотрения в Южно-Сахалинский городской суд.

В судебном заседании представитель министерства сельского хозяйства, торговли и продовольствия Сахалинской области К.Е протокол об административном правонарушении поддержала, настаивала на том, что вина общества подтверждена материалами дела, а потому имеются основания для привлечения его к административной ответственности по вменяемой норме.

Защитник ООО «Татьяна» Е.К и законный представитель общества Д.Л против привлечения общества к административной ответственности возразили, поскольку общество предприняло все необходимые меры по соблюдению норм, устанавливающих порядок оборота алкогольной продукции, а признаки подделки ФСМ были обнаружены только при проведении экспертизы, в связи с чем в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения и умысел на его совершение.

Кроме того, защитником было заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для представления дополнительных доказательств.

Учитывая, что защитником доказательства, которые общество может представить, конкретизированы не были, а пояснения продавца магазина о том, каким образом им проверяется поступающая в магазин алкогольная продукция, доказательством соблюдения обществом обязательных требований в области розничной продажи алкогольной продукции, не является, судья отказывает в удовлетворении заявленного ходатайства.

Проверив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оборот алкогольной продукции или табачных изделий без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае, если такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 года № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха.

Пунктом 16 названной статьи предусмотрено, что оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона.

В силу частей 2, 3, 3.3, 4 и 6 статьи 12 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» алкогольная продукция, за исключением пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, подлежит обязательной маркировке в следующем порядке: алкогольная продукция, производимая на территории Российской Федерации, за исключением алкогольной продукции, поставляемой на экспорт, маркируется федеральными специальными марками.

Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, указанной в пункте 2 настоящей статьи.

Проверка подлинности федеральных специальных марок и акцизных марок осуществляется организациями - покупателями, имеющими соответствующую лицензию, визуально, а также с использованием доступа к информационным ресурсам уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти.

Требования к образцам федеральных специальных марок и акцизных марок устанавливаются Правительством Российской Федерации.

За правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2005 года № 785 «О маркировке алкогольной продукции федеральными специальными марками» изготовление федеральных специальных марок осуществляется федеральным государственным унитарным предприятием «Гознак» в соответствии с образцами, перечнем реквизитов и элементов защиты, утвержденными Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, по технологии, исключающей возможность их подделки и повторного использования, а также обеспечивающей возможность нанесения на них и считывания с них сведений о маркируемой ими алкогольной продукции с использованием технических средств единой информационной системы.

Перечень реквизитов и элементов защиты федеральных специальных марок утвержден Приказом Росалкогольрегулирования от 12 июля 2012 года № 191.

Пунктами 3.1 - 3.6 названного Перечня предусмотрено, что марки должны быть напечатаны на самоклеящейся бумаге. Верхний слой бумаги из 100% целлюлозы, без водяного знака, имеет пониженный уровень фонового свечения под воздействием ультрафиолетового излучения, со специальной химической защитой, машиночитаемым элементом защиты от подделок и двумя видами волокон. Красное волокно, не имеющее люминесценции под воздействием ультрафиолетового излучения, и волокно переменного сечения, с участками, люминесцирующими под воздействием ультрафиолетового излучения.

На оборотной стороне марки: гильоширные розетки с аббревиатурой "РФ". Текст "АЛКОГОЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ" отпечатан бесцветной краской, люминесцирующей под воздействием ультрафиолетового излучения.

Самоклеящаяся бумага должна содержать защитную нить шириной 4 мм с открытыми участками нерегулярного образа, с поляризационным эффектом и люминесценцией под воздействием ультрафиолетового излучения.

На бумагу должна быть припрессована способом горячего тиснения медная голографическая фольга с деметаллизацией. Медное голографическое изображение должно содержать: аббревиатуру "РФ" на монотонном фоне, дифракционный микротекст "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", недифракционный микротекст, микротексты "АП", "РФ", "РОССИЯ" высотой не более <данные изъяты>

Марки должны быть напечатаны с использованием не менее четырех способов печати: офсетным, трафаретным, флексографским и струйным. Также может применяться нетрадиционный - специальный высокозащищенный способ печати - металлографский с орловским эффектом.

На марки должны быть нанесены:

- две гильоширные нераппортные сетки с двумя ирисными переходами;

- контурный и директный микротексты и микротекст, выполненный переходом из директного в контурный, высота букв должна быть не более <данные изъяты>

- машиночитаемые элементы защиты от подделок на отдельных элементах марки.

В оформлении марки должны содержаться элементы защиты от подделок, выполненные специальной краской с переменными визуализируемыми свойствами, а также элементы, видимые в косопадающем свете, отпечатанные краской, люминесцирующей в ультрафиолетовом излучении.

Марки должны содержать специальные краски, обладающие специальными свойствами в различных спектральных диапазонах.

Марки должны иметь фигурные надсечки, которые обеспечивают невозможность их отклеивания без повреждения.

Марки должны содержать информацию о наименовании изготовителя, адресе его местонахождения (город), годе изготовления, уровне защиты.

Из материалов дела видно, что ФСМ, нанесенные на выявленную в принадлежащем ООО «Татьяна» магазине алкогольную продукцию, приведенным выше требованиям законодательства не соответствуют.

Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела.

При таких обстоятельствах прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Татьяна» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы защитника и законного представителя общества о том, что общество предприняло все необходимые меры по соблюдению норм, устанавливающих порядок оборота алкогольной продукции, по контролю качества закупаемой алкогольной продукции и представило тому доказательства, в связи с чем в его действиях отсутствует вина в совершении вменяемого административного правонарушения и умысел на его совершение, не могут быть приняты во внимание.

Факт того, что подлинность федеральных специальных марок на алкогольной продукции вызывает сомнение, был установлен должностными лицами в ходе визуального осмотра алкогольной продукции в торговых и складских помещениях ООО «Татьяна» и был впоследствии подтвержден в результате технического исследования.

В этой связи ссылки защитника, указанные в возражениях на протокол о том, что признаки подделки ФСМ были обнаружены только при проведении экспертизы посредством микроскопического сравнения, а также в ультрафиолетовых и инфракрасных лучах, отклоняются, поскольку не могут являться основанием для освобождения общества от административной ответственности.

Учитывая, что признаки подделки ФСМ были обнаружены визуально, не имеет правового значения и то обстоятельство, что символы ФСМ, нанесенные на алкогольную продукцию, соответствуют данным, указанным в отношении таких ФСМ в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

п о с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью «Татьяна», <данные изъяты>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> с конфискацией алкогольной продукции, изъятой по протоколу изъятия от ДД.ММ.ГГГГ.

Сумму штрафа перечислить по следующим реквизитам: получатель – УФК по Сахалинской области (Министерство торговли и продовольствия Сахалинской области), ИНН <***>, КПП 650101001, р/счет <***>, ГРКЦ ГУ Банка России по Сахалинской области города Южно-Сахалинска, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, КБК 035116 90040 04 0000 140.

Разъяснить ООО «Татьяна», что в соответствии с частью 1 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.

При этом, копия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицом, привлечённым к административной ответственности, должна быть направлена в Южно-Сахалинский городской суд.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют в течение десяти суток постановление о наложении административного штрафа с отметкой о его неуплате судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. Протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 настоящего Кодекса, в отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, составляет судебный пристав-исполнитель (часть 5 статьи 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Постановление по делу может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Южно-Сахалинского

городского суда Е.Н. Лукша