Дело № 5-412/2019
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
г. Тамбов 10 октября 2019 года
Судья Ленинского районного суда г. Тамбова Воронцова Е.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении:
генерального директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» Маркуса Романа Владимировича, *** года рождения,уроженца ***, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: ***, паспорт ***, выданный *********,
У С Т А Н О В И Л:
23.08.2019 Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области в отношении генерального директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» Маркуса Р.В. составлен протокол № П08-27/12/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
Из протокола следует, что в период с января по июнь 2019 года ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» оказывались услуги по горячему водоснабжению по адресу: пос***, по тарифу, рассчитанному самим исполнителем услуги.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области тариф на горячую воду для ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» установлен был только с 01.07.2019 приказом от 13.06.2019 № 42-т.
Таким образом, ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» осуществляло оказание услуг по горячему водоснабжению по иным ценам и тарифам, в случаях, когда законом установлена необходимость применения регулируемых цен (тарифов), что нарушает положения ч. 6 ст. 13 Федерального закона от 07.10.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и образует состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ.
В судебное заседаниегенеральный директор ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» Маркус Р.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Его защитники по доверенности ФИО1, Федькин Д.В. указали, что ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» осуществляет деятельность по теплоснабжению и горячему водоснабжению потребителей пос. Строитель Тамбовского района на основании концессионного соглашения от 11.12.2017 № 166 с даты подписания акта приема-передачи объекта данного соглашения, т.е. с 01.02.2018.
19.01.2018 ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» обращалось в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с заявлением об открытии дела об установлении цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую обществом потребителям пос. Строитель на 2017 – 2020 годы. 23.01.2018 Управление по регулированию тарифов Тамбовской области указанное заявление было принято к рассмотрению и открыто дело об установлении тарифов. Протоколом Управления от 02.02.2018 № 5 по результатам рассмотрения заявления ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» было прекращено дело об установлении тарифов на горячую воду для потребителей пос. Строитель ввиду отсутствия установленных тарифов по компоненту холодная вода, так как для ООО «Теплокомсервис», являющейся организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории пос. Строитель, не были установлены соответствующие тарифы. Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области рекомендовано ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» в целях недопущения чрезвычайной ситуации производить расчеты с организацией, поставляющей холодную воду для горячего водоснабжения, по фактическим расходам согласно заключенному договору, что ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» и выполняло. Как только приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 23.04.2019 № 36-в был установлен тариф на холодную воду для организации, эксплуатирующей систему холодного водоснабжения пос. Строитель - МУП «Цнинский хозяйственный центр», ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» обратилось с заявлением об установлении тарифа на горячую воду.
Таким образом, производство по настоящему делу подлежит прекращению по основаниям ст.ст. 2.7, 24.5 КоАП РФ.
Кроме того, при составлении протокола об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения КоАП РФ. В частности, в протоколе отсутствует подписи Маркуса Р.В. и его защитника Федькина Д.В., подтверждающие факт разъяснения им их прав и обязанностей.
Также защитники не были согласны с доводами Управления по регулированию тарифов Тамбовской области о нарушениях установленного порядка ценообразования, установленного протоколом заседания правления Управления, в связи с применением ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» при расчетах с потребителями ставки НДС 20%, поскольку такие нарушения состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ не образуют.
Представители Управления по регулированию тарифов Тамбовской области по доверенности ФИО2, ФИО3 в судебном заседании указали, что в вину ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» вменяется нарушение установленного порядка ценообразования, связанного с оказанием потребителям услуги по горячему водоснабжению без определенного Управлением тарифа. Считали, что каких-либо процессуальных нарушений при составлении протокола об административном правонарушении со стороны административного органа допущено не было.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
В Определении от 25.04.2019 № 881-О Конституционный Суд Российской Федерации указала, что ст. 14.6 КоАП РФ направлена на защиту установленного порядка ценообразования в интересах как потребителей продукции, товаров или услуг, цены (тарифы, расценки, ставки и тому подобное) на которые подлежат урегулированию государством, так и хозяйствующих субъектов, производящих (оказывающих) указанные продукцию, товары и услуги. Согласно ее части 2 административная ответственность наступает среди прочего за любое нарушение установленного уполномоченными органами порядка ценообразования.
Согласно ч. 1 ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Федеральный закон N 416-ФЗ) водоснабжение - водоподготовка, транспортировка и подача питьевой или технической воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем холодного водоснабжения (холодное водоснабжение) или приготовление, транспортировка и подача горячей воды абонентам с использованием централизованных или нецентрализованных систем горячего водоснабжения (горячее водоснабжение).
Согласно ст. 31 Федерального закона N 416-ФЗ горячее водоснабжение является регулируемым видом деятельности, тариф на горячую воду подлежит государственному регулированию.
Указанное положение также закреплено п. 4 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения".
В силу п.п. 88-89, 90, 92 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 N 406, органы регулирования устанавливают двухкомпонентный тариф на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения, состоящий из компонента на холодную воду и на тепловую энергию.
В соответствии с ч. 6 ст. 13 Федерального закона N 416-ФЗ оплата горячей, питьевой и (или) технической воды по договору водоснабжения осуществляется по тарифам на горячую воду (горячее водоснабжение), питьевую воду (питьевое водоснабжение) и (или) техническую воду.
Частью 2 статьи 157 ЖК РФ установлено, что размер платы за коммунальные услуги, в том числе за горячее водоснабжение, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона N 416-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской относится установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
В соответствии с п.1.1 Положения об Управлении по регулированию тарифов области, утвержденного постановлением главы администрации области от 06.11.2012 № 110, Управление является исполнительным органом государственной власти области, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное регулирование цен (тарифов) и региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых цен (тарифов).
Из материалов дела следует, что в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области поступило обращение ФИО7 по вопросу правомерности применения тарифа на горячую воду ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» для расчетов с населением за горячее водоснабжение.
В ходе рассмотрения данного обращения было установлено, что в период с января по июнь 2019 года ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» оказывались услуги по горячему водоснабжению по адресу: ***, микрн. Северный, ***, по тарифу, рассчитанному самим исполнителем услуги.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области тариф на горячую воду для ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» установлен не был.
Такой тариф был определен только с 01.07.2019 приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 13.06.2019 № 42-т.
Приведенные выше обстоятельства подтверждаются имеющимися в деле доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении; договорами холодного водоснабжения, заключенными между ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» и ООО «Теплокомсервис», МУП «Цнинский хозяйственный центр»; обращением ФИО7; выпиской из ЕГРЮЛ; Уставом ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО»; иными материалами дела.
Принимая во внимание собранные по делу доказательства, прихожу к выводу, что в действиях генерального директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» Маркуса Р.В. формально имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.14.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, в соответствии со ст.2.7 КоАП не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
При этом обязанность доказывания вынужденного совершения противоправных действий в состоянии крайней необходимости лежит не на административном органе, а на лице, привлекаемом к административной ответственности.
Для решении вопроса о возможности освобождения от административной ответственности лица на основании вышеприведенной нормы в случае, если лицо ссылается на то, что допустило нарушение законодательства в целях предотвращения обстоятельств, которые могли повлечь наступление какой-либо ситуации, угрожавшей другим лицам, а также охраняемым законом интересам общества или государства, необходимо учитывать, что на должностном лице организации, оказывающей услуги в сфере горячего водоснабжения, лежит обязанность по своевременному обращению в уполномоченный орган с предложением об установлении соответствующего тарифа, в целях недопущения ситуаций, которые могут повлечь причинение вреда.
Как было уже указано выше в вину генерального директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» вменяется нарушение требований законодательства в сфере ценообразования на услуги горячего водоснабжения, выразившееся в том, что в период с января по июнь 2019 года ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» оказывало услуги по горячему водоснабжению по адресу: ***, микрн. Северный, ***, по тарифу, рассчитанному самим исполнителем услуги, а не Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, как того требуют изложенные нормы закона.
Однако, согласно материалов дела 19.01.2018 ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» обращалось в Управление по регулированию тарифов Тамбовской области с заявлением об открытии дела об установлении цен (тарифов) на горячую воду, поставляемую обществом потребителям пос. Строитель на 2017 – 2020 годы.
23.01.2018 Управление по регулированию тарифов Тамбовской области указанное заявление было принято к рассмотрению и открыто дело об установлении тарифов.
Протоколом Управления от 02.02.2018 № 5 по результатам рассмотрения заявления ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» было прекращено дело об установлении тарифов на горячую воду для потребителей пос. Строитель ввиду отсутствия установленных тарифов по компоненту холодная вода, так как для ООО «Теплокомсервис», являющейся организацией, осуществляющей холодное водоснабжение на территории пос. Строитель, не были установлены соответствующие тарифы.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области рекомендовано ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» в целях недопущения чрезвычайной ситуации производить расчеты с организацией, поставляющей холодную воду для горячего водоснабжения, по фактическим расходам согласно заключенному договору, действующего по состоянию на 31.12.2017.
Тариф на холодную воду был установлен для организации, эксплуатирующей систему холодного водоснабжения пос. Строитель - МУП «Цнинский хозяйственный центр», только 23.04.2019 приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области № 36-в.
После установления данного тарифа ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» 28.05.2019 обратилось с заявлением об установлении тарифа на горячую воду.
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области тариф на горячую воду для ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» установлен с 01.07.2019 приказом от 13.06.2019 № 42-т.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» оказывало услуги по горячему водоснабжению по адресу: пос. Строитель, микрн. ******, без установленного Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области тарифа на горячую воду в состоянии крайней необходимости, во избежание чрезвычайной ситуации и негативных социальных последствий.
Также полагаю заслуживающими внимание доводы защитников Маркуса Р.В. о том, что применение ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» при расчетах с потребителями ставки НДС 20% не образуют состав правонарушения по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, поскольку Управление по регулированию тарифов Тамбовской области не наделено право определять порядок ценообразования протоколом заседания правления. В этой связи неприменение обществом рекомендуемой правлением Управления цены нарушений по ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ не влекут.
Вместе с тем нельзя согласиться с доводами защитников Маркуса Р.В. о процессуальных нарушениях при составлении протокола об административном правонарушении в связи с отсутствием подписей Маркуса Р.В. и его защитника Федькина Д.В., подтверждающих факт разъяснения им их прав и обязанностей, поскольку права и обязанности были разъяснены в письме Управления по регулированию тарифов по Тамбовской области от 14.08.2019, полученном в этот же день ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО».
На основании пункта 3 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при действии лица в состоянии крайней необходимости.
Руководствуясь ст.ст.24.5, 29.12 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.6 КоАП РФ, в отношении генерального директора ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» Маркуса Романа Владимировича, *** года рождения,уроженца ***, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного по адресу: ***, паспорт ***, выданный ***» ******, прекратить по основаниям ст.ст. 2.7, 24.5 КоАП РФ.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Тамбовский областной суд (РФ, <...>) в течение десяти суток.
Судья Е.С. Воронцова