Дело № 5-413/2016
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
по делу об административном правонарушении
пос. Ола 05 августа 2016 года
Резолютивная часть постановления объявлена 05 августа 2016 года.
Мотивированное постановление составлено 07 августа 2016 года.
Судья Ольского районного суда Магаданской области Слободчикова О.В.,
рассмотрев в помещении Ольского районного суда Магаданской области по адресу: <...>, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении муниципального казенного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа с. Тауйск», расположенного по адресу: с. Тауйск Магаданской области, ул. 50 лет Октября, д. 22, ОГРН <***>, ИНН <***>, КПП 490101001,
с участием представителей юридического лица ФИО1, действующей на основании доверенности б/н от 05.08.2016 и директора МКОУ «СОШ с. Тауйск» ФИО2, которым разъяснены права, предусмотренные ст.25.1 КоАП РФ, о чем отобрана подписка,
у с т а н о в и л:
В отношении МКОУ «СОШ с. Тауйск» главным специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО3 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ – осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Правонарушение выразилось в следующем.
С 06 по 27 июня 2016 года на основании приказа министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10.05.2016 № 441 проведена плановая документарная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении МКОУ «СОШ с. Тауйск».
В ходе проверки установлено, что Учреждение имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, серии 49Л 01 № 0000468 с приложением № 1, выданную министерством образования и молодежной политики Магаданской области 16.12.2015.
21.06.2016 в 15 часов 40 минут при проведении документарной проверки установлено, что помимо указанных в приложении № 1 к лицензии в МКОУ «СОШ с. Тауйск» в 2015-2016 учебном году реализовывалась дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для обучающихся школы, не указанная в приложении. Администрацией МКОУ «СОШ с. Тауйск» в 2015, 2016 годах образовательная деятельность по дополнительной общеразвивающей программе для лицензировании не заявлялась, необходимые и своевременные меры для переоформления лицензии предприняты не были.
МКОУ «СОШ с. Тауйск» не имело законных оснований для реализации дополнительной общеразвивающей программы в связи с отсутствием специального разрешения (лицензии и приложения к ней), что является грубым нарушением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности.
В судебном заседании представитель МКОУ «СОШ с. Тауйск» ФИО1 с протоколом об административном правонарушении не согласилась, пояснила, что действия школы, выразившиеся в отсутствии оснований для реализации дополнительных общеразвивающих программ, а именно отсутствие лицензии, не подпадает под признак понятия грубого нарушения лицензионных требований и условий. В протоколе об административном правонарушении указано о нарушении МКОУ «СОШ с. Тауйск» подп.«г» п.6 Положения о лицензировании, однако данный подпункт устанавливает лицензионное требование к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности, в части наличия разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со ст.12 Федерального закона «Об образовании в РФ». Вместе с тем, согласованная и утвержденная 28.08.2015 дополнительная общеразвивающая программа у школы имеется, о чем указано в протоколе об административном правонарушении. Кроме того, в протоколе, постановлении и материалах дела об административном правонарушении отсутствуют перечень и оценка доказательств, совершения школой грубых нарушений лицензионных требований и условий, установленных законодательством, а также ссылка на конкретные нарушения лицензионных требований и условий, на основании которых Министерство образования и молодежной политики Магаданской области квалифицирует действия школы по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Следовательно, такие нарушения не могут являться основанием для признания этих нарушений грубыми и влекущими административную ответственность юридического лица по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ. Просила производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в действиях МКОУ «СОШ с. Тауйск» состава административного правонарушения.
Письменные объяснения представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по заявленному ходатайству приобщены к материалам дела.
Директор МКОУ «СОШ с. Тауйск» ФИО2 в судебном заседании поддержал доводы представителя ФИО1, дополнительно пояснил, что действительно в школе реализовывалась дополнительная общеразвивающая программа, а именно – велся баскетбольный кружок, который посещали все учащиеся школы. Ранее у МКОУ «СОШ с. Тауйск» имелась лицензия на осуществление данной деятельности, однако при изменении наименования учреждения, в декабре 2015 года была получена новая лицензия, в которую по его упущению не была включена деятельность по реализации дополнительных общеразвивающих программ. В настоящее время в Министерство образования и молодежной политики Магаданской области подан пакет документов на получение лицензии на осуществление деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ.
Выслушав представителей юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, проверив материалы дела, судья приходит к следующему.
Частью 3 ст.19.20 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Необходимым условием для привлечения лица к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 КоАП РФ является грубое нарушение таким лицом требований или условий специального разрешения (лицензии).
В Примечании к статье 19.20 КоАП РФ отмечено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность подлежит лицензированию.
В пункте 9 «Положения о лицензировании образовательной деятельности», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013 № 966 (далее Положение), раскрыто понятие грубого нарушения лицензионных требований и условий, к которым относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д», «ж» - «к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 настоящего Положения (подп. «а» п.9), а также повторное в течение 5 лет нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктом «е» пункта 6, подпунктами «а», «в», «г» пункта 7 настоящего Положения (подп. «б» п.9).
Судом установлено, что на основании приказа министерства образования и молодежной политики Магаданской области от 10.05.2016 № 441 проведена плановая документарная проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере образования в отношении МКОУ «СОШ с. Тауйск», которое имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования, серии 49Л 01 № 0000468 с приложением № 1, выданную министерством образования и молодежной политики Магаданской области 16.12.2015.
При проведении документарной проверки административным органом установлено, что помимо указанных в приложении № 1 к лицензии в МКОУ «СОШ с. Тауйск» в 2015-2016 учебном году реализовывалась дополнительная образовательная программа физкультурно-спортивной направленности для обучающихся школы, не указанная в приложении. Законных оснований для реализации дополнительной общеразвивающей программы МКОУ «СОШ с. Тауйск» не имело в связи с отсутствием специального разрешения (лицензии и приложения к ней).
Материалы дела объективно свидетельствуют о совершении МКОУ «СОШ с. Тауйск» административного правонарушения.
Действия юридического лица МКОУ «СОШ с. Тауйск» квалифицированы главным специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО3 по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ как осуществление образовательной деятельности с грубым нарушением лицензионных требований, а именно – требования, установленного подп.«г» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности.
Вместе с тем, в соответствии с подпунктом «г» пункта 6 Положения одними из лицензионных требований к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ в соответствии со статьей 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
При этом, из материалов дела об административном правонарушении следует, что в МКОУ «СОШ с. Тауйск» дополнительная общеразвивающая программа разработана и утверждена директором школы 28.08.2015, а вменяемое юридическому лицу правонарушение заключается в реализации дополнительной общеразвивающей программы для учащихся школы при отсутствием специального разрешения (лицензии и приложение к ней).
Частью 1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
Пунктом 3 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 «О лицензировании образовательной деятельности», установлено, что образовательная деятельность как лицензируемый вид деятельности включает в себя оказание образовательных услуг по реализации образовательных программ по перечню согласно приложению.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно при наличии лицензии.
Анализ приведенных норм применительно к положениям ст.19.20 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что осуществление образовательной деятельности при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке, образует состав правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 настоящего кодекса.
В связи с вышеизложенным, судья полагает, что главным специалистом отдела надзора и контроля в сфере образования министерства образования и молодежной политики Магаданской области ФИО3, неверно квалифицировано деяние, совершенное МКОУ «СОШ с. Тауйск», и полагает, что в данном случае действия МКОУ «СОШ с. Тауйск» подлежат квалификации по ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях как осуществление образовательной деятельности без специального разрешения (лицензии).
Сведений о привлечении МКОУ «СОШ с. Тауйск» к административной ответственности в материалах дела об административном правонарушении не содержится.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность МКОУ «СОШ с. Тауйск» в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении не установлено.
При назначении административного наказания судья учитывает характер административного правонарушения, отсутствие отягчающих и смягчающих наказание обстоятельств, отсутствие имущественного ущерба, привлечение к административной ответственности впервые, и полагает возможным назначить МКОУ «СОШ с. Тауйск» административное наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в ил:
Муниципальное казенное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Тауйск» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде предупреждения.
Настоящее постановление может быть обжаловано в Магаданский областной суд лицами, участвующими в производстве по делу об административном правонарушении, а также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со ст.28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, путем подачи жалобы через Ольский районный суд либо непосредственно в Магаданский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего постановления.
Судья О.В. Слободчикова