ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-413/18 от 26.11.2018 Сокольского районного суда (Вологодская область)

Дело № 5-413/2018

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

о назначении административного наказания

(резолютивная часть оглашена 26 ноября 2018 года)

29 ноября 2018 года город Сокол,

Вологодская область

Судья Сокольского районного суда Вологодской области Закутина М.Г.,

при секретаре Карпуниной Н.М.,

рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальные системы» (юридический адрес – <...>, ИНН <***>),

у с т а н о в и л:

государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Вологодской области Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области (далее – Управление Росприроднадзора по Вологодской области) составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в котором приводятся сведения о том, что Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» (далее – МУП «Коммунальные системы») допустило нарушение ст. 12, ч. 1 ст. 14 и ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха», ч.ч. 1 и 4 ст. 23, ч. 1 ст. 34 и ч. ч. 1 и 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Из протокола усматривается, что основным видом деятельности МУП «Коммунальные системы» является распределение пара и горячей воды (тепловой энергии). Согласно экспертному заключению Федерального государственного бюджетного учреждения «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Северо-Западному федеральному округу» - «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Вологодской области» от 17 августа 2018 года № 01-09/1546 по результатам технических инструментальных исследований на источниках выбросов в атмосферный воздух от:

- приемной камеры промстоков выявлено наличие выбросов в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: сероводород 0,00128 г/с, фенол 0,0008314 г/с, формальдегид 0,0000009137 г/с, аммиак 0,000001485 г/с и метан 0,05295 г/с;

- приемной камеры хозяйственных бытовых сточных вод выявлено наличие выбросов в атмосферный воздух следующих загрязняющих веществ: сероводород 0,0001802 г/с, фенол 0,00002757 г/с, формальдегид 0,000000616 г/с, аммиак 0,000003546 г/с и метан 0,0003080 г/с.

Вышеперечисленные загрязняющие вещества входят в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 08 июля 2015 года № 1316-р.

В нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 96-ФЗ от 04 мая 1999 года «Об охране атмосферного воздуха» у МУП «Коммунальные системы» отсутствует разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду.

Действия (бездействие) МУП «Коммунальные системы» квалифицировано должностным лицом, составившим протокол, как административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Защитник МУП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину предприятия в совершении правонарушения не признала, суду пояснила, что действительно предприятие осуществляет выброс вредных загрязняющих веществ без соответствующего разрешения в связи с тем, что такое разрешение получить сложно. С 2014 года МУП «Коммунальные системы» ведутся мероприятия, связанные с получением данного разрешения. В соответствии с п. 5.3.15 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года № 400, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) в установленном порядке выдает разрешения на выброс и сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Последовательность действий Росприроднадзора определяется соответствующим административным регламентом, который утвержден приказом Минприроды России от 25 ноября 2011 года № 650. В соответствии с административным регламентом для того, чтобы получить разрешение, хозяйствующий субъект должен составить и предоставить в территориальный орган в установленном порядке нормативы предельно допустимых выбросов вредных веществ. Для установления нормативов предельно допустимых выбросов и получения разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта «Объединенные очистные сооружения канализации г. Сокол» МУП «Коммунальные системы» в апреле 2014 года заключило договор с ООО «Росэко» на разработку «Проекта нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух». Разработанный ООО «Росэко» проект ПДВ был направлен в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Вологодской области» в г. Сокол для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы проектной документации. На проект ПДВ было получено экспертное заключение № 112 от 03 декабря 2014 года, в котором указано, что проектная документация соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. 16 декабря 2014 года Управлением Роспотребнадзора по Вологодской области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение № 35.ВЦ.02.000.Т.000850.12.14, в котором указано, что требования, установленные в проектной документации, соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. После этого весь пакет документов и заявление на установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух были представлены предприятием в Управление Росприроднадзора по Вологодской области направлено (получено Управлением Росприроднадзора 13 января 2015 года). Однако 17 февраля 2015 года предприятием получен отказ Управления Росприроднадзора по Вологодской области в установлении нормативов ПДВ с указанием замечаний по проекту ПДВ. Проект ПДВ был передан проектной организации на доработку в соответствии с указанными замечаниями. МУП «Коммунальные системы» само разработать проект ПДВ не может, так как разработать проект ПДВ может только специализированная организация, которая имеет определенные специальные программы для расчета. В ходе устранения замечаний в течение 2015 года проектировщиками проводились неоднократные консультации со специалистами Росприроднадзора и организациями, разрабатывающими методики для проведения расчетов ПДВ. Разработчиком направлялись запросы, в том числе в АО «Научно-исследовательский институт охраны атмосферного воздуха (АО «НИИ Атмосфера»). 23 октября 2015 года на основании откорректированного проекта ПДВ в Управление Росприроднадзора по Вологодской области было вновь направлено заявление на установление нормативов выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух для ООСК г. Сокол МУП «Коммунальные системы». Однако проект ПДВ был возвращен без рассмотрения ввиду наличия ряда замечаний. 11 января 2016 года предприятием был направлен запрос с просьбой вернуть проект на доработку, также направлялись запросы в ООО «Росэко» с просьбой выполнить работы (письма 30 марта 2016 года, 01 июля 2016 года). Далее велись переговоры и с разработчиками проекта ПДВ и с Управлением Росприроднадзора по Вологодской области. В связи с невыполнением исполнителем своих обязанностей МУП «Коммунальные системы» направило претензию в адрес ООО «Росэко». Ответ был получен 20 декабря 2016 года. Было принято решение разрабатывать новый проект. В ходе устранения замечаний МУП «Коммунальные системы» заключило договор о возмездном оказании услуг по проведению инструментальных замеров на источниках выбросов в атмосферу с целью инвентаризации с ООО «РАЦИО», и летом 2017 года ООО «РАЦИО» были проведены новые инструментальные замеры на источниках загрязнения атмосферы на площадке ООСК г. Сокол для нового расчета нормативов ПДВ. На полностью переработанный проект ПДВ для ООСК г. Сокол МУП «Коммунальные системы» получено экспертное заключение ООО «Алгоритм» № 4208 от 12 декабря 2017 года, в котором указано, что проектная документация соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям. Заявление о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект ПДВ предприятием направлено 20 декабря 2017 года в Управление Роспотребнадзора, которое 23 января 2018 года выдало санитарно-эпидемиологическое заключение № 35.ВЦ.02.000.Т.000045.01.18 о несоответствии проектной документации государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. В связи с этим МУП «Коммунальные системы» 07 февраля 2018 года направило в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области запрос о разъяснении причин несоответствия нормативов ПДВ государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и о мероприятиях, предусматривающих достижение в атмосферном воздухе предельно допустимых концентраций сероводорода и фенола, хотя концентрации указанных веществ в атмосферном воздухе ближайшей жилой зоны и расчетной СЗЗ (1000 м) не достигают значений санитарно-гигиенических нормативов (1,0 ПДК), что соответствует требованиям законодательства. Также предприятие на постоянной основе проводит проверку выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух. 16 февраля 2018 года предприятием получен ответ Управления Роспотребнадзора по Вологодской области, в котором говорится о необходимости разработки плана мероприятий по доведению ПДВ до нормируемых показателей и необходимости разработки проекта санитарно-защитной зоны (СЗЗ) с обоснованием увеличения СЗЗ и установлением ее границ. На основании изложенного в вышеуказанном письме МУП «Коммунальные системы» заключило с ООО «Росэко» договор № 02-СЗЗ на разработку проекта расчетной СЗЗ для ООСК г. Сокол. В связи с вступлением в марте 2018 года в силу постановления Правительства Российской Федерации № 222 об утверждении правил установления СЗЗ и использования земельных участков, расположенных в границах СЗЗ, в котором указан перечень документов и информации, необходимых для разработки проекта СЗЗ, возникла необходимость получения дополнительной информации. 28 июня 2018 года был направлен запрос в Администрацию г. Сокол о предоставлении выписки из ЕГРН на земельный участок. 06 июня 2018 года был направлен запрос в Департамент лесного комплекса Вологодской области для получения информации о расположении на территории ООСК лесного участка. На основании этого предприятием в настоящее время заключен договор с ООО «Архитектура Строительство Проектирование» на выполнение работ по межеванию земельного участка, на котором располагаются ООСК г. Сокол. Кроме того, 29 июня 2018 года предприятием был направлен запрос в Управление Роспотребнадзора по Вологодской области о необходимости разработки проекта оценки риска здоровью населения. 19 июля 2018 года в адрес МУП «Коммунальные системы» поступил ответ о целесообразности проведения оценки риска для здоровья населения в соответствии с п. 2.1, 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны, санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». МУП «Коммунальные системы» был заключен договор №29/07.18-1 от 30 июля 2018 года с ООО «АСП» на выполнение работ по межеванию земельного участка, на котором располагаются ООСК г. Сокол; договор №21/3-2018/НИИГПЭЧ на оказание услуг по оценке риска для здоровья населения при обосновании санитарно-защитной зоны от 10 сентября 2018 года; договор возмездного оказания услуг №238-АВ и №241-АВ ООО «РАЦИО» от 31 августа 2018 года и 03 сентября 2018 года на проведение фактических замеров загрязняющих веществ и шума на контрольных постах для проекта СЗЗ. Кроме того, в рамках производственного контроля проводятся замеры выбросов в атмосферных воздух. Был заключен договор возмездного оказания услуг № 216-ПВ с ООО «РАЦИО». МУП «Коммунальные системы» были предприняты все возможные меры для получения данного разрешения.

Выслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Факт нарушения МУП «Коммунальные системы» законодательства в области охраны атмосферного воздуха (а именно: факт выброса вредных веществ в атмосферный воздух без специального разрешения) подтвержден собранными по делу доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, протоколом испытаний № 18-02-14-309 от 21 мая 2018 года, экспертным заключением по протоколу испытаний № 18-02-14-309 от 21 мая 2018 года, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов № 03-126/2018-04 от 14 августа 2018 года, протоколом взятия проб и образцов № 03-126/2018-05 от 14 августа 2018 года, экспертным заключением по результатам экспертного сопровождения в рамках обеспечения федерального государственного экологического надзора № 67 от 17 августа 2018 года.

Действия МУП «Коммунальные системы» образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суд учитывает, что МУП «Коммунальные системы» заблаговременно было известно о необходимости получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и о порядке получения такого разрешения, однако в течение длительного времени такое разрешение не было получено по причине выявления Управлением Росприроднадзора по Вологодской области и самим МУП «Коммунальные системы» недостатков в проектной и расчетной документации. Действия (бездействие) Управления Росприроднадзора по Вологодской области, выразившиеся в невыдаче соответствующего разрешения и неоднократном возвращении представленных документов на доработку, юридическое лицо не обжаловало, после 22 декабря 2015 года по вопросу получения разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Управление Росприроднадзора по Вологодской области не обращалось. Суд полагает, что МУП «Коммунальные системы» имело реальную возможность для соблюдения требований действующего природоохранного законодательства, но данным предприятием не были предприняты все зависящие от него меры по соблюдению предусмотренных законодательством норм.

С учетом изложенного судья приходит к выводу о том, что вина МУП «Коммунальные системы» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, нашла свое подтверждение.

Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими ответственность МУП «Коммунальные системы», является принятие юридическим лицом мер по устранению допущенного нарушения, постоянное осуществление инвентаризации источников загрязнения атмосферы. Отягчающих ответственность обстоятельств не установлено.

Решая вопрос о виде и размере наказания, суд учитывает обстоятельства дела и характер совершенного МУП «Коммунальные системы» административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, а также то, что ранее МУП «Коммунальные системы» не привлекалось к ответственности за подобные правонарушения.

Совершенное МУП «Коммунальные системы» правонарушение посягает на порядок охраны атмосферного воздуха, являющегося жизненно важным компонентом окружающей природной среды, и содержит существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в части реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду. Указанное с учетом длительности совершения правонарушения не позволяет признать его малозначительным.

При таких обстоятельствах судья полагает необходимым назначить МУП «Коммунальные системы» административное наказание в виде штрафа. Оснований для замены административного штрафа предупреждением, предусмотренных ст. 4.1.1 КоАП РФ, не имеется, поскольку МУП «Коммунальные системы» не является субъектом малого или среднего предпринимательства.

Согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Судья считает возможным назначить МУП «Коммунальные системы» административное наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в размере 90 000 руб., при этом учитывает характер совершенного административного правонарушения и его последствия (в том числе принятие мер по получению специального разрешения на выброс вредных веществ, постоянное осуществление инвентаризации источников загрязнения атмосферы), принимает во внимание, что снижение МУП «Коммунальные системы» административного штрафа до 90 000 руб. будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.

Руководствуясь ст.ст. 29.9-29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

признать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальные системы» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 90 000 (девяносто тысяч) руб.

Разъяснить Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальные системы», что штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Реквизиты для уплаты штрафа:

Получатель платежа УФК по Вологодской области (Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Вологодской области)

ИНН <***>

КПП 352501001

ОКТМО 19638101

р/счет <***>

Отделение Вологда г. Вологда

БИК 041909001

Код 04811607000016000140

Платежный документ после уплаты штрафа немедленно представляется судье, вынесшему постановление. В случае, если по истечении срока для уплаты штрафа судье не будет передан платежный документ об уплате штрафа, то постановление о назначении наказания подлежит направлению судьёй судебному приставу-исполнителю для принудительного взыскания штрафа по правилам исполнительного производства. Кроме того, правонарушитель может быть привлечен к административной ответственности за неуплату штрафа по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Вологодский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.Г. Закутина