ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-414/2021 от 24.05.2021 Надымского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

<данные изъяты>

ДЕЛО№5-414/2021

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

об административном правонарушении


24 мая 2021 года г.Надым, ЯНАО

Судья Надымского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Антонова В.А. с участием помощника Надымского городского прокурора Якунина В.А., лица в отношении которого составлен административный протокол ФИО1 рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, *дата* года рождения, уроженца <адрес>, гражданина РФ, зарегистрированного и проживающего в <адрес>, <адрес><адрес>, <данные изъяты>,

УСТАНОВИЛ:


Согласно протоколу об административном правонарушении 89ФЛ №484274 от 24.05.2021 года, составленному УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по Надымскому району лейтенантом полиции <данные изъяты>*дата* в 16 часов 11 минут ФИО1, зарегистрированный по адресу <адрес>, <адрес><адрес>, без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, осуществлял организацию публичного проведения предварительной агитации путем размещения в сети интернет в социальной сети «Вконтакт» под «ником» «А. Бабушкин» (<данные изъяты>) репост записи из группы «Алексей Навальный» содержащей призыв к митингу 21.04.2021 года в 19 :00 часов в поддержку Алексея Навального на центральной площади (бульвар имени Стрижова, РК «Победа») в нарушении требований ст.7 ст.10 ФЗ -54 от 19.06.2004 года «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях », а также в нарушении ст.3 Закона ЯНАО №142 от 24.11.2012 года, то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.2 ст.20.2 КоАП РФ

24 мая 2021 года дело об административном правонарушении передано в Надымский городской суд ЯНАО для рассмотрения и доставлен ФИО1

В связи с тем, что ФИО1 является членом Территориальной избирательной комиссии Надымского района с правом решающего голоса, прокурором Ямало-Ненецкого автономного округа 28 апреля 2021 года дано согласие на назначение административного наказания члену Территориальной избирательной комиссии Надымского района с правом решающего голоса ФИО1

В судебном заседании ФИО1 вину не признал указав, что ни какой страницы в сети интернет «Вконтакт» не имеет и не когда не организовывал митинг. Считает, что его вина не доказана. Также заявил, что его право на защиту при составлении протокола было нарушено и ходатайствовал об участие в судебном заседании его защитника Киселева М.С..

В связи с невозможностью явки защитника Киселева М.С. в судебное заседание, ФИО1 было предложено пригласить другого защитника от чего он отказался.

Ходатайство ФИО1 о предоставлении ему защитника Киселева М.С. было отклонено судом и судебное заседание было проведено в отсутствие защитника Киселева М.С. надлежащим образом уведомленным о дате судебного заседания, а также в связи с тем, что ФИО1 25 мая 2021 года уезжает за пределы Надымского района (со слов ФИО1), а в силу ч. 4 ст. 29.6 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест либо административное выдворение, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ присутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, при рассмотрении дела об административном правонарушении, влекущем административный арест, во всех случаях является необходимым.

Помощник прокурора Якунин В.А. считает, что вина ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.20.2 КоАП РФ материалами дела доказана..

Должностное лицо ФИО2 в судебном заседании пояснил, что административный протокол в отношении ФИО1 составлялся трижды в связи с возращением его из суда для устранений препятствий к рассмотрению, также в рапорте от 19.04.2021 года, в акте осмотра интернет ресурса от 20.04.2021 года неверно была указан интернет адрес страници «Андрей Бабушкин» в социальной сети «Вконтакт» о чем был составлен рапорт 22.04.2021 года. О том, что данная страница принадлежит ФИО1 было установлено на основании постановления от 19.01.2021 года о привлечении ФИО1 по ст.20.29 КоАП РФ дело№5-144/2021 от 19.01.2021 года и материалов дела запрошенных в суде из данного дела. Считает, что дополнительно не было необходимости запрашивать провайдера для проверки учетной записи ФИО1.

Заслушав доводы привлекаемого лица ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток.

Составляя административный протокол по ст.20.2 ч.2 КоАП РФ в отношении ФИО1, должностное лицо исходил из доказанности вины указанного лица в совершении вменяемого административного правонарушения, наличия состава административного правонарушения.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.


Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица, в совершении административного правонарушения, обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

Ответственность по статье 20.2 ч.2 КоАП РФ наступает за организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с положениями ст. ст. 26.1, 26.2, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит установлению событие правонарушения, т.е. дата, место, время правонарушения, а также обстоятельства, входящие в предмет доказывания. Судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Полагаю, что в ходе составления административного материалы в отношении ФИО1 указанные требования закона не выполнены.

Частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность организатора публичного мероприятия за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 2 - 4 настоящей статьи.

Часть 2 статьи 20.2 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия.

Указанные в ч. 1 и 2 ст. 20.2 КоАП РФ действия, повлекшие наступление общественно опасных (общественно вредных) последствий в виде создания помех движению пешеходов или транспортных средств либо превышения норм предельной заполняемости территории (помещения), причинения вреда здоровью человека или имуществу (если в этих действиях не содержится уголовно наказуемого деяния), а также совершенные в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и осложнившие выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создавшие угрозу безопасности населения и окружающей среды, квалифицируются по ч. ч. 3, 4 и 7 ст. 20.2 КоАП РФ, предусматривающим более строгие меры ответственности за их совершение.

Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях".

Согласно ст. 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ предусматривается ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).

К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).

Анализ положений ст. 20.2 КоАП РФ во взаимосвязи с приведенными положениями Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что норма ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ является специальной по отношению к ч. 1 указанной статьи и распространяется только на организаторов публичного мероприятия, нарушивших установленный в ч. 5 ст. 5 Закона запрет на его организацию или проведение без подачи уведомления в орган публичной власти. При этом если такое уведомление было подано, но в его согласовании было отказано, действия организатора публичного мероприятия подлежат квалификации по ч. 1 ст. 20.2 КоАП РФ.

В свою очередь, действия (бездействие) участников публичного мероприятия, не согласованного с органом публичной власти, подлежат квалификации по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

Таким образом, административные правонарушения, предусмотренные ч. 2 и ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, разграничиваются по субъектному составу лиц, их совершивших.

Тем самым КоАП РФ дифференцируется административная ответственность нарушившего установленный порядок проведения публичного мероприятия лица в зависимости от того, является ли он его организатором или участником.

Согласно разъяснениям Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2018 N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях" (п.28) объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.2 КоАП РФ, образует невыполнение или ненадлежащее выполнение организатором публичного мероприятия обязанностей, установленных частью 4 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 4, 7, 8 статьи 20.2 КоАП РФ. Невыполнение или ненадлежащее выполнение указанных обязанностей может выражаться в том числе в необеспечении соблюдения условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом публичной власти; в непредъявлении участникам публичного мероприятия требований о соблюдении общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, о прекращении нарушения ими закона; в непринятии мер по приостановлению публичного мероприятия или его прекращению в случае совершения участниками такого мероприятия противоправных действий; в отсутствии отличительного знака организатора публичного мероприятия (нагрудного знака депутата), за исключением случая проведения пикетирования одним участником.

Под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).

Порядок организации и проведения публичного мероприятия установлен главой 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Федерального закона N 54-ФЗ к организации публичного мероприятия относятся: 1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления; 2) проведение предварительной агитации; 3) изготовление и распространение средств наглядной агитации; 4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона N 54-ФЗ предусмотрено, что организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирования - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Обязанности организатора публичного мероприятия установлены статьёй 5 Федерального закона N 54-ФЗ, в том числе, подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона; не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 5 статьи 5).

В соответствии с частью 1 ст. 10 Федерального закона N 54-ФЗ, организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии. Для проведения предварительной агитации могут использоваться средства массовой информации, устные призывы, распространяться листовки, плакаты и объявления, использоваться иные не запрещенные (ч. 1,2 ст. 10).

Определяя в протоколе об административном правонарушении объективную сторону правонарушения ФИО1 как осуществление организации публичного проведения предварительной агитации, путем размещения в сети интернет в социальной сети «Вконтакт» под «ником» «Андрей Бабушкин» репоста записи из группы «Алексей навальный» содержащий призыв к митингу 21.04.2021 года в 19:00 часов в поддержку Алексея Навального на центральной площади (бульвар имени Стрижова, РК «Победа») без подачи уведомления о проведении публичного мероприятия, в нарушение ст.7 и ст.10 ФЗ-54 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, и пикетировании», фактически должностное лицо указало, что установило действие ФИО1 к призыву на митинг на бульвар имени <адрес> и РК «Победа» в нарушение указанных статей как организатора публичного мероприятия.

Однако, из представленного материала не следует, что ФИО1 являлся организатором указанного мероприятия в г.Надыме, либо выполнял обязанности организатора, либо был осведомлен о неподаче уведомления, т.е. не имеется данных, свидетельствующих о диспозиции ч.2 ст.20.2 КоАП РФ.

В соответствии со ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона, как следует из протокола об административном правонарушении, в основу доказательств события и состава правонарушения положен Акт осмотра Интернет-ресурса в сети интернет в социальной сети «Вконтакт» под «ником» «А. Бабушкин» (<данные изъяты> репост записи из группы «Алексей Навальный» содержащей призыв к митингу 21.04.2021 года в 19 :00 часов в поддержку Алексея Навального в <адрес>, *дата* в 19 часов, <адрес> и в <адрес>, *дата* в 19 часов <адрес>, а также указано, райцентры областных город и из Подмосковья в Москву.

Каких либо бы призывы выходить на митинг *дата* в 19 часов в <адрес> в район <адрес> или РК «Победы» данный интернет ресурс и репост не содержит.

Представлены скриншоты фотографий сети интернет, так же не указывают на организацию ФИО1, *дата* в 19 часов митинга в <адрес>.

В соответствии с п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 КоАП РФ следует понимать физическое и (или) юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором.

Однако, представленные доказательства, не позволяют суду бесспорно установить, что ФИО1 взял на себя обязательства организовать митинг в г.Надыме 21 апреля 2021 года в 19 часов в поддержку Алексея Навального, поскольку размещенная информация в социальной сети, дата размещения фотографий не позволяют однозначно об этом свидетельствовать.

Кроме этого в соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении, кроме прочего, указывается место и время совершения административного правонарушения.

Вместе с тем, в протоколе об административном правонарушении, составленном в отношении ФИО1, не указано место совершения, а время указано 16 часов 11 минут 18. 04.2021 года, при этом сведений от провайдера о выходе в интернет ФИО1 и с какого адрес не имеется, предоставленные сведения запрошенные из дела об административном правонарушении №5-144/2021 в отношении ФИО1 не свидетельствует о выходе ФИО1 в сеть интернет 18 апреля 2021 года в 16 часов 11 минут.

При этом надлежащее описание существа совершенного правонарушения является важным фактором для определения его юридической квалификации в точном соответствии с нормами особенной части КоАП РФ, которыми предусмотрена административная ответственность за совершение противоправного деяния.


Учитывая положения ст.1.5, 1.6 КоАП РФ, а также положения ст.24.1, 26.11 КоАП РФ, суд считает, что административное производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 подлежит прекращению, в соответствии с п 2 ч1 ст.24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.29.9 КОАП, судья



П О С Т А Н О В И Л :

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 в соответствии с п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, за отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение 10 суток со дня получения, вручения копии постановления.

Судья: подпись

копия верна: судья В.А.Антонова

Постановление не вступило в законную силу:24.05.2021 год. Подлинник постановления хранится в деле№5-414/2021 в Надымском городском суде.

УИН89RS0003-01-2021-001133-22