Дело № 5-508/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
12 февраля 2021 года <...>
Судья Псковского городского суда Псковской области Артамонов Г.В., при секретаре Николаевой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении открытого акционерного общества «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД»), зарегистрированного по адресу: <адрес>, д.2, (ИНН №, ОГРН №, дата государственной регистрации ДД.ММ.ГГГГ), ранее привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
24.08.2020 в 22 часа 40 минут на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № № прибыли железнодорожные полувагоны №№ №
25.08.2020 в 01 час 00 минут при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза представитель перевозчика ОАО «РЖД» предоставил должностному лицу таможенного органа следующие товаросопроводительные документы: железнодорожная накладная № № от 22.08.2020, декларация на товары № № инвойс б/н, согласно которым в железнодорожных вагонах (полувагонах) №№ № перемещается товар: удобрения азотно-фосфорное-калийное марка NPK-1 (диаммофоска) 10:26:26, массовая доля N-10+/-1%. P2O5-26+/-1%, K2O-26+/-1%, внешний вид: гранулированный продукт от белого до серого или розового цвета с различными оттенками, расфасовано в мешках (биг-бегах) по 500 кг, изготовитель: АО «Воскресенские минеральные удобрения», код товара по ТН ВЭД ЕАЭС №, общее количество грузовых мест товара – 256, общий вес брутто заявленного товара – 128356 кг.
Декларант, отправитель товара: АО «<данные изъяты>» <адрес>); получатель товара: ООО «<данные изъяты>» (<адрес>); перевозчик - ОАО «РЖД».
В результате таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении вагонов №№ № в мешках (биг-бегах) помимо товара – «удобрения азотно-фосфорное-калийное марка NPK-1 (диаммофоска)» перемещается товар, не заявленный в товаросопроводительных документах и не задекларированный в декларации на товары № №, а именно: сигареты с фильтром в твердых пачках, имеющих золотисто-белую расцветку, с акцизными марками Республики Беларусь, с маркировкой на пачках: «<данные изъяты>», 20 сигарет с фильтром «<данные изъяты>», продажа лицам не достигшим 18 лет запрещена; ОАО "<данные изъяты>", <адрес>, WWW.TABAK.BY; ЕАС, содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества». Мешки с сигаретами вложены в биг-бэги поверх товара - удобрения минеральные. В вагоне № № перемещается 13 мешков (2600 пачек) с товаром - сигареты, в вагоне № № перемещается 12 мешков (2400 пачек) с товаром - сигареты. Всего в двух вагонах перемещалось 25 мешков, или 500 блоков (5000 пачек, или 100000 сигарет), общим весом брутто товара - 86,6 кг.
Товар, являющийся предметом административного правонарушения, изъят и передан на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств Псковской таможни.
Поскольку перевозчиком ОАО «РЖД» сообщены в таможенный орган недостоверные сведения о наименовании товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза путем представления в таможенный орган недействительных товаросопроводительных документов, в отношении юридического лица 25.11.2020 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Представитель ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав представителя Псковской таможни ФИО1, поддержавшую доводы протокола об административном правонарушении, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ административным правонарушением признается сообщение в таможенный орган недостоверных сведений о количестве грузовых мест, об их маркировке, о наименовании, весе брутто и (или) об объеме товаров при прибытии на таможенную территорию Таможенного союза, убытии с таможенной территории Таможенного союза либо помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита или на склад временного хранения путем представления недействительных документов либо использование для этих целей поддельного средства идентификации или подлинного средства идентификации, относящегося к другим товарам и (или) транспортным средствам
Как следует из положений, закрепленных в п.п. 26 п. 1 ст. 2 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее – ТК ЕАЭС) перевозчик - лицо, осуществляющее перевозку (транспортировку) товаров и (или) пассажиров через таможенную границу Союза и (или) перевозку (транспортировку) товаров, находящихся под таможенным контролем, по таможенной территории Союза.
На основании пункта 2 статьи 9 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Согласно п. 1 ст. 92 ТК ЕАЭС для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 ТК ЕАЭС, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено указанным Кодексом.
Для целей применения части 3 ст. 16.1. КоАП РФ под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путём, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
В силу положения статьи 23 Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (далее – СМГС) перевозчик имеет право проверить, соблюдены ли отправителем условия перевозки и соответствует ли отправка сведениям, указанным отправителем в накладной. Проверка производится в порядке, установленном национальным законодательством.
Законодательством Российской Федерации также установлено право железной дороги проверять сведений, указанных грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных (ст. 27 Федерального закона от 10.01.2003 № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации»).
В случае, если при проверке груза во время его перевозки или выдачи перевозчик констатирует несоответствие наименования, массы или количества мест груза сведениям, указанным в накладной, составляется коммерческий акт (статья 29 СМГС).
Кроме того, Конвенцией о международных железнодорожных перевозках (приложение В к Конвенции «Единые правовые предписания к договору о международной железнодорожной перевозке грузов (ЦИМ)», параграф 1 ст. 11) установлено право перевозчика в любой момент проверить правильность сведений и заявлений, указанных отправителем в документах, для обеспечения соблюдения таможенного законодательства.
Из материалов дела установлено, 24.08.2020 на таможенный пост ЖДПП Посинь Псковской таможни в составе поезда № № прибыли железнодорожные полувагоны №№ №
В результате таможенного досмотра установлено, что в грузовом отделении вагонов №№ № перемещается товар, не заявленный в товаросопроводительных документах и не задекларированный в декларации на товары.
Таким образом, перевозчиком ОАО «РЖД» при перемещении товара через таможенную границу таможенному органу были заявлены недостоверные сведения о наименовании товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС.
Установлено, что перевозка груза осуществлялась на основании СМГС.
Из пояснений начальника станции Себеж Ш. И.В. следует, что вагоны №№ № прибыли 24.08.2020 в составе поезда № № индекс №, по прибытию состав был осмотрен в коммерческом отношении. Коммерческий осмотр такого рода подвижного состава осуществляется визуальным осмотром, с проверкой целостности полимерной ткани, отсутствия отверстий и просыпаний, проверка груза внутри полимерных контейнеров не осуществляется, прощупывание данных контейнеров не входит в должностные обязанности работников станции, ответственность за наличие внутри посторонних вложений работники станции Себеж не несут.
Приёмосдатчик груза и багажа Р. Д. Г. и приемщик поездов Ю. В.С. пояснили, что 24.08.2020 ими были осмотрены вагоны в коммерческом отношении с двух сторон (правильность размещения груза в вагоне), при осмотре нарушений установлено не было, незаявленный товар находился в опломбированных мешках, визуально его обнаружить было невозможно.
Из пояснений заместителя начальника станции «Себеж» В. В.Н. следует, что возможность проверки вагонов перевозчику предоставлена была на предмет проверки товара, перемещаемого в указанном вагоне, на соответствие сведениям о нем в товаросопроводительных документах, в том числе, о его наименовании. Незаявленный товар находился в опломбированных мешках, визуально его обнаружить было невозможно.
Получателю товара - ООО «<данные изъяты>» неизвестно, каким образом сигареты оказались в железнодорожных вагонах.
Заместителем начальника станции Воскресенск ОАО «РЖД» Ч. С.Н. сообщено, что товар «минеральные удобрения» принят к перевозке работниками ОАО «РЖД» 22.08.2020, вагоны были осмотрены со смотровой эстакады путем визуального осмотра. Целостность упаковки проверена визуально, осуществлена проверка правильности размещения, отсутствия завала груза, проверялось соответствие наименования груза, указанного на упаковке перевозимому документу. Товар перед погрузкой находился на пути необщего пользования, на указанных путях осуществлялась погрузка, ответственность за которую несет представитель АО «<данные изъяты>».
Ведущий специалист отдела продаж коммерческой службы АО «<данные изъяты>» Д. К.А. показала, что погрузка товара в железнодорожные вагоны осуществлялась на территории АО «<данные изъяты>», приемка вагонов перевозчиком осуществлялась с проведением визуального осмотра вагонов с вышки, нарушений схемы погрузки вагонов ответственными лицами выявлено не было, отправитель товара передал перевозчику товар в запаянных целостных мягких контейнерах. Как «сигареты» оказались в вагонах, отправитель не знает, перевозчику был передан только товар – удобрения, и перевозчик принял именно этот товар.
Должностное лицо, которым проведен таможенный досмотр, К. А.В. показал, что после подачи ОАО «РЖД» документов на таможенный пост ЖДПП Посинь для убытия товара с таможенной территории ЕАЭС было произведено таможенное наблюдение. Наличие на поверхности мешков «биг-бэги» следов обуви, неоднородных загрязнений поверхности мешков, продавливание в верхней части, не свойственные при загрузке данного вида товара, с учетом длительности перевозки, отсутствие скопления дождевой воды/влаги в складках мешков, расположенных вдоль одного борта, указанных вагонов, прямо указывает на наличие незаявленного в товаросопроводительных документах товара внутри перемещаемого в вагонах груза. Данные признаки должны были натолкнуть работников ОАО «РЖД», что именно в этих вагонах может перемещаться незаявленный по наименованию товар, и подтолкнуть работников ОАО «РЖД» к проведению более тщательной проверки груза, перемещаемого именно в этих вагонах.
Согласно ст. 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности.
Вступая в правоотношения с таможенными органами, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Обязанность по сообщению достоверных сведений о товарах должна быть исполнена лицом, на которое она возложена, путем принятия всех зависящих от него мер.
То есть, перевозчик должен принять меры к тому, чтобы произвести проверку товара на предмет соответствия сведениям о нем, указанным в документах, получаемых от отправителя товара или его представителей.
Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что им фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности перемещать через таможенную границу России товары только по документам, содержащим достоверные сведения о таких товарах.
Согласно ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В соответствии с нормами международных нормативно-правовых актов для перевозок всеми видами транспорта существует единый подход к установлению порядка действий перевозчика при приемке груза к перевозке.
В данном случае по прибытию железнодорожных вагонов в составе поезда на таможенный пост представителями перевозчика ОАО «РЖД» был осуществлен их коммерческий осмотр до предоставления документов в таможенный орган. То есть, перевозчик ОАО «РЖД» мог обнаружить незаконно перемещаемый товар и принять меры, направленные на предотвращение и недопущение совершения административного правонарушения.
Тем самым перевозчик имел реальную возможность проверить груз и самостоятельно выявить товар, сведения о котором отсутствовали в ТСД. Однако этого не сделал и представил документы в таможенный орган для убытия товара «минеральные удобрения» с таможенной территории ЕАЭС, не представив документы на товар «сигареты», а значит своими правами и обязанностями для соблюдения таможенного законодательства не воспользовался.
Наличие возможности установления перемещения в вагонах табачной продукции подтверждается тем, что в ходе комиссионного / пограничного контроля (без вскрытия упаковки товаров) установлено наличие посторонних вложений без применения каких-либо технических средств.
С учетом обстоятельств перевозки (наличие загрязнений на упаковке, продавливания, перемещение товара в открытом полувагоне без применения ЗПУ, наличие неоднократных фактов незаконного перемещения табачной продукции) у перевозчика должны были возникнуть обоснованные сомнения относительно достоверности сведений о товаре, указанных в товаросопроводительных документах и фактически вывозимых с таможенной территории Союза.
Однако ОАО «РЖД», не проводя никаких мероприятий по проверке сведений, заявленных в товаросопроводительных документах, предъявил их для принятия таможенным органом решения об убытии товара с таможенной территории Союза.
В рамках административного расследования ОАО «РЖД» не предоставило доказательств действия с той степенью заботливости и осмотрительности, какая требовалась в целях надлежащего исполнения таможенных обязанностей, и что со стороны данного юридического лица к этому были приняты все меры. Каких-либо чрезвычайных, объективно непредотвратимых обстоятельств и других непредвиденных и непреодолимых для данного субъекта таможенных отношений препятствий не установлено.
Таким образом, с целью заявления перевозчиком всего товара при убытии с таможенной территории ЕАЭС перевозчику - ОАО «РЖД» была предоставлена возможность проверки перевозимого товара. При несоответствии данных о характере груза перевозчик мог не приступать к перевозке, однако этого сделано не было по субъективным причинам.
То обстоятельство, что ОАО «РЖД» к перевозке предъявлены загруженные и готовые к перевозке вагоны, относится к урегулированию взаимных обязательств между перевозчиком, с одной стороны, и отправителем товара, с другой стороны, в рамках их гражданско-правовых отношений. Названное обстоятельство с учетом международных норм и правил организации перевозки грузов в международном сообщении не освобождает общество от соблюдения таможенного законодательства ЕАЭС и исполнения законных обязанностей, связанных с перевозкой грузов, перед таможенными органами ЕАЭС.
При данных обстоятельствах, ОАО «РЖД», зная о правилах и порядке осуществления таможенного контроля и требованиях ТК ЕАЭС, имело как возможность, так и правовые основания для проверки перемещаемых им вагонов, и правильности составленных товаросопроводительных документов. Данные меры полностью зависят от перевозчика, и их непринятие прямо указывает на то, что перевозчиком фактически не предпринимались все зависящие от него меры к надлежащему исполнению возложенной на него обязанности.
ОАО «РЖД» ограничилось только использованием сведений о товарах, указанных в товаросопроводительных документах, при этом в случае осуществления надлежащей проверки товара путем его осмотра перевозчик мог выявить незаявленный товар и принять меры по сообщению достоверных сведений о нем при убытии с таможенной территории ЕАЭС, что можно расценить как самонадеянное, рискованное, не отвечающие разумной степени заботливости и осмотрительности действие, что свидетельствует о непринятии ОАО «РЖД» мер для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность и о наличии вины ОАО «РЖД » в совершении вменяемого правонарушения.
Таким образом, ОАО «РЖД», представив таможенному органу документы, содержащие недостоверные сведения о наименовании товара при убытии с таможенной территории Евразийского экономического союза, совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ.
Вина ОАО «РЖД», помимо протокола об административном правонарушении, подтверждается: копией железнодорожной накладной № № от 22.08.2020, копией ДТ № №, копией инвойса б/н, копия АТД № №, копией АТН № №атн), пояснениями свидетелей - работников ОАО «РЖД» и должностного лица таможенного поста ЖДПП Посинь, а также иными документами, содержащимися в материалах дела.
С учетом изложенного, вина указанного юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, доказана.
При назначении административного наказания суд учитывает характер и обстоятельства совершенного административного правонарушения, предмет административного правонарушения, отсутствие по делу смягчающих ответственность обстоятельств и наличие отягчающего административную ответственность обстоятельства – повторного совершения однородного правонарушения, считает необходимым определить наказание в виде конфискации предметов административного правонарушения.
В соответствии со ст. 24.7 КоАП РФ суммы, выплачиваемые переводчикам, отнесены к издержкам. Издержки по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет указанного юридического лица, за исключением сумм, выплаченных переводчику, в связи с чем суммы, выплаченные переводчику в связи с рассмотрением дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, относятся на счет федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9 и 29.10, ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Юридическое лицо открытое акционерное общество «Российские железные дороги» признать виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 16.1 КоАП РФ, и назначить административное наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения, а именно товара: сигарет с фильтром в твердых пачках, имеющих золотисто-белую расцветку, с акцизными марками Республики Беларусь, с маркировкой на пачках: «NZ Gold», 20 сигарет с фильтром «NZ Gold», продажа лицам не достигшим 18 лет запрещена; ОАО "Гродненская табачная фабрика "НЕМАН", ул. Орджоникидзе, 18, 230771, г. Гродно, Республика Беларусь, WWW.TABAK.BY; ЕАС, содержит системные яды, канцерогенные и мутагенные вещества», в количестве 500 блоков (5000 пачек, или 100000 сигарет), общим весом брутто – 86,6 кг, (за вычетом одной пачки сигарет, направленной правообладателю на предмет исследований нарушений прав интеллектуальной собственности), находящегося в камере хранения вещественных доказательств в Псковской таможне (<адрес>).
Обязать Псковскую таможню в порядке исполнения настоящего постановления передать конфискованный товар в Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Псковской и Новгородской областях для уничтожения.
Издержки по делу об административном правонарушении, состоящие из суммы, выплаченной за перевод документов в размере 457 рублей 23 копейки – отнести на счет федерального бюджета.
Постановление может быть обжаловано в Псковский областной суд через Псковский городской суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Г.В. Артамонов