№ 5-416/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Томск «21» мая 2021 года
Судья Томского районного суда Томской области Пашук И.О., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении муниципального унитарного предприятия Спасского сельского поселения «Техник» (далее МУП «Техник») ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>, по ст. 9.11 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Государственным инспектором Томского отдела по надзору за тепловыми электростанциями, теплогенерирующими установками и сетями и котлонадзору Сибирского управления Ростехнадзора К.А.Ю. в отношении МУП «Техник» по результатам внеплановой выездной проверки, проведенной на основании распоряжения Сибирского Управления Ростехнадзора Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору № от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> составлен протокол об административном правонарушении №, в связи с выявлением ДД.ММ.ГГГГ при эксплуатации котельных, предназначенных для отопления социальных объектов в с. <адрес>, с. <адрес> Томского района Томской области (<адрес><адрес>), нарушений обязательных требований норм и правил законодательства в области энергетики (нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией), а именно: общие нарушения: 1) В организации отсутствует подготовленный теплоэнергетический персонал, не создана постоянно действующая комиссия для проведения проверки знаний персонала, что является нарушением пунктов 2.1.1, 2.1.2, 2.3.1, 2.3.20, 2.3.21 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Министерства энергетики РФ от 24.03.2003 № 115 (далее по тексту, - Правил); 2) Рабочие котельных (машинисты котельных установок) не прошли подготовку в объеме требований квалификационных характеристик, что является нарушением пункта 2.3.1 Правил; нарушения, допущенные в котельной угольной по адресу: <адрес>: 3) Применяемый на котельной водогрейный котел НР-18 не имеет необходимую техническую документацию (паспорт, инструкцию по монтажу и эксплуатации), что является нарушением пунктов 2.2.5, 2.7.14, 2.8.1 Правил; 4) Котельная не оборудована резервным котлом, что является нарушением пункта 15.2.1 Правил; 5) В котельной не проводится своевременная поверка средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору, что является нарушением пунктов 2.9.1, 2.9.2 Правил; 6) Котельная эксплуатируется без наличия докотловой или внутрикотловой обработки воды, что является нарушением пункта 12.4, 12.6 Правил; 7) В котельной не смонтированы приборы коммерческого учета тепла и теплоносителя, что является нарушением статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»; 8) Не смонтирована система молниезащиты дымовой трубы котельной, что является нарушением пунктов 3.2.1, 3.3.10, 3.3.27, 3.3.28 Правил; 9) Не выполнены компенсирующие мероприятия, выявленные по результатам проведения технического освидетельствования строительных конструкций здания (техническое заключение ООО «<данные изъяты>» №, ДД.ММ.ГГГГ), снижающих несущую способность и устойчивость отдельных элементов и здания в целом, что является нарушением пунктов 3.3.1, 3.3.7, 3.3.8, 3.3.9 Правил; 10) Не выполнены компенсирующие мероприятия, выявленные по результатам проведения инструментально-визуального наружного и внутреннего обследования металлической дымовой трубы котельной с привлечением специализированной организации (ООО «<данные изъяты>» №, ДД.ММ.ГГГГ), что является нарушением пунктов 3.3.1, 3.3.7, 3.3.14 Правил; 11) Отсутствуют паспорта тепловых сетей по установленной форме, что является нарушением пунктов 2.8.1, 6.2.33 Правил;12) Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой сети, что является нарушением пункта 2.10.3 Правил; 13) В системе технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок не произведена оценка технического состояния тепловых сетей с составлением дефектных ведомостей, что является нарушением пункта 2.7.9 Правил; 14) Не разработаны годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов тепловых энергоустановок, что является нарушением пункта 2.7.3 Правил;15) Не обеспечено проведение периодического технического освидетельствования котла HP-18 не реже чем через 12 месяцев, что является нарушением пунктов 2.6.1, 2.6.3 Правил; 16) Не проводится проверка настройки и действия предохранительных клапанов, что является нарушением пункта 4.2.57 Правил; 17) Не сформирован запас топлива в котельной, что является нарушением пункта 4.1.1 Правил;18) Не обеспечена подземная прокладка тепловых сетей Ду-57мм по территории муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад <адрес>» Томского района по адресу: <адрес>, в монолитных железобетонных каналах с гидроизоляцией (тепловая сеть Ду-57мм, общая протяженность - 420м, обеспечивающая теплоснабжение детского сада, смонтирована в надземном исполнении), что является нарушением пункта 6.1.1 Правил; нарушения, допущенные в котельной угольной по адресу: <адрес>: 19) Не получен допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной в органах Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, что является нарушением пунктов 2.4.1, 2.4.2 Правил; 20) Отсутствуют паспорта тепловых сетей по установленной форме, что является нарушением пунктов 2.8.1, 6.2.33 Правил;21) Отсутствует инструкция по эксплуатации тепловой сети, что является нарушением пункта 2.10.3 Правил; 22) В системе технического обслуживания и ремонта тепловых энергоустановок не произведена оценка технического состояния тепловых сетей с составлением дефектных ведомостей, что является нарушением пункта 2.7.9 Правил, т.е. за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении составлен надлежащим лицом, в пределах своей компетенции, установленной ст. 28.3 КоАП РФ. При составлении протокола нарушений требований законодательства об административных правонарушениях не допущено.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Томский районный суд Томской области.
В судебном заседании законный представитель МУП «Техник» пояснил, что с нарушением согласен. К исполнению функций руководителя приступил ДД.ММ.ГГГГ и в настоящее время занимается устранением выявленных нарушений.
Представитель Сибирского управления Ростехнадзора пояснил, что выявленные нарушения являются систематическим, т.е выявляются каждый год, и связаны с ненадлежащей организацией котельных.
Выслушав законного представителя МУП «Техник», представителя Сибирского управления Ростехнадзора, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья считает, что МУП «Техник» подлежит привлечению к ответственности по ст. 9.11 КоАП РФ по следующим основаниям.
В соответствии со ст. ст. 26.1, 26.11 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежит выяснению наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправное действие, виновность лица в совершении административного правонарушения.
Исходя из требований ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых устанавливается наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значения для дела; в соответствии с ч. 2 указанной статьи эти данные могут устанавливаться протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными видами доказательств.
Согласно ст. 9.11 КоАП РФ нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией, правил устройства электроустановок, эксплуатации электроустановок, топливо- и энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Совершение административного правонарушения также не оспаривается самим законным представителем юридического лица, который выразил согласие с выявленными в ходе проверки нарушениями.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установлено, что юридическим лицом не выполнена обязанность по соблюдению действующего законодательства.
В соответствии с п. 2.1.1 Правил, эксплуатация тепловых энергоустановок организации осуществляется подготовленным теплоэнергетическим персоналом.В зависимости от объема и сложности работ по эксплуатации тепловых энергоустановок в организации создается энергослужба, укомплектованная соответствующим по квалификации теплоэнергетическим персоналом. Допускается проводить эксплуатацию тепловых энергоустановок специализированной организацией.
Пунктом 2.1.2 Правил предусмотрено, что ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместитель назначаются распорядительным документом руководителя организации из числа управленческого персонала и специалистов организации.
Пунктом 2.2.5 Правил предусмотрено, что ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок организации и ее подразделений обеспечивает, в том числе, наличие и ведение паспортов и исполнительной документации на все тепловые энергоустановки.
Пунктом 2.3.1 Правил предусмотрено, что эксплуатация тепловых энергоустановок осуществляется подготовленным персоналом. Специалисты должны иметь соответствующее их должности образование, а рабочие - подготовку в объеме требований квалификационных характеристик.С целью предупреждения аварийности и травматизма в организации следует систематически проводить работу с персоналом, направленную на повышение его производственной квалификации.
Пунктом 2.3.20 Правил предусмотрено, что проверка знаний настоящих Правил у ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок, их заместителей, а также специалистов по охране труда, в обязанности которых входит контроль за эксплуатацией тепловых энергоустановок, проводится в комиссии органов государственного энергетического надзора.
Пунктом 2.3.21 предусмотрено, что для проведения проверки знаний персонала руководитель организации назначает постоянно действующую комиссию.Для организаций, не имеющих возможности для создания комиссии, проверка знаний может проводиться в комиссиях органов государственного энергетического надзора в соответствии с правилами работы с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации.
Пунктом 2.4.1 Правил предусмотрено, что новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами.
Пунктом 2.4.2 Правил предусмотрено, что допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов.
Согласно п. 2.6.1 Правил, в организациях необходимо организовать постоянный и периодический контроль технического состояния тепловых энергоустановок (осмотры, технические освидетельствования).
В соответствии с п. 2.6.3 Правил,технические освидетельствования тепловых энергоустановок разделяются, в том числе, напериодическое (очередное) - проводится в сроки, установленные настоящими Правилами или нормативно-техническими документами завода-изготовителя.
Пунктом 2.7.3 Правил предусмотрено, что система технического обслуживания и ремонта носит планово-предупредительный характер. На все виды тепловых энергоустановок необходимо составлять годовые (сезонные и месячные) планы (графики) ремонтов. Годовые планы ремонтов утверждает руководитель организации.
В соответствии с п. 2.7.9 Правил, в системе технического обслуживания и ремонта предусматривается, в том числе, оценка технического состояния тепловых энергоустановок и составление дефектной ведомости.
В соответствии с п. 2.7.14 Правил, акты приемки тепловых энергоустановок из ремонта со всеми документами хранятся вместе с техническими паспортами установок.Все изменения, выявленные и произведенные во время ремонта, вносятся в технические паспорта тепловых энергоустановок, схемы и чертежи.
Согласно п. 2.8.1 Правил, при эксплуатации тепловых энергоустановок хранятся и используются в работе, в том числе, технические паспорта тепловых энергоустановок и тепловых сетей.
В соответствии с п. 2.9.1 Правил, Комплекс мероприятий по метрологическому обеспечению тепловых энергоустановок, выполняемый каждой организацией, включает, в том числе, своевременное представление в поверку средств измерений, подлежащих государственному контролю и надзору.
Пунктом 2.9.2 Правил предусмотрено, что средства измерений теплотехнических параметров содержатся в исправности и постоянно находятся в эксплуатации при работе основного и вспомогательного оборудования тепловых энергоустановок.
Пунктом 2.10.3 Правил установлено, что при эксплуатации тепловых энергоустановок разрабатываются и утверждаются инструкции по безопасной эксплуатации. В инструкциях указываются общие требования безопасности, требования безопасности перед началом работы, во время работы, в аварийных ситуациях и по окончании работы.
Согласно п. 3.2.1 Правил, для обеспечения надлежащего эксплуатационного и санитарного состояния территории, зданий и сооружений организации для размещения тепловых энергоустановок выполняют и содержат в исправном состоянии, в том числе, системы молниезащиты и заземления.
Согласно п. 3.3.1 Правил,производственные здания и сооружения котельных надлежит содержать в исправном состоянии, обеспечивающие длительное, надежное использование их по назначению, с учетом требований санитарных норм и правил, правил безопасности труда.
Пунктом 3.3.7 Правил предусмотрено, что осенний осмотр производственных зданий и сооружений производится за 1,5 месяца до наступления отопительного сезона в целях проверки подготовки зданий и сооружений к работе в зимних условиях. К этому времени должны быть закончены все летние работы по текущему ремонту и выполняемые в летний период работы по капитальному ремонту, имеющие прямое отношение к зимней эксплуатации зданий и сооружений тепловых энергоустановок.
Пунктом 3.3.8 Правил предусмотрено, чтопо результатам работы смотровой комиссии во время весеннего (осеннего) осмотра составляется акт, который утверждается руководителем предприятия с изданием распорядительного документа о результатах осмотра, принятии необходимых мер, сроках их проведения и ответственных за исполнение.
Пунктом 3.3.9 Правил предусмотрено, что строительные конструкции производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок подвергаются один раз в 5 лет техническому освидетельствованию специализированной организацией по перечню, утвержденному руководителем организации и согласованному проектной организацией.
В соответствии с п. 3.3.10 Правил,в организациях должны быть инструкции по эксплуатации дымовых труб и газоходов.
В соответствии с п. 3.3.14 Правил, в организациях составляются инструкции по эксплуатации металлических дымовых труб. При этом наблюдения за состоянием металлических дымовых труб при их эксплуатации организовываются со следующей периодичностью, в том числе, инструментально-визуальное наружное и внутреннее обследование с привлечением специализированной организации - один раз в 3 года в период летнего отключения котлов.
Согласно п. 3.3.27 Правил, в организации должна быть обеспечена молниезащита зданий и сооружений котельных. Трубопроводы жидкого и газообразного топлива должны быть заземлены.
В соответствии с п. 3.3.28 Правил, смонтированные устройства молниезащиты подвергаются плановым осмотрам, а наиболее ответственные элементы молниезащиты (молниеприемники, токоотводы, соединения, заземлители) - периодическому контролю.
Пунктом 4.1.1 Правил предусмотрено, чтоэксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами.
Согласно п. 4.2.57 Правил,проверка настройки и действия предохранительных устройств (запорных и сбросных), а также приборов авторегулирования проводится перед пуском газа, после длительного (более 2 месяцев) останова оборудования, а также при эксплуатации не реже одного раза в 2 месяца, если в инструкции завода-изготовителя не указаны другие сроки.
В соответствии с п. 6.1.1 Правил, способ прокладки новых тепловых сетей, строительные конструкции, тепловая изоляция должны соответствовать требованиям действующих строительных норм и правил и других нормативно-технических документов. Выбор диаметров трубопроводов осуществляется в соответствии с технико-экономическим обоснованием.
В соответствии с п. 6.2.33 Правил, на каждый вновь вводимый в работу участок теплосети (независимо от параметров теплоносителя и диаметра трубопроводов) составляется паспорт установленной формы (Приложение № 5).В паспорте ведется учет продолжительности эксплуатации трубопроводов и конструкций теплосети, делаются записи о результатах всех видов испытаний (кроме ежегодных на прочность и герметичность по окончании отопительного сезона), заносятся сведения о ремонтах, реконструкциях и технических освидетельствованиях.
Согласно п. 12.4 Правил, выбор способов деаэрации питательной воды паровых котлов и подпиточной воды тепловой сети, способов подготовки воды для подпитки котлов и подпитки систем теплоснабжения, разработка технологий водоподготовки должны производиться специализированной (проектной, наладочной) организацией с учетом качества исходной (сырой) воды, назначения котельной, санитарных требований к теплоносителю, требований, определяемых конструкцией теплопотребляющего оборудования, условий безопасной эксплуатации, технико-экономических показателей и в соответствии с требованиями заводов-изготовителей.Внутрикотловой водно-химический режим и его коррекция определяются специализированной наладочной организацией на основании теплотехнических испытаний.Эксплуатация котлов без докотловой или внутрикотловой обработки воды не допускается.
Пунктом 12.6 Правил предусмотрено, чтокотельные принимаются в эксплуатацию только при исправном оборудовании водоподготовительной установки, включая деаэратор, при полной загрузке фильтров и оснащении их контрольно-измерительными приборами. Состав водоподготовительной установки и способ деаэрации (вакуумный, атмосферный деаэратор) определяются технико-экономическим обоснованием при проектировании.
Пунктом 15.2.1 Правил установлено, чтоуправление режимом работы тепловых энергоустановок организовывается на основании суточных графиков.Источники тепловой энергии обязаны в нормальных условиях выполнять заданный график нагрузки и включенного резерва.О вынужденных отклонениях от графика оперативный персонал источника тепловой энергии немедленно сообщает диспетчеру тепловых сетей.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении»Количество тепловой энергии, теплоносителя, поставляемых по договору теплоснабжения или договору поставки тепловой энергии, а также передаваемых по договору оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, подлежит коммерческому учету.
Из представленных материалов дела усматривается, что МУП «Техник» эксплуатирует 2 котельные, отапливающие социальные объекты в с. <адрес>, с. <адрес> Томского района Томской области (<адрес>; <адрес>).
Внеплановая выездная проверка проводилась с целью контроля исполнения предписания Сибирского управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ, срок для исполнения которого истек.
В ходе проведения проверки выявлены вышеуказанные нарушения, которые подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: определением о передаче дела на рассмотрение по подведомственности № от ДД.ММ.ГГГГ; протоколом № об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки МУП «Техник» № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта проверки № от ДД.ММ.ГГГГ; копией предписания об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ; копией предписания об устранении выявленных нарушений № от ДД.ММ.ГГГГ; копией выписки из ЕЭГРЮЛ от ДД.ММ.ГГГГ; копией приказа о принятии на работу Я.А.И.; копией распоряжения Администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией распоряжения Администрации <данные изъяты> сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ; копией акта приема передачи имущества в хозяйственное ведение муниципального унитарного предприятия <данные изъяты> сельского поселения «Техник»; копией распоряжения Администрации сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ.
При осуществлении своей деятельности МУП «Техник» обязано соблюдать требования законодательства РФ в области энергетики (нарушение правил пользования топливом, электрической и тепловой энергией), в частности при эксплуатации котельных, предназначенных для отопления социальных объектов в с. <адрес>, с. <адрес> Томского района Томской области (<адрес>, <адрес>), в связи с чем, выявленные в результате проведенной внеплановой выездной проверки нарушения, свидетельствуют о совершении МУП «Техник» административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.11 КоАП РФ.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ законный представитель МУП «Техник» Я.А.И. выразил согласие с выявленными правонарушениями, о чем сделал собственноручную запись в протоколе.
В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Определяя вид наказания, прихожу к выводу о том, что в соответствии с положениями ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания МУП «Техник» учитываются характер совершенного юридическим лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, которое ведет активную хозяйственную деятельность, в стадии банкротства не находится. Однако достаточных оснований для приостановления деятельности юридического лица не имеется, поскольку указанные котельные предоставляют услуги по теплоснабжению социальных объектов.
Кроме того, из протокола об административном правонарушении не следует категоричного вывода о том, что допущенные нарушения действующего законодательства РФ в области энергетики создают реальную угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, поскольку указано только на возможное причинение вреда.
Согласно ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Таким образом, определяя вид наказания, полагаю необходимым назначить наказание в виде административного штрафа.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9-29.12 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие Спасского сельского поселения «Техник» ИНН №, КПП №, ОГРН №, юридический адрес: <адрес>,признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.11 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцати тысяч) рублей.
Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или в иную кредитную организацию. Копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу, судья направляет постановление по делу судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством. В отношении лица, не уплатившего административный штраф по делу об административном правонарушении, рассмотренному судьей, судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом по следующим реквизитам: получатель: УФК по Томской области (Сибирское управление Ростехнадзора л/с 04651055300), Единый казначейский счет: 40102810245370000058; номер казначейского счета: 03100643000000016500; ИНН получателя: 4200000206; КПП получателя: 420501001; Банк получателя: Отделение Томск Банка России//УФК по Томской области г. Томска; БИК: 016902004; КБК: 49811601091010011140; ОКТМО: 69701000; Код УИН: 49842052104340303305. Назначение платежа: Штраф за административное правонарушение в области энергетики, в соответствии со ст. 9.11 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Томский областной суд в течение 10 суток.
Судья И.О. Пашук