ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4176/20 от 26.11.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

61RS0-53

№ 5-4176/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

26 ноября 2020 г. г. Таганрог

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Фатыхова Е.М., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении начальника отдела эксплуатации представительства «Юг» АО «Газпромнефть-АЭРО» ФИО1, гражданство: <данные изъяты>, дата рождения: <дата>, место рождения <данные изъяты>, место регистрации: <адрес>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности по главе 19 КоАП РФ,

с участием защитника Зинина ЛЮ по доверенности от <дата>, помощника Таганрогского транспортного прокурора Тимофеев ВЮ,

у с т а н о в и л:

Таганрогской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в деятельности АО «Газпромнефть-Аэро», осуществляющего деятельность по погрузке-выгрузке опасных грузов применительно к железнодорожному транспорту, в ходе которой выявлены нарушения.

Данное обстоятельство послужило основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника отдела эксплуатации представительства «Юг» АО «Газпромнефть-АЭРО» ФИО1 с последующей передачей данного дела в Таганрогский городской суд для рассмотрения по существу.

Защитник Зинина ЛЮ указала, что ФИО1 вину не признала, указала на отсутствие состава административного правонарушения.

Помощник Таганрогского транспортного прокурора Тимофеев ВЮ указал на доказанность вины и на необходимость привлечения к административной ответственности.

ФИО1 на рассмотрение дела об административном правонарушении не явился, извещен надлежащим образом. С учетом положений ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в его отсутствие.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, выслушав участников судебного заседания, судья пришел к следующему выводу.

Административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно, предусмотрена ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ.

Таганрогской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте в деятельности АО «Газпромнефть-Аэро», осуществляющего деятельность по погрузке-выгрузке опасных грузов применительно к железнодорожному транспорту.

Установлено, что АО «Газпромнефть-Аэро» имеет лицензию на погрузочно-разгрузочную деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте серия ПРД от <дата>.

Адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности: <адрес>.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пп. «б» п. 4 «Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» (Далее – Положение о лицензировании), пп. 5.3, 5.17 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232, п. 3.21 свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», СП 155.13130.2014, утвержденными приказом МЧС России от 26.12.2013 № 837, на площадке погрузки-выгрузки опасных грузов АО «Газпромнефть-Аэро» отсутствует железнодорожная сливо-наливная эстакада.

В силу положений пп. «а» п.5 Положения о лицензировании для получения лицензии соискателю лицензии необходимо представить в лицензирующий орган документы, подтверждающие наличие на праве собственности или ином законном основании погрузо-разгрузочных устройств и сооружений, а также производственных объектов, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности, соответствующих установленным требованиям, предъявляемым нормативными правовыми и иными актами к погрузочно-разгрузочным устройствам и сооружениям и производственным объектам, используемым при осуществлении лицензируемой деятельности.

Установлено, что в нарушение положений пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании в АО «Газпромнефть-Аэро» в настоящее время отсутствует документ, подтверждающий право собственности (либо владения на ином законном основании) на земельный участок, на котором расположена площадка погрузки-выгрузки опасных грузов.

В соответствии приказом о переводе работника от <дата>ФИО1 назначен начальником отдела эксплуатации представительства «Юг» АО «Газпромнефть-Аэро».

Согласно Распоряжению от <дата>ФИО1 назначен ответственным лица соблюдение лицензионных требований погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

При таких обстоятельствах, по мнению Таганрогского транспортного прокурора в действиях должностного лица - начальником отдела эксплуатации представительства «Юг» АО «Газпромнефть-Аэро» ФИО1 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, по квалифицирующим признакам: «Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)».

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 2 ФЗ № 99-ФЗ лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.

Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены данным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

В соответствии с п. 27 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 к видам деятельности, на которую требуется лицензия, в числе прочего относится погрузо-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04.05.2011 лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 221 утверждено Положение «О лицензировании погрузо-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте» (далее - Положение о лицензировании), которое устанавливает порядок лицензирования погрузочно-разгрузочной деятельности, применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

В соответствии с п. 3 указанного Положения в состав лицензируемой деятельности входят погрузочно-разгрузочные операции с опасными грузами, осуществляемые на железнодорожном транспорте общего пользования и необщего пользования.

Пунктом 8 указанного Положения установлено, что к грубым нарушениям лицензионных требований относится нарушение требований, предусмотренных подп. «а», «б» и «ж» п. 4 данного Положения, которое повлекло за собой последствия, предусмотренные ч. 11 ст. 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», т.е., в том числе, возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Приказом Минэнерго России от 19.06.2003 № 232 утверждены Правила технической эксплуатации нефтебаз, которые устанавливают единые технические требования к организациям всех форм собственности независимо от ведомственной принадлежности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по эксплуатации нефтебаз.

Требования пп. 5.3, 5.17 вышеуказанных Правил предусматривают наличие железнодорожных и автомобильных сливо-наливных эстакад при совершении операций по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных цистернах.

Наличие эстакады при совершении операций по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных цистернах предусмотрено также п. 3.21 свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», СП 155.13130.2014, утвержденных приказом МЧС России от 26.12.2013 № 837.

В тоже время, распоряжением Правительства РФ от 15.04.2014 № 607-р (в редакции распоряжения Правительства РФ от 28.02.2015 №333-р), АО «Газпромнефть-Аэро» определено единственным исполнителем работ (услуг) по заправке топливом авиационной техники Вооруженных Сил Российской Федерации на аэродромах Министерства обороны РФ, а также поставщиком горюче-смазочных материалов (за исключением этилового спирта), в том числе и на аэродроме Таганрог.

Порядок и режим использования имущества, переданного АО «Газпромнефть-Аэро» для исполнения указанных выше функций, отражены и регулируются Договором безвозмездного пользования от <дата> (далее - Договор).

Аренда земельного участка в рамках указанного выше Договора не предусмотрена, т.к. пунктом 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ определено, что земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы изъяты из оборота.

Таким образом, земельный участок, на котором АО «Газпромнефть-Аэро» осуществляет свою деятельность находится в федеральной собственности, изъят из оборота, деятельность осуществляется на основании Договора безвозмездного пользования от <дата>, что свидетельствует о законном режиме его использования со стороны АО «Газпромнефть-Аэро» пока не доказано иное.

Кроме того, подпунктом «а» п.5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте не предусмотрено требование о предоставлении соискателем лицензии (лицензиатом) копий документов подтверждающих право собственности или иное законное основание на земельный участок.

В соответствии с пунктом 5.33 Правил технической эксплуатации нефтебаз, утвержденных приказом Минэнерго № 232 от 19.06.2003 предусмотрено, что слив нефтепродуктов должен производиться, как правило, закрытым (герметичным) способом через нижние сливные приборы цистерны и установки нижнего слива.

В соответствии с пунктом 7.99 Правил технической эксплуатации участки слива-налива нефтепродуктов должны быть оборудованы: - устройствами верхнего и нижнего слива-налива.

В соответствии с пунктом 5.17 Правил технической эксплуатации операции по приему (сливу) и отпуску (наливу) нефтепродуктов, перевозимых в железнодорожных цистернах, должны производиться на подъездных железнодорожных путях, оборудованных специальными одно- или двусторонними эстакадами, наливными или сливными устройствами, грузовыми, зачистными и воздушно-вакуумными коллекторами, сборниками, промежуточными резервуарами для мазута и масел, узлами учета нефтепродукта, средствами подъема и опускания нагревательных приборов и перемещения цистерн вдоль фронтов.

Пунктом 5.17 Правил технической эксплуатации установлены общие требования как к приему (сливу), так и к отпуску (наливу) различных видов нефтепродуктов, поэтому данный пункт не может применяться только в части касающейся операции приема (слива) авиационного топлива.

В соответствии с пунктом 7.96 Правил технической эксплуатации на нефтебазе в зависимости от числа одновременно обрабатываемых железнодорожных цистерн должен быть предусмотрен одиночный, групповой или маршрутный слив-налив нефти и нефтепродуктов.

Пунктом 5.2.5 «ВНТП 5-95. Норм технологического проектирования предприятий по обеспечению нефтепродуктами (нефтебаз)» (утв. Приказом Минтопэнерго РФ 03.04.1995 № 64) предусмотрено, что для группы цистерн общей весовой нормы (брутто) менее 700 т следует предусматривать строительство одиночных устройств или односторонней эстакады, исходя из числа одновременно обрабатываемых цистерн, а для нормы более 700 т – только двухсторонней эстакады, обеспечивающей маршрутный слив-налив независимо от числа обрабатываемых цистерн.

Общая весовая норма (брутто) группы цистерн для указанного объекта АО «Газпромнефть-Аэро» составляет менее 700 т. соответственно допускается слив авиатоплива с применением одиночных устройств, соответствующих требованиям действующего законодательства без использования односторонней или двухсторонней эстакады.

Вместе с тем, п.3.17 СП 155.13130.2014 кроме железнодорожной эстакады (п.3.21) также предусмотрено сливоналивное устройство: техническое средство, обеспечивающее выполнение операций по сливу и наливу нефти и нефтепродуктов в железнодорожные или автомобильные цистерны и танкеры.

В соответствии с Приказом Росстандарта от 14.07.2020 № 1190 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» СП 155.13130.2014 включен в данный перечень под №223.

На основании ч.4 ст.16.1 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании» неприменение стандартов и (или) сводов правил, включенных в вышеуказанный Перечень не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов РФ, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.

В целях выполнения требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» в Обществе утвержден Приказом от 02.04.2014 №94-П Стандарт Компании «Порядок обеспечения и управления пожарной безопасностью в Компании и ДЗО», который соблюдается, что на основании ч.4 ст.16.1. №184-ФЗ «О техническом регулировании» является основанием для неприменения АО «Газпромнефть-Аэро» СП 155.13130.2014.

Кроме того, по мнению Ростехнадзора СП 155.13130.2014. Свод правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности», утвержденные приказом МЧС России от 26.12.2013 № 837, не является нормативным правовым актом, требования которых являются обязательными для исполнения, и могут применяться в части, не противоречащей законодательству в области промышленной безопасности (Письмо Ростехнадзора от 26.09.2019 N 14-00-09/1827).

Таким образом, отсутствие железнодорожной сливо-наливной эстакады с учетом вышеизложенных обстоятельств не является нарушением пп. «а» п. 5 Положения о лицензировании погрузочно-разгрузочной деятельности применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте.

В связи с чем, в действиях привлекаемого должностного лица АО «Газпромнефть-Аэро» ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.20 ч. 3 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Прекратить дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ в отношении начальника отдела эксплуатации представительства «Юг» АО «Газпромнефть-АЭРО» ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Таганрогского городского суда

Ростовской области Фатыхова Е.М.