ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4178/20 от 29.10.2020 Волжского городского суда (Волгоградская область)

Дело № 5-4178/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

город Волжский Волгоградской области 30 октября 2020 года

резолютивная часть постановления

объявлена 29 октября 2020 года

Судья Волжского городского суда Волгоградской области Винецкая Н.Г. (Волгоградская область, город Волжский, улица Набережная, дом 9), рассмотрев единолично дело об административном правонарушении, поступившее в суд 25 сентября 2020 года, в отношении:

КЛИМЕНКО П.Г., родившегося <...> зарегистрированного по адресу: <адрес>, проживающего по адресу: <адрес>, сведений о привлечении к административной ответственности в текущем году в материалах дела не имеется,

обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Клименко П.Г., получивший открытый лист от 16 июня 2020 года №..., выданный Министерством культуры РФ, направил в региональный орган охраны объектов культурного наследия - комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области уведомление о проведении археологических полевых работ с 01 июля 2020 года на территории Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области, а также копию открытого листа 25 июня 2020 года, то есть менее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ, чем нарушил требования пункта 6 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры)», что было выявлено сотрудником Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области по адресу: <адрес> явилось основанием для составления в отношении Клименко П.Г. протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

При рассмотрении дела Клименко П.Г. вину в совершении вменяемого ему административного правонарушения при обстоятельствах, изложенных в протоколе об административном правонарушении, составленном в его присутствии, признал, в содеянном раскаялся; пояснил, что впервые получил открытый лист, не правильно посчитал рабочие дни и направил в комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области уведомление о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию открытого листа с нарушением установленного законом срока на два дня; заверил, что впредь будет внимательнее, просит признать совершенное им правонарушение малозначительным, поскольку его действия были направлены на соблюдение действующего законодательства, в его действиях отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Консультант отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО3, составивший в отношении Клименко П.Г. протокол об административном правонарушении, о времени и месте рассмотрения дела извещен в установленном законом порядке, в судебное разбирательство не явился, что не препятствует рассмотрению дела по существу.

Выслушав Клименко П.Г., исследовав представленные материалы дела, считаю виновность Клименко П.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.13 КоАП РФ, доказанной.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом установлена административная ответственность.

Частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в редакции, действующей на момент совершения вменяемого правонарушения, установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Из содержания пункта 1 ст. 45.1 Закона об объектах культурного наследия следует, что археологические полевые работы проводятся на основании выдаваемого сроком не более чем на один год разрешения (открытого листа). Поиск археологических предметов и их изъятие из мест залегания могут производиться исключительно в составе археологических полевых работ.

Пунктом 6 статьи 45.1 указанного Федерального закона определено, что физическое лицо, получившее разрешение (открытый лист), обязано не позднее чем за пять рабочих дней до начала проведения археологических полевых работ представить в региональный орган охраны объектов культурного наследия, орган местного самоуправления муниципального образования, на территориях которых планируется проведение археологических полевых работ, уведомление в письменной форме о проведении археологических полевых работ с указанием срока и места их проведения, а также копию разрешения (открытого листа).

На территории Волгоградской области региональным органом охраны объектов культурного наследия является комитет государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, в полномочия которого входит региональный государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия в соответствии с Положением о комитете государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области, утвержденным постановлением Администрации Волгоградской области от 19 декабря 2016 года № 697-п (п.п. 1.1, 2.1).

При рассмотрении дела установлено, что Министерством культуры РФ Клименко П.Г. 16 июня 2020 года был выдан открытый лист №... сроком действия с 16 июня 2020 года по 30 ноября 2020 года на проведение археологических полевых работ на территории Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области (л.д. №...

25 июня 2020 года в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области от Клименко П.Г. поступило уведомление о начале проведения археологических полевых работ на территории Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области с 01 июля 2020 года с приложением копии открытого листа (л.д. №..., №...Указанное уведомление, исходя из даты начала проведения археологических работ 01 июля 2020 года, Клименко П.Г. был обязан представить региональный орган охраны объектов культурного наследия в срок до 24 июня 2020 года.

Таким образом, Клименко П.Г. представил в Комитет уведомление о начале проведения археологических полевых работ с нарушением требований п. 6 ст. 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», что свидетельствует о наличии события административного правонарушения, вмененного Клименко П.Г., содержащего признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все приведенные доказательства являются достоверными, допустимыми, согласуются между собой, получены с соблюдением законодательства об административных правонарушениях; протокол об административном правонарушении в отношении Клименко П.Г. №... от 18 сентября 2020 года (л.д. №...) составлен уполномоченным должностным лицом - консультантом отдела надзора, контроля и учета объектов культурного наследия Комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области ФИО3, отвечает требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, содержит описание вышеуказанных событий, соответствующих описанию состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Исследованные при рассмотрении дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о направлении Клименко П.Г. в адрес комитета государственной охраны объектов культурного наследия Волгоградской области уведомления о начале проведения археологических полевых работ с 01 июля 2020 года на территории Краснооктябрьского сельского поселения Среднеахтубинского района Волгоградской области с нарушением пункта 6 статьи 45.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», то есть с нарушением установленного порядка уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере охраны объектов культурного наследия.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении и влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.

Вместе с тем, несмотря на наличие в действиях Клименко Н.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, оценив характер совершенного нарушения, прихожу к выводу, что в рассматриваемой ситуации возможно применение положений статьи 2.9 КоАП РФ.

В силу статьи 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в пункте 21 Постановления Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании статьи 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

При этом КоАП РФ не содержит указаний на невозможность применения статьи 2.9 КоАП РФ в отношении какого-либо административного правонарушения, в том числе, состав которого имеет формальный характер.

В настоящем случае прихожу к выводу, что совершенное правонарушение является малозначительным, поскольку не создало существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Существенная угроза представляет собой опасность, предполагающую возможность изменений в виде нанесения потерь (ущерба) главной, основополагающей части каких-либо экономических или общественных отношений. Для определения наличия существенной угрозы необходимо выявление меры социальной значимости фактора угрозы, а также нарушенных отношений. Угроза может быть признана существенной в том случае, если она подрывает стабильность установленного правопорядка с точки зрения его конституционных критериев, является реальной, непосредственной, значительной, подтвержденной доказательствами.

По смыслу статьи 2.9 КоАП РФ оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству.

Оценивая совокупность фактических обстоятельств совершенного административного правонарушения, характер и степень общественной опасности деяния, личность правонарушителя, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, а также то, что при формальном наличии признаков состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ, административное правонарушение, выразившееся в представлении уведомления в региональный орган охраны объектов культурного наследия с нарушением срока, предусмотренного п. 6 ст. 45.1 Федерального закона №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», на два дня, не содержит какой-либо существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и не повлекло существенных негативных последствий интересам граждан, общества, государства, прихожу к выводу о малозначительности совершенного Клименко П.Г. правонарушения.

Учитывая, что объявление в отношении нарушителя устного замечания свидетельствует о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение и является мерой воспитательного воздействия, направленной на осознание нарушителем противоправности своего поведения и предупреждение последующих нарушений, считаю возможным освободить Клименко П.Г. от административной ответственности по части 1 статьи 7.13 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием; производство по делу прекратить.

Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Клименко П.Г. в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освободить от административной ответственности по части 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объявить Клименко П.Г. устное замечание.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Клименко П.Г. прекратить на основании пункта 2 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Волжский городской суд Волгоградской области в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: Н.Г. Винецкая