Дело № 5-417/2017
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ярославль 12 декабря 2017 года
Судья Кировского районного суда г. Ярославля Барышева В.В., при секретаре Кохановой В.А., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ, в отношении Акционерного общества «Костромской завод автокомпонентов», юридический адрес 156001 <...>; <данные изъяты>; дата государственной регистрации в качестве юридического лица- 01.11.2010,
у с т а н о в и л:
26.09.2017 года Акционерным обществом «Костромской завод автокомпонентов» (далее АО «КЗА») в качестве декларанта в Ярославский таможенный пост ( Центр электронного декларирования) Ярославской таможни по адресу <...> в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления была подана и зарегистрирована декларация на товар ( далее ДТ) № 10117070/260917/0022836, в которой были заявлены товары наименований: товар № 1-1) части двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия гильза цилиндра 240-1002021-1 (Т) 1536 шт., гильза цилиндра 14-0102-01 (Ф) 160 шт., 2) 9РХ-9; товар № 2- 1) части двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия гильза цилиндра 240-1002002-1-90 1344 шт. ( для изготовления комплектов цилиндропоршневой группы на территории РФ в соответствии с решением коллегии Евразийской экономической Комиссии № 294 от 25.12.2012, 2) 7РХ-7; товар № 3- 1) части двигателей внутреннего сгорания с зажиганием от искры поршень 130-1004015П-АЗ 1408 шт. ( ввозятся для изготовления комплектов цилиндропоршневой группы на территории РФ в соответствии с решением коллегии Евразийской экономической Комиссии № 294 от 25.12.2012, 2) 2РХ-2; товар № 4-1) части двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием гильза цилиндра 24-1002020-02 (Т) 1080 шт., 2) 3РХ-3. Указанный товар поступил в адрес АО «КЗА» во исполнение внешнеторгового контракта от 12.08.2014 № 234, заключенного с ООО «Мотордеталь-Конотоп» (Украина), по товарно-транспортной накладной (CMR) от № 0058238 от 25.09.2017, инвойсу от 25.09.2017 № 836. При таможенном декларировании товаров № 1 и № 4, заявленных в ДТ № 10117070/260917/0022836, в качестве документа, подтверждающего соблюдение запретов и ограничений, представлена декларация о соответствии № ТС RU C-UA.ОC13.B.02257 ( срок действия с 08.08.23016 по 07.08.2018), выданная органом по сертификации ООО «НТЦ Автоэксперт» ( адрес 119334 <...>). В соответствии со ст.6 Таможенного кодекса таможенного союза (ТК ТС) таможенные органы обеспечивают на таможенной территории таможенного союза решение основных задач, среди которых и обеспечение в пределах своей компетенции соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу. Согласно ст. 12 Федерального закона РФ от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» таможенные органы обеспечивают соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств-членов таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию, а также содействуют осуществлению мер по защите жизни и здоровья человека и интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию. П.1 ст. 152 ТК ТС установлено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств-членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств- членов таможенного союза, которыми установлены запреты и ограничения. П.п.8 п.1 ст.4 ТК ТС установлены запреты и ограничения- комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий (среди прочих мер) меры технического регулирования, которые установлены международными договорами государств- членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств- членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств- членов таможенного союза. Согласно п.1 ст. 210 ТК ТС товары помещаются под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления при соблюдении ряда условий, среди которых- условие соблюдения запретов и ограничений. П.1 ст. 52 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 предусмотрено, что в целях защиты жизни и ( или) здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и ( или) здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках таможенного союза принимаются технические регламенты таможенного союза. Технические регламенты таможенного союза имеют прямое действие на территории таможенного союза ( п.2 ст. 52). Ст.5 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза, утвержденного Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (далее Протокол о техническом регулировании), установлено, что оценка соответствия объектов технического регулирования, устанавливаемая в технических регламентах таможенного союза, проводится в формах регистрации (государственной регистрации), испытаний, подтверждения соответствия, экспертизы и (или) в иной форме. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в форме декларирования соответствия и сертификации. Оценка соответствия выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов таможенного союза осуществляется до выпуска ее в обращение. Обязательное подтверждение соответствия производится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом таможенного союза, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента. Согласно ст.2 Протокола о техническом регулировании под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции ( в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории таможенного союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. П.п.3 п.1 ст. 4 ТК ТС под понятием «ввоза товаров на таможенную территорию таможенного союза» понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами. В соответствии со ст.6 Протокола о техническом регулировании продукция, соответствующая требованиям технических регламентов таможенного союза, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами таможенного союза процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке таможенного союза и порядок его применения утверждаются Комиссией. В соответствии с п.2 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза, утвержденного Решением коллегии Таможенного союза от 25.12.2012 № 294, к продукции (товарам), ввозимой ( ввезенной) на таможенную территорию таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат предоставлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция ( товары), которая включении в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов таможенного союза ( п.п. «в»). Товар № 1 и товар № 4, указанные в ДТ № 10117070/260917/0022836, подпадают под действие Технического регламента таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011), утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 ( в ред. От 13.12.2016) « О принятии технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». К объектам технического регулирования, на которые распространяется действие ТР ТС 018/2011, относятся: колесные транспортные средства категорий L,M,N и O, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси; компоненты транспортных средств, влияющие на безопасность транспортных средств. Объекты технического регулирования устанавливаются согласно приложению № 1 ТР ТС 018/2011 (п.2 ТР ТС 018/2011). Документами, удостоверяющими соответствие требованиям ТР ТС 018/2011 при выпуске в обращение, являются для компонентов транспортных средств- декларация о соответствии или сертификат соответствия (п. ТР ТС 018/2011). П. 7 ТР ТС 018/2011 установлено, что транспортные средства и их компоненты допускаются к обращению на рынке при их соответствии ТР ТС 018/2011, что подтверждается их маркировкой единым знаком обращения продукции на рынке в соответствии с разделом 6 ТР ТС 018/2011. Графическое изображение единого знака обращения продукции на рынке устанавливается Решением Комиссии Таможенного союза ( п. 99 ТР ТС 018/2011). Согласно п. 100 ТР ТС 018/2011 единым знаком обращения продукции на рынке маркируются транспортные средства ( шасси), на которые оформлено одобрение типа транспортного средства ( одобрение типа шасси), а также компоненты транспортных средств, на которые оформлены сертификаты соответствия или декларации о соответствии требованиям ТР ТС 018/2011. Маркирование осуществляется любым удобным способом, обеспечивающим четкость изображения и исключающим истирание. П. 102 ТР ТС 018/2011 предусмотрено, что при маркировании компонентов единый знак обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза должен быть нанесен непосредственно на единицу продукции ( если это технически возможно) и (или) ярлык (если таковой имеется), а также упаковку и сопроводительную техническую документацию. Единый знак обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза должен быть нанесен, по возможности, рядом с товарным знаком изготовителя. Маркировка компонентов знаками официального утверждения «Е» или «е» приравнивается к маркировке единым знаком обращения продукции на рынке государств- членов Таможенного союза. При наличии на компонентах маркировки знаками официального утверждения «Е» или «е» маркировка таких компонентов единым знаком обращения на рынке государств- членов Таможенного союза не требуется. Порядок применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза, утвержденный комиссией таможенного союза Решением от 15.07.2011 № 711 «О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения» разработан в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 и определяет правила применения, форму и размеры единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза ( п.1 Порядка). П.2 Порядка применения единого знака обращения продукции установлено, что единый знак обращения свидетельствует о том, что продукция, маркированная им, прошла все установленные в технических регламентах Евразийского экономического союза (технических регламентах Таможенного союза) процедуры оценки (подтверждения) соответствия и соответствует требованиям всех распространяющихся на данную продукцию технических регламентов Евразийского экономического союза ( технических регламентов Таможенного союза). Маркировка единым знаком обращения осуществляется перед выпуском продукции в обращение на рынок Евразийского экономического союза. Изготовители, уполномоченные изготовителем лица, импортеры (поставщики) продукции имеют право маркирования ее единым знаком обращения, если продукция прошла все установленные соответствующим таможенным регламентом Евразийского экономического союза ( техническим регламентом Таможенного союза) процедуры оценки соответствия на территории любого из государств- членов Евразийского экономического союза, что подтверждено документами, предусмотренными для соответствующих форм оценки соответствия в Евразийском экономическом союзе ( п.4 Порядка применения единого знака обращения продукции). В соответствии с п.п. 5.1, 5.3 Порядка применения единого знака обращения продукции единый знак обращения продукции наносится на каждую единицу продукции, упаковку или сопроводительную документацию. Место нанесения единого знака обращения на продукцию, тару ( упаковку) и документацию устанавливается в техническом регламенте Евразийского экономического союза (техническом регламенте таможенного союза). В результате проведения таможенного досмотра (акт таможенного досмотра (АТД) № 10117080/290917/000148 товаров, заявленных в ДТ № 10117070/260917/0022836, было установлено, что изображение единого знака обращения продукции на рынке «EAC» было нанесено непосредственно на упаковку грузовых мест товара, на самих товарах № 1 и № 4 (на каждой единице продукции) отсутствует графическое изображение единого знака обращения продукции «EAC».
Таким образом, АО «КЗА» в нарушение п.1 ст. 152, п.1 ст. 210 ТК ТС, п.п. 7,100,102 ТР ТС 018/2011, п.п. 5.1, 5.3 Порядка применения единого знака обращения продукции, переместило на таможенную территорию Евразийского экономического союза и продекларировало товар № 1-1) части двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия гильза цилиндра 240-1002021-1 (Т) 1536 шт., гильза цилиндра 14-0102-01 (Ф) 160 шт., 2) 9РХ-9; товар № 4-1) части двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием гильза цилиндра 24-1002020-02 (Т) 1080 шт., 2) 3РХ-3 без маркировки единым знаком обращения продукции на рынке, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ст. 16.3 КоАП РФ.
Представитель лица, привлекаемого к ответственности, АО «КЗА» по доверенности ФИО1 вину АО «КЗА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ не признал, указал на то, что состав административного правонарушения в действиях АО «КЗА» отсутствует, поскольку документом, подтверждающим соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию является сертификат соответствия. В силу технических особенностей ввозимой продукции у производителя отсутствовала возможность нанесения единого знака обращения продукции на рынке непосредственно на каждую единицу товара. Единый знак обращения продукции на рынке был нанесен на ярлык, в связи с чем событие административного правонарушения в данном случае отсутствует. Доказательств возможности нанесения единого знака обращения продукции на рынке непосредственно на каждую единицу товара таможенным органом не представлено. Кроме того, на основании уточненной декларации товар был выпущен таможенным органом, что подтверждает доводы лица, привлекаемого к ответственности о соблюдении необходимых запретов и ограничений и о соответствии ввезенного товара обязательным требованиям. Полагает, что у таможенного органа отсутствуют полномочия по проверке соблюдение установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз товаров в Российскую Федерацию, поскольку проведение данных проверок отнесено к компетенции иных органов.
Представители административного органа Ярославской таможни по доверенности ФИО2, ФИО3 полагали, что вина АО «КЗА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ подтверждена исследованными материалами дела об административном правонарушении. Указали на то, что маркировка товара единым знаком обращения продукции на рынке могла быть произведена любым доступным способом- путем размещения на каждой единице продукции наклеек, путем нанесения красящими веществами и иными. Проверка соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу относится к компетенции таможенных органов, иные контролирующие органы компетентны проверять соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, находящихся на внутреннем рынке РФ. То обстоятельство, что товар был выпущен таможенным органом после предоставления лицом, привлекаемым к ответственности, уточненной декларации, не свидетельствует об отсутствии в действиях лица, привлекаемого к ответственности, состава административного правонарушения.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела об административном правонарушении, считаю виновность АО «КЗА» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, установленной.
Вина АО «КЗА» в совершении административного правонарушения в полной мере подтверждается: копией ДТ № 10117070/260917/0022836, копией декларации о соответствии № ТС RU C-UA.ОC13.B.02257, копией АТД № 10117080/290917/000148 с фотографиями по товару № 1, товару № 4, протоколом опроса свидетеля ФИО 1, служебной запиской ОТНПТиТО Ярославской таможни от 26.10.2017 № 14-08/739.
Оценив представленные доказательства по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что все они являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности АО «КЗА» в совершении указанного административного правонарушения.
Согласно статье 15 Конституции Российской Федерации любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Лицо, вступая в административно-правовые отношения, должно знать о существовании обязанностей и обеспечить их выполнение. В свою очередь, государство не только возлагает на лицо определенные обязанности, но и предоставляет ему права, реализация которых обеспечивает возможность исполнения норм и правил, установленных законом.
Правовая возможность исполнения существующей обязанности определяется отсутствием объективных препятствий для выполнения указанных обязанностей, то есть обстоятельств, не зависящих от воли обязанного лица.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2001 года № 7-П подобные обстоятельства квалифицируются как чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля обязанных лиц.
АО «КЗА», вступая в административные правоотношения в области таможенного дела как физическое лицо должен был не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, предвидеть возможность наступления вредных последствий своего деяния, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
Между тем, АО «КЗА» небрежно отнесся к выполнению своей обязанности по соблюдению таможенного законодательства в части соблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений на ввоз в Российскую Федерацию.
Считаю, что АО «КЗА» имело реальную возможность для соблюдения правил и норм таможенного законодательства таможенного союза, предусмотренных п.1 ст. 152, п.1 ст. 210 ТК ТС, п.п. 7,100,102 ТК ТР 018/2011, п.п. 5.1, 5.3 Порядка применения единого знака обращения продукции, а именно нанести непосредственно на единицу продукции- части двигателей внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия гильза цилиндра 240-1002021-1 (Т) 1536 шт., гильза цилиндра 14-0102-01 (Ф) 160 шт., 9РХ-9; части двигателей внутреннего сгорания с искровым зажиганием гильза цилиндра 24-1002020-02 (Т) 1080 шт., 3РХ-3.
Судья соглашается с доводами представителей административного органа о том, что проверка соблюдения запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу относится к компетенции таможенных органов, иные контролирующие органы компетентны проверять соблюдение запретов и ограничений в отношении товаров, находящихся на внутреннем рынке РФ. В силу положений ч.5 ст. 23.8 КоАП РФ протоколы по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 16.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица таможенных органов, уполномоченные на проведение таможенного контроля, осуществление других видов государственного контроля, выявление и пресечение административных правонарушений, осуществление производства по делам об административных правонарушениях.
Учитывая общественную опасность совершенного административного правонарушения, считаю, что правовые основания для признания его малозначительным отсутствуют.
При назначении наказания учитываю характер совершенного правонарушения, имущественное положение и личность лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, то, что ранее АО «КЗА» к административной ответственности не привлекалось.
С учетом изложенного, характера совершенного правонарушения, считаю необходимым назначить АО «КЗА» наказание в виде штрафа в размере 50 000 руб. Оснований для назначения наказания в виде конфискации товаров, являвшихся предметом административного правонарушения суд не усматривает, поскольку устранение допущенного АО «КЗА» нарушения возможно путем нанесения единого знака обращения продукции на рынке непосредственно на каждую единицу товара, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении товар таможенным органом выпущен для внутреннего потребления.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья,
п о с т а н о в и л:
Акционерное общество «Костромской завод автокомпонентов» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.3 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей без конфискации товаров, являвшихся предметом административного правонарушения.
Банковские реквизиты для уплаты штрафа: <данные изъяты>.
В соответствии с ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ срок предъявления постановления для исполнения два года со дня его вступления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: В.В.Барышева