ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-417/2016 от 14.04.2016 Ленинскогого районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 5-417/2016

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

14 апреля 2016 года г. Саратов

Судья Ленинского районного суда г. Саратова Ефимов А.В., при секретаре Тактарове Л.Р., с участием представителя юридического лица ФИО1,

рассмотрев материалы административного дела в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма «Авто-Старт» по факту совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма «Авто-Старт» (далее – ООО ПТФ «Авто-Старт») допустило нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, при следующих обстоятельствах.

ООО ПТФ «Авто-Старт» в лице генерального директора ФИО2, предоставило в УФМС России по Саратовской области уведомление о расторжении трудового договора с нарушением формы на гражданина Кургызской Республики ФИО3

В соответствии с приказом ФМС России от 12.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории РФ» (в ред. Приказа ФМС России от 12.03.2015 г. № 149) направленная форма уведомления утратила силу, что является нарушением п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», Приказа ФМС России от 28.07.2010 г., № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации».

По данному факту 16.03.2016 г. в отношении ООО ПТФ «Авто-Старт» инспектором отдела иммиграционного контроля УФМС России по Саратовской области ФИО6 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Представитель юридического лица – ООО ПТФ «Авто-Старт» по доверенности ФИО1 в судебном заседании вину юридического лица признала в полном объеме, однако указала, что каких-либо существенных последствий совершенное административное правонарушение не повлекло, в связи с чем просила признать совершенное правонарушение малозначительным.

Заслушав представителя юридического лица, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.

ООО ПТФ «Авто-Старт» является юридическим лицом, что подтверждается Уставом общества (л.д. 14-25), свидетельством о государственной регистрации юридического лица (л.д. 12), свидетельством о постановке на учет российской организации в налоговом органе по месту нахождения на территории Российской Федерации (л.д. 13).

Вина юридического лица ООО ПТФ «Авто-Старт» в совершении административного правонарушения подтверждается полученными с соблюдением требований КоАП РФ доказательствами.

Так, согласно ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ не уведомление или нарушение установленного порядка и (или) формы уведомления территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, о заключении или прекращении (расторжении) трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с иностранным гражданином в срок, не превышающий трех рабочих дней с даты заключения, прекращения (расторжения) договора, если такое уведомление требуется в соответствии с федеральным законом, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от четырехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.

Факт совершения юридическим лицом ООО ПТФ «Авто-Старт» административного правонарушения подтверждается, формой уведомления о расторжении трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства (л.д. 2-3), протоколом об административном правонарушении (л.д. 50), актом проверки (л.д. 51-53).

П. 2 Приложения № 6 к Приказу ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» предусмотрено, что работодатель или заказчик работ (услуг), заключивший и расторгнувший трудовой договор или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также предоставивший им отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, обязан в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты заключения или расторжения договора, а также предоставления отпуска, уведомить об этом территориальный орган Федеральной миграционной службы и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 13.1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатели или заказчики работ (услуг), привлекающие и использующие для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, обязаны уведомлять территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и орган исполнительной власти, ведающий вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными работниками, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Так, Приказом ФМС России от 12.03.2015 г. № 149 «О внесении изменений в приказ ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» внесены изменения в приказ ФМС России от 28.06.2010 г. № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации»*(2) (с изменениями, внесенными приказами ФМС России от 05.09.2013 г. № 372*(3), от 18.12.2013 г. № 688*(4), от 12.03.2014 г. № 182*(5), от 18.08.2014 г. № 489*(6) и от 08.12.2014 г. № 640*(7)).

Указанным Приказом внесены следующие изменения: 1. В пункте 1: 1.1. Абзац шестой изложить в следующей редакции: «Форму уведомления об исполнении работодателями и заказчиками работ (услуг) обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) иностранному гражданину - высококвалифицированному специалисту (Приложение № 7).»; 1.2. Дополнить новым абзацем шестнадцатым следующего содержания: «Порядок представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения) высококвалифицированным специалистам (Приложение № 22).»; 2. Приложение № 7 изложить в редакции согласно приложению № 1 к настоящим Изменениям; 3. Приложение № 19 изложить в редакции согласно приложению № 2 к настоящим Изменениям; 4. Приложение № 20 изложить в редакции согласно приложению № 3 к настоящим Изменениям; 5. В приложении № 21: 5.1. Пункт 6 изложить в следующей редакции: «6. Уведомление может быть подано на бумажном носителе непосредственно в территориальный орган ФМС России, направлено почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении либо подано в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети «Интернет», включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (www.gosuslugi.ru).»; 5.2. В пункте 7 слова «и достоверность указанных в нем сведений» исключить; 5.3. Пункт 8 дополнить абзацем третьим следующего содержания: «Уведомителю или его представителю, в случае, если уведомление подано непосредственно в территориальный орган ФМС России, выдается справка, подтверждающая прием уведомления (приложение № 2 к настоящему Порядку).»; 5.4. В пункте 9 слово «подачи» заменить словом «получения»; 5.5. Приложение к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами или лицами без гражданства считать Приложением № 1; 5.6. Дополнить новым приложением № 2 следующего содержания: «Приложение № 2 к Порядку представления работодателями и заказчиками работ (услуг) уведомлений о заключении и прекращении (расторжении) трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с иностранными гражданами (рекомендуемый
образец).

Характер совершенного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ, объектом посягательства которого являются общественные отношения в сфере миграционного контроля, при этом объектом охраны являются интересы государства в реализации единой государственной политики привлечения и использования иностранной рабочей силы, а также обеспечении устойчивости и стабильности внутреннего рынка труда.

Таким образом, действия ООО ПТФ «Авто-Старт» суд квалифицирует по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ.

Установленные по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что нарушение ООО ПТФ «Авто-Старт» требований законодательства, хотя формально и содержат признаки состава правонарушения, однако с учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных интересов и правоотношений. Иных нарушений законодательства указанное противоправное деяние не повлекло.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, общественную опасность административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностные лица, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу п. 21 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. При квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение является легко устранимым, при рассмотрении дела об административном правонарушении не выявлено вредных последствий его совершения, что исключает причинение реального ущерба государству, обществу или третьим лицам, судья считает, что в рассматриваемом случае в действиях юридического лица отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям.

Согласно ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государственной мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений.

По мнению суда, в данном случае составлением протокола об административном правонарушении, рассмотрением административного материала достигнута предупредительная цель административного производства, установленная ст. 3.1 КоАП РФ. Применение же меры административного наказания в виде штрафа, предусмотренного санкцией инкриминируемой статьи от 400000 руб. до 800000 руб. носило бы неоправданно карательный характер, не соответствующий тяжести правонарушения и степени вины лица, привлекаемого к ответственности.

При этом суд учитывает отсутствие в материалах дела документального подтверждения, в чем в данном конкретном случае выразилась высокая степень общественной опасности деяния, посягающего на общественный порядок, общественные интересы и интересы государства, свидетельствующих о причинении какого-либо вреда и наличии тяжких последствий, в связи с чем суд полагает, что данное административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных отношений и в данном случае возможно применение ст. 2.9 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о возможности прекращения дела об административном правонарушении в отношении ООО ПТФ «Авто-Старт» в связи с малозначительностью совершенного им административного правонарушения, ограничившись устным замечанием.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью производственно-торговая фирма «Авто-Старт» по ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ прекратить.

На основании ст. 2.9 КоАП РФ за малозначительностью совершенного административного правонарушения обществу с ограниченной ответственностью производственно-торговой фирме «Авто-Старт» объявить устное замечание.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова со дня вручения или получения копии постановления.

Судья :