ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-417/2018 от 23.04.2018 Центрального районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело ###г.

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Кемерово 23 апреля 2018 года

Центральный районный суд города Кемерово в составе судьи Чулковой Н.А.

с участием лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении ФИО1, его защитника – по доверенности защитник,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении – ст.инспектора ОИАЗ Управления МВД России по г.Кемерово –ФИО5

рассмотрев административный материал в отношении:

ФИО1, **.**.**** года рождения, уроженца гор. Кемерово, гражданина Российской Федерации, женат, имеющего на иждивении шесть малолетних детей (со слов), являющегося индивидуальным предпринимателем «ИП ФИО1», проживающего по адресу: г. Кемерово, ..., суд

У С Т А Н О В И Л:

Согласно определения начальника отдела полиции «Центральный» Управления МВД России по г. Кемерово ФИО2 от **.**.****, в Центральный районный суд города Кемерово направлен административный материал в отношении ФИО3, о привлечении к административной ответственности по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

**.**.**** в отношении ФИО1 составлен протокол ### об административном правонарушении, согласно которого **.**.****, в 11 часов, ФИО1 принимал участие в публичном мероприятии, а именно: располагаясь на пешеходном тротуаре у здания Администрации города Кемерово, расположенного по адресу: г. Кемерово, ..., держал в руках плакат – лист формата А1 с надписью «Вова на СИЗО», демонстрировал плакат людям, проходящим мимо здания Администрации и проезжающим мимо автомобилям, а также выполнял указания второго участника мероприятия лицо 1 по действиям в ходе проведения публичного мероприятия. В ходе проведения данного публичного мероприятия, второй его участник – лицо 1 неоднократно выражает мнение о недостаточной социальной защите пенсионеров «Пенсия копейки, есть нечего» и призывают граждан, таким же как и они способом, выражать свою позицию а также выражает мнение о недобросовестности сотрудников полиции. Целью данного публичного мероприятия является формирование негативного общественного мнения.

С этой целью участник данного мероприятия, лицо 1, размещает видеосъемку данного публичного мероприятия в свободном доступе на своем канале «ФИО4 на хостинге YouTube». Данный ролик за сутки просмотрели 23761 пользователей из них 562 оставили комментарии.

Пикет, проведенный у здания Администрации г. Кемерово не является одиночным, так как данное мероприятие заранее спланировано и организовано ФИО1 и лицо 1, что подтверждается согласованностью действий участников и единой целью, высказыванием лицо 1 о том, что он находится на данном мероприятии с целью защиты прав и законных интересов участника мероприятия и дальнейшей публикацией видеосъемки данного публичного мероприятия на канале «ФИО4 на хостинге YouTube».

Из вышеизложенного следует, что ФИО1 принимал участие в составе группы граждан из двух человек в проведении публичного мероприятия в форме пикетирования с использованием плаката, без согласования с органами местного самоуправления, чем нарушил ст. 7, п. 2.1 ст. 8 Федерального закона № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.

В судебном заседании ФИО1 пояснил, что вину свою он не признает, он нарисовал сам плакат, демонстрировал этот плакат из десяти букв, хотел выразить свои внутренние ощущения, эти десять букв каждый волен трактовать сам. лицо 1 попросил заснять это, так как хотел подстраховаться, поскольку могло произойти, что угодно, например избить его как участника лицо 2, а потом следов не найти, лицо 1 согласился, что и делал, снимал его с плакатом. Ни о каком участии в пикетировании не договаривался. Просил прекратить производство по делу.

В судебном заседании защитник ФИО1защитник также поддержал позицию ФИО3, указав, что никакого группового пикетирования не было, заключение специалиста и мнение фактически подведено под мнение сотрудников полиции, так как это уже было все заложено в вопросы специалистам, что явно и повлекло соответствующие ответы. Кроме того, считает, что на законе основано вменение ФИО3  нарушений ст.7, 8 ФЗ ###, поскольку привлечен он по ч5 ст.20.2 КоАП РФ, как участник, а не как организатор. Просит прекратить производство по делу.

В судебном заседании должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ст. инспектор по ОИАЗ Управления МВД России по г. Кемерово ФИО5 пояснила, что ею был составлен протокол ### об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 на основании рапорта сотрудника о видеозаписи имеющихся мнения специалиста и исследования специалиста.

Свидетель лицо 1 пояснил, что знаком с ФИО3 давно, 1.04.2018г. ему позвонил ФИО3 и попросил поснимать его с плакатом 2.04.2018г. в целях обеспечения его безопасности, участия принять в каком либо мероприятии не просил, он согласился и снимал его на пересечении ..., при этом проходили сотрудники полиции, никаких замечаний не высказывали и даже также снимали на камеру.

Суд, выслушав ФИО1, должностное лицо, изучив письменные материалы административного дела: протокол об административном правонарушении, из которого следует, что отражено выше судом,

Рапорта сотрудников полиции, так из рапорта старшего инспектора ООПАЗ УОООП и ВОИВ ГУ МВД России по Кемеровской области ФИО6 следует, что в ходе просмотра в сети интернет видеозаписи «Кемерово пикет 02.04.2018» на канале «ФИО7» на хостинге «YouTube» установлено, что на видеозаписи демонстрируются события, происходящие на ... в г. Кемерово возле здания администрации г. Кемерово **.**.****. На видеозаписи демонстрируется публичное мероприятие, в форме пикетирования, прошедшее в г. Кемерово **.**.****, в 11 часов. Данное мероприятие проведено двумя участниками. Граждане, участвовавшие в публичном мероприятии, по информации ЦПЭ ГУ МВД России по Кемеровской области «Справка по результатам оперативно-розыскных мероприятий «наведение справок», «отождествление личности», установлены как лицо 1 и ФИО1 С целью дальнейшего публичного выражения мнения участников данного мероприятия, лицо 1,, размещает видеосъемку данного публичного мероприятия на своем канале «ФИО4 на хостинге YouTube. Данный ролик за сутки просмотрели 23761 пользователей из них 562 оставили комментарии.

- Акт просмотра видеозаписи из которой следует что был произведен просмотр видеозаписи от **.**.**** «Кемерово пикет», из которой следует, что **.**.****, в 11 часов 00 минут, располагаясь на пешеходном тротуаре у здания администрации г. Кемерово по ..., по информации ЦПЭ ГУ МВД России по Кемеровской области «Справка по результатам проведения ОРМ «наведение справок», «отождествление личности» установлено как лицо 1 осуществляет видеозапись, держит в руках камеру, описывает происходящее в режиме онлайн съемки. В начале записи лицо 1 приветствует зрителей, обращается к третьим лицам, представляет им второго участника данного мероприятия «как замечательного человека, Кемеровского активиста Е. (ФИО1)». В процессе съемки лицо 1 находится в непосредственной близости, на расстоянии не более 3 метров, от второго участника ФИО1 Второй участник, по информации ЦПЭ ГУ МВД России по Кемеровской области «Справка по результатам проведения ОРМ «наведение справок», «отождествление личности» установлен как ФИО1 держит в руках плакат (лист формата А1 с надписью «Вова на СИЗО»), демонстрирует плакат людям, проходящим мимо здания администрации и проезжающим мимо водителям автомобилей. На видеозаписи видно, как к ФИО1 и лицо 1 подходит женщина, высказывает слова недовольства в их адрес, называет «провокаторами», обращаясь именно к ним двоим. После её высказывания лицо 1 выражает мнение о недостаточной социальной защите пенсионеров «Пенсия копейки, есть нечего» и призывает граждан, таким же как и они способом, выражать свою позицию, разъясняет, где лучше проводить подобного рода мероприятия, какой размер бумаги брать, чтобы привлечь внимание как можно большего количества людей, рекомендует избегать толпы, дабы не стать жертвой провокаторов, рекомендует вести видеозапись, поясняя, что если гражданин ведет видеозапись, он не является участником. Также выражает мнение о недобросовестности сотрудников полиции, которые при виде камеры уходят в сторону. ФИО1 стоит с плакатом, демонстрирует его, поворачивается, но при этом стоит молча. На видеозаписи лицо 1 обращается к ФИО1, просит его повернуться к мимо проезжающим автомобилям, руководя им.

Справку об исследовании ###Ф-133 от **.**.****, из которой следует, цель проводимого мероприятия, зафиксированного в представленном на исследование видеоролике – привлечение внимания граждан к определенной, по мысли участников данного мероприятия, проблеме, квазицель - демонстрация отрицательного образа действующей власти, формирование у граждан отрицательного отношения к действующей власти.

Мероприятие, зафиксированное в представленном на исследование видеоролике, проводится совместно, группой лиц, состоящей из двух участников. Лица, не являющиеся основными участниками мероприятия (как «проходящие мимо», «проезжающие мимо), воспринимают действия участников, как действия совместные, на что указывают вербальные признаки – реплики, в которых участники события, отраженного в видеоролике, номинируются собирательными существительными: «Провокаторы. Ходите здесь», «Придурки вы» самые настоящие».

В высказываниях лицо 1 содержится негативная оценка представителей власти, в частности, сотрудников полиции.

Согласно выводов специалиста ФИО7 и ФИО3 знакомы друг с другом. Их действия при проведении пикета слажены и участники объединены единой целью. Проходящие мимо граждане воспринимают лицо 1 и ФИО3 как группу лиц, действующих согласованно и имеющих общую цель. Предложения, озвученные на видеокамеру лицо 1, воспринимаются как воздействие в определенном направлении на мировоззрение, политические убеждения и общественную активность народных масс. В видеоролике четко прослеживается наличие организованной группы, состоящей из двух человек, кооперирующихся и координирующих свои действия для достижения определенной цели, осуществляющих взаимодействие, имеющих разделяемые отношения относительно действий друг друга – один стоит с плакатом «Вову на СИЗО», а другой его снимает на видеокамеру, с целью «защиты от провокаторов» и дальнейшего распространения этого видеоматериала на канале хостинга YouTube.

справку по результатам проведения оперативно-розыскного мероприятия «Наведение справок», «Отождествление личности» от **.**.****.,просмотрев представленный диск с видеозаписью события **.**.**** у здания Администрации г.Кемерово, приходит к следующему выводу.

Частью 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.

Диспозиция указанной нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от **.**.**** № 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее Федеральный закон № 54-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 2 данного Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" от **.**.**** N 54-ФЗ (далее по тексту Закон) публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.

В соответствии с п. 6 ст. 2 указанного Федерального закона - пикетирование - форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации, а также быстровозводимые сборно-разборные конструкции.

Кроме того, указанным Федеральным законом установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.

Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона № 54-ФЗ.

В соответствии с частью 1 указанной статьи (в редакции Федерального закона от **.**.****) уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.

Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ).

Согласно ст. 2 Закона Кемеровской области от **.**.****### (в ред. от **.**.****) "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия" уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган местного самоуправления, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, или в уполномоченный орган государственной власти Кемеровской области. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), - не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

Уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором или лицами, уполномоченными организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия лично.

Согласно ст. 3 Закона одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности - соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.

Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от **.**.****### и ###, Федеральный закон № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федераций" об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2).

При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.

Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу, а использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.

По смыслу приведенных норм права протокол об административном правонарушении является основным процессуальным документом, в котором приводятся основания для привлечения лица к административной ответственности.

По смыслу закона, субъектом данного правонарушения является участник публичного мероприятия, объектом – общественный порядок и общественная безопасность.

Объективная сторона данного правонарушениям выражается в нарушении участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6 ст. 20.2

Имеющиеся доказательства в совокупности, в том числе и пояснения самого ФИО1, свидетеля лицо 1, представленный материал, приводят суд к выводу, что ФИО1 сам организатор мероприятия, о котором заявлено в протоколе об административном правонарушении, а именно-организатор пикета, исходя из представленного материала организатором пикета не выступает лицо, которое установлено сотрудниками полиции, как производящее видеосъемку, а как на участника мероприятия, Законом не возлагается обязанность о подаче уведомления, соответственно при изложенных обстоятельствах следует вести речь о нарушении ФИО3 положений ст.7, 8 ФЗ ###, тогда ответственность ФИО3 должен нести по ч2 ст.20.2 КоАП РФ, что ФИО3  не вменено, суд в данном случае не может квалифицировать действия ФИО1 по ч2 ст.20.2 КоАП РФ, поскольку эта квалификация ухудшает положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.

Таким образом, имеющиеся справки исследования, мнение специалиста, справка об отождествлении личности, сама видеозапись никоим образом не опровергает вывод суда об отсутствии в действиях ФИО1 при изложенных обстоятельствах состава административного правонарушения, предусмотренного ч5 ст.20.2 КоАП РФ, потому производство по делу ФИО1 подлежит прекращению на основании п 2 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ. за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и ст.ст. 29.9-29.10 КРФобАП, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч5 ст.20.2 КоАП РФ в отношении ФИО1 на основании п 2 ч 1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Кемеровский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.

Судья подпись