Дело № 5-417/2021
11RS0009-01-2021-001357-12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 октября 2021 года Республика Коми,
Княжпогостский район,
<...> «а»
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе судьи Лобанова А.А.
при секретаре судебного заседания Василенко О. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми ФИО1, <данные изъяты>
УСТАНОВИЛ:
в отношении ФИО1 старшим государственным инспектором Республики Коми в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Республиканский центр по обеспечению функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования» ФИО2 составлен протокол об административном правонарушении от 25.08.2021 <№>, согласно которому ФИО1 не осуществил в полной мере возложенные на него обязанности по осуществлению исполнения организации соблюдения и исполнения Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7, а именно, с 25.05.2021 по 27.06.2021 сторож пст. Касьян-Кедва ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми А.Р.Г. произвёл раскопку территории п. Касьян-Кедва с целью извлечения металлолома при помощи принадлежащего ему экскаватора ЭО-33023 без регистрационных знаков, нарушив почвенный и растительный покров общей площадью 2 034 кв.м. территории п. Касьян-Кедва в водоохраняемой зоне р. Касьян-Кедва в границах заказника «Вымский», чем нарушил п. 6 Положения о государственном природном заказнике республиканского значения «Вымский», утвержденное постановлением Правительства Республики Коми от 18.03.2019 № 121, ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», за что предусмотрена административная ответственность по ст. 8.39 КоАП РФ.
В судебном заседании ФИО1 вину в инкриминируемом ему правонарушении не признал.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ФИО2, в судебном заседании участия не принимает, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело без его участия. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие должностного лица при его надлежащем извещении.
Выслушав ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Статьёй 8.39 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) установлена административная ответственность за нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Санкция ст.8.39 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в нарушении установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в области законодательства охраны окружающей среды и природопользования.
Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, являются физические, должностные и юридические лица.
Согласно ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока. Ширина водоохранной зоны р. Касьян-Кедва составляет 200 метров.
Согласно п.п.5 и 6 Положения об отнесении водного объекта или части водного объекта к водным объектам рыбохозяйственного значения и определении категории водных объектов рыбохозяйственного значения (утв. Постановлением Правительства РФ от 28.02.2019 г. № 206), водные объекты рыбохозяйственного значения подразделяются на высшую, первую и вторую категории. Высшая категория устанавливается для водных объектов рыбохозяйственного значения, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов (при наличии одного из показателей) и (или) используются для добычи (вылова) таких видов водных биологических ресурсов, а также которые могут быть использованы для сохранения и искусственного воспроизводства указанных водных биологических ресурсов.
В соответствием с Правилами рыболовства для северного рыбохозяйственного бассейна (утв. приказом Минсельхоза России от 30 октября 2014 г. № 414, действовавших до 01.09.2021) река Касьян-Кедва является водным объектом высшей категории рыбохозяйственного значения, где нерестится лосось атлантический (семга).
В силу ч.ч. 1,2,5 ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.
Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.
Согласно п.6.1 приложения № 2 Положения о государственном природном заказнике республиканского значения «Вымский» (утв. Постановлением Правительства Республики Коми от 18.03.2019 № 121), на территории заказника запрещается хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности экосистем,
Судом установлено, что в соответствии с приказом начальника ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми от <ДД.ММ.ГГГГ><№> ответственным лицом за охрану окружающей среды является ФИО1
Согласно п.<№> должностной инструкции начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми ФИО1 обязан организовать соблюдение и исполнение Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7.
В соответствии с Приказом комитета лесов Республики Коми от 25.09.2013 № 1089-ПБП с учётом Приказа от 14.10.2013 № 1166-ПБП о внесении изменений, земли лесного фонда Железнодорожного лесничества, Чиньяворского участкового лесничества, квартала 143 и 225 общей площадью 0,093 га предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование для целей, не связанных с созданием лесной инфраструктуры для эксплуатации мостов через р. Касьян-Кедва и р. Шомвуково ФКУ <данные изъяты> ГУФСИН России по Республике Коми с номером в государственном лесном реестре <№>.
Таким образом, ФИО1, являясь должностным лицом, ответственным за организацию соблюдения и исполнения Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от 10.01.2002 № 7, не осуществил в полной мере возложенные на него обязанности, в результате чего произошло нарушение почвенного и растительного покрова в водоохранной зоне р. Касьян-Кедва в границах заказника «Вымский площадью 2 034 м.кв. на территории пст. Касьян-Кедва.
Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждается материалами дела: протоколом об административном правонарушении от 25.08.2021 № 48, актом осмотра территории пст. Касьян-Кедва от 28.06.2021 с фототаблицей, протоколом опроса свидетеля С.В.Н. согласно которому он является лесничим, 09.06.2021, проезжая через р. Касьян-Кедва увидел на левом берегу экскаватор, рядом с которым была разрыта почва, справкой ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по РК от <ДД.ММ.ГГГГ> б/н о том, что работы, связанные с нарушением почвенного покрова в п. Касьян-Кедва ФКУ <данные изъяты> не проводились, справке Северо-Западного ТУ Росрыболовства от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, что согласование работ в водоохраной зоне р. Касьян-Кедва в границах заказника «Вымский» не осуществлялось, ответом ИБ ФИЦ Коми НЦ УрО РАН от <ДД.ММ.ГГГГ> о возможных последствиях нарушения почвенного и растительного покрова в береговой зоне р. Касьян-Кедва, ответа Минприроды Республики Коми от <ДД.ММ.ГГГГ><№>-Т об отсутствии проекта освоения лесов по договору, приказом ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по РК от <ДД.ММ.ГГГГ><№> о назначении ответственных лиц за охрану окружающей среды с приложением <№>, должностной инструкцией начальника отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми ФИО1 от <ДД.ММ.ГГГГ>, приказами ФКУ <данные изъяты> ОУХД УФСИН России по Республике Коми от <ДД.ММ.ГГГГ><№>-лс и от <ДД.ММ.ГГГГ><№>-лс и приеме в отдел коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения на должность сторожа (вахтёра) с дислокацией Касьян-Кедва А.Р.Д.., должностной инструкцией сторожа (вахтёра) пст. Касьян-Кедва отдела коммунально-бытового, интендантского и хозяйственного обеспечения А.Р.Д.. от <ДД.ММ.ГГГГ>, выписками из ЕГРН, распоряжением ТУ Росимущества в Республике Коми от <ДД.ММ.ГГГГ><№> о предоставлении права постоянного 9бессрочного) пользования земельными участками, расположенными в Княжпогостском районе Республики Коми, приказами Комитета лесов РК от <ДД.ММ.ГГГГ><№> и от <ДД.ММ.ГГГГ><№> с приложениями, свидетельствами о государственной регистрации права от <ДД.ММ.ГГГГ><адрес> и от <ДД.ММ.ГГГГ><№>, картой схемой места обнаружения нарушений почвенного и растительного покрова в границах заказника «Вымский».
Собранные по делу доказательства являются допустимыми и достаточными для установления вины ФИО1 в совершении административного правонарушения.
Его действия подлежат квалификации по ст.8.39 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах.
Оснований для признания совершенного ФИО1 правонарушения малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Задачами законодательства об административных правонарушениях являются, в частности, защита охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.
Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании ФИО1 требований Российского Водного законодательства и в пренебрежительном отношении ФИО1 к исполнению своих должностных обязанностей.
Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность ФИО1, судом не установлено.
При назначении ФИО1 административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.
Оснований для конфискации орудия совершения административного правонарушения-экскаватора ЭО-33023, без регистрационных знаков, не принадлежащего на праве собственности ФИО1, не имеется.
Принимая во внимание обстоятельства совершения правонарушения, суд считает, что цель административного наказания-предупреждение совершения новых правонарушений, может быть достигнута применением к ФИО1 административного штрафа в минимальном размере.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцати тысяч) рублей.
Штраф перечислить не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
УФК по Республике Коми (Минприроды Республики Коми)
ИНН <***> КПП 110101001
Банк получателя: Отделение-НБ Республика Коми Банка России//УФК по Республике Коми г.Сыктывкар
Счёт получателя:03100643000000010700
БИК: 018702501
ЕКС 401 02810245370000074 (Единый казначейский счёт)
КБК 852 1 16 01082 01 0039 140 (административные штрафы за нарушение правил охраны и использования при родных ресурсов на особо охраняемых природных территориях, установленные ст. 8.39 КоАП РФ)
Республиканский бюджет
ОКТМО 87 608 000 000
назначение платежа - за протокол от 25.08.2021 № 48.
Оригинал квитанции об уплате штрафа необходимо направить по адресу:
169200, <...>, каб. 105.
При неуплате административного штрафа в указанный срок принимается решение о привлечении лица, не уплатившего административный штраф, к административной ответственности в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предусматривающей в качестве санкции штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Княжпогостский районный суд.
Председательствующий А.А. Лобанов