П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
09 декабря 2013 года
<адрес>
Судья Переволоцкого районного суда Оренбургской области В.И. Сорокин,
с участием:
-главы МО Чесноковский сельсовет <адрес> В.;
- представителей лица, в отношении которого осуществляется производство по данному делу- М., Б.,
при секретаре Кучарбайевой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица Администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района, <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
государственным инспектором Управления Росприроднадзора по Оренбургской области составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ в отношении Администрации Муниципального образования Чесноковский сельсовет Переволоцкого района Оренбургской области за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В обоснование своих доводов органы Росприроднадзора указали, что Администрация Муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес>, являясь юридическим лицом № и исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес>, обязанным соблюдать законодательство РФ в сфере охрана окружающей среды, осуществляла свою деятельность с нарушением требований природоохранного законодательства РФ, а именно: Согласно ч.1 ст.8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местно. о самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды »м здоровья человека.
Согласно ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В соответствии с ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные 4 и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву. Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Согласно абз.2 ст.11 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека.
Согласно ст.34 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В нарушение указанных требований, отходы производства и потребления, обнаруженные на территории Муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> <адрес> размещались на почвенном покрове, на земельных участках, не предназначенных для размещения отходов и не выделенных для создания объектов размещения отходов; сбор и вывоз обнаруженных отходов Администрацией муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> не организованы надлежащим образом; документация, разрешающая создание объектов размещения твердых бытовых отходов у Администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> отсутствует. Надлежащий порядок сбора отходов на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> отсутствует На территории муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> обнаружено три объекта несанкционированного размещения отходов, общей площадью <данные изъяты>, т.е. деятельность в области обращения с отходами на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> Администрацией муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> не организована в соответствии с требованиями законодательства. Правовая позиция Управления в части отнесения ликвидации несанкционированных свалок к вопросам местного значения поселения подтверждается Решениями Оренбургского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.2 КоАП РФ. Нарушены: ст. 8, абз.2 ст.11, чЛ ст.12, ст.13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.34, ч.2 ст.51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». В действиях Администрации муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> содержатся признаки состава административного правонарушения - несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления.
За совершение указанного административного правонарушения предусмотрено привлечение нарушителя к ответственности в соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами».
В судебном заседании представитель администрации МО Чесноковский сельсовет <адрес> В. вину в совершении правонарушения не признал, показал, что с протоколом по делу об административном правонарушении не согласен по следующим основаниям:Администрация муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> не является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2. КоА11 РФ, поэтому у Управления Росприроднадзора по <адрес> отсутствовали правовые основания для возбуждения против нее дела об административном правонарушении. Статьей 8.2 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировки, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Из толкования вышеуказанной нормы следует, что объективной стороной состава данного правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требовании при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Субъектом правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.2 КоАП РФ, может быть лицо, которое не соблюдает экологические и санитарно-эпидемиологические требования при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. В соответствии со статьей 1 Федерального чакона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. В силу части 1 статьи 13 Закона об отходах производства и потребления территория муниципального образования подлежит регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Частью 2 указанной обязанность по осуществлению организации деятельности в области обращения с отходами на территории муниципального образования возложена на органы местного самоуправления. Пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора отнесена к вопросам местного значения поселения. В выявленных Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> нарушениях администрация Чесноковского сельсовета не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также которое непосредственно осуществляет сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления. Поскольку администрация Чесноковского сельсовета самостоятельно не осуществляет ни один из видов деятельности по обращению с отходами производства и потребления, а ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в границах сельского поселения статьей 8.2 КоАП РФ не предусмотрена, она не является надлежащим субъектом указанного правонарушения. Кроме того, Государственным инспектором Управления Росприроднадзора по <адрес> неверно разграничены и истолкованы понятия «организация сбора и вывоза отходов производства и потребления» и непосредственно сам «сбор и вывоз». Тогда как расширительное толкование норм о юридическом, в том числе административном, ответственности недопустимо. Дело об административном правонарушении возбуждено по результатам рейдовой проверки. Согласно протоколу об административном правонарушении, в ходе данной проверки установлено наличие 3-х объектов несанкционированного размещения отходов (далее объект) на территории муниципального образования Чесноковский сельсовет. Однако, при составлении данного протокола не учтены обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения дела. 1) За деятельность, повлекшую образование первого объекта, расположенного по <адрес>, возле <адрес> представляющему собой отходы от содержания животных и птиц (навоз). ДД.ММ.ГГГГ к административной ответетвениоети привлечен гражданин И. ДД.ММ.ГГГГ гола рождения. 2) За деятельность, повлекшую образование второго объекта, расположенного по <адрес>, возле <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ г. к административной была привлечена гражданка Д. ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Кроме того, данный объект был ликвидирован (убран) самой Д. 3) Третий объект площадью около <данные изъяты> расположенный вблизи <адрес>, в соответствии с Решением Переволоцкого районного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, является площадкой ТБО, которую администрация Чесноковского сельсовета в установленный срок привела в соответствие с санитарными правилами, а именно: по периметру всей территории площадка ТЬО окопана рвом, на въезде установлен шлагбаум, то есть исполнила данное Решение суда. Кроме того, согласно Заключению санитарно-эпидемиологической экспертизы по отводу земельного участка для размещения площадок под складирование и хранение твердых бытовых отходов от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок соответствует требованиям СапПиП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов». На основании изложенного прошу суд прекратить административное производство за отсутствием признаков состава административного правонарушения предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Выслушав объяснение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к выводу о прекращении производства по данному делу в связи с отсутствием в действиях администрации МО Чесноковский сельсовет <адрес> признаков состава правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
Статьей 8.2 Кодекса установлена ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно статье 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека, а также разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Подпунктом "б" пункта 2 статьи 33 Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального Закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" введена редакция статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой под обращением с отходами следует понимать следующие виды деятельности: деятельность по сбору отходов, накоплению отходов, использованию отходов, обезвреживанию отходов, транспортированию отходов, деятельность по размещению отходов. Одновременно с этим из состава видов деятельности по обращению с отходами исключена деятельность, в процессе которой образуются отходы, и включен новый вид деятельности - деятельность по накоплению отходов.
При этом деятельность по накоплению отходов как разновидность деятельности по обращению с отходами является самостоятельным видом деятельности юридического лица или предпринимателя по обращению с отходами, заключающимся в складировании отходов в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования; осуществляется специализированной организацией и в специально оборудованных для этого местах.
Соответственно, к деятельности по обращению с отходами относятся только специализированные виды деятельности по осуществлению различных операций с отходами.
Следовательно, с даты вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ законодатель фактически вывел лиц, не занимающихся специализированной деятельностью по обращению с отходами, из состава субъектов ответственности по статье 8.2 КоАП РФ за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами. Данной нормой не предусмотрена административная ответственность для неспециализированных по обращению с отходами предприятий за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при временном содержании образовавшихся отходов до их передачи специализированной организации.
Администрация Чесноковского сельсовета не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления, а также которое непосредственно осуществляет сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение отходов и иное обращение с отходами производства и потребления.
Руководствуясь ст.ст. 3.9, 29.10 КоАП РФ, суд
П О С Т А Н О В И Л :
прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица муниципального образования Чесноковский сельсовет <адрес> в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в действиях МО Чесноковский сельсовет <адрес> состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Оренбургский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления через Переволоцкий районный суд Оренбургской области.
Судья Сорокин В.И.