ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-41/2016 от 23.03.2016 Центрального районного суда г. Красноярска (Красноярский край)

Дело

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Красноярск ДД.ММ.ГГГГ

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Федорова О.А.,

с участием представителей Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края – Григорьева С.С.,

представителя юридическогоы лица –ГПКК «Губернские аптеки» Логуновой А.М.,

при секретаре – Фоминой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, в отношении юридического лица: Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» <адрес> адрес фактического осуществления деятельности: <адрес>),

УСТАНОВИЛ:

В Центральный районный суд поступили материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ в отношении юридического лица –

Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки».

Из представленных материалов следует, что Объектом культурного наследия федерального значения является « Здание аптеки, кон. ХIХ», расположенная по адресу: <адрес>. Объект культурного наследия федерального значения « Здание аптеки, кон. ХIХ» поставлен на государственную охрану Решением исполнительного комитета Красноярского края Совета народных депутатов от 16.06.1980г. и Указом Президента РФ от 20.02.1995г., при этом пользователем Объекта на праве хозяйственного ведения является ГПКК «Губернские аптеки» на основании приказа агентства по управлению краевым имуществом администрации Красноярского края «О закреплении государственного имущества за ГПКК «Губернские аптеки» п от ДД.ММ.ГГГГ, акта А приема-передачи недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство о государственной регистрации права серия <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Государственного предприятия Красноярского края «Губернские аптеки» - пользователя Объекта, проведена внеплановая документарная и выездная проверка.

При проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ. в 14 час 00 мин был произведен осмотр Объекта, в процессе которого установлено следующее: отмечены трещины цоколя, регулярное подмачивание, мох на нижних рядах кладки по западному саду; трещины и разрушение кладки на юго-западном углу, по углам центрального входа по главному фасаду; по северному фасаду нижние рады кладки обросли мхом. Состояние цоколя неудовлетворительное. Стены кирпичные. Наблюдаются: по западному фасаду - длинная трещина неглубокого раскрытия, следы постоянного подмачивания. Следы намокания в местах неисправной водосточной системы по всем фасадам. Зафиксировано ненадлежащее техническое состояние стен. По дворовому фасаду - деревянный двухэтажный пристрой. Отмечено ненадлежащее техническое состояние пристроя: широкая трещина в месте сопряжения со стенами здания, просадка и отклонение стен от вертикали. По восточному фасаду расположен одноэтажный кирпичный пристрой, наблюдается отхождение стен пристроя от тела основного тела здания. Крыша вальмовая окрашенная кровля по деревянным стропилам и обрешетке. Отсутствует часть кровли парапета восточного крыла главного фасада, наблюдается отставание листов по главному и дворовому фасаду. Герметичность кровли нарушена. Водосточная система разукомплектована: отсутствуют части водосточных труб. Отмечено ненадлежащее техническое состояние кровли. Зафиксировано ненадлежащее техническое состояние помещений Объекта, наблюдается повсеместное отслоение штукатурного и окрасочного слоя стен и потолков помещений. В подвальных помещениях отмечены значительные отслоения штукатурного слоя, образование грибкового налёта на больших участках стен. Зафиксировано вздутие напольного покрытия (листы ДВП и линолеум) вследствие очень высокой влажности внутри помещений здания, запах спертый. Требуется проветривание и сушка помещений. Неисправность системы отопления.

ГПКК «Губернские аптеки» службе по архитектуре и охране объектов культурного наследия администрации Красноярского края на Объект выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ (далее - охранное обязательство).

Согласно плану ремонтно-реставрационных работ и благоустройству территории памятника истории и культуры, являющемуся обязательным приложением к охранному обязательству ГПКК «Губернские аптеки» в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязалось выполнить ремонт кровли, устройство отмостки со стороны дворовых фасадов, антисептирование участков стен подвала, пораженных грибковым налетом, а также проводить текущий профилактический ремонт помещений 1 раз в 3 года с момента составления акта технического состояния памятника истории и культуры от ДД.ММ.ГГГГ. До настоящего времени данные мероприятия на Объекте ГПКК «Губернские аптеки» не выполнены.

ГПКК «Губернские аптеки» в министерстве культуры Красноярского получено задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ. Согласования проектной документации, а также письменного разрешение на производство работ по хранению объекта культурного наследия федерального значения «Здание аптеки, кон. XIX в.» (<адрес>) служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края «Губернские аптеки» не выдавала. Проведение работ по сохранению объекта ГПКК «Губернские аптеки» также не выполняло.

Кроме того, ГПКК «Губернские аптеки» не выполняется п. 4 охранного обязательства, согласно которому пользователь обязан содержать памятник и все связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке. Согласно п. 2 охранного обязательства пользователь обязан обеспечить режим содержания памятника, а также проводить ремонтно-реставрационные, консервационные, реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния памятника, что также ГПКК «Губернские аптеки» не выполняется.

В настоящее время объект не используется, оборудование и инвентарь вывезены.

Таким образом, общее ненадлежащее техническое состояние объекта культурного наследия федерального значения «Здание аптеки, кон. XIX в.» <адрес>), а также не выполнение ГПКК «Губернские аптеки» требований п. 2 (плана ремонтно-реставрационных работ и благоустройства территории памятника истории и культуры содержание), п. 4 (содержание памятника и всего связанного с ним имущества в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке) охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ, свидетельствует о нарушении ГПКК «Губернские аптеки», ст. 47.3, ст. 47.6 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Несоблюдение требований Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

В судебном заседании представитель Службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края просит привлечь юридическое лицо к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Представитель юридического лица, пояснила, что, со стороны юридического лица предприняты попытки для выполнения работ по сохранению объекта, даже после передачи ГПКК «Губернские аптеки», нежилое здание «Здание аптеки, кон.ХIХ века» в казну.

Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст.7.13 КоАП РФ предусматривает ответственность за нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением выявленных объектов культурного наследия, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением выявленных объектов культурного наследия, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73 "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

В силу пункта 1 статьи 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия народов Российской Федерации" объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

При этом под сохранением объекта культурного наследия пункт 1 статьи 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ понимает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.

Порядок проведения работ по сохранению объекта культурного наследия установлен статьей 45 указанного выше Федерального закона, которая предусматривает, что работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, в порядке, установленном данной статьей, и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ (пункт 1).

Как следует из ч. 4 ст. 45 названного закона работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утверждаемыми федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Строительные нормы и правила применяются при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

Согласно п. 2 ст. 47.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) охранным обязательством устанавливаются требования к сохранению объекта культурного наследия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ (в соответствии с абзацем 2 пункта 11 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ к таким лицам относятся предприятия и учреждения, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, предоставлен на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления) обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.

Таким образом, принимая на себя охранные обязательства в отношении памятников истории и культурного федерального значения, ГПКК «Губернские аптеки» приняли на себя обязательства по содержанию и сохранению объекта культурного наследия.

Вина ГПКК «Губернские аптеки» в совершении инкриминируемого административного правонарушения, подтверждается следующими материалами дела:

-протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями;

-актом проверки вп от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями;

- сведением о юридическом лице;

-свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ,

приказом о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ.;

-охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ;

-актом от ДД.ММ.ГГГГ технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству его территории.

-заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.

Разрешение на проведение работ по сохранению субъектов культурного наследия народов РФ федерального значения получено ГПКК « Губернские аптеки» ДД.ММ.ГГГГ, то есть после составления протокола об административном правонарушении.

Данные доказательства с точки зрения относимости, допустимости, достоверности и достаточности соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ.

Кроме этого в судебном заседании установлено и подтверждено материалами дела, ДД.ММ.ГГГГ министерством культуры Красноярского края было проведено обследование объекта культурного наследия ГПКК «Губернские аптеки», по результатам которого установлено, что здание находится в неудовлетворительном состоянии.

ДД.ММ.ГГГГ ГПКК «Губернские аптеки» обратились в министерство культуры Красноярского края с просьбой включить объект культурного наследия федерального значения «Здание аптеки конца ХIХ», в программу комплексного социально-экономического развития <адрес> на период до 2019 года в рамках подготовки к празднованию 400 –летия города.

По предварительной оценке стоимость изготовления проектной документации по сохранению объекта на тот момент составила <данные изъяты> рублей, стоимость консервационных работ <данные изъяты> рублей ( л.д.136).

Согласно ответу министерства культуры Красноярского края от 03. 05.2012 года на момент обращения предприятия имелся предварительный перечень объектов культурного наследия <адрес>, на которых планировалось проведение ремонтно-реставрационных работ. Вместе с тем, министерством культуры края формируется дополнительный перечень объектов культурного наследия, в который включен данный объект (л.д. 137-138).

В 2012-2013 годах ГПКК «Губернские аптеки» обратилось в Министерство здравоохранения Красноярского края с просьбой оказания содействия по включения здания в перечень объектов культурного наследия, подлежащих реставрации до 2019 года в рамках подготовки к празднованию 400-летия города(л.д.139-141).

ДД.ММ.ГГГГ согласно письму Агенства по управлению государственным имуществом Красноярского края, на основании ходатайства предприятия и министерства здравоохранения Красноярского края министерством культуры министром культуры Красноярского края здание было включено в дополнительный перечень объектов культурного наследия и в случае выделения дополнительных средств краевого или федерального бюджета или экономии средств в ходе реализации долгосрочной целевой программы «Подготовка к 400-летию <адрес> в 2019 году» на 2013-2018 годы «Здание аптеки конца ХIХ» будет включено в мероприятия долгосрочной программы. ( л.д.142).

Кроме этого, согласно данному письму решался вопрос о передаче здания в пользование Муниципального бюджетного учреждения культуры «<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ глава <адрес> обратился к Председателю Законодательного собрания Красноярского краю ФИО6 с просьбой размещения по указанному по указанному адресу Муниципального бюджетного учреждения культуры <данные изъяты>»(л.д.143).

ДД.ММ.ГГГГ Законодательным собранием Красноярского края была согласована передача указанного объекта в безвозмездное пользование сроком на 5 лет Муниципального бюджетного учреждения культуры <данные изъяты>» ( л.д.144).

ДД.ММ.ГГГГ объект культурного наследия был передан в безвозмездное пользование Муниципальному бюджетному учреждению культуры «<данные изъяты>», охранное обязательство оформлено не было( л.д. 148).

ДД.ММ.ГГГГ договор безвозмездного пользования от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут, поскольку МБУК «<данные изъяты>» предоставлено другое здание для размещения.

В настоящее время, со стороны ГПКК «Губернские аптеки» проводятся работы по сохранению культурного наследия, что подтверждается представленными ГПКК «Губернские аптеки» в суд материалами, заключением договора № от ДД.ММ.ГГГГ, договора № ДПР от ДД.ММ.ГГГГ, с приложением технического задания, локального сметного расчета , справками о стоимости выполненных работ и затрат, счет фактурой от ДД.ММ.ГГГГ, актом выполненных работ за декабрь 2015 года, несмотря на то, что «Здание аптеки, кон. ХIХ века» передано в состав государственной казны Красноярского края в ноябре 2015 года, что подтверждается приказом п от ДД.ММ.ГГГГ, актом приема передачи имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая изложенное, при указанных обстоятельствах суд считает, что службой государственной охраны объектов культурного наследия Красноярского края документально подтвержден факт совершения ГПКК «Губернские аптеки» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Со стороны ГПКК «Губернские аптеки» нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия.

Таким образом, ГПКК «Губернские аптеки» совершило правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Вместе с тем, согласно ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, а также с учетом того, что со стороны ГПКК «Губернские аптеки» после составления протокола об административном правонарушении, предприняты меры к выполнению работ по сохранению объекта, полагаю возможным назначить наказание ГПКК «Губернские аптеки» в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей, которое, по мнению суда, является справедливым и соразмерным содеянному.

На основании вышеизложенного, руководствуясь главой 29 КоАП РФ,

П О С Т А Н О В И Л:

Юридическое лицо, государственное предприятие Красноярского края «Губернские аптеки» <адрес>; адрес фактического осуществления деятельности: <адрес>), признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ и применить наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

Постановление может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения копии постановления.

Судья О.А. Федорова