Резолютивная часть объявлена 04 мая 2018 года.
Полный текст изготовлен 04 мая 2018 года.
Дело № 5-41/2018
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
р.п. Нововаршавка 04 мая 2018 года
Судья Нововаршавского районного суда Омской области Мусаэльянц Е.М., при секретаре Гришко О.В., с участием представителя МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» ФИО1,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа», привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» совершено нарушение в виде осуществления деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), при следующих обстоятельствах.
В отношении МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» составлен протокол № 10 об административном правонарушении из которого следует, что 30 марта 2018 года около 10 часов 00 минут при плановой выездной проверки проводимой на основании распоряжения Министерства образования Омской области МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» Нововаршавского муниципального района Омской области установлено, что Учреждение осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от 17 февраля 2015 года № 51 – п серии 55Л01 № 0000841, выданной Министерством образования Омской области для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего образования по следующим адресам мест осуществления общеобразовательной деятельности: 646835, <...>, <...>.
В ходе проверки установлено, что Учреждение в нарушение п.п.40, п. 1 ст. 12 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности», частей 1 и 4 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» фактически осуществляет деятельность по дополнительным общеобразовательным программам, не указанными в лицензии, что подтверждено рабочими программами, расписанием занятий Учреждения, журналами учета групповых занятий, приказами Учреждения, приказами Учреждения, пояснениями руководителя Учреждения, журналами учета групповых занятий, приказами Учреждения, пояснениями руководителя Учреждения, экспертными заключением Г.Л.П.
В соответствии с ч.1 ст. 91 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. В соответствии с частью 4 статьи 91 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сведения о подвидах дополнительного образования указываются в приложении к лицензии.
Учреждение не имеет права осуществлять образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам по адресам: 646835, <...>, <...>.
В Учреждении осуществляется образовательная деятельность по реализации дополнительных общеобразовательных программ не связанная с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии).
Представитель Министерства образования Омской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» Нововаршавского района Омской области ФИО1 в судебном заседании с выявленными нарушениями согласен. При этом пояснил, что работа в данном направлении ведется, принимаются меры по получению необходимой лицензии. Вместе с тем, указал на то, что лицензия № 51 – п от 17 февраля 2015 года в отношении МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» на общее образование, дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование имеется. Когда получалась указанная лицензия, он не знал, что лицензия требуется и на дополнительное общеобразовательную программу. Просит учесть, что все педагоги обладают необходимой подтвержденной квалификацией, образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам способствует улучшению качества образовательного процесса, не причинило ущерба правам учащихся.
Представитель Комитета по образованию и связям с профессиональной школой администрации Нововаршавского муниципального района Омской области в судебное заседание не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель Администрации Нововаршавского муниципального района Омской области не явился, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства.
Суд, выслушав лицо участвующее в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ - осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно п.40 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04 мая 2011 года №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» образовательная деятельность (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») подлежит лицензированию.
В соответствии с ч.1 ст.91 Федерального закона от 29.12.2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется по видам образования, по уровням образования, по профессиям, специальностям, направлениям подготовки (для профессионального образования), по подвидам дополнительного образования.
В ст.2 вышеназванного Закона №273-ФЗ содержатся понятия таких видов образования, как общее образование и дополнительное образование.
Согласно ст.63 Закона №273-ФЗ дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее общее образование являются образовательными программами общего образования.
В соответствии со ст.75 указанного Закона дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей. Дополнительные общеобразовательные программы подразделяются на общеразвивающие и предпрофессиональные программы. Дополнительные общеразвивающие программы реализуются как для детей, так и для взрослых. Дополнительные предпрофессиональные программы в сфере искусств, физической культуры и спорта реализуются для детей.
Из материалов дела следует, что МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» имеет лицензию, зарегистрированную за № 51 – п от 17 февраля 2015 года, на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, указанным в приложении к лицензии.
Согласно приложению к лицензии МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» имеет право ведения образовательной деятельности по следующим образовательным программам: дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, которые относятся к общеобразовательной программе (л.д.31-33).
Права ведения образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» согласно указанной лицензии не имеет.
Вместе с тем, в ходе проведенной на основании распоряжения Министерства образования Омской области от 21.02.2018 года № 435 в отношении МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» плановой выездной проверки с целью контроля за соблюдением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, было установлено, что помимо образовательной деятельности по программам дошкольного, начального общего, основного общего образования Учреждение осуществляет образовательную деятельность по программам дополнительного образования, не указанным в лицензии, что подтверждено рабочими программами, расписанием занятий Учреждения, журналами учета групповых занятий, приказами Учреждения, экспертным заключением Г.Л.П..
Ведение в Учреждении программ дополнительного образования подтверждается приказом № 50 от 31.08.2017 года о нагрузке педагогов дополнительного образования на 2017 – 2018 учебный год, в котором определена нагрузка педагогов дополнительного образования: учителю изобразительного искусства – кружок «Фантазия», иным педагогам дополнительного образования по следующим факультативам и кружкам: «Подготовка к ГИА по русскому языку», «Подготовка к ГИА по математике», «Занимательная математика», Подготовка к ГИА по биологии», «Подготовка к ГИА по обществознанию», «Занимательная математика», «Секреты английского слова» (л.д.35), а также приказом о педагогической нагрузке на 2017 – 2018 г.г. (л.д. 36 – 37), рабочими программами «Математика. Практикум по решению задач для подготовки к ОГЭ» (л.д.38- 43), «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (л.д. 44 – 51), журналами учета работы педагогов дополнительного образования (л.д. 55 – 62).
Помимо вышеуказанного, названные обстоятельства подтверждаются протоколом № 10 об административном правонарушении от 30 марта 2018 года (л.д. 5 – 8), распоряжением от 21.02.2018 года № 435 О проведении плановой выездной проверки Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Русановская ООШ» Нововаршавского муниципального района Омской области (л.д. 9 – 16), актом проверки от 30 марта 2018 года № 103/18 года (л.д.17- 27), пояснениями (л.д. 63 – 64), заключением эксперта по проведению плановой выездной проверки (л.д. 65 – 73).
Таким образом, суд приходит к выводу о наличии в действиях МБОУ «Русановская основная общеобразовательная школа» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.20 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Смягчающим административную ответственность обстоятельством является признание вины, принятие мер по устранению выявленных нарушений, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.
Оснований для признания указанного правонарушения малозначительным в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.
При назначении наказания суд учитывает то, что Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС), утвержденным приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 №373, предусмотрено, что основная образовательная программа начального общего образования реализуется организацией, осуществляющей образовательную деятельность через организацию урочной и внеурочной деятельности в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами. Учебный план начального общего образования и план внеурочной деятельности являются основными организационными механизмами реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.16).
В п.19.10 данного Федерального стандарта указано, что план внеурочной деятельности является организационным механизмом реализации основной образовательной программы начального общего образования. План внеурочной деятельности обеспечивает учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное) в таких формах как художественные, культурологические, филологические, хоровые студии, сетевые сообщества, школьные спортивные клубы и секции, конференции, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и другие формы на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений. Организация, осуществляющая образовательную деятельность самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности.
Аналогичные требования о том, что основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность, предусмотрены в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897.
Такая же норма о внеурочной деятельности закреплена в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 №413.
Поскольку переход на ФГОС осуществляется постепенно, со временем и введением в действие ФГОС для 6-11 классов, ведение для них кружковых занятий будет являться внеурочной деятельностью в соответствии с требованиями ФГОС, не требующей отдельной лицензии, а не дополнительной образовательной деятельностью, для осуществления которой в настоящее время необходимо получение лицензии.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
В силу ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ последствий, при которых предупреждение назначено не может быть, не имеется. Законный представитель юридического лица ФИО1 указал на то, что все мероприятия организационного характера уже проводятся и лицензия образовательным учреждением будет получена в ближайшее время.
Оснований назначения иных видов наказания в виде штрафа или приостановления деятельности юридического лица не имеется, поскольку будет нарушен образовательный процесс, а право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации. Названных в статье 3.12 КоАП РФ обстоятельств, при которых производится административное приостановление деятельности, суд не находит.
Получение образовательным учреждением лицензии может быть произведено без ущерба образовательному процессу.
Оценивая совокупность собранных по делу доказательств, и учитывая характер совершенного правонарушения, а именно то, что ведение кружковой работы по дополнительным общеобразовательным программам со школьниками без получения лицензии не причинило ущерба правам учащихся, а напротив, направлено на организацию досуга детей и подростков и развитие их личности, а также то, что новыми Федеральными государственными стандартами образования предусмотрена реализация образовательных программ, в том числе через внеурочную деятельность, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде предупреждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Русановская основная общеобразовательная школа» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить наказание в виде предупреждения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Нововаршавский районный суд Омской области в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.М. Мусаэльянц