УИД 23RS0040-01-2024-000575-75
К делу № 5-41/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
21 февраля 2024 года город Краснодар
Судья Первомайского районного суда г. Краснодара Медоева Е.Н., при секретаре Бесчастном А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании поступивший из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края ФИО1 ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, зарегистрированного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
в Первомайский районный суд г. Краснодара из Контрольно-счетной палаты Краснодарского края поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст.15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица - начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края ФИО1 ча.
Представитель Контрольно-счетной палаты Краснодарского края ФИО4, действующая на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что в действиях ФИО1 имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, что подтверждается составленным протоколом, доказательств иного не представлено, нарушения процессуальных норм при составлении протокола не допущено, оснований для прекращения производства по делу нет, просил привлечь ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, при определении размера административного штрафа полагается на усмотрение суда.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебном заседании просил производство по делу прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, пришел к следующему.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
При этом, установление виновности предполагает доказывание не только вины лица, но и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия), то есть объективной стороны состава административного правонарушения.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п. 1.29 Контрольно-счетной палаты Краснодарского края на 2023 год проведено контрольное мероприятие «Проверка предоставления и эффективного и целевого использования бюджетных средств, выделенных на реализацию регионального проекта «Развитие туристической инфраструктуры» в 2022-2023 годах».
В рамках указанного мероприятия рассмотрен вопрос о выполнении условий соглашения о предоставлении из бюджета Краснодарского края 2 субсидий в соответствии со ст. 78 БК РФ. В соответствии с п. 1 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 78 БК РФ нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе условия и порядок предоставления субсидий, а также результаты их предоставления.
Порядок предоставления субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - субъектам санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, на создание модульных некапитальных средств размещения (кемпингов и автокемпингов), утвержден приказом Министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края от 25.08.2022 года № 216.
Вышеуказанный порядок разработан во исполнение статьи 78 БК РФ, в соответствий с постановлениями Правительства Российской Федерации от 24.12.2021 № 2439 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие туризма» и главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 05.11.2015 № 1007 «Об утверждении государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса» и о внесении изменения в постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 04.10.2011 № 1129 «О предоставлении и распределении субсидий из краевого бюджета местным бюджетам муниципальных образований Краснодарского края».
Одним из условий предоставления субсидий согласно п. 3.1 Порядка от 25.08.2022 года № 216 является в срок не позднее 10 рабочих дней после утверждения приказа Министерства о предоставлении субсидии на основании протокола Конкурсной комиссии и приказа Министерства о результатах отбора обеспечение заключения соглашений с победителями отбора, подготавливаемого (формируемого) и заключаемого с использованием государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» в соответствии с типовой формой, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Установлено, что в соответствии с Порядком от 25.08.2022 года № 216, на основании протокола заседания конкурсной комиссии министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края по оценке заявок на участие в отборе в целях получения субсидий на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, от 27.09.2022, Министерством издан приказ «О предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям - субъектам санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры» от 28.07.2023 №219 и от 08.09.2023 № 274.
Несмотря на то, что по приказу от 28.07.2023 № 219 10-дневный срок заключения соглашений в соответствии с п. 3.1 Порядка от 25.08.2022 года № 216 истекал 11.08.2023, Министерством соглашения с получателями субсидии заключены 27.09.2023, 28.09.2023 и 29.09.2023 с превышением установленного срока на 43, 44 и 45 дней соответственно, а именно: соглашения с ЗАО «Санаторий «НАДЕЖДА» № 10-2023-082130, ООО «Арбат отель менеджмент» филиал № 5 в г. Анапа № 10-2023-082139, ООО «Сочинский оздоровительный комплекс «Спутник» № 10-2023-082144, ИП ФИО5 № 10-2023-082207, ИП ФИО6 № 10-2023-082273, ООО «А.В.Н.» № 10-2023-082340 заключены 27.09.2023 (с нарушением 10-дневного срока на 43 дня); соглашения с ООО «Аквамарин» № 10-2023-081927, ИП ФИО7 № 10-2023-082210, ООО «Омега» № 10-2023-082250, ИП ФИО9 C. № 10-2023-082268 заключены 28.09.2023 (с нарушением 10-дневного срока на 44 дня); соглашение с ООО «Баунти» № 10-2023-081912 заключено 29.09.2023 (с нарушением 10-дневного срока на 45 дней).
Десятидневный срок заключения соглашений в соответствии с п. 3.1 порядка от 25.08.2022 года № 216 по приказу от 08.09.2023 № 274 истекал 22.09.2023, при этом Министерством в 6 случаях соглашения с получателями субсидии заключены в период с 28.09.2023 по 04.10.2023 с превышением установленного срока от 6 до 12 дней соответственно, соглашения с ИП ФИО8 № 10-2023-083415, ООО «МореЛето» № 10-2023-083465 заключены 29.09.2023 (с нарушением 10-дневного срока на 7 дней); с ООО «Анапское взморье» № 10-2023-083363, ООО «Одиссея» № 10-2023-083424, ООО «Второе Море» № 10-2023-083469, ООО «Отель Менеджмент» № 10-2023-083488 заключены 04.10.2023 (с нарушением 10-дневного срока на 12 дней).
Таким образом, Министерством при предоставлении субсидии получателям нарушено одно из условий ее предоставления, предусмотренное п. 3.1 Порядка от 25.08.2022 № 216, заключение соглашений о предоставлении из бюджета Краснодарского края субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям - субъектам санаторно-курортного и туристского комплекса Краснодарского края - на финансовое обеспечение затрат, связанных с реализацией общественных инициатив, направленных на развитие туристической инфраструктуры, произведено с нарушением 10-дневного срока с момента утверждения приказов Министерства о предоставлении субсидии.
В соответствии с п. 2 Приказа от 28.07.2023 № 219 и Приказа от 08.09.2023 №274 управлению развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов поручено обеспечить заключение с лицами, указанными в пункте 1 настоящего приказа, соглашений о предоставлении субсидии на осуществление государственной поддержки развития инфраструктуры туризма.
Управление развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов согласно п. 1.2 Положения об управлении развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края, утвержденным министром курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского от 15.08.2019 является структурным подразделением Министерства. Управление в соответствии с Положением об Управлении обеспечивает создание благоприятных условий для развития курортов и туризма на территории Краснодарского края (п. 2.1) и участие в обеспечении мер по реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере развития курортов, туризма и олимпийского наследия (п. 2.2), а именно: участвует в реализации мер по поддержке приоритетных направлений развития санаторно-курортного, гостиничного и туристского комплекса Краснодарского края (пп. 3.25 Положения об Управлении); организует согласование проектов нормативных правовых актов Краснодарского края, приказов Министерства, договоров, протоколов, соглашений и т.п. (пп. 3.48 Положения об Управлении).
Руководство и организацию работы Управления в соответствии с п. 5.1 Положения об Управлении осуществляет начальник управления.
В соответствии с п.п. 5.3, 6.1 Положения об Управлении начальник Управления организует исполнение нормативно-правовых актов и служебных документов, осуществляет контроль за их исполнением и несет персональную ответственность за исполнение действующего законодательства, своих должностных регламентов, поручений министра, заместителя министра.
В соответствии с п. 6.2 Положения об Управлении начальник Управления при обнаружении нарушений законности в работе Министерства обязан доложить об этом министру, заместителю министра.
Согласно приказу Министерства «О назначении ФИО1» от 16.12.2022 № 182-л с 16.12.2022 на должность начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов Министерства назначен ФИО1 ч.
Согласно п. 3 должностного регламента государственного гражданского служащего, замещающего должность начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов Министерства от 16.12.2022, одними из должностных обязанностей начальника управления являются организация работы управления; создание благоприятных условий для развития курортов и туризма территории Краснодарского края; обеспечение мер по реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов Краснодарского края в сфере развития курортов и туризма. Также начальник управления осуществляет иные полномочия в соответствии с поручениями заместителя министра, министра, актами министерства, законодательством Российской Федерации и законодательством Краснодарского края.
С должностным регламентом ФИО1 ознакомлен под подпись.
Исходя из положений статьи 2.4 КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей.
При этом, в соответствии с примечанием к вышеуказанной норме, под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях.
Организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции определены в Постановление Пленума Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 (п. 4, 5). Должностные лица, выполняющее обязанности по руководству трудовым коллективом, предприятием в целом, отдельным его подразделением или отдельными работниками исполняют организационно-распорядительные функции. К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Таким образом, должностным лицом - начальником управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края ФИО1, 12.08.2023 и 23.09.2023 в 00 часов 00 минут по адресу: 350000, <...> ненадлежащим образом исполнены должностные полномочия, что повлекло несвоевременное заключение соглашений о предоставлении субсидии с получателями и, как следствие, нарушение условий предоставления субсидии, предусмотренных п. 3.1 Порядка от 25.08.2022 № 216, в результате чего допущено административное правонарушение, предусмотренное ч.1 статьи 15.15.5 КоАП РФ.
В силу ч. 1 ст. 15.15.5 нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Следовательно, в действиях должностного лица – ФИО1 ча содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 15.15.5 КоАП РФ - нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 КоАП РФ.
Обстоятельств, исключающих административную ответственность ФИО1, на стадии возбуждения дела об административном правонарушении не установлено.
Правонарушение, по факту совершения которого составлен рассматриваемый протокол, посягает на общественные отношения, регулируемые нормами бюджетного законодательства, находящегося под особой защитой государства, создает угрозу устойчивости бюджетной системы, ее принципам, качеству управления общественными финансами, снижает уровень бюджетной дисциплины.
Состав административного правонарушения по части 1 статьи 15.15.5 КоАП РФ относится к формальным составам и не предполагает наступление негативных последствий. В формальных составах административных правонарушений вина заключается в осознании лицом противоправного характера совершаемого действия или бездействия, т.е. их незаконности.
Срок давности по данной категории дел составляет 2 (два) года со дня совершения административного правонарушения (статья 4.5 КоАП РФ).
На основании позиции, изложенной в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», следует, что административные правонарушения, предусмотренные главой 15 КоАП РФ (в сфере бюджетных правоотношений), с учетом признаков их объективной стороны ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку они существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Существенность угрозы охраняемым государством правоотношениям заключается не в наступлении материальных последствий, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих обязанностей, сопряженном с неисполнением субъективных обязанностей, установленных в целях соблюдения требований бюджетного законодательства.
Указанные выводы согласуются с позицией, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 26.04.2021 № 614-0.
Замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение на основании ст. 4.1.1 КоАП РФ недопустима, поскольку совершенное административное правонарушение против порядка управления создает угрозу причинения вреда безопасности государства, которая заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от совершенного правонарушении, а в пренебрежительном отношении должностного лица к исполнению своих служебных обязанностей.
Кроме того, замена административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 КоАП РФ не может быть применена в отношении ФИО1 в связи с тем, что административное правонарушение совершено ею не впервые.
С учетом изложенного, в ходе производства по делу об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения.
Так, в силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, его совершившее, и его виновность, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельств смягчающих административную ответственность и/или обстоятельств отягчающих административную ответственность, которых не установлено.
При данных обстоятельствах суд полагает, что цель административного наказания в отношении должностного лица ФИО1 может быть достигнута путем наложения административного наказания в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
На основании изложенного, руководствуясь главой 29 КоАП Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
признать должностное лицо - начальника управления развития санаторно-курортного комплекса и рекреационных ресурсов министерства курортов, туризма и олимпийского наследия <адрес>ФИО1 ча, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес> края, зарегистрированного по адресу: <адрес>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ, назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере десять тысяч рублей.
Разъяснить, что в соответствии со ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу путем внесения суммы административного штрафа в банк
Сумма административного штрафа вносится или перечисляется по реквизитам: ИНН <***>, КПП 230901001 УФК по Краснодарскому краю (Контрольно-счетная палата Краснодарского края л/сч <***>), Наименование банка: Южное ГУ Банка Росии/УФК по Краснодарскому краю г. Краснодар;
БИК ТОФК 010349101;
ЕКС 40102810945370000010;
КС 03100643000000011800;
КБК 81011601156010000140,
ОКТМО 03701000,
УИН 0209880431940270000000004.
В соответствии с ч. 4 ст. 32.2 КоАП РФ копию документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, необходимо направить в Первомайский районный суд г. Краснодара посредством почтовой связи (<...>) либо на электронную почту суда (pervomaisky.krd@sudrf.ru).
Неуплата штрафа, либо отсутствие документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в срок, предусмотренный ч. 1 ст. 32.2 КоАП РФ, в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение десяти суток с момента вручения или получения копии постановления в порядке, установленном КоАП РФ.
Разъяснить, что в соответствии с ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. В исключительных случаях по решению лица (органа), рассматривающего дело об административном правонарушении, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства дела, за исключением дел об административных правонарушениях, указанных в частях 3-5 статьи 29.6 настоящего Кодекса, при этом резолютивная часть постановления должна быть объявлена немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2024г. немедленно по окончании рассмотрения дела.
Постановление изготовлено 26.02.2024 года.
Судья
Первомайского районного суда г. Краснодар п Е.Н. Медоева.