ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-420/16 от 02.08.2016 Октябрьского районного суда г. Уфы (Республика Башкортостан)

Дело №5-420/16

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

2 августа 2016 года город Уфа

Октябрьский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе судьи Сунгатуллина А.Ю.,

представителя привлекаемого лица индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З., Усманова Н.С., адвоката Амирханова А.Н., государственного инспектора отделения по надзорной деятельности г.Уфы по пожарному надзору – Валеева Т.Ф.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст. 20.4 Кодекса об административных правонарушениях РФ в отношении ИП Усманова Н.З., ранее привлекавшейся к административной ответственности по однородным правонарушениям в течение года,

у с т а н о в и л:

18 мая 2016 года государственным инспектором г.Уфы по пожарному надзору Валеевым Т.Ф. в отношении Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 20.4 КоАП РФ.

Представитель привлекаемого лица представителя привлекаемого лица Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З., Усманова Н.С., адвокат Амирханов А.Н. в судебном заседании вину не признали, суду пояснили что в их действиях отсутствует состав правонарушения, предоставили суду отзыв.

Государственный инспектор г.Уфы по пожарному надзору – Валеев Т.Ф. в судебном заседании просил признать Индивидуального предпринимателя Усманову Н.З. виновной и назначить наказание в виде приостановления деятельности Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З. на максимальный срок.

Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав в судебном заседании материалы дела, оценив в совокупности все доказательства, имеющие юридическую силу приходит к следующему:

В соответствии с ч. 3 и ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений; нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения, влечет административное наказание.

Согласно ч.5 ст.20.4 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3 или 4 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения установлены Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности, которая включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае выполнения в полном объеме обязательных требований пожарной безопасности, установленных федеральными законами о технических регламентах, а также в случае, если пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом (ст. 6 настоящего Федерального закона).

Постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012г. N390 «О противопожарном режиме» утверждены Правила противопожарного режима в РФ, содержащие требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Согласно п.36 Правил при эксплуатации эвакуационных путей, эвакуационных и аварийных выходов запрещается:

а) устраивать пороги на путях эвакуации (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей;

б) загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также блокировать двери эвакуационных выходов;

в) устраивать в тамбурах выходов (за исключением квартир и индивидуальных жилых домов) сушилки и вешалки для одежды, гардеробы, а также хранить (в том числе временно) инвентарь и материалы;

г) фиксировать самозакрывающиеся двери лестничных клеток, коридоров, холлов и тамбуров в открытом положении (если для этих целей не используются устройства, автоматически срабатывающие при пожаре), а также снимать их;

д) закрывать жалюзи или остеклять переходы воздушных зон в незадымляемых лестничных клетках;

е) заменять армированное стекло обычным в остеклении дверей и фрамуг;

ж) изменять направление открывания дверей, за исключением дверей, открывание которых не нормируется или к которым предъявляются иные требования в соответствии с нормативными правовыми актами.

Пунктом п.55 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.

Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.

Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.

Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.

В соответствии с п.57 Правил Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.

Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.

Пунктом 61 Правил предусмотрено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Согласно п.64 Правил руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.

В судебном заседании установлено, что ОНДиПР по г.Уфе УНДиПР ГУ МЧС России по РБ была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З., использующей помещение по адресу: <адрес>. Индивидуальный предприниматель Усманова Н.З. допустила повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно:

1.

На пути эвакуации из цокольного этажа непосредственно на улицу установлены роллставни

п.п. А п.36 Правил противопожарного режима в Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390

2.

Высота пути эвакуации на лестнице, ведущей из цокольного этажа менее 2м. Фактически 1.7 м

п. 6.27 СНиП 21-01-97*

3.

Не проведена проверка работоспособности автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре, автоматической установкой пожаротушения, с составлением соответствующего акта.

п. 61 Правил противопожарного режима Российской Федерации утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390

Факт совершения административного правонарушения Индивидуальным предпринимателем Усмановой Н.З. подтвержден: протоколом об административном правонарушении от 18 мая 2016 года, актом проверки органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля юридического лица, индивидуального предпринимателя №403 от 18 мая 2016 года, копией постановления по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1, 4 ст.20.4 КоАП РФ, в отношении Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З., актом обследования охраняемого объекта и проверки технического состояния ОПС от 28 апреля 2016 года; распоряжением органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о проведении внеплановой выездной проверки от 14 апреля 2016 года .

Представленные доказательства являются допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с требованиями закона, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.

Протокол об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя Усмановой Н.З. составлен должностным лицом в пределах его полномочий, соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подлежит исключению из состава правонарушения п.1 так как при проведении новой проверки по поручению суда указанный пункт не нашел своего подтверждения в связи с тем, что опускается установка роллставней при наличии запорного устройства, что нашло свое подтверждение.

В части доводов остальных доводов нахожу их необоснованными по следующим основаниям. Высота пути эвакуации на лестнице, ведущей из цокольного этажа менее 2 м. Фактически 1,7 м Данный факт подтвержден 01 августа 2016 года в ходе осмотра объекта защиты по поручению суда. Высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть 1 м для здания эксплуатируемых ИП Усмановой Н. 3.автоматической установкой пожаротушения, с составлением соответствующего акта. В соответствии с п. 61 ППР в РФ Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. Приложением Постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1225 «О лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений» определен перечень лицензируемых видов работ. Следовательно, при обслуживании указанных систем необходимо иметь лицензию МЧС России. Приложением 19 Приказа МЧС России от 28 мая 2012 г. "Об утверждении форм документов, используемых Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в процессе лицензирования в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" утверждена форма акта проверки работоспособности систем противопожарной защиты. Данный акт на момент составления протокола отсутствовал.

Также заявитель ссылается на то, что СНиП 21-01-97* не обязателен для применения.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", однако требования Федерального закона «технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регламента.

Также заявитель ссылается на то, что СНиП 21-01-97* не обязателен для применения.

Постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2014 г. "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" утвержден перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", однако требования Федерального закона «технический регламент о требованиях пожарной безопасности» принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности

Руководствуясь п. 1.1 СНиП 21-01-97* настоящие нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее — зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов.

Не проведена проверка работоспособности автоматической пожарной сигнализации, системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре,

частей, помещений, строительных конструкций и материалов. Согласно п. 1.7* СНиП 21-01-97*. При изменении функционального назначения существующих зданий или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих зданий или помещений.

К нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, (т.е. выполнение требований нормативных документов ч.ч. 2, 3 ст. 4 № 123-ФЗ)

По смыслу ст. 4, 6 № 123-ФЗ законодателем представлена возможность выбора выполнения требований нормативных документов в области пожарной.

Доказательств того, что совершение правонарушения вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами, либо непреодолимыми препятствиями, не имеется.

Отягчающим вину обстоятельством признаю повторное привлечение в течение года по однородному правонарушению.

Смягчающим вину обстоятельством признаю признание вины.

Срок для привлечения к административной ответственности, установленный ст.4.5 КоАП РФ, не истек.

Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения от административной ответственности судом не установлено.

На основании изложенного, суд приходит к выводу - Индивидуальный предприниматель Усманова Н.З. совершила своим противоправным бездействием – повторное нарушение требований Правил и норм пожарной безопасности, то есть административное правонарушение, предусмотренное диспозицией ч.5 ст.20.4 КоАП РФ. При назначении наказания суд учитывает, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, также тот факт, что выявленные нарушения представляют собой угрозу для жизни и здоровья учащихся, в связи с чем, необходимо назначить наказание в виде приостановления деятельности, оснований для назначения максимального наказания предусмотренного санкцией статьи отсутствует.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 2.9, 4.5, 20.4, 29.10 КоАП РФ, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать Индивидуального предпринимателя Усманова Н.З., ДД.ММ.ГГГГ г.р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного приостановления деятельности помещения, используемого Индивидуальным предпринимателем Усмановой Н.З., расположенного по адресу: <адрес> - сроком на 2 суток.

Настоящее постановление подлежит немедленному исполнению.

Направить постановление для исполнения в Октябрьский районный отдел УФССП РФ по РБ.

Срок наказания исчислять с момента фактического приостановления деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение 10 дней с момента вынесения.

Судья А.Ю. Сунгатуллин