УИД 38RS0003-01-2021-001852-13
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
11 мая 2021 года г. Братск
№ 5-420/2021
Судья Братского городского суда Иркутской области Орлова О.В., рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, гражданина Российской Федерации, зарегистрированного и фактически проживающего по адресу: <адрес>, работающего оператором монтажа отдела информационного вещания ТРК «Братск», обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ранее не привлекавшегося к административной ответственности за однородные правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
В Братский городской суд Иркутской области поступил материал об административном правонарушении в отношении ФИО1, обвиняемого в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), по факту того, что 21.04.2021 ФИО1, являясь активным участником публичных мероприятий в форме митинга на площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, с 19:00 часов до 20:00 часов по местному времени, в котором приняло участие около 40 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Братска, не выполнил законное требование заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) МУ МВД России «Братское» ФИО2 о прекращении проведения и участия в несогласованных мероприятиях, о чем последний уведомил всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и ФИО1, находящегося менее чем в 5 метрах от него. Таким образом, ФИО1 нарушил пункт 1 части 3 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
На рассмотрение дела ФИО1 не явился, будучи надлежаще извещен путем направления смс-извещения. Материалы дела содержат письменное согласие ФИО1 об смс-извещении.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Частью 5 статьи 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
Диспозиция указанной выше нормы является бланкетной. На обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования направлены положения Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон N 54-ФЗ).
Статья 10 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, наряду с провозглашением права каждого свободно выражать свое мнение, исходит из того, что осуществление такой свободы налагает обязанности и ответственность и может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены в законе и необходимы в демократическом обществе в целях охраны здоровья и нравственности.
Статьей 31 Конституции Российской Федерации предусмотрено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Данное конституционное право обеспечивается государственной защитой и предоставляет гражданам возможность свободно выражать и формировать мнения, выдвигать требования по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики, оказывая тем самым влияние на деятельность органов публичной власти, в том числе посредством критики совершаемых ими действий и принимаемых решений, либо получать информацию о деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования при встрече соответствующего депутата с избирателями. При этом данное право может быть ограничено федеральным законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства на основе принципов юридического равенства и соразмерности (пропорциональности) допустимых ограничений указанного права (часть 3 статьи 17, части 1 и 2 статьи 19, часть 1 статьи 45, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно п. 1 ст. 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, ст. 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, гарантированное Конституцией РФ и международно-правовыми актами как составной частью правовой системы Российской Федерации (ст. 15 Конституции Российской Федерации), не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в конституционно значимых целях.
Соответственно, такой Федеральный закон должен обеспечивать возможность реализации данного права и одновременно соблюдение надлежащего общественного порядка и безопасности без ущерба для здоровья и нравственности граждан на основе баланса интересов организаторов и участников публичных мероприятий, с одной стороны, и третьих лиц - с другой, исходя из необходимости гарантировать государственную защиту прав и свобод всем гражданам (как участвующим, так и не участвующим в публичном мероприятии), в том числе путем введения адекватных мер предупреждения и предотвращения нарушений общественного порядка и безопасности, прав и свобод граждан, а также установления публично-правовой ответственности за действия, их нарушающие или создающие угрозу их нарушения.
В Федеральном законе N 54-ФЗ публичное мероприятие определено как открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона № 54-ФЗ публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств.
В соответствии с пунктом 3 данной статьи митинг – массовое присутствие граждан в специально отведенном месте или приспособленном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона N 54-ФЗ одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных законодательных актов Российской Федерации.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом N 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности.
Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем (ч. 1 ст. 6 Федерального закона №54-ФЗ).
Частью 2 статьи 6 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ установлено, что участники публичного мероприятия имеют право: 1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия; 2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации; 3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.
В соответствии с частью 3 статьи 6 Федерального закона N 54-ФЗ, во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны: 1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации); 2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия; 3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.
Законом Иркутской области от 09.07.2008 N 32-оз "О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия на территории Иркутской области" (далее – Закон N 32оз) устанавливается порядок подачи уведомления о проведении собрания, митинга, демонстрации, шествия и пикетирования либо проводимой в различном сочетании этих форм акции (далее - публичное мероприятие) на территории Иркутской области.
Согласно ст. 2 Закона N 32оз при проведении публичного мероприятия на территории городского округа уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором в администрацию городского округа.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 21.04.2021 ФИО1, являясь активным участником публичных мероприятий в форме митинга на площади напротив администрации г. Братска по адресу: <...>, с 19:00 часов до 20:00 часов по местному времени, в котором приняло участие около 40 человек, проведение которых не было согласовано с органами исполнительной власти г. Братска, не выполнил законное требование заместителя начальника полиции (по охране общественного порядка) МУ МВД России «Братское» ФИО2 о прекращении проведения и участия в несогласованных мероприятиях, о чем последний уведомил всех лиц, присутствующих на месте, в том числе и ФИО1, находящегося менее чем в 5 метрах от него.
Из имеющегося в материалах дела сообщения мэра г. Братска ФИО3 от 21.04.2021 следует, что публичное мероприятие по вышеуказанному адресу не было согласовано, следовательно, установленный порядок проведения публичного мероприятия был нарушен.
Таким образом, ФИО1 принял участие в публичном мероприятии в форме митинга, проведение которого не было согласовано с органом местного самоуправления г. Братска, несмотря на требования уполномоченного представителя органа исполнительной власти г. Братск о прекращении участия в данном публичном мероприятии, тем самым нарушив п. 1 ч. 3 ст. 6 Федерального Закона № 54-ФЗ от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», за что предусмотрена административная ответственность по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ, и виновность ФИО1 подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно:
- протоколом об административном правонарушении от 21.04.2021, в котором отражено существо административного правонарушения;
- рапортом полицейского роты № 2 ОБППСП МУ МВД России «Братское» от 21.04.2021;
- протоколом о доставлении лица, совершившего административное правонарушение от 21.04.2021;
- сообщением мэра г. Братска ФИО4 от 21.04.2021, согласно которому в администрацию г. Братска уведомления о проведении 21.04.2021 каких-либо публичных мероприятий, в том числе мероприятий в поддержку А. Навального, не поступало;
- видеозаписью, на которой зафиксировано, что уполномоченный представитель органа исполнительной власти предупредил участников мероприятия о его несогласованности в установленном законом порядке и потребовал их разойтись, ФИО1 в этот момент присутствовал среди участников публичного мероприятия;
- письменными объяснениями ФИО1, в которых он указал, что 21.04.2021 года с 19 час. 00 мин. до 20 час. 00 мин. он участвовал в проведении мероприятия в форме митинга напротив здания администрации г. Братска, по адресу: <...>. О том, что планируется проведение митинга, он узнал из интернет-ресурса, а именно на «Ютуб» канале Алексея Навального, и решил принять активное участие в данном мероприятии. На данное мероприятие он пришел со своей девушкой. Находясь на митинге, скандировал такие фразы как «Перемен» «Путин вор». Находясь на митинге, ко всем присутствующим вышел мужчина в полицейской форме, и с помощью громкоговорителя обращался ко всем присутствующим, говоря о том, что данное массовое мероприятие незаконно, просил всех разойтись. В данном массовом мероприятии, на его взгляд, приняло около 40-50 человек. Ему было известно, что митинг несанкционированный. Вину в совершении правонарушения признал, в содеянном раскаивался.
Оценивая вышеприведенные доказательства в их совокупности, в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, считаю, что вина ФИО1 установлена и доказана, а его действия квалифицирую по ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ за нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи.
В силу положений ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Все доказательства, имеющиеся в материалах дела, соответствуют требованиям ст.26.11 КоАП РФ. Так, протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, судья признает их допустимыми доказательствами.
Совокупность исследованных доказательств является достаточной для установления вины ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ.
Оснований ставить под сомнение достоверность содержания протокола об административном правонарушении, составленного в отношении ФИО1, представленного наряду с иными письменными документами в материалах дела об административном правонарушении, не имеется. В протоколе указаны сведения, предусмотренные ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, в том числе описано событие вменяемого административного правонарушения.
В силу требований ст. 26.1 КоАП РФ установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, являющееся участником несогласованного публичного мероприятия, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Санкция ч. 5 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Разрешая вопрос о виде и мере наказания, учитываю личность ФИО1, его имущественное положение, характер совершенного административного правонарушения, наличие обстоятельств смягчающих административную ответственность - что допущенное правонарушение было совершено впервые, признание вины, раскаяние; отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, полагаю, что для достижения цели административного наказания необходимо применить административное наказание в пределах санкции инкриминируемой нормы КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей, поскольку данное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного административного правонарушения, исходя из оценки конкретных обстоятельств по настоящему делу, судьей не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст.29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десять тысяч) рублей.
Информация о получателе штрафа:
Получатель УФК по Иркутской области (ГУ МВД России по Иркутской области л/сч <***>)
ИНН <***>, КПП 380801001,
Номер счета получателя платежа 03100643000000013400 в отделение Иркутск Банка России/УФК по Иркутской области
БИК 012520101, КБК 18811601201019000140
ОКТМО получателя 25714000 протокол АД № 167390
УИН 18880338210601673900.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 КоАП РФ.
Сумма административного штрафа вносится или переводится лицом, привлеченным к административной ответственности, в кредитную организацию, в том числе с привлечением банковского платежного агента или банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с Федеральным законом "О национальной платежной системе", организацию федеральной почтовой связи либо платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года N103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами".
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах по истечении срока, указанного в части 1 ст. 32.3 КоАП РФ, судья, вынесший постановление, изготавливают второй экземпляр указанного постановления и направляют его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Кроме того судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ, в отношении лица, не уплатившего административный штраф.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Иркутский областной суд со дня вручения или получения копии постановления.
Судья: О.В.Орлова