Дело №5-421/2019
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
20 сентября 2019 года г.Стерлитамак
Судья Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан Максютов Руслан Зилавирович (адрес суда: <...>, каб. 302), рассмотрев административное дело в отношении эколога ФИО4» <адрес> Республики Башкортостан ФИО2 к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст.8.3 Кодекса РФ об АП,
УСТАНОВИЛ:
Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в связи с обращениями граждан <адрес> Республики Башкортостан в период с 12 по ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения экологом ФИО4» - ФИО2 законодательства при обращении с пестицидами и агрохимикатами.
Проверкой установлено, что для обработки сельскохозяйственных культур предприятием используются пестициды и агрохимикаты, которые хранятся на складе, расположенном на территории машинно-тракторного парка в <адрес> РБ.
Проведенным ДД.ММ.ГГГГ осмотром установлено, что в нарушение п. 5.7. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 на складе для хранения пестицидов и агрохимикатов отдельное помещение для очистки и обеззараживания спецодежды, спецобуви, средств индивидуальной защиты работающих не выделено. Для нейтрализации рассыпанных (разлитых) пестицидов и агрохимикатов на складе отсутствуют дезактивирующие средства, указанные в сопроводительной документации на хранящиеся препараты (кальцинированная сода, хлорная известь), что является нарушением п.5.17. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10.
В нарушение п. 2.б. СанПиН 1.2.2584-10 допускается хранение пестицидов класса опасности совместно с пестицидами 3 и 4 классами опасности.
Предварительные (при поступлении на работу) медицинские осмотры работающих с пестицидами лиц проведены, однако не по основаниям, предусмотренным п. 1.3.2 (пестициды) приложения № Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12.04.2011 № 302н. Отсутствует полное обеспечение работников соответствующими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ) органов дыхания, слуха, глаз, кожи.
На складе для хранения пестицидов и агрохимикатов отсутствует медицинская аптечка для оказания первой доврачебной помощи, в том числе активированный уголь, отсутствуют условия для промывания глаз струей воды.
В нарушение п. 2.7. СанПиН 1.2.2584-10 работающие с пестицидами и агрохимикатами работники не проходят ежегодную гигиеническую подготовку по верам безопасности при осуществлении работ и правилам оказания доврачебной помощи в случаях отравлений указанными веществами.
На предприятии к проведению работ с использованием пестицидов допускаются лица, не прошедшие обучение по вопросам безопасного обращения с пестицидами 2 класса опасности, а также лица, не прошедшие необходимый медицинский осмотр, что является нарушением п. 2.8. СанПиН 1.2.2584-10.
В нарушение п. 2.12 обучение работников правилам оказания первой само и взаимопомощи при аварийных ситуациях не проведено.
Проверкой установлено, что ФИО4» в период с ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ проводило обработку сельхозугодий пестицидом «Монарх». В <адрес> РБ на границе поля вблизи <адрес> и на южной стороне <адрес> выставлен информационный щит об обработке полей пестицидом ДД.ММ.ГГГГ с указанием наименования посева, наименования и нормы расхода пестицида (Монарх, 0,025 кг/га), даты обработки, ограничения лета пчел (6 суток), погранично-защитной полосы для собирателей ягод 100 м от края поля.
При этом, в нарушении п. 2.16. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 на информационном щите отсутствует информация «Обработано пестицидами», сроков выхода на указанные территории. Знаки безопасности не установлены в пределах видимости от одного знака до другого. На окраине обработанного пестицидом поля с кадастровым номером № отсутствует информационный щит об обработке поля пестицидом. Установлено, что в нарушение п. 2.17. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10, при обращении с пестицидами на предприятии не соблюдаются санитарно-защитные зоны и минимальные разрывы от населенных мест. Поля, обрабатываемые пестицидами, с кадастровыми номерами № находятся от земельных участков <адрес> на расстоянии не более 30 м, при необходимом -300 м. Поле, обработанное пестицидами, с кадастровым номером № находится на расстоянии не более 100 м от <адрес> и не более 20 м от садов и огородов вблизи <адрес> на земельных участках номерами №
В связи с отсутствием метеорологических приборов, предприятием, перед началом работ по опрыскиванию полей пестицидами инструмент, метеорологических условий (измерение температуры, влажность скорости движения ветра) не производится, что является нарушением СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10.
В нарушение п. 8.6. СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 приготовление растворов, пестицидов производилось на окраине обрабатываемых полей. ФИО4» в нарушение п. 20.6 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 полимерныё канистры из-под пестицидов не возвращаются поставщику, а используются как приспособленная емкости для хранения машинного масла, документы о возврате тары поставщику не представлены. Факт указанных нарушений подтверждается актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, актом осмотра от ДД.ММ.ГГГГ и иными материалами проверки.
В судебном заседании эколог ООО «СП «Дружба» ФИО2 вину в совершении правонарушения признала.
В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> РБ ФИО3 суду пояснила, что вина эколога ООО «СП «Дружба» ФИО2 в совершении указанного административного правонарушения подтверждается в полном объеме представленными суду доказательствами.
Выслушав участников процесса, и изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст.8.3. КоАП РФ нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами (за исключением случаев, когда такие правила содержатся в технических регламентах), которое может повлечь причинение вреда окружающей среде, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно п. 5.3 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-10 размер санитарно-защитных зон для складских помещений, предназначенных для хранения пестицидов и агрохимикатов, должен соответствовать действующим санитарным правилам и нормам. На основании п. 7.1.11 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» размер санитарно-защитной зоны для складов хранения минеральных удобрений, ядохимикатов до 50 т. составляет 100м.
Согласно п. 2.16 СанПиН 1.2.2584-10 до проведения обработок пестицидами, не позднее чем за 3 дня, ответственные за проведение работ должны обеспечить оповещение о запланированных работах населения близлежащих населенных пунктов, на границе с которыми размещаются подлежащие обработкам площади, через средства массовой информации (радио, печатные органы, электронные средства и другие способы доведения информации до населения) о запланированных работах.
На границах обрабатываемых пестицидами площадей (участков) выставляются щиты (единые знаки безопасности) с указанием "Обработано пестицидами", содержащие информацию о мерах предосторожности и возможных сроках выхода на указанные территории. Знаки безопасности должны устанавливаться в пределах видимости от одного знака до другого, контрастно выделяться на окружающем фоне и находиться в поле зрения людей, для которых они предназначены. Убирают их только после окончания установленных сроков выхода людей для проведения полевых работ, уборки урожая и других.
Согласно п. 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 применение пестицидов и агрохимикатов в сельскохозяйственном производстве проводится только после предварительного обследования сельскохозяйственных угодий (посевов, производственных помещений).
В соответствии с 2.19 СанПиН 1.2.2584-10 применение пестицидов и агрохимикатов в каждом конкретном случае проводится на основании утвержденных в установленном порядке рекомендаций (наставлений) по применению, а также в соответствии с Каталогом разрешенных средств и настоящими Санитарными правилами. Особое внимание при этом обращается на нормы расхода препаратов и их рабочих растворов, кратность обработок. Не допускается превышение норм расхода и увеличение кратности обработок, указанных в Каталоге, применение пестицидов в период установленного срока ожидания (периода после последней обработки препаратами - до сбора урожая).
Согласно п. 2.26 СанПиН 1.2.2584-10 в целях обеспечения безопасности продукции пчеловодства и охраны пчел от воздействия пестицидов обработку участков следует проводить в поздние часы путем опрыскивания наземной аппаратурой с обязательным оповещением владельцев пасек о необходимости исключения вылета пчел ранее срока, указанного в Каталоге и рекомендациях по применению конкретных препаратов.
На основании п. 8.1 СанПиН 1.2.2584-10 Обработки с использованием вентиляторных и штанговых тракторных опрыскивателей должны проводиться в ранние утренние или вечерние часы при скорости ветра не более 4 м/с, относительной влажности воздуха не менее 40% и не более 80% и при температуре воздуха, указанной в рекомендациях по применению конкретных препаратов.
Инструментальный контроль метеорологических условий (измерение температуры, влажности воздуха и скорости движения ветра) производится исполнителями перед началом работ.
Согласно п. 8.6 СанПиН 1.2.2584-10 рабочие растворы пестицидов готовятся: - на специальных растворных узлах и заправочных площадках (пунктах), имеющих твердое покрытие (бетон, асфальтирование);
- непосредственно в емкостях (баках) опрыскивателей.
Заправочные площадки выбирают с учетом расположения полей и культур, подлежащих обработке, при условии соблюдения санитарных разрывов от селитебной зоны и источников питьевого водоснабжения.
На площадках должны быть:
- аппаратура для приготовления рабочих растворов;
- резервуары с водой, баки с герметичными крышками и приспособления для заполнения резервуаров опрыскивателя (насос, шланги);
- весы с разновесами, мелкий вспомогательный инвентарь, метеорологические приборы, а также аптечка, мыло, полотенца, умывальник;
- средства индивидуальной защиты для работников;
- препараты для обезвреживания мест случайного пролива рабочих растворов, указанные в рекомендациях по применению конкретных препаратов.
На основании п. 8.12 СанПиН 1.2.2584-10 при обработке препаратами необходимо внимательно следить за исправностью машин и оборудования, а при опрыскивании - за соответствием давления в напорной магистрали скорости движения агрегата и соблюдением заданной нормы расхода.
Не допускается передозировка рабочей жидкости пестицида или агрохимиката, а также опрыскивание растений при скорости ветра более 4 м/с.
Согласно п. 20.6 СанПиН 1.2.2584-10 бумажную или деревянную тару из-под пестицидов и агрохимикатов уничтожают путем сжигания на специальных установках или вывозят на специально отведенные полигоны (участки), согласованные с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора) в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Полимерные канистры из-под пестицидов должны быть промыты непосредственно в процессе обработки растений, сразу же после того, как пестицид был использован для приготовления рабочего раствора, следующими способами:
- при использовании штангового опрыскивателя промывка происходит под давлением на специальном приспособлении для пустой канистры, которым оснащён резервуар опрыскивателя для приготовления рабочего раствора;
- при приготовлении рабочего раствора в баке проводится трёхразовая ручная промывка. После каждого наполнения канистры водой её надо обязательно встряхнуть для максимального соприкосновения воды со стенками и дном канистры и удаления остатков препарата.
Промытые полимерные канистры подлежат возврату поставщикам пестицидов в открытом виде и с проделанными в них отверстиями (во избежание повторного использования канистр не по назначению) либо направляются на переработку (переплавку) в качестве вторичного сырья.
Промытая металлическая тара используется на производствах в качестве оборотной тары либо отправляется с проделанными в ней отверстиями на переплавку в качестве вторичного сырья.
Факт совершения административного правонарушения и виновность эколога ФИО4ФИО2 подтверждены совокупностью доказательств, обращением граждан, актом проверки от 25.07.2019г., сообщением прокуратуры и другими материалами дела, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд приходит к выводу о наличии в действиях эколога ФИО4ФИО2 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП РФ.
При назначении административного наказания суд учитывает отсутствие отягчающих обстоятельств и наличие смягчающего вину обстоятельства - признание вины экологом ФИО4
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 8.3, 23.1. Кодекса РФ об АП, суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать эколога ФИО4<адрес> Республики Башкортостан ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.3 КоАП РФ, и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей.
Постановление суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение десяти дней путем подачи жалобы через Стерлитамакский городской суд Республики Башкортостан.
Реквизиты для уплаты штрафа: Управление Федерального казначейства по <адрес> (Прокуратура Республики Башкортостан) л/с <***>, ИНН <***>, КПП 027401001 Банк получателя: Отделение НБ Республики Башкортостан <адрес>, БИК 048073001, код бюджетной классификации: 401 018 10100 00 0010 001, ОКТМО 80701000.
Судья подпись Р.З. Максютов
Копия верна: Судья: Р.З. Максютов