ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-421/20 от 04.08.2020 Белгородского районного суда (Белгородская область)

дело № 5-421/2020

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

город Белгород 14 августа 2020 года

Судья Белгородского районного суда Белгородской области Линкова О.В. (<...>),

с участием:

лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1,

представителей управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ в отношении

ФИО1, (информация скрыта), ранее не привлекавшего к административной ответственности за совершение аналогичных правонарушений,

у с т а н о в и л:

ФИО1 нарушены требования законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а именно: в нарушение ст. ст. 5.1, 36, 40, 47.2, 49 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» в границах территории объекта археологического наследия «Таврово селище-1», расположенного по адресу: (адрес обезличен), выполненный в красном фундаментном кирпиче на бетонном фундаменте, что повлекло повреждение объекта культурного наследия.

В судебном заседании ФИО1 выразил согласие с протоколом об административном правонарушении и привлечением к административной ответственности.

Должностные лица управления государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области ФИО2 и ФИО3 поддержали обстоятельства, изложенные в протоколе.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.

Статьей 7.14 КоАП РФ установлено, что организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до ста тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируется Федеральным законом № 73-ФЗ, а также, принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 73-ФЗ под объектом археологического наследия понимаются частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои.

Особый режим использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, предусматривает возможность проведения археологических полевых работ в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ при условии обеспечения сохранности выявленного объекта археологического наследия, а также обеспечения доступа граждан к указанным объектам (п. 5 статьи 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ).

Согласно статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ при проведении изыскательских, проектных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ необходимо осуществлять меры по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, включенного в реестр: проектирование и проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ осуществляются при отсутствии на данной территории объектов культурного наследия, либо при условии соблюдения техническим заказчиком (застройщиком) объекта капитального строительства, заказчиками других видов работ, лицом, проводящим указанные работы, требований статьи 36 Федерального закона № 73-ФЗ; изыскательские, проектные, земляные, строительные, мелиоративные, хозяйственные работы и иные работы в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, проводятся при условии соблюдения установленных требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, особого режима использования земельного участка, в границах которого располагается объект археологического наследия, и при условии реализации согласованных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, обязательных разделов об обеспечении сохранности указанных объектов культурного наследия в проектах проведения таких работ или проектов обеспечения сохранности указанных объектов культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанные объекты культурного наследия; строительные и иные работы на земельном участке, непосредственно связанном с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия, проводятся при наличии в проектной документации разделов об обеспечении сохранности указанного объекта культурного наследия или о проведении спасательных археологических полевых работ или проекта обеспечения сохранности указанного объекта культурного наследия либо плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на указанный объект культурного наследия, согласованных с региональным органом охраны объектов культурного наследия.

В силу ч. 1 ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

При содержании и использовании объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязано: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные статьей 5.1 Федерального закона № 73-ФЗ требования к осуществлению деятельности в границах территории земельного участка или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия (ст. 47.3. Федерального закона № 73-ФЗ).

В соответствии со статьей 45 Федерального Закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ) работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

Объект археологического наследия «Таврово селище-1» принят на государственную охрану в соответствии с решением малого Совета Белгородского областного Совета народных депутатов от 28 ноября 1992 года № 135 «Об утверждении дополнительного списка охраняемых памятников истории и культуры» как памятник археологии местного значения.

Приказом управления культуры Белгородской области от 27 ноября 2012 года № 376 утвержден предмет охраны объекта археологического наследия «Таврово селище-1», расположенного по адресу: Белгородская область, Белгородский район, в 0,3 км к югу от ремонтно-механического завода в селе.

Указанному объекту присвоен регистрационный номер (номер обезличен).

Приказом управления культуры Белгородской области от 28 декабря 2018 года № 528-03/01 утверждены границы территории объекта археологического наследия «Таврово селище-1» и режимы использования земельного участка в границах данной территории.

В ходе проведения мероприятий по контролю за состоянием объекта археологического наследия «Таврово селище-1» произведен его визуальный осмотр, в ходе которого зафиксированы нарушения обязательных требований, предусмотренных Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской федерации», которые нашли свое отражение в акте № АО-176 от 15 мая 2020 года, в котором зафиксировано неудовлетворительное состояние объекта археологического наследия, а также наличие в южной части объекта заброшенного цоколя, выполненного в красном фундаментном кирпиче на бетонном фундаменте.

На основании договора аренды земельного участка для строительства от 19 октября 2017 года № 7035/318 – 2017/-ФЛ, заключенного между Муниципальным образованием Муниципальный район «Белгородский район» Белгородской области в лице заместителя главы администрации Белгородского района, руководителя комитета имущественных отношений администрации Белгородского района А. и ФИО1, арендатором участка с кадастровым номером (номер обезличен), площадью 1675 кв.м, с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства, расположенного по адресу: (адрес обезличен) является ФИО1

Согласно п. 4.1.1 договора аренды ФИО1, в период действия договора имеет право производить улучшение земельного участка, возводить строения с соблюдением порядка, установленного действующим законодательством.

В соответствии с п. 4.3.4 договора аренды, арендатор может приступить к строительству объекта после получения разрешения на строительство в установленном законом порядке.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в управление государственной охраны объектов культурного наследия Белгородской области, ФИО1 для согласования проекта обеспечения сохранности объекта археологического наследия или плана проведения спасательных археологических полевых работ, включающих оценку воздействия проводимых работ на объекте археологического наследия, не обращался. Запросов от ФИО1 о предоставлении информации о наличии или отсутствии объектов археологического наследия на арендуемом земельном участке не поступало.

В нарушение норм законодательства строительство цоколя на территории объекта археологического наследия «Таврово селище-1» осуществлено ФИО1 без соблюдения обязательных требований и мер к обеспечению сохранности объекта археологического наследия.

В связи с выявленными нарушениями, выразившимися в проведении земляных и строительных работ на территории объекта археологического наследия «Таврово селище-1» без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия, в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями ст. 28.2 КоАП РФ, содержит все необходимые для разрешения сведения.

Все вышеизложенные доказательства оцениваю как относимые, допустимые и достоверные. В своей совокупности эти же доказательства оцениваю как достаточные для правильного разрешения данного административного дела и вывода о полной и всесторонней доказанности вины ФИО1

Действия ФИО1 суд квалифицирует по ст. 7.14 КоАП РФ – организация и проведение земляных, строительных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

В силу ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 41. КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

В силу ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающим ответственность суд признает признание вины, совершение правонарушения впервые, а также наличие (информация скрыта).

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом приведенных обстоятельств, считаю, что цели административного наказания с учетом принципа справедливости и соразмерности могут быть достигнуты путем назначения наказания в виде штрафа в минимальных пределах санкции установленной ст. 7.14 КоАП РФ для физических лиц.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 15 000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Сумма административного штрафа подлежит перечислению на расчетный счет № <***>, получатель – УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>), ИНН <***>, Банк: Операционный департамент Банка России, <...>; БИК 044501002, КПП 770301001, ОКТМО 45382000, КБК 05411601071019000140, назначение платежа – административный штраф, в течение 60 дней со дня вступления соответствующего постановления по делу об административном правонарушении в законную силу.

Документ об оплате в добровольном порядке административного штрафа представить в Белгородский районный суд Белгородской области.

При неуплате суммы административного штрафа к указанному сроку, постановление подлежит передаче в подразделение Управления Федеральной службы судебных приставов для взыскания суммы административного штрафа в принудительном порядке.

Неуплата суммы административного штрафа в шестидесятидневный срок со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу в соответствии с ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок пятидесяти часов.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления путем подачи жалобы в Белгородский областной суд через Белгородский районный суд Белгородской области.

Постановление вступает в законную силу после истечения срока, установленного для его обжалования, если оно не было обжаловано или опротестовано.

Судья О.В. Линкова