Дело № 5-424/2019
91MS0100-01-2019-001279-61
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Ялта 6 ноября 2019 г.
Судья Ялтинского городского суда Республики Крым Корпачева Любовь Викторовна (<...>) с участием защитника Селезнева Р.А.,
рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении частного учреждения «Санаторий «Узбекистан» ИНН №<номер>, ОГРН №<номер>, адрес регистрации: <адрес>
у с т а н о в и л:
согласно протоколу об административном правонарушении от 28 августа 2019 г. № 100378, составленному главным государственным инспектором территориального отдела госавтодорнадзора по г. Севастополю Крымского Межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, 10 августа 2019 г. в 8 часов 34 минуты по адресу: <адрес>, водитель ФИО1 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 23 человек для собственных нужд по г. Ялта на транспортном средстве марки ПАЗ модель 32054 государственный регистрационный знак №<номер>, перевозчиком на основании путевого листа от 10 августа 2019 г. № 044902 и свидетельства о регистрации транспортного средства серии №<номер>№<номер> являлось частное учреждение «Санаторий «Узбекистан», в этот же день в 8 часов 37 минут по адресу: <адрес> водитель ФИО2 осуществлял перевозку пассажиров в количестве 42 человек для собственных нужд по г. Ялта на транспортном средстве марки ПАЗ модель 32054 государственный регистрационный знак №<номер>, перевозчиком на основании путевого листа от 10 августа 2019 г. № 044901 и свидетельства о регистрации транспортного средства серии №<номер>№<номер> являлось частное учреждение «Санаторий «Узбекистан», тем самым в нарушение требований п. 24 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» юридическим лицом частным учреждением «Санаторий «Узбекистан» осуществлялась деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами без лицензии, чем совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).
При рассмотрении дела защитник частного учреждения «Санаторий «Узбекистан» вину в совершении административного не признал, указал, что 10 августа 2019 г. (дата проведения планового (рейдового) осмотра, обследования транспортных средств) необходимые для получения лицензии на перевозку пассажиров и иных лиц автобусами были сданы и находились на рассмотрении в Крымском МУГАДН Ространснадзора. Санаторий работает сезонно с июня по сентябрь и в указанный период осуществляется доставка автобусами отдыхающих на пляж и с пляжа строго по графику и без отклонений от маршрута. Согласно установленных правил лицензию необходимо было получить до 29 июня 2019 г., в связи с чем санаторием предпринимались действия по ее получению до указанной даты. 28 июня 2019 г. заявление на получение лицензии с необходимыми документами были сданы в Ространснадзор, вместе с тем не было приняты в связи с неполнотой документов. 19 июля 2019 г. полный пакет документов был сдан в Ространснадзор и на основании приказа от 22 августа 2019 г. санаторию была выдана лицензия № АК-82-000653.
В порядке ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие законного представителя частного учреждения «Санаторий «Узбекистан».
Выслушав защитника, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии с п. 24 ст. 12 Федерального закона от 4 мая 2011 г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. В целях настоящего Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования.
Согласно ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 30 октября 2018 г. № 386-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» в целях осуществления деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны получить лицензию на осуществление указанной деятельности до истечения ста двадцати дней со дня вступления в силу п. 2 ст. 4 настоящего Федерального закона. По истечении указанного срока осуществление без лицензии деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами не допускается.
В силу ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ административным правонарушением признается осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).
Факт совершения частным учреждением «Санаторий «Узбекистан» административного правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении от 28 августа 2019 г. № 100378 (л.д. 3-6); актами планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства от 10 августа 2019 г. № ГС/<...> и № ГС/<...> (л.д 10, 15); свидетельствами о регистрации транспортных средств, страховыми полисами (л.д. 11, 13, 16, 18); путевыми листами от 10 августа 2019 г. № 044901 и № 044902 (л.д. 12, 17); фототаблицами (л.д. 14, 19).
Протокол об административном правонарушении и другие процессуальные документы, содержащиеся в материалах дела, противоречий не имеют, согласуются между собой, является допустимыми доказательствами, составлены уполномоченным должностным лицом, нарушений требований закона при их составлении не допущено, в них указаны все сведения, необходимые для разрешения дела.
Оценивая указанные доказательства в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья приходит к выводу о совершении частным учреждением «Санаторий «Узбекистан» административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
При этом частное учреждение «Санаторий «Узбекистан» имело возможность обеспечить выполнение установленных требований, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но санаторием не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек.
При назначении административного наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица.
Санкция ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц административное наказание в виде наложения административного штрафа от 170 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Тем самым законодатель предоставил возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
Применение значительного по размеру нижнего предела административного штрафа не исключает превращения такого административного штрафа из меры воздействия, направленной на предупреждение административных правонарушений, в инструмент подавления экономической самостоятельности и инициативы, чрезмерного ограничения свободы предпринимательства и права собственности, что недопустимо в силу ст. ст. 17, 19 (ч. 1), 34 (ч. 1), 35 ч. ч. 1 - 3) и 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации и противоречит общеправовому принципу справедливости (Постановление от 17 января 2013 г. № 1- П).
Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ, ст. 4.1 КоАП РФ дополнена, в частности, ч. ч. 3.2 и 3.3.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее 100 000 рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Из представленных при рассмотрении дела защитником частного учреждения «Санаторий «Узбекистан» документов следует, что санаторием предпринимались меры для получения лицензии по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами. Так письмом Министерства курортов и туризма Республики Крым от 22 мая 2019 г. руководители санаторно-курортных гостиничных организаций уведомлены о необходимости получения лицензии для осуществления деятельности по перевозке пассажиров автобусами по маршрутам регулярных перевозок для собственных нужд. К указанному уведомлению было приложено письмо Министерства транспорта Республики Крым от 26 апреля 2019 г., в котором указан перечень необходимых документов, которые необходимо предоставить с заявлением на выдачу лицензии, а именно: копию приказа о назначении работника соискателя лицензии ответственным лицом за обеспечение безопасности дорожного движения; копию договора с медицинской организацией или индивидуальным предпринимателем для предрейсовых и послерейсовых осмотров; копии свидетельств о регистрации транспортных средств.
28 августа 2019 г. санаторием было подано заявление на получение лицензии в административный орган с приложенными документами, которое не было принято в связи с неполным комплектом документов. 10 июля 2019 г. в целях соблюдения лицензионных требований по перевозкам пассажиров и иных лиц, санаторием был заключен договор с ООО «Трансавто-7 Ялта», имеющим медицинскую лицензию по оказания предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Приказом от 10 июля 2019 г. по санаторию назначен ответственный за обеспечение безопасности движения. 19 июля 2019 г. заявление на получение лицензии с полным пакетом документов было повторно подано в отдел лицензирования и зарегистрировано под № 674-лиц. 22 августа 2019 года частным учреждением «Санаторий «Узбекистан» получена лицензия.
Таким образом, на момент составления 10 августа 2019 г. актов планового осмотра, в которых указано о выявленных нарушениях, заявление частного учреждения «Санаторий «Узбекистан» на получение лицензии находилось на рассмотрении в административном органе.
С учетом изложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, судья полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 85 000 рублей (снижен ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ нормы, но до размера не менее половины минимального размера).
Административное наказание в виде административного штрафа в данном размере, по убеждению судьи, является именно той мерой государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигнет целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, является соразмерным и единственно возможным способом достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Руководствуясь ст. ст. 29.9 и 29.10 КоАП РФ, судья
п о с т а н о в и л :
частное учреждение «Санаторий «Узбекистан» признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере в размере 85 000 (восемьдесят пять тысяч) рублей.
Реквизиты для перечисления административного штрафа: Наименование получателя: Управление Федерального казначейства по г. Севастополю (Крымское МУГАДН) ИНН получателя: 9102005290, КПП получателя: 910201001, ОКТМО 67000000, БИК 046711001, Номер счета получателя: 40101810167110000001, КБК 10611690020026000140, УИН 10674432190001003786, Банк получателя: Отделение Севастополь г. Севастополь.
В соответствии со ст. 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст. 31.5 КоАП РФ. За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 20.25 КоАП РФ. Документ, свидетельствующий об уплате административного штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, вынесшему постановление.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение десяти суток со дня вручения копии постановления.
Судья Л.В. Корпачева
Мотивированное постановление
изготовлено 8 ноября 2019 года.