ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-424/19 от 30.10.2019 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело № 5-424/2019; УИД: 42RS0011-01-2019-003429-61

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г.Ленинск-Кузнецкий 30 октября 2019 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Медведева Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании

дело об административном правонарушении в отношении

Акционерного общества «СУЭК-Кузбасс», расположенного по адресу: <...>,

место совершения правонарушения: участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» АО «СУЭК-Кузбасс»,

о привлечении к административной ответственности по ст.9.1 ч.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

24.10.2019 в 10.00 час. при проведении проверки соблюдения требований промышленной безопасности в АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября», на основании постановления Правительства РФ №455 от 05.05.2012 «О режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах и гидротехнических сооружениях», приказа руководителя Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 30.11.2018 <номер> «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября», при проверке подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9) были выявлены нарушения ч.1 ст.9 Федерального закона №116 от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности в угольных шахтах», утвержденных приказом Ростехнадзора России от 19.11.2013 №550:

1. Содержание газа метана (СН4) у почвы в забое путевого штрека (вентиляционного штрека № 26-9) более 3% - нарушен п.122 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах», что может привести к взрыву газа метана и гибели людей.

2. При длине тупиковой части путевого штрека (вентиляционного штрека № 26-9) 280 метров подготовительный забой не огражден водяным взрыволокализующим заслоном - нарушен п.183 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах», что может привести к невозможности локализации взрыва газа метана или угольной пыли и гибели людей.

3. Отсутствует "Проект на временную изоляцию сбойки № 10 между конвейерным штреком № 26-8 и вентиляционным штреком № 26-9 - нарушен п.14 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах», п.7 «Инструкция по изоляции неиспользуемых горных выработок...», что может привести к загазированию и гибели людей.

4. В забое путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9) нарушено крепление верхнего борта выработки третьего ряда (6 метров) - нарушены п.п.54,55 ФНиП «Правила безопасности в угольных шахтах», что может привести к обрушению горной выработки и гибели людей.

Данные нарушения могут представлять непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

В действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

По результатам проверки государственным инспектором Ленинского территориального отдела Сибирского управления Ростехнадзора Т. 24.10.2019 были составлены: протокол №08-05-129 об административном правонарушении в отношении юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс», протокол №08-05-129 о временном запрете АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» с 16.00 час. 24.10.2019 проведения подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9), до рассмотрения дела судом.

В судебном заседании представитель АО «СУЭК-Кузбасс» ФИО1, действующий на основании доверенности <номер> от 25.12.2018 со сроком действия с 01.01.2019 по 31.12.2019, представители ПЕ «Шахтопроходческое управление» АО «СУЭК-Кузбасс» ФИО2, действующий на основании доверенности <номер> от 14.01.2019 со сроком действия с 14.01.2019 по 31.12.2019, ФИО3, действующий на основании доверенности <номер> от 30.10.2019 со сроком действия с 30.10.2019 по 08.11.2019, факт совершения правонарушения признали, представили письменные пояснения по делу.

По существу допущенных нарушений пояснили следующее:

1. В целях исключения местного выделения газа метана из почвы путевого штрека (вентиляционного штрека 26-9) разработали «Мероприятия по обеспечению аэрологической безопасности, направленные на исключение местных скоплений и превышений ПДК метана в забое путевого штрека (вентиляционного штрека 26-9) на период ведения работ в зоне нарушения пласта», пробурили разгрузочные шпуры, максимальная концентрация метана в пределах допустимых норм.

2. В подготовительном забое путевого штрека (вентиляционного штрека 26-9) смонтировали ограждающий взрыволокализующий заслон согласно «Паспорта…».

3. Разработали и утвердили в установленном порядке «Проект на временную изоляцию сбойки №26-8-10 пласта Сычевский-1.

4. Крепление верхнего борта выработки в забойной части путевого штрека (вентиляционного штрека 26-9) выполнено согласно «Паспорта…».

К моменту рассмотрения дела все нарушения устранены в полном объеме, угроза жизни и здоровью людей отсутствует, что подтверждается актом комиссионной проверки от 29.10.2019 и копиями книг нарядов с отметками об исполнении.

Сотрудники шахты, виновные в допущенных нарушениях, привлечены к ответственности.

Также просят обратить внимание, что приостановление деятельности предприятия влечет вынужденное высвобождение значительной части работников подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9), поскольку приостановлена деятельность на проведение подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9), без которого невозможно осуществлять один из основных видов деятельности шахты – подготовительные (проведение горных выработок) работы, что повлечет несвоевременную подготовку очистного фронта для добычи полезного ископаемого по всему пласту Сычевский-1 и отразится на основном виде деятельности – добыче угля и заработной плате как работников проходческих бригад, так и работников всего предприятия (фактическая численность 440 человек).

Просят суд при определении размера наказания ограничиться административным приостановлением деятельности на срок, в течение которого предприятие уже лишено возможности вести основную деятельность.

<данные изъяты> государственный инспектор Ленинского территориального отдела Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ФИО4, действующий на основании доверенности <номер> от 31.12.2018 на срок по 31.12.2019, пояснил, что 24.10.2019 при проверке Участка Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» на соблюдение требований промышленной безопасности были выявлены нарушения, представляющие непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с чем с 16.00 час. 24.10.2019 была запрещена деятельность АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» по проведению подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9).

Суд, выслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, приходит к следующему.

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.

Положения данного Федерального закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.

Требования промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта установлены статьей 9 указанного Федерального закона.

Под требованиями промышленной безопасности в соответствии с нормами указанного закона следует понимать условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в указанном Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

Постановлением Правительства РФ 02.02.2010 № 39 утверждено Положение о государственном надзоре за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, в соответствии с которыми, задачей государственного горного надзора является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр требований законодательства Российской Федерации и утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Государственный горный надзор осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и ее территориальными органами, являющимися органами государственного горного надзора.

В соответствии с п.5 приложения №1 к ФЗ от 21.07.1997, к категории опасных производственных объектов относятся объекты, на которых ведутся горные работы. Для шахт угольной промышленности, а также иных объектов ведения подземных горных работ на участках недр, где могут произойти взрывы газа и (или) пыли, внезапные выбросы породы, газа и (или) пыли, горные удары, прорывы воды в подземные горные выработки установлен I класс опасности согласно подп.1 п.8 приложения №2 к указанному Федеральному закону.

Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности (Правила безопасности в угольных шахтах), утверждены приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору 19.11.2013 № 550.

Указанные Правила распространяются на организации по добыче (переработке) угля (горючих сланцев), осуществляющие добычу угля подземным способом, и обязательны для всех руководителей и специалистов организаций и их обособленных подразделений, занимающихся проектированием, строительством и эксплуатацией опасных производственных объектов угольной промышленности, на которых ведутся подземные горные работы, конструированием, изготовлением, монтажом, эксплуатацией и ремонтом технических устройств, надзорных и контролирующих органов, профессиональных аварийно-спасательных формирований и (или) военизированных горноспасательных частей, а также для работников иных организаций, деятельность которых связана с посещением шахт. Согласно ч.3, Правила устанавливают требования, соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность и безопасность при ведении горных работ, и направлены на предупреждение аварий и инцидентов в угледобывающих организациях и на обеспечение готовности угледобывающих организаций к локализации и ликвидации аварий.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Судом установлено, что АО «СУЭК-Кузбасс» является юридическим лицом.

Вина АО «СУЭК-Кузбасс» в совершении указанного административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами.

30.11.2018 в целях реализации п.11 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», Положения о режиме постоянного государственного надзора на опасных производственных объектах, руководителем Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору издан приказ <номер> «О назначении должностных лиц, уполномоченных осуществлять постоянный государственный надзор в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября». Приказом №01-06-01/371 от 29.05.2019 в указанный приказ внесены изменения в части дополнительного включения в состав лиц, уполномоченных на осуществление постоянного государственного надзора государственного инспектора Ленинского территориального отдела Т.

По результатам проведенной 24.10.2019 на Участке Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» проверки, в отношении АО «СУЭК-Кузбасс» составлен протокол об административном правонарушении № 08-05-129 от 24.10.2019 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях».

В соответствии с протоколом о временном запрете деятельности № 08-05-129 от 24.10.2019, в связи с выявленными нарушениями требований промышленной безопасности, представляющими угрозу жизни и здоровью людей, с 16.00 час. 24.10.2019 запрещена деятельность АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» по проведению подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9).

24.10.2019 в адрес генерального директора АО «СУЭК-Кузбасс» было направлено уведомление о нарушениях требований промышленной безопасности при проведении подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9) на Участке Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» АО «СУЭК-Кузбасс».

Указанные письменные доказательства не оспариваются представителями юридического лица, привлекаемого к административной ответственности.

Суд считает, что установленные нарушения требований промышленной безопасности создают реальную угрозу жизни и здоровью людей, что подтверждается совокупностью исследованных доказательств.

Совокупность собранных и исследованных доказательств, по мнению суда, является достаточной для разрешения данного дела, они согласуются между собой, не содержат существенных противоречий, не вызывают у суда сомнений в их объективности, в связи с чем суд признает их относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами.

С учетом изложенного, суд считает установленным, что в действиях юридического лица АО «СУЭК-Кузбасс» имеет место нарушение требований промышленной безопасности, выразившееся в нарушении требований ч.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Судом установлено, что у АО «СУЭК-Кузбасс» имелась возможность для соблюдения правил промышленной безопасности, однако данным юридическим лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение промышленной безопасности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч.1 ст.3.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное приостановление деятельности применяется, в том числе, в случае угрозы жизни или здоровью.

При решении вопроса о назначении наказания суд приходит к выводу о том, что установленные в ходе проведения проверки нарушения требований промышленной безопасности представляют непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, осуществляющих трудовую деятельность на опасном производственном объекте, поскольку несоблюдение требований промышленной безопасности создает реальную угрозу ввиду возможной аварии на опасном производственном объекте, в связи с чем суд приходит к выводу о необходимости назначения наказания в виде административного приостановления деятельности.

При назначении наказания в виде приостановления деятельности суд, учитывая смягчающие и отягчающие обстоятельства, приходит к следующему.

Представители юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признали.

В связи с установленными нарушениями требований промышленной безопасности на предприятии предприняты необходимые мероприятия, направленные на их устранение, в том числе, разработаны «Мероприятия по обеспечению аэрологической безопасности, направленные на исключение местных скоплений и превышений ПДК метана в забое вентиляционного штрека 26-9 паста Сычевский-1 на период ведения работ в зоне нарушения пласта», Проект временной изоляции сбойки №26-8-10 пласта Сычевский-1. В результате проведенных мероприятий все нарушения требований промышленной безопасности, установленные в результате проведенной проверки, устранены. Устранение нарушений подтверждается копиями книги нарядов, наряд-путевок на производство работ ШПУ участок №8 с отметками об исполнении, актом проверки устранения нарушений от 29.10.2019.

Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о назначении наказания АО «СУЭК-Кузбасс» в виде приостановления деятельности Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» по проведению подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9), на срок 6 суток.

В соответствии с ч.5 ст.29.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, срок временного запрета деятельности засчитывается в срок административного приостановления деятельности.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 9.1 ч.1, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», суд

ПОСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «СУЭК-Кузбасс», расположенное по адресу: <...>, зарегистрированное в качестве юридического лица 07.05.2007года, ИНН <***>, признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях», и подвергнуть административному наказанию в виде административного приостановления деятельности АО «СУЭК-Кузбасс» Шахтоуправление «им. А.Д.Рубана» Участок Шахтостроительный (Сычевский) ПЕ «Шахта им. 7 Ноября» по проведению подготовительного забоя путевого штрека (вентиляционного штрека №26-9), на срок 6 (шесть) суток, включая время фактического прекращения деятельности, указанное в протоколе о временном запрете деятельности.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток.

Судья: подпись

Подлинник документа находится в деле об административном правонарушении №5-424/2019 Ленинск-Кузнецкого городского суда города Ленинска-Кузнецкого Кемеровской области.