П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
о назначении административного наказания
«28» апреля 2021 года г. Новосибирск
Судья Железнодорожного районного суда г. Новосибирска Носова Ю.В., при ведении протокола секретарем судебного заседания Полохиной А.О., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1, её защитника Нечаевой О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ФИО1, *,
у с т а н о в и л:
28 апреля 2021 года старшим инспектором отделения по ИАЗ ЛО МВД России на ст. Новосибирск капитаном полиции ФИО2 в отношении ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из которого следует, что **** в 14 часов 20 минут в ходе осмотра сети интернет по адресу: *** установлено, что **** в 22 часа 25 минут ФИО1 без подачи в установленном Федеральным законом от ****** - ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 статьи 20.2 КоАП РФ, организовала публичное мероприятие в г. Новосибирске по адресу: г. Новосибирск, площадь имени Ленина В.И. в 19 часов 00 минут ****, что выразилось в совершении в целях подготовки и проведения данного публичного мероприятия действий по оповещению возможных участников публичного мероприятия и предварительной агитации посредством размещения в интернет ресурсе социальной сети «Вконтакте» на её странице *** сообщения следующего содержания: «Свободу ФИО3. В среду 21.04 митинг по всему миру против репрессий, за спасение жизни Алексею, в знак протеста произволу, который сейчас творит путинская система власти. Приходите на «финальную битву между добром и нейтралитетом», формат митинга мирный (со стороны протестующих, разумеется). Надеемся, что массовость предохранит от насилия со стороны доблестного омона. На данный момент примут участие 460 тыс. чел. по России. Регистрируйтесь и вы, а главное, приходите, ситуация экстренная». Данное сообщение находилось в доступе для просмотра неопределенного круга лиц.
В действиях ФИО1 усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренные частью 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
В судебном заседании ФИО1 вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что она не являлась организатором публичного мероприятия, на момент размещения ею публикации от **** в 22 часа 55 минут на сайте ***, который постоянно обновляется, не было сведений о дате, времени и месте митинга в ***, а в своем посте она данную информацию тоже не указывала, в связи с чем не может быть признана организатором данного мероприятия. При этом, ФИО1 не оспаривала, что страница в социальной сети «Вконтакте» под сетевым именем ФИО1 и вышеуказанным *** принадлежит действительно ей.
Её защитник Нечаева О.Ю., действующая на основании доверенности от 23.04.2021, просила прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 ввиду отсутствия в её действиях состава указанного административного правонарушения.
Судья, выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении и её защитника, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Часть 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Порядок организации и проведения публичных мероприятий определен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее - Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности. При этом к организации публичного мероприятия, в том числе относится оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, проведение предварительной агитации, изготовление и распространение средств наглядной агитации (статья 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в силу пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (часть 1 статьи 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1. и 2 ст. 5).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от № 4-П, возложение на организатора публичного мероприятия обязанности подать предварительное уведомление о проведении публичного мероприятия преследует цель заблаговременно довести до соответствующих органов публичной власти необходимую информацию о форме, месте (маршруте движения), времени начала и окончания публичного мероприятия, предполагаемом количестве его участников, способах (методах) обеспечения общественного порядка и организации медицинской помощи, а также об организаторах и лицах, уполномоченных выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; в противном случае органы публичной власти, не имея адекватного представления о планируемом публичном мероприятии, его характере и масштабах, лишаются реальной возможности исполнить возложенную на них Конституцией Российской Федерации, прежде всего ее статьей 2, обязанность по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина и принять необходимые меры, в том числе профилактические и организационные, направленные на обеспечение безопасных как для самих участников публичного мероприятия, так и для иных лиц условий проведения публичного мероприятия.
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия и иные граждане с момента согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления места и (или) времени проведения публичного мероприятия имеют право беспрепятственно проводить предварительную агитацию среди граждан, сообщая им информацию о месте (местах), времени, целях проведения публичного мероприятия и иную информацию, связанную с подготовкой и проведением публичного мероприятия, а также призывать граждан и их объединения принять участие в готовящемся публичном мероприятии.
Частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, или обязательные работы на срок до пятидесяти часов, или административный арест на срок до десяти суток; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с разъяснением, содержащимся в абзаце втором пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от № 28 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях», под организатором публичного мероприятия для целей статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать физическое или юридическое лицо, взявшее на себя обязательство по организации и (или) проведению публичного мероприятия, а также лицо, уполномоченное организатором (часть 1, пункт 3 части 3 статьи 5 Закона о публичных мероприятиях).
Из материалов дела, в частности протокола изъятия от ****, в котором отражен скриншот интернет страницы под именем «Е. Лаштабега», судьей установлено, что **** в 22 часа 25 минут ФИО1 без подачи в установленном Федеральным законом от ****** - ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7 статьи 20.2 КоАП РФ, взяла на себя обязательство по организации публичного мероприятия в форме митинга по адресу: ***, Площадь Ленина, в 19-00 ****, а именно разместила в интернет ресурсе на своей странице социальной сети «Вконтакте» с *** сообщения следующего содержания: «Свободу ФИО3. В среду 21.04 митинг по всему миру против репрессий, за спасение жизни Алексею, в знак протеста произволу, который сейчас творит путинская система власти. Приходите на «финальную битву между добром и нейтралитетом», формат митинга мирный (со стороны протестующих, разумеется). Надеемся, что массовость предохранит от насилия со стороны доблестного омона. На данный момент примут участие 460 тыс. чел. по России. Регистрируйтесь и вы, а главное, приходите, ситуация экстренная», при этом при переходе по ссылке ***. открывался Интернет-сайт, содержащий сведения о дате, времени и месте проведения митинга в поддержку А.Навального, где были указаны дата, время и место его проведения в *** на площади Ленина (л.д. 5-17).
Видеозапись хода осмотра страницы пользователя «Е. Лаштабега» скопирована на оптический диск, который упакован в пакет и опечатан этикеткой с оттиском круглой печати ЛО МВД России на *** «Для пакетов». На конверте произведена пояснительная надпись.
Из видеозаписи, просмотренной в ходе судебного заседания, усматривается интернет-страница пользователя социальной сети «ВКонтакте» с сетевым именем «Е. Лаштабега» с D8406179, в которой имеет запись, отраженная в протоколе изъятия.
В судебном заседании ФИО1 подтвердила, что видеозапись, представленная на диске и указанная в протоколе изъятия, с её страницы в социальной сети Интернет.
Таким образом, поскольку ФИО1 фактически приняла на себя обязательство по организации **** в 19-00 на площади Ленина в *** митинга, то она была обязана в силу закона до организации публичного мероприятия уведомить органы местного самоуправления о его проведении.
Однако, согласно письменному ответу ** от **** мэрии *** на запрос полиции, публичное мероприятие **** не согласовано, уведомлений от гр. ФИО1 о проведении публичных мероприятий **** в ***, в том числе в *** на площади имени Ленина В.И. напротив здания ** по Красному проспекту в мэрию *** не поступало (л.д. 24).
Таким образом, сведений о том, что уведомление о проведении митинга **** на территории площади Ленина от организатора ФИО1 подавалось в мэрию ***, не имеется.
При таких установленных обстоятельствах, действия ФИО4 подлежат квалификации по части 2 статьи 20.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Представленные доказательства вопреки позиции стороны защиты полностью соответствуют требованиям допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом ФИО1, взяв на себя обязательства по организации публичного мероприятия, не могла не знать, и должна была знать о необходимости подачи в уполномоченный орган власти соответствующего уведомления о проведении публичного мероприятия и возможности проведения предварительной агитации только с момента согласования с уполномоченным органом власти времени и место проведения публичного мероприятия, тем не менее, вопреки требованиям законодательства РФ о публичных мероприятиях проводила в интернет ресурсе социальной сети «ВКонтакте» предварительную агитацию публичного мероприятия с призывом участников социальной сети принять в нем участие.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса, в том числе время и место совершения административного правонарушения.
Судья полагает, что с учетом установленных обстоятельств у ФИО1 имелась возможность принять все необходимые меры для соблюдения действующего законодательства в рассматриваемой сфере общественных правоотношений и не призывать к участию в несогласованном публичном мероприятии.
Обстоятельств, вынуждающих ФИО1 нарушить вышеуказанный порядок и которые бы не зависели от её воли, судьей в ходе судебного разбирательства не установлено.
Событие, состав административного правонарушения, вина ФИО1 в его совершении нашли своё полное подтверждение.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности ФИО1, которая ранее не привлекалась к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, имеет двоих малолетних детей, отсутствие иных обстоятельств, отягчающих административную ответственность, и полагает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере санкции части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья
п о с т а н о в и л:
Признать ФИО1 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 (двадцать тысяч) рублей.
Оплата штрафа должна быть произведена на счет:
Получатель платежа: УФК по НСО (ЛО МВД России на ст. Новосибирск) 04511135950, ИНН <***>, КПП 540701001, Код ОКТМО 50701000, № счета 03100643000000015100 в банке получателя ГРКЦ ГУ Банка России по НСО г. Новосибирска, БИК: 015004950, УИН 18830054210050154227.
Разъяснить ФИО1 требования ст. 32.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которой административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
В случае неуплаты штрафа в установленный законом срок наступает административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Квитанцию об оплате штрафа предоставить в установленный законом срок (до истечения 60 дней с момента вступления постановления в законную силу) в Железнодорожный районный суд г. Новосибирска.
Постановление может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.
Судья Ю.В. Носова