ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-425/20 от 04.06.2020 Таганрогского городского суда (Ростовская область)

к делу № 5-425/2020

61RS0022-01-2020-001653-79

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

о назначении административного наказания

04 июня 2020 года Ростовская область,

г. Таганрог, ул. Чучева, 42/2

Судья Таганрогского городского суда Ростовской области Чернобай Ю.А.,

с участием защитника юридического лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «Алые паруса» Гончарова В.С., действующего на основании доверенности № 44 от 10.01.2020 года;

государственного инспектора межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Филиппова С.В.;

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Алые паруса», юридический адрес: <адрес>, фактический адрес: <адрес>, ИНН <данные изъяты>, ОГРН <данные изъяты>,

привлекаемого к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

У С Т А Н О В И Л:

. при проведении мероприятия по контролю (надзору) на опасном производственном объекте – сети газопотребления ООО «Алые паруса», III класс опасности, расположенном по адресу: <адрес>, находящемся в эксплуатации ООО «Алые паруса» выявлены нарушения обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, а именно, эксплуатируется опасный производственный объект – сеть газопотребления по адресу: <адрес> не зарегистрированный в государственном реестре опасных производственных объектов. Лицензия № ВХ – 29 – 005138 от 02.03.2015 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов не переоформлена в установленном законом порядке, в связи с добавлением адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (<адрес>). Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии. Не заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопотребляющего оборудования, подземных и надземных газопроводов. Отсутствует проектная и исполнительная документация на опасный производственный объект – сеть газопотребления по адресу: <адрес>.

В судебном заседании защитник юридического лица ООО «Алые паруса» Гончаров В.С. вину не признал, пояснил, что 23.12.2019 года между ООО «Алые паруса» и ТСЖ «Содружество» был заключен договор на эксплуатацию котельной, согласно которому ООО «Алые паруса» поручает, а ТСЖ «Содружество» принимает на себя выполнение работ по эксплуатации, техническому обслуживанию и текущему ремонту крышной котельной по адресу: <адрес> ТСЖ «Содружество» обязуется регистрировать, страховать производственные объекты обладающие признаками опасных производственных объектов, а также совершать иные действия в отношении производственных объектов в соответствии с требованиями законодательства РФ в области промышленной, пожарной и экологической безопасности. ТСЖ «Содружество» имеет лицензию № ВХ – 29 006585 от 06.10.2017 года на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности. ТСЖ «Содружество» зарегистрировало в государственном реестре опасных производственных объектов «сеть газопотребления» расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>. Таким образом, данный договор подтверждает, что ТСЖ «Содружество» является эксплуатирующей организацией сети газопотребления, расположенной по адресу: <адрес>, которая имеет всю необходимую техническую документацию. <дата> во время проведения проверки директор ООО «Алые паруса» отсутствовал. Документы - договор на эксплуатацию котельной, протоколы об аттестации, договор на обслуживание сетей газопровода – запрашиваемые сотрудниками Ростехнадзора находились в сейфе у директора, ключи от сейфа находились также у директора. При проведении проверки присутствовал заместитель директора Верещагин И.В., он также является главным инженером. Верещагин И.В. не знал о наличии договора от 23.12.2019 года на эксплуатацию котельной, поэтому не сказал об этом проверяющим. При составлении протокола об административном правонарушении директором ООО «Алые паруса» договор был предоставлен. Многоквартирный дом по адресу: <адрес> ранее находился в управлении ТСЖ «Содружество», а с 19.10.2019 года был передан в управление ООО «Алые паруса». В настоящее время идет судебное разбирательство относительно законности договора управления многоквартирным домом. Котельную по акту приема – передачи ТСЖ «Содружество» не передавало ООО «Алые паруса», также ТСЖ «Содружество» не передавало ООО «Алые паруса» проектную и исполнительную документацию на опасный производственный объект – сеть газопотребления. 13.05.2020 года ООО «Алые паруса» было выдано свидетельство о регистрации в государственном реестре опасных производственных объектов - опасного производственного объекта – сеть газопотребления по адресу: <адрес>. Просил суд производство по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Алые паруса» по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

В судебном заседании должностное лицо составившее протокол об административном правонарушении -государственный инспектор межрегионального отдела по надзору за системами газораспределения и газопотребления Филиппов С.В. поддержал обстоятельства и доводы, указанные в протоколе об административном правонарушении от 27.02.2020 года и материалах дела, полагал, что в действиях юридического лица ООО «Алые паруса» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Пояснил, что проверка была согласована с прокуратурой Ростовской области и проводилась по обращению коллектива граждан – собственников квартир в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, в период с 17.02.2020 года по 19.02.2020 года. При проведении проверки присутствовал главный инженер ООО «Алые паруса» Верещагин И.В. Котельную открывали и показывали сотрудники ООО «Алые паруса» вместе с Верещагиным И.В. В первый день проверки - 17.02.2020 года Верещагину И.В. уже были указаны недостатки. <дата> при составлении акта проверки, Верещагин И.В. подписал акт и получил предписание без замечаний. ООО «Алые паруса» как только приступили к управлению должны были в течение 10 дней внести котельную в реестре за собой, как за организацией эксплуатирующей опасный производственный объект. Такие обращения от ООО «Алые паруса» поступали в Ростехнадзор в декабре 2019 года и в январе 2020 года. 13.05.2020 года ООО «Алые паруса» было выдано свидетельство о регистрации опасного производственного объекта - сеть газопотребления по адресу: <адрес>. На момент проведения проверки все указанные в акте нарушения имели место.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему:

Частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» промышленная безопасность опасных производственных объектов - состояние защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах и последствий указанных аварий.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом являются предприятия или их цехи, участки, площадки, а также иные производственные объекты, указанные в Приложении 1 к настоящему Федеральному закону. Опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст. 9 Федерального закона от 21.07.1997 года № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в редакции от 30.10.2018 N 386-ФЗ) лицензия подлежит переоформлению в случаях реорганизации юридического лица в форме преобразования, изменения его наименования, адреса места нахождения, а также в случаях изменения места жительства, имени, фамилии и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность, адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности (за исключением деятельности по перевозкам грузов, пассажиров или иных лиц), перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, изменения в соответствии с нормативным правовым актом Российской Федерации наименования лицензируемого вида деятельности, перечней работ, услуг, которые выполняются, оказываются в составе конкретных видов деятельности, если необходимость переоформления лицензии определена этим нормативным правовым актом.

В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 04.05.2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» до переоформления лицензии в случаях, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, лицензиат вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности, за исключением его осуществления по адресу, не указанному в лицензии, или по истечении срока, определенного частью 5 настоящей статьи, и (или) выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, но не указанных в лицензии.

Согласно п. 9 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.11.2013 года № 542 организации, осуществляющие деятельность по эксплуатации, техническому перевооружению, ремонту, консервации и ликвидации сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации в области промышленной безопасности, должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; выполнять работы по техническому обслуживанию, ремонту и аварийно-диспетчерскому обеспечению сетей газораспределения и газопотребления; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; организовывать и осуществлять технический надзор при техническом перевооружении сетей газораспределения и газопотребления; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатационной организации. В случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятием должен быть заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления с организацией, имеющей опыт проведения указанных работ.

В соответствии с ч.1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Как следует из материалов дела, по состоянию на 27.02.2020 года ООО «Алые паруса», как организация, осуществляющая деятельность по эксплуатации опасного производственного объекта – сеть газопотребления по адресу: <адрес>, не зарегистрировало указанный опасный производственный объект в государственном реестре опасных производственных объектов. Лицензия ООО «Алые паруса» № ВХ – 29 – 005138 от 02.03.2015 года на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II, III классов опасности не переоформлена в установленном законом порядке, в связи с добавлением адреса места осуществления юридическим лицом лицензируемого вида деятельности (<адрес>). Не выполняется комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание и ремонт сети газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии. Не заключен договор на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту газопотребляющего оборудования, подземных и надземных газопроводов. Отсутствует проектная и исполнительная документация на опасный производственный объект – сеть газопотребления по адресу: <адрес>.

Факт нарушения ООО «Алые паруса» обязательных норм и правил в области промышленной безопасности опасных производственных объектов подтверждается следующими объективными доказательствами по делу: протоколом об административном правонарушении № 43-14-20 от 27.02.2020 года, распоряжением Ростехнадзора от 12.02.2020 года № РП – 271 – 484-О о проведении проверки ООО «Алые паруса» по фактам, изложенным в обращении коллектива собственников квартир, расположенных по адресу: <адрес> о нарушениях требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта – сети газопотребления, в состав которой входит крышная котельная многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес><адрес>; решением о согласовании с прокуратурой Ростовской области проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Алые паруса» от 13.02.2020 года; актом проверки № 43- 14 – 20 от <дата>, подписанным без замечаний заместителем директора - главным инженером ООО «Алые паруса» Верещагиным И.В.; предписанием проверки соблюдения требований промышленной безопасности № 43 – 14 – 20 от <дата>; Выпиской из ЕГРЮЛ; другими материалами дела.

На основании указанных доказательств, судья приходит к выводу о том, что факт совершения юридическим лицом ООО «Алые паруса» административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлен, как и установлена вина юридического лица.

Доводы ООО «Алые паруса» о том, что общество не является эксплуатирующей организацией, а такой организацией является ТСЖ «Содружество» в соответствии с договором от 23.12.2019 года, судья считает несостоятельными.

Как следует из материалов дела, указанный договор был предоставлен в Ростехнадзор уже после того как был составлен акт проверки и вынесено предписание. О наличии договора на эксплуатацию котельной от 23.12.2019 года заместитель директора – главный инженер ООО «Алые паруса» Верещагин И.В., присутствовавший при проведении проверки, не заявлял. Утверждения о том, что он не знал о наличии такого договора, не убедительны. Проверка проводилась с 17.02.2020 года по 19.02.2020 года, и в первый же день проверки Верещагину И.В. было указано на имеющиеся нарушения. В связи с чем, до <дата> Верещагин И.В. имел возможность выяснить данные обстоятельства, учитывая замещаемую им должность и должностные обязанности главного инженера. Однако <дата> Верещагин И.В. подписал акт проверки и получил предписание без каких – либо замечаний.

Кроме того, ООО «Алые паруса» с декабря 2019 года обращалось в Ростехнадзор с заявлениями о регистрации опасного производственного объекта - сети газопотребления по адресу: <адрес> в государственном реестре опасных производственных объектов, указывая себя как организацию, эксплуатирующую данный опасный производственный объект.

Доводы ООО «Алые паруса» о том, что согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 году» до 31.12.2020 года не подлежат переоформлению лицензии в связи с изменением адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности, указанного в лицензии, судьей во внимание не принимаются, поскольку нарушения ООО «Алые паруса» требований промышленной безопасности выявлены <дата>, тогда как указанным постановлением установлены особенности регулирования деятельности в области промышленной безопасности в период с 03.04.2020 года по 31.12.2020 года.

Действия юридического лица ООО «Алые паруса» судья квалифицирует по ч. 1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

При назначении наказания юридическому лицу ООО «Алые паруса» судья учитывает характер и общественную опасность совершенного правонарушения, характер деятельности юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств.

Кроме того, при назначении наказания судья учитывает, что по результатам проверки и при составлении протокола об административном правонарушении должностные лица Северо – Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) никаких мер, в числе которых установление временного запрета деятельности –эксплуатации сети газопотребления ООО «Алые паруса» -крышной котельной многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, незамедлительно не приняли, то есть не усмотрели реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей. В настоящее время выявленные нарушения устраняются ООО «Алые паруса».

Учитывая изложенное и принимая во внимание положения ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья считает возможным назначить юридическому лицу ООО «Алые паруса» наказание в виде административного штрафа.

Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Признать юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Алые паруса» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.

Штраф подлежит оплате по следующим реквизитам: <данные изъяты>

Разъяснить ООО «Алые паруса», что в соответствии с ч. 1 ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неуплата административного штрафа в установленный срок влечет привлечение к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Копию постановления направить в Северо – Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Постановление может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Чернобай Ю.А.