ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-426/2023 от 11.10.2023 Хостинского районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

№ 5-426/2023

УИД: 23RS0058-01-2023-004703-10

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Сочи 11 октября 2023 г.

Хостинский районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе

председательствующего судьи Старилова М.Ю.

при секретаре судебного заседания Рымар В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО9,

установил:

11 мая 2023 г. в 17 часов 57 минут в постоянную зону таможенного контроля таможенного поста ЖДПП Адлер Краснодарской таможни прибыл пассажирский поезд международного сообщения «Сухум - Москва», следующий из Республики Абхазия в Российскую Федерацию.

В 18 часов 20 минут обозначенной выше даты при осуществлении таможенного контроля ручной клади, багажа гражданина Российской Федерации ФИО9, следующего в вагоне , на месте указанного пассажирского поезда международного сообщения было установлено, что в принадлежащей ему дорожной сумке черного цвета находится следующая алкогольная продукция:

чача «Абхазская» в количестве 4 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «Виноградная наполненная солнцем чача. Крепость - 56% об…»; акцизная марка республики Абхазия серии

вино красное полусладкое «Абазин Exclusive» в количестве 2 бутылок объемом по 0,75 литра с надписями на бутылках на русском языке «Вино ординарное полусладкое красное Абазин 13 % …»; акцизная марка республики Абхазия серии

вино красное полусладкое «Амачар AMACHAR» в количестве 1 бутылки объемом по 0,75 литра с надписью на бутылке на русском языке «Вино столовое полусладкое красное Амачар 11,5 % …»; акцизная марка республики Абхазия серии

коньяк «Абхазия» в количестве 5 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Произведено и разлито в Абхазии алк. 40% об….»; акцизная марка республики Абхазия серии

Кроме того, в принадлежащей ФИО9 картонной коробке находилась следующая алкогольная продукция:

коньяк «Гагрипш» в количестве 2 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Абхазский виноградный ажьюршымца-коньяк гагрипш….Крепость - 40% об…»; акцизная марка республики Абхазия серии

коньяк «Старая Гагра» в количестве 4 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Абхазский виноградный ажьюршымца. Крепость - 40% об…»; акцизная марка республики Абхазия серии

Общее количество алкогольной продукции составило 18 бутылок объемом 9,75 литра.

Пассажирскую таможенную декларацию ФИО9 не заполнял и в таможенный орган не подавал, разрешительных документов на товар не предъявил.

В соответствии с решением старшего инспектора ОКТТ т/п ЖДПП Адлер ФИО1 от 11 мая 2023 г. перемещаемая ФИО9 через таможенную границу указанная выше алкогольная продукция была признана не относящейся к товарам для личного пользования.

Согласно заключению эксперта (ЭИО г. Сочи) ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ г. Ростова-на-Дону от 8 июня 2023 г. отмеченный выше товар, являющийся предметом административного правонарушения, не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к алкогольной продукции, предполагаемой к реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, не может быть реализован на территории Российской Федерации и рыночной стоимости на территории Российской Федерации по состоянию на 11 мая 2023 г. не имеет; рыночная стоимость соответствующей партии аналогичного товара, отвечающего требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к алкогольной продукции, предполагаемой к реализации на внутреннем рынке Российской Федерации, по состоянию на 11 мая 2023 г. составила 12 124 рубля 40 копеек.

ФИО9, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился; о наличии у него уважительных причин и невозможности прибыть в судебное заседание суду не сообщил; о рассмотрении дела с его участием не ходатайствовал, в связи с чем суд принял решение рассмотреть дело в его отсутствие.

Должностное лицо Краснодарской таможни, составившее протокол - ФИО4, будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени, месте рассмотрения дела об административном правонарушении, в судебное заседание не явился, представил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных ст. 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Пунктом 1 ст. 7 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза определено, что товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

Главой 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза урегулированы особенности порядка и условий перемещения через таможенную границу Союза товаров для личного пользования.

В соответствии с п. 7 ст. 256 данного Кодекса в отношении перемещаемых через таможенную границу Союза физическими лицами товаров, не отнесенных в соответствии с названной главой к товарам для личного пользования, положения этой главы не применяются. Такие товары подлежат перемещению через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены иными главами указанного Кодекса.

В силу п. 6 ст. 256 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза независимо от критериев, указанных в п. 4 этой статьи, к товарам для личного пользования не относятся, в частности, категории товаров, определяемые Комиссией.

Согласно приложению № 6 к Решению Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования» не относятся к товарам для личного пользования и подлежат обязательному декларированию этиловый спирт, алкогольные напитки с концентрацией спирта более 0,5 об.% общим объемом более 5 литров, ввозимые в Республику Казахстан лицом, достигшим 21-летнего возраста, ввозимые в другие государства-члены Евразийского экономического союза лицом, достигшим 18-летнего возраста.

Таким образом, установлено, что ввезенный ФИО9 на территорию Российской Федерации товар не относится к товарам для личного пользования и положения главы 37 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза к нему не применяются.

Согласно ст. 127 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза товары, перемещаемые через таможенную границу Союза для нахождения и использования на таможенной территории Союза, подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено Таможенным кодексом Евразийского экономического союза.

В соответствии со ст. 105 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза при помещении товаров под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, используется декларация на товары.

Однако в нарушение требований действующего таможенного законодательства Евразийского экономического союза ФИО9 не задекларировал по установленной форме товары, подлежащие таможенному декларированию, в связи с чем в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Объектом правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения в сфере таможенного дела.

Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении лицом требований таможенного законодательства по декларированию в установленном порядке товаров, подлежащих таможенному декларированию.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, в том числе актом таможенного досмотра товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза ФИО10 от 11 мая 2023 г. с фототаблицей, согласно которому в его багаже, состоящем из дорожной сумки и картонной коробки была выявлена алкогольная продукция общим объемом 9,75 литра, указанная в постановлении выше (л. д. 10-13), решением о неотнесении перемещенных ФИО10 через таможенную границу товаров к товарам для личного пользования от 11 мая 2023 г. (л. д. 14), протоколом изъятия у ФИО10 алкогольной продукции, перемещенной им через таможенную границу общим объемом 9,75 литра от 11 мая 2023 г. (л. д. 18-21), актами приема-передачи вещественных доказательств на хранение в камеру хранения вещественных доказательств т/п ЖДПП Адлер от 12 мая 2023 г., от 19 мая 2023 г., от 20 июня 2023 г. (л. д. 22-27); протоколом изъятия проб и образцов от 19 мая 2023 г. (л. д. 82-85); заключением эксперта экспертно-исследовательского отделения (г. Сочи) ЭКС - регионального филиала ЦЭКТУ от 8 июня 2023 г., выводы которого приведены в постановлении выше (л. д. 70-81); протоколами опроса свидетелей ФИО6 (л. д. 30-32), ФИО7 (л. д. 37-39), ФИО1 (л. <...>, 59-62), ФИО5 (л. д. 116-119), ФИО2 (л. д. 120-123), ФИО3 (л. д. 132-134), согласно которым указанные свидетели дали пояснения в об обстоятельствах составления процессуальных документов и иных обстоятельствах, связанных с привлечением ФИО9 к административной ответственности; протоколом об административном правонарушении в отношении ФИО9 от 11 июля 2023 г., в котором приведены обстоятельства совершения вменяемого ему административного правонарушения (л. д. 161-175), другими доказательствами.

Суд полагает, что указанные выше доказательства являются относимыми, допустимыми и достоверными, а их совокупность - достаточной для разрешения дела об административном правонарушении по существу и для вывода о том, что действия ФИО9, который не выполнил требования таможенного законодательства по декларированию в установленном порядке товаров, подлежащих таможенному декларированию, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процессуальных нарушений по настоящему делу в ходе его досудебного производства допущено не было.

Письменные указания ФИО9 в некоторых процессуальных документах, составленных по делу о том, что ему не были разъяснены права и не было обеспечено участие в деле защитника-адвоката ФИО8, а также что данный адвокат не допущен к участию в деле, не убедительны и не ставят под сомнение законность проведенного по делу об административном правонарушении в отношении ФИО9 досудебного производства.

Так, из определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 11 мая 2023 г. видно, что ФИО9 были разъяснены предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях права, в том числе не свидетельствовать против самого себя, своего супруга и близких родственников (л. д. 1- 7), которым он фактически и воспользовался, так как отказался давать объяснения по существу административного правонарушения.

Что же касается указаний ФИО9 о том, что не было обеспечено участие в деле защитника-адвоката ФИО8, а также что адвокат ФИО8 не был допущен к участию в деле, то ни материалы дела, ни указанные выше заявления ФИО9 не дают оснований для вывода о том, что названный адвокат явился на место проведения процессуальных действий, связанных с привлечением ФИО9 к административной ответственности и не был допущен к участию в проведении этих действий либо к оказанию юридической помощи ФИО9 в ином виде. Следует также отметить, что ни в указанных письменных заявлениях ФИО9, содержащихся в процессуальных документах, ни в других материалах дела не содержится сведений о том, что у ФИО9 имелись какие-либо препятствия самостоятельно пригласить адвоката ФИО8 или другого защитника для оказания ему юридической помощи как на начальной стадии производства по делу об административном правонарушении, так и в дальнейшем.

При этом, как усматривается из материалов дела, у должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, не имелось полномочий и обязанности по обеспечению ФИО9 защитником с оплатой труда последнего за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, ему было разъяснено право пользоваться помощью защитника с момента возбуждения дела об административном правонарушении, чем обеспечена возможность осуществления этого права наряду с иными правами.

Суд полагает, что ФИО9 имел возможность реализовать предоставленные ему законом права без ограничений.

Решая вопрос о виде и размере административного наказания, подлежащего назначению ФИО9, суд в соответствии со ст. ст. 3.1 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учитывает характер и обстоятельства совершенного виновным административного правонарушения, имущественное положение последнего, отсутствие обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, и считает необходимым назначить ему наказание в виде штрафа в размере однократной стоимости товара, явившегося предметом административного правонарушения, исходя при этом из предполагаемой стоимости указанного товара в размере 12 124 рубля 40 копеек, определенной заключением эксперта от 8 июня 2023 г.

Поскольку на изъятую у ФИО9 алкогольную продукцию, являющуюся предметом административного правонарушения, отсутствуют необходимые документы, а также в связи с тем, что согласно приведенному выше заключению эксперта от 8 июня 2023 г. названная алкогольная продукция не отвечает требованиям, предъявляемым действующим законодательством Российской Федерации к алкогольной продукции, предполагаемой к реализации на внутреннем рынке Российской Федерации и она не может быть реализована на территории Российской Федерации, с учетом положений ч. 2 ст. 10.2 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции», ч. 3 ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данная продукция подлежит уничтожению как находившаяся в незаконном обороте.

В силу приведенных выше норм законодательства конфискация орудий и (или) предметов административного правонарушения, находящихся в незаконном обороте, не подлежит применению даже в случае, когда она предусмотрена санкцией соответствующей статьи в качестве безальтернативного (обязательного) дополнительного административного наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

постановил:

признать ФИО9виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 12 124 рубля 40 копеек.

Перечисление штрафа должно быть произведено по следующим реквизитам:

Межрегиональное операционное УФК (ФТС России), ИНН <***>, КПП 773001001, ОКТМО 45328000, наименование банка - Операционный департамент Банка России, БИК банка - 024501901, номер счета получателя платежа 03100643000000019502, код бюджетной классификации (КБК) 15311601161010000140. Назначение платежа: уплата штрафа Краснодарской таможне по делу об АП и дата. Уникальный идентификатор начисления для оплаты штрафа 15310103090001573234.

Уплата административного штрафа должна быть осуществлена не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Неуплата административного штрафа в срок влечет ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Изъятый согласно протоколу изъятия вещей и документов от 11 мая 2023 г. и хранящийся в камере хранения вещественных доказательств таможенного поста ЖДПП Адлер по адресу: <адрес> («чача «Абхазская» в количестве 4 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «Виноградная наполненная солнцем чача. Крепость - 56% об…»; акцизная марка республики Абхазия серии ; вино красное полусладкое «Абазин Exclusive» в количестве 2 бутылок объемом по 0,75 литра с надписями на бутылках на русском языке «Вино ординарное полусладкое красное Абазин 13 % …»; акцизная марка республики Абхазия серии ; вино красное полусладкое «Амачар AMACHAR» в количестве 1 бутылки объемом по 0,75 литра с надписью на бутылке на русском языке «Вино столовое полусладкое красное Амачар 11,5 % …»; акцизная марка республики Абхазия серии ; коньяк «Абхазия» в количестве 5 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Произведено и разлито в Абхазии алк. 40% об….»; акцизная марка республики Абхазия серии коньяк «Гагрипш» в количестве 2 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Абхазский виноградный ажьюршымца-коньяк гагрипш….Крепость - 40% об…».; акцизная марка республики Абхазия серии ; коньяк «Старая Гагра» в количестве 4 бутылок объемом по 0,5 литра с надписями на бутылках на русском языке «…Абхазский виноградный ажьюршымца. Крепость - 40% об…»; акцизная марка республики Абхазия серии , общим количеством алкогольной продукции 18 бутылок объемом 9,75 литра), уничтожить.

Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья М.Ю. Старилов

На момент опубликования постановление не вступило в законную силу.

Согласовано. Судья.