ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-427/2022 от 28.02.2022 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 5-427/2022

64RS0048-01-2022-000375-67

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Судья Фрунзенского районного суда города Саратова Рослова О.В.,

при помощнике судьи Зеленкиной П.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданина Российской Федерации, уроженца <адрес>, зарегистрированного по месту пребывания адресу: <адрес>, в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

установил:

ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 30 минут на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и его систематическому наблюдению № 155 от 25 ноября 2021 года референтом отдела государственного надзора и контроля Управления по охране объектов культурного наследия Правительства области ФИО2 произведен осмотр объекта культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Победа», сер. XX в арх. Э.М. Петрушко», расположенного по адресу: <...>

В ходе мероприятий по контролю, проводимых в соответствии со ст. 9.2, ст.11 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории культуры) народов Российской Федерации», п.3,4 Положения «О порядке организации и осуществления регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия регионального значения, объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Саратовской области от 28 августа 2015 года № 434-П, проведен визуальный осмотр здания по адресу: <...>, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «Кинотеатр «Победа», сер. XX в. Арх. Э.М. Петрушко».

При визуальном осмотре объекта культурного наследия обнаружены изменения внешних архитектурно-конструктивных элементов объекта культурного наследия: на главном и южном фасадах кинотеатра локально наблюдаются трещины (раскрытие до 8 мм) в штукатурном слое, утрата штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя (по главному фасаду). По всем фасадам просматривается отслоение штукатурного покрытия и окраска поверх утраченных частей штукатурки в основной цвет стен, локально до кирпичной кладки. Поле фасадных стен окрашено в коричневый цвет, архитектурные детали – в белый цвет. Наблюдаются трещины, локальная утрата штукатурного слоя, шелушение в окрасочном слое по венчающему карнизу. На базах колонн наблюдаются: шелушение окрасочного слоя и волосяные трещины. На пьедесталах – утрата штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя. На центральном фасаде, входной группы кинотеатра (пл.ФИО3), на боковых фасадах (Мирный переулок), на дворовом фасаде (ул. Люшкина, выход на торговый центр «Победа Плаза») на уровне карнизов, по поверхности стен наблюдаются намокание штукатурного слоя, выступление солей на штукатурном слое, размораживание кирпичной кладки, утрачена некоторая часть элементов декора здания, а также осыпание штукатурного слоя и фасадной краски. Также обнаружены изменения в состоянии внутренних архитектурных, конструктивных и декоративных элементов объекта: перекрытия подвала железобетонное – наблюдается ржавление металлических закладных. Потолок вестибюля первого этажа – кессонный, оштукатурен и окрашен, наблюдается шелушение окрасочного слоя. Потолок холла первого этажа – кессонный с лепными розетками растительного орнамента, оштукатурен и окрашен, наблюдаются волосяные трещины в окрасочном слое. В холле второго этажа потолок плоский, оштукатурен и окрашен, наблюдаются волосяные трещины, шелушение окрасочного слоя, следы намокания. Потолки в подсобных помещениях типа АРМСТРОНГ, наблюдаются следы протечек. Стены в подвальных помещениях и коридорах первого этажа оштукатурены и окрашены. Состояние отделки стен и перегородок неудовлетворительное – наблюдаются следы увлажнения (грибок и плесень), осыпание штукатурного слоя, высолы, шелушение окрасочного слоя. Остальные стены в помещениях первого этажа оштукатурены и окрашены, наблюдается шелушение окрасочного слоя, волосяные трещины, следы намокания на дверных откосах. Стены холла второго этажа обшиты гипсокартонном, оштукатурены и окрашены, наблюдается шелушение окрасочного слоя, волосяные трещины. В холле первого этажа колонны прямоугольного и круглого сечения оштукатурены и окрашены. Наблюдаются волосяные трещины, мелкие сколы и шелушение окрасочного слоя, Двери и окна объекта деревянные филенчатые и металлопластиковые современные. На деревянных дверях наблюдаются сколы и шелушение окрасочного слоя, пленка на дверных полотнах металлопластиковых дверей вспучена.

На здании кинотеатра собственниками, без согласования с уполномоченным органом, самовольно проведены работы по установке внешних блоков системы кондиционирования помещений, установленных в уровне второго этажа на стенах боковых фасадов, выходящих на красную линию улиц Люшкина, Мирный переулок.

Незаконная установка внешних блоков системы кондиционирования оказывает негативное влияние на конструктивные особенности самого здания, а также оказывает негативное влияние на восприятие фасада, визуальный облик всего здания изменен.

В соответствии с письмом Минкультуры России от 08 августа 2017 года № 2440-1.1-39-01 и Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (статьи 33, 41-44, 47.3 принципы неизменности облика объекта культурного наследия) размещения технических средств и конструкций на выявленных объектах культурного наследия является нарушением законодательства РФ.

Действия собственников нарушают порядок проведения работ на объектах культурного наследия, предусмотренный статьей 45 от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведения указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия.

Данные работы являются несанкционированными. Разрешения на производство вышеуказанных работ Управлением по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области не выдавалось.

Собственник данного объекта не проводит мероприятия, направленные на его сохранение и содержит его в ненадлежащем состоянии, чем нарушены требования п. 3 ч. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Таким образом, в действиях собственника ФИО1 содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст.7.13 КоАП РФ, а именно нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

По факту выявленных нарушений референтом отдела государственного надзора и контроля управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области ФИО2 в отношении ФИО1ДД.ММ.ГГГГ составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

В судебное заседание лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1, будучи надлежащим образом извещенным по адресу регистрации места пребывания, не явился, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представил.

Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО7 в судебное заседание не явилась, ее ходатайство об отложении судебного заседания оставлено без удовлетворения.

Представитель Управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области, референт отдела государственного надзора и контроля управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области ФИО2 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представили.

При указанных обстоятельствах, в соответствии с ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Исследовав материалы дела, проанализировав и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.

Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране.

Согласно абз. 1 п. 11 ст. 47.6 вышеуказанного Закона охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.

В силу пп. 1, 2, 4 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ при содержании и использовании выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, которым объект принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия.

Согласно п. 3 ст. 44 Конституции РФ каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Как установлено судом и следует из материалов дела об административном правонарушении, собственником <данные изъяты> в праве долевой собственности на нежилое здание, расположенное по адресу: <...> является ФИО1, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Указанное здание «Кинотеатр «Победа» сер. XX в., арх. Э.М. Петрушко», согласно постановлению администрации Саратовской области от 21 июля 1993 года № 201 «О постановке на государственный учет памятников истории и культуры Саратовской области», включено в список вновь выявленных объектов, представляющих историко-культурную ценность Саратовской области, рекомендуемых к постановке на государственную охрану. Собственнику ФИО1 выдано охранное обязательство от ДД.ММ.ГГГГ.

Из охранного обязательства от ДД.ММ.ГГГГ и акта технического состояния памятника истории и культуры и определения плана работ по памятнику и благоустройству территории в целях сохранения памятника и создания нормальных условий для его использования ФИО1 обязан нести полную ответственность за сохранность объекта культурного наследия и использовать исключительно под кинотеатр, обеспечивать режим содержания памятника, а также производить ремонтно-реставрационные, консервационные и реставрационные работы, предусмотренные актом технического состояния с соблюдением указанных сроков, составляющим неделимое целое с выданным охранным обязательством, а также разовыми предписаниями «Госоргана», содержать памятник и связанное с ним имущество в надлежащем санитарном, противопожарном и техническом порядке, а также обеспечивать уборку прилегающей к нему территории от бытовых и промышленных отходов, в том числе, обеспечивать неизменность облика и интерьера объекта культурного наследия, своевременно производить поддерживающий текущий, капитальный ремонт памятника и благоустроительные работы независимо от сезона, а также ремонтно-реставрационные работы, в сроки, предусмотренные в акте, производить все ремонтно-реставрационные и другие работы по памятнику и его территории за свой счет и своими материалами по предварительному разрешению «Госоргана».

Отделом по контролю и надзору управления по охране объектов культурного наследия Правительства Саратовской области 14 декабря 2021 года в 14 часов 30 минут на основании задания на проведение мероприятий по контролю за состоянием объекта культурного наследия и систематическому наблюдению № 155 от 25 ноября 2021 года был произведен осмотр выявленного объекта культурного наследия регионального значения здания «Кинотеатр «Победа» сер. XX в. Арх. Э.М. Петрушко», расположенного по адресу: <...>.

Согласно акту осмотра объекта культурного наследия от 14 декабря 2021 года при визуальном осмотре объекта культурного наследия обнаружены изменения внешних архитектурно-конструктивных элементов объекта культурного наследия: на главном и южном фасадах кинотеатра локально наблюдаются трещины (раскрытие до 8 мм) в штукатурном слое, утрата штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя (по главному фасаду). По всем фасадам просматривается отслоение штукатурного покрытия и окрас поверх утраченных частей штукатурки в основной цвет стен, локально до кирпичной кладки. Поле фасадных стен окрашено в коричневый цвет, архитектурные детали – в белый цвет. Наблюдаются трещины, локальная утрата штукатурного слоя, шелушение в окрасочном слое по венчающему карнизу. На базах колонн наблюдаются: шелушение окрасочного слоя и волосяные трещины. На пьедесталах – утрата штукатурного слоя, шелушение окрасочного слоя. На центральном фасаде, входной группы кинотеатра (пл.ФИО3), на боковых фасадах (Мирный переулок), на дворовом фасаде (ул. Люшкина, выход на торговый центр «Победа Плаза») на уровне карнизов, по поверхности стен наблюдаются намокание штукатурного слоя, выступление солей на штукатурном слое, размораживание кирпичной кладки, утрачена некоторая часть элементов декора здания, а также осыпание штукатурного слоя и фасадной краски. Также обнаружены изменения в состоянии внутренних архитектурных, конструктивных и декоративных элементов объекта: перекрытия подвала железобетонное – наблюдается ржавление металлических закладных. Потолок вестибюля первого этажа – кессонный, оштукатурен и окрашен, наблюдается шелушение окрасочного слоя. Потолок холла первого этажа – кессонный с лепными розетками растительного орнамента, оштукатурен и окрашен, наблюдаются волосяные трещины в окрасочном слое. В холле второго этажа потолок плоский, оштукатурен и окрашен, наблюдаются волосяные трещины, шелушение окрасочного слоя, следы намокания. Потолки в подсобных помещениях типа АРМСТРОНГ, наблюдаются следы протечек. Стены в подвальных помещениях и коридорах первого этажа оштукатурены и окрашены. Состояние отделки стен и перегородок неудовлетворительное – наблюдаются следы увлажнения (грибок и плесень), осыпание штукатурного слоя, высолы, шелушение окрасочного слоя. Остальные стены в помещениях первого этажа оштукатурены и окрашены, наблюдается шелушение окрасочного слоя, волосяные трещины, следы намокания на дверных откосах. Стены холла второго этажа обшиты гипсокартонном, оштукатурены и окрашены, наблюдается шелушение окрасочного слоя, волосяные трещины. В холле первого этажа колонны прямоугольного и круглого сечения оштукатурены и окрашены. Наблюдаются волосяные трещины, мелкие сколы и шелушение окрасочного слоя. Двери и окна объекта деревянные филенчатые и металлопластиковые современные. На деревянных дверях наблюдаются сколы и шелушение окрасочного слоя, пленка на дверных полотнах металлопластиковых дверей вспучена. На здании кинотеатра собственниками, без согласования с уполномоченным органом, самовольно проведены работы по установке внешних блоков системы кондиционирования помещения, установленных в уровне второго этажа на стенах боковых фасадов, выходящих на красную линию улиц Люшкина, Мирный переулок.

Незаконная установка внешних блоков системы кондиционирования оказывает негативное влияние на конструктивные особенности самого здания, а также оказывает негативное влияние на восприятие фасада, визуальный облик всего здания изменен. Проведенные собственником работы являются несанкционированными, поскольку разрешения на производство вышеуказанных работ Управление по охране обетов культурного наследия Правительства Саратовской области не выдавало.

Действия собственника нарушает порядок проведения работ на объекте культурного наследия, предусмотренный статьей 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ.

Собственник данного объекта в нарушение требований ст. 47.3 (требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия) Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» не проводит мероприятия, направленные на его сохранение и содержит его в ненадлежащем состоянии.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении ФИО1 как собственника 25/100 доли в праве долевой собственности на здание объекта культурного наследия протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Также факт совершения ФИО1 административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: актом осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ; фото-таблицей; выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ, паспортом объекта культурного наследия, утвержденный приказом Министерства культуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ; учетной карточкой объекта, представляющего собой историко-культурную ценность; охранным обязательством от ДД.ММ.ГГГГ с приложенным актом технического состояния памятника истории и культуры, предписанием от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные доказательства судья оценивает по правилам ст. 26.11 КоАП РФ и считает допустимыми, относящимися к данному делу, не дающими оснований сомневаться в их объективности и достоверности, и являющимися достаточными для признанияФИО1 виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ – нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Объективной стороной административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ является нарушение требований сохранения, использования и государственной охраны в отношении выявленных объектов культурного наследия или на их территориях.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 не исполнил обязательство по сохранению памятника градостроительства и архитектуры соразмерно своей доле в праве долевой собственности, на протяжении длительного времени не принимал необходимые меры по организации ремонтно-восстановительных работ здания, которое на дату проверки находится в неудовлетворительном состоянии, размер доли ФИО1 в общем имуществе объекта культурного наследия не свидетельствует об отсутствии вины физического лица в длительном бездействии.

Собственник части здания, являющегося объектом культурного наследия, в силу закона несет обязанность по сохранению выявленного объекта культурного наследия, выполнению требований законодательства об охране выявленных объектов культурного наследия.

Допущенные собственником ФИО1 действия нарушают установленный законом порядок в области охраны объектов культурного наследия.

При указанных обстоятельствах, действия ФИО1 подлежат квалификации поч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Установленных законом оснований для прекращения производства по делу не имеется.

Материалы дела свидетельствуют о том, что указанное правонарушение выявлено надлежащим должностным лицом в пределах своих полномочий, имеющим право на составление протокола об административном правонарушении, в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Все процессуальные документы, составленные органом государственного контроля и надзора, своевременно направлены по адресу пребывания лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При решении вопроса о мере наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, его последствия, принимает во внимание данные о личности, отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, смягчающим административную ответственность обстоятельством в соответствии со ст. 4.2 КоАП РФ суд учитывает совершение административного правонарушения впервые и считает возможным назначить административное наказание в виде штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ.

Руководствуясь ст.ст. 29.9, ст. 7.13 КоАП РФ, судья

постановил:

ФИО1 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей, который в течение 60 дней после вступления постановления в законную силу внести на следующие реквизиты: получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>); Банк получателя: Операционный департамент Банка России//Межрегиональное операционное УФК г. Москва, единый казначейский счет: 40102810045370000002, казначейский счет 03100643000000019500, БИК: 024501901, код бюджетной классификации: 05411601071010013140, ИНН <***>, КПП: 770301001, код ОКТМО: 45382000.

Квитанцию об оплате штрафа предоставить во Фрунзенский районный суд г. Саратова.

Постановление может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение десяти дней с момента получения его копии.

Судья О.В. Рослова