ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-42/20 от 21.05.2020 Ярославского районного суда (Ярославская область)

Дело №5 –42/2020 Резолютивная часть оглашена 21.05.2020

УИД 76RS0014-02-2020-000060-07

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

город Ярославль 25 мая 2020 года

Судья Ярославского районного суда Ярославской области Голикова Е.П.,

при секретаре судебного заседания Шабаровой К.С.,

с участием:

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Волхоновой И.А.,

защитника Носырина Ю.Н.,

должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, Карловой Е.Н.,

прокурора Кваша Н.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 КоАП РФ, в отношении

Волхоновой Ирины Андреевны, <данные изъяты>,

у с т а н о в и л:

25.03.2020 в суд поступил протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 КоАП РФ, в отношении Волхоновой И.А., из которого следует, что 26.11.2019 Волхонова И.А, зарегистрированная и проживающая по адресу: <адрес>, являясь организатором публичного мероприятия, не исполнила предусмотренную федеральным законодательством обязанность по уведомлению органа местного самоуправления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия, при следующих обстоятельствах: 26.11.2019 в 13 часов 53 минуты Волхонова И.А. во исполнение статьи 7 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» подала в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля уведомление о проведении 30.11.2019 с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут публичного мероприятия в форме пикета с целью выражения позиции жителей за достойную медицину для всех граждан Российской Федерации. Место проведения мероприятия – улица Советская, напротив дома 6/10. Указанное уведомление зарегистрировано 26.11.2019 за номером 157. Территориальной администрацией Кировского и Ленинского районов мэрии города Ярославля 26.11.2020 Волхоновой И.А. направлено письмо-предложение об изменении места проведения мероприятия, так как по заявленному в уведомлении адресу департаментом городского хозяйства мэрии города Ярославля запланировано проведение мероприятий, информация о которых поступила 20.11.2019. Ответ на данное письмо-предложение в территориальную администрацию от организатора мероприятия не поступил. В соответствии с п.12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организатор публичного мероприятия обязан в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее, чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о поведении публичного мероприятия о принятом решении. При наличии поданного уведомления о проведении публичного мероприятия в силу п.5 ч.1 ст.12, ч.1 ст.14 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» на орган местного самоуправления возлагается обязанность обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание при необходимости участникам мероприятия неотложной медицинской помощи. Исполнение указанной обязанности предполагает расходование бюджетных средств на доставку металлоискателей и металлодетекторов для обеспечения безопасности участников на входе, на оплату труда сотрудников органов внутренних дел, медицинских работников, дежурящих во время проведения мероприятия, а в отдельных случаях также может влечь за собой необходимость перекрытия движения транспортных средств. В связи с непоступлением в территориальную администрацию от организатора мероприятия уведомления об отказе от его проведения в указанный день сотрудники территориальной администрации и отдела полиции были приведены в состояние повышенной готовности, сотрудниками полиции организовано патрулирование участка местности возле здания департамента здравоохранения и фармации области с целью обеспечения общественного порядка в случае проведения данного мероприятия. Статьей 20.2.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение организатором публичного мероприятия обязанностей по представлению в орган местного самоуправления уведомления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия. Таким образом, Волхонова И.А. не выполнила требования п.12 ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», чем нарушила ч.4 ст.5 Федерального закона от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», то есть совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст.20.2.3 КоАП РФ.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Волхонова И.А. в судебном заседании вину в совершении административного правонарушения не признала, пояснив, что из телефонного разговора с сотрудником администрации 26.11.2019 ей стало известно, что проведение пикетирования 30.11.2019 в месте, указанном ею в уведомлении, поданном 26.11.2019, - город Ярославль улица Советская, напротив дома 6/10, невозможно, по данному адресу запланировано проведение мероприятий, информация о которых поступила ранее, что она восприняла как отказ в проведении мероприятия. Факт получения письма-предложения как лично, так и по адресу электронной почты, указанному ею в уведомлении, не признала, при этом допустила, что данное уведомление могло быть получено её супругом по почте после 30.11.2019. Не отрицала, что 27.11.2019 или 28.11.2019 утром, перед работой, она ходила в администрацию, получила там какой-то документ, который она восприняла как отказ в проведении мероприятия, но что это был за документ, пояснить затруднилась. Учитывая, что запланированное ею публичное мероприятие не было согласовано, она не стала проводить его, уведомление о том, что отказывается от его проведения, не направляла. Отказ в проведении публичного мероприятия не обжаловала. В случае получения ею письма-предложения об изменении места проведения запланированного публичного мероприятия в форме пикета она не согласилась бы на это, поскольку его целью было выражение позиции жителей за достойную медицину для всех граждан Российской Федерации, в связи с чем местом его проведения было избрано место нахождения Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области.

Должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - старший инспектор ОИАЗ ОМВД России по Кировскому городскому району Карлова Е.Н. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в протоколе об административном правонарушении, дополнительно пояснив, что ей не известно, проводилось ли Волхоновой И.А. запланированное ею на 30.11.2019 в период времени с 12 до 13 часов публичное мероприятие по иным адресам, в том числе по адресу: г.Ярославль ул.Зои Космодемьянской д.10, поскольку это территория Ленинского района г.Ярославля. При получении объяснений Волхонова И.А. устно сообщила ей, что предложенный для проведения публичного мероприятия адрес г.Ярославль ул.Зои Космодемьянской д.10 её не устроил.

Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1 показал, что 30.11.2019 он находился на перекрестке ул.Трефолева и ул.Советская города Ярославля, в близи дома 6/10 по ул.Советская города Ярославля в районе 13 часов, поскольку накануне он прочитал в мессенджере «Telegram», что днем 30.11.2019 у входа в Департамент здравоохранения и фармации Ярославской области его знакомый хочет выйти на одиночный пикет. Кто разместил эту информацию, ему не известно. Поскольку ему не безразлична тема оптимизации здравоохранения и в целом ситуация со здравоохранением в Ярославской области и в России, то он тоже решил поучаствовать в одиночном пикете. На месте он увидел 3-4 сотрудников полиции и несколько человек с плакатами соответствующего содержания. Ограждений, металлоискателей, карет скорой помощи он не видел, движение транспортных средств не перекрывалось. Все проходило спокойно. Волхонову И.А. 30.11.2019 на этом месте в тот день он не видел. Его знакомый ФИО2 производил фотосъемку происходящего.

Свидетель ФИО3 в судебном заедании показала, что работает начальником отдела организационной работы по взаимодействию с общественностью администрации Кировского и Ленинского района г.Ярославля. 26.11.2019 года в 13 часов 53 минуты в администрацию Кировского и Ленинского района г. Ярославля поступило уведомление о проведении публичного мероприятия, которое было зарегистрировано в установленном административным регламентом порядке. Уведомление было принято начальником общего отдела ФИО4 и передано в отдел организационной работы по взаимодействию с общественностью, то есть в возглавляемый ею – ФИО3 отдел. Дальнейшие их действия зависят от формы проведения мероприятия. В данном случае в уведомлении Волхоновой И.А. была указана форма публичного мероприятия – пикет. Такое уведомление подается в срок от трех до пяти дней до мероприятия, если менее, чем за пять дней, то в этот же день издается письмо-предложение. Волхоновой И.А. было предложено изменить место проведения мероприятия, так как ранее от Департамента городского хозяйства поступило письмо о том, что на данной территории будут проходить работы. Письмо-предложение было направлено Волхоновой И.А. по адресу электронной почты, указанному ею в уведомлении, в 17 часов 48 минут. Отчет о доставке письма был получен в 17 часов 49 минут. Также 28.11.2019 данное письмо-предложение было получено Волхоновой И.А. лично, о чем есть запись и её подпись в журнале, в этот же день письмо-предложение было направлено по месту жительства Волхоновой И.А. заказным письмом с уведомлением, в соответствии с которым оно было получено 05.12.2019 её супругом ФИО5 Ответ на письмо-предложение в территориальную администрацию от Волхоновой И.А. не поступал. Подтвердила, что 26.11.2019 она звонила Волхновой И.А. с номера телефона , чтобы уточнить место проведения публичного мероприятия, поскольку в уведомлении был указан угловой дом. Этот разговор состоялся между ними до направления письма-предложения, предположили, что в период времени с 14 до 17 часов. Не отрицала, что Волхонова И.А. не могла проводить запланированное ею публичное мероприятие, поскольку оно было не согласовано, но в соответствии со ст.5 ФЗ она была обязана уведомить территориальную администрацию о принятии решения об отказе от его проведения.

Выслушав лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - Волхонову И.А., её защитника – адвоката Носырина Ю.Н. об отсутствии в действиях Волхоновой И.А. состава административного правонарушения, должностное лицо, составившее протокол по делу об административном правонарушении, - Карлову Е.Н., свидетелей ФИО1 и ФИО3, заключение прокурора Кваша Н.Е., полагавшего, что в действиях Волхоновой И.А. усматриваются признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2.3 КоАП РФ, изучив письменные материалы дела и исследовав диск с фотографиями, прихожу к следующему.

В силу статьи 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.Порядок организации и проведения публичного мероприятия, участия в нем установлен Федеральным законом от 19.06.2004 №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту - Закон), предусматривающим, что организатор публичного мероприятия имеет право проводить митинги, демонстрации, шествия и пикетирования в местах и во время, которые указаны в уведомлении о проведении публичного мероприятия либо изменены в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, собрания - в специально отведенном или приспособленном для этого месте, позволяющем обеспечить безопасность граждан при проведении собрания (пункт 1 части 3 статьи 5).

В соответствии с положениями Закона организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления уведомление о проведении публичного мероприятия в порядке, установленном статьей 7 настоящего Федерального закона (часть 4 статьи 5).

Согласно части 3 статьи 7 Закона в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются, в том числе: место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств.

После получения уведомления о проведении публичного мероприятия уполномоченный орган в силу пункта 2 части 1 статьи 12 Закона обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение 3 дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за 5 дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям данного Федерального закона.

Согласно части 1.1 статьи 8 Закона органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места.

Во исполнение данной нормы Закона Постановлением Правительства Ярославской области от 11.04.2013 №374-п утвержден Перечень единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера на территории Ярославской области.

После принятия указанного постановления Правительства Ярославской области в силу части 2.1. статьи 8 Закона проведение публичного мероприятия вне специально отведенных мест допускается только после согласования с органом исполнительной власти Ярославской области или органом местного самоуправления.

Как установлено в судебном заседании, Волхонова И.А. планировала провести 30.11.2019 публичное мероприятие вне специально отведенного органом исполнительной власти места – по адресу: г.Ярославль ул.Советская, напротив дома 6/10 (перед входом в здание Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области), которое требовало обязательного согласования с органом местного самоуправления г.Ярославля.

26.11.2019 Волхонова И.А., как организатор публичного мероприятия, на основании статьи 7 Закона направила в территориальную администрацию Кировского и Ленинского районов мэрии г.Ярославля уведомление о проведении 30.11.2019 с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, напротив дома №6/10, публичного мероприятия в форме пикетирования с предполагаемым количеством участников 15 человек.

Согласно письму-предложению от 26.11.2019 Волхоновой И.А. было предложено перенести место проведения планируемого публичного мероприятия в специально отведенное, входящее в перечень таковых в соответствии с Постановлением Правительства Ярославской области от 11.04.2013 №374-п место – г.Ярославль ул.Зои Космодемьянской д.10, площадка в радиусе 15 метров от входа в здание администрации Ярославского муниципального района.

Получив данное письмо-предложение, Волхонова И.А. должна была действовать в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 5 Закона, то есть не позднее чем за три дня до проведения публичного мероприятия информировать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия.

Согласно части 5 статьи 5 Закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Административная ответственность по ст.20.2.3 КоАП РФ предусмотрена за неисполнение организатором публичного мероприятия обязанности в случае отказа от проведения публичного мероприятия не позднее чем за один день до дня его проведения принять меры по информированию граждан и уведомить в письменной форме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в которые подано уведомление о проведении публичного мероприятия, о принятом решении.

По смыслу приведенных выше норм и в силу пункта 5 части 1 статьи 12 Закона обязанность обеспечить в пределах своей компетенции совместно с организатором публичного мероприятия и уполномоченным представителем органа внутренних дел общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а также оказание при необходимости участникам мероприятия неотложной медицинской помощи, возлагается на уполномоченный орган власти после согласования времени и места проведения мероприятия, а само исполнение указанной обязанности предполагает расходование бюджетных средств на организацию соответствующих мероприятий.

Таким образом, возникновение у организатора такого мероприятия обязанности, предусмотренной пунктом 12 части 4 статьи 5 Закона, также как и у органа местного самоуправления - обязанности, предусмотренной пунктом 5 части 1 статьи 12 Закона, определяется моментом согласования органом местного самоуправления проведения публичного мероприятия.

Поскольку запланированное Волхоновой И.А. на 30.11.2019 с 12 часов 00 минут до 13 часов 00 минут по адресу: г.Ярославль, ул.Советская, напротив дома №6/10, публичное мероприятие в форме пикетирования не было согласовано с органом местного самоуправления в установленном законом порядке, Волхонова И.А. как организатор данного мероприятия не имела права на его проведение.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении должны быть указаны: событие административного правонарушения, место и время совершения административного правонарушения.

Установление времени совершения административного правонарушения имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела об административном правонарушении, в частности для защиты лица, привлекаемого к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении - это процессуальный документ, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

Согласно протоколу об административном правонарушении, вмененное Волхоновой И.А. правонарушение имело место 26.11.2019, однако указанное время совершения административного правонарушении вступает в противоречие с дальнейшим содержанием составленного в отношении неё протокола и имеющимися в материалах дела письменными доказательствами, поскольку Волхоновой И.А. вменено не исполнение предусмотренной федеральным законодательством обязанности по уведомлению органа местного самоуправления о принятии решения об отказе от проведения публичного мероприятия 26.11.2019, которое в силу вмененного Волхоновой И.А. пункта 12 части 4 статьи 5 Закона, должно быть подано организатором публичного мероприятия в случае отказа от его проведения не позднее, чем за один день до дня его проведения, что с учетом даты проведения запланированного Волхоновой И.А. публичного мероприятия 30.11.2019 исключает возможность совершения правонарушения 26.11.2019.

При изложенных обстоятельствах считаю, что в действиях Волхоновой И.А. отсутствует состав вмененного ей административного правонарушения, предусмотренного ст.20.2.3 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.11 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.20.2.3 КоАП РФ, в отношении Волхоновой Ирины Андреевны прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии в Ярославский областной суд через Ярославский районный суд Ярославской области.

Судья Голикова Е.П.