Дело №5-42/2013г.
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
П.Глушково «09» августа 2013 года.
Судья Глушковского районного суда <адрес> Родионова Л.А.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.16.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, гражданки Украины, пенсионерки, зарегистрированной и проживающей по адресу: <адрес>, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля <адрес> со стороны России прибыл автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный номер №, под управлением гр. России Свидетель 1 с целью выезда с таможенной территории Таможенного союза, в котором в качестве пассажира находилась гражданка Украины ФИО1 В ходе устного опроса о наличии у водителя автомобиля Свидетель 1 и пассажира ФИО1 товаров, подлежащих письменному декларированию, запрещенных либо ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, Свидетель 1 и ФИО1 пояснили, что таковые у них отсутствуют. Пассажирскую таможенную декларацию (далее декларация), Свидетель 1 и ФИО1 не заполняли. При проведении таможенного контроля в багажном отделении вышеуказанного автомобиля были обнаружены три дорожные сумки, в которых как пояснила ФИО1 находились ее личные вещи. При проведении таможенного досмотра в дорожной сумке синего цвета, принадлежащей гражданке Украины ФИО1, была обнаружена икона размером № см в деревянной раме коричневого цвета со стеклом: «<данные изъяты>», которая согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № относится к культурным ценностям и подлежит письменному декларированию.
Таким образом, ФИО1 совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.16.2 ч.1 КоАП РФ, то есть недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, выразившегося в недекларировании по установленной форме товара - иконы «<данные изъяты>» в раме и киоте, являющейся культурной ценностью и подлежащей таможенному декларированию.
В судебное заседание лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении – ФИО1, надлежащим образом уведомленная о дне, месте и времени слушания дела, не явилась. Судья считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Из объяснений ФИО1, данных ею в ходе административного расследования (л.д.№) следует, что она полностью признала свою вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, раскаялась в содеянном, показав, что ДД.ММ.ГГГГ она ехала на автомобиле «<данные изъяты>» per. ном. № под управлением Свидетель 1 в качестве пассажира, из <адрес> (Россия) в <адрес> (Украина) на поезд, чтобы уехать домой в <адрес> (Украина). В автомобиле она везла с собой три сумки. В двух хозяйственных сумках находились ее личные вещи и продукты питания, а в третьей пропиленовой сумке синего цвета - икона. Приблизительно в ДД.ММ.ГГГГ ДД.ММ.ГГГГ она въехала на автомобильный пункт пропуска <адрес>. Сотрудник таможни спросил, имеются ли у нее товары, подлежащие обязательному письменному декларированию. ФИО1 ответила, что таких товаров у нее нет. Далее сотрудник таможни предложил осмотреть ее багаж. Перед началом осмотра сотрудник таможни спросил перемещает ли она товары, к которым применяются запреты и ограничения. На что ФИО1 ответила, что таких товаров у нее нет, и запрещенного она ничего не перемещает. В ходе проведения досмотра сотрудник таможни в багажном отделении автомобиля обнаружил икону. Данная икона принадлежала матери ФИО1, после смерти которой хотела забрать икону домой, в память о ней. О том, что эту икону необходимо было декларировать в письменной форме в пассажирской таможенной декларации она не знала, так как считала, что она не представляет исторической и культурной ценности.
Свидетель Свидетель 1 дал в ходе административного расследования показания (л.д. №), аналогичные показаниям ФИО1
Как следует из показаний свидетеля Свидетель 2 (л.д.№), она работает <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ она находилась в составе дежурной смены на <адрес> на участке оформления физических лиц совместно с инспектором Свидетель 3 В обязанности смены входило осуществление таможенного контроля перемещаемых через таможенную границу РФ товаров, транспортных средств, ручной клади, пассажиров. Она находилась на участке оформления физических лиц. ДД.ММ.ГГГГ в ДД.ММ.ГГГГ в зону таможенного контроля <адрес> со стороны России прибыл автомобиль марки <данные изъяты>, регистрационный номер №, под управлением Свидетель 1 с целью выезда с таможенной территории Таможенного союза. В автомобиле в качестве пассажира находилась гражданка Украины ФИО1 В ходе устного опроса Свидетель 1 и ФИО1 показали, что товаров, подлежащих письменному декларированию, запрещенных либо ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, у них нет. Пассажирскую таможенную декларацию, Свидетель 1 и ФИО1 не заполняли. При проведении таможенного контроля в багажном отделении вышеуказанного автомобиля были обнаружены три дорожные сумки, в которых как пояснила ФИО1 находились ее личные вещи. При проведении таможенного досмотра в дорожной сумке синего цвета принадлежащей гражданке Украины ФИО1 была обнаружена икона размером № см в деревянной раме коричневого цвета со стеклом. На лицевой стороне иконы изображены лики трех святых. ФИО1 сообщила, что данная икона принадлежала ее матери и она ее перемещала домой в <адрес>. О том, что данную икону необходимо было декларировать в письменной форме в пассажирской таможенной декларации и для ее вывоза требуется специальное разрешение, не знала, так как считала, что она не представляет исторической и культурной ценности. Икона была у ФИО1 изъята.
Свидетель Свидетель 3 в ходе административного расследования давал показания (л.д.№), аналогичные показаниям свидетеля Свидетель 2
Исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В соответствии со ст.15 Конституции РФ граждане обязаны соблюдать законы (установленные законом обязанности).
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное виновное действие физического лица, за которое Кодексом об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ч.2 ст.2.2. КоАП России, административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Статья 16.2 ч.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме (устной, письменной или электронной) товаров, подлежащих декларированию.
В соответствии со ст. 9 Закона «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (далее Закон) культурные ценности, созданные более 100 лет назад, если иное не предусмотрено настоящим Законом, запрещены к вывозу из РФ.
Таким образом, вывоз из РФ данной иконы возможен физическим лицом только при наличии разрешения Минкультуры на право вывоза иконы или же Справки соответствующего образца о том, что данный предмет не попадает под действие п. 1 ст. 9 Закона РФ «О вывозе и ввозе культурных ценностей».
В соответствии с п. 3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, утвержденного Решением Коллегии Евразийской Экономической Комиссии от 16.08.2012 г. № 134 вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов осуществляется на основании лицензий, выдаваемых уполномоченным государственным органом государства – члена Таможенного союза, на территории которого зарегистрирован заявитель (далее - уполномоченный орган).
В соответствии с п. 4 Положения не требуется получение лицензии на вывоз культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов при наличии разрешительного документа, выдаваемого государственным органом государства – члена Таможенного союза, осуществляющим контроль за вывозом культурных ценностей, документов национальных архивных фондов и оригиналов архивных документов, в соответствии с законодательством государства – члена Таможенного союза.
Ст. 19 Федерального закона РФ от 15.04.1993 № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установлено, что при принятии решения о возможности вывоза культурных ценностей соответствующим государственным органом выдается свидетельство на право вывоза культурных ценностей.
Свидетельство на право вывоза культурных ценностей является основанием для пропуска указанных ценностей через Государственную границу Российской Федерации.
В соответствии со ст. 8 Соглашения между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 г. «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» таможенному декларированию в письменной форме подлежат культурные ценности.
Согласно подпункту 35 п.1 ст.4 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее ТК ТС) товар - любое движимое имущество, перемещаемое через таможенную границу, в том числе носители информации, валюта государств - членов таможенного союза, ценные бумаги и (или) валютные ценности, дорожные чеки, электрическая и иные виды энергии, а также иные перемещаемые вещи, приравненные к недвижимому имуществу.
Согласно п.1ст.150 ТК ТС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу с соблюдением положений, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств – членов Таможенного союза.
Согласно п.2 ст.150 ТК ТС товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Согласно пункту 3 статьи 150 ТК ТС товары, перемещаемые через таможенную границу, подлежат таможенному контролю в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
При проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно ст. 151 ТК ТС, местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов Таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза.
Согласно п.2 ст.95 ТК ТС таможенный контроль проводится должностными лицами таможенных органов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу и (или) подлежащих декларированию в соответствии с ТК ТС.
Согласно п.1 ст.98 ТК ТС, декларант, лица, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела и иные заинтересованные лица обязаны представлять таможенным органам документы и сведения, необходимые для проведения таможенного контроля, в устной, письменной и (или) электронной формах.
Согласно статьи 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС.
Таможенное декларирование производится в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 180 ТК ТС при таможенном декларировании товаров в зависимости от заявляемых таможенных процедур и лиц, перемещающих товары, применяется пассажирская таможенная декларация.
Согласно п. 1 ст. 355 ТК ТС таможенное декларирование товаров для личного пользования осуществляется физическими лицами при их следовании через таможенную границу одновременно с представлением товаров таможенному органу.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 355 ТК ТС таможенному декларированию в письменной форме подлежат товары для личного пользования, перемещаемые любым способом, в отношении которых применяются запреты и ограничения, кроме мер нетарифного и технического регулирования.
Согласно п. 1 ст. 8 Соглашения, декларирование товаров для личного пользования, за исключением пересылаемых в международных почтовых отправлениях и помещаемых под процедуру таможенного транзита, производится в письменной форме с применением пассажирской таможенной декларации, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза № 287 от 18 июня 2010 года "Об утверждении формы пассажирской таможенной декларации и порядка заполнения пассажирской таможенной декларации" (далее - Решение).
Согласно указанному Решению, в подпунктах 3.1 - 3.5 пункта 3 пассажирской таможенной декларации, лицо, следующее через таможенную границу Таможенного союза, сообщает таможенному органу о наличии или отсутствии у него в сопровождаемом, либо не сопровождаемом багаже, товаров, в отношении которых применяются запреты или ограничения и подлежащие декларированию в письменной форме.
Во время прохождения таможенного контроля и оформления ФИО1 не продекларировала икону, являющуюся культурной ценностью в письменной форме в пассажирской таможенной декларации, хотя у нее была реальная возможность при выезде с таможенной территории Таможенного союза продекларировать товар – икону «<данные изъяты>» в раме и киоте, являющуюся культурной ценностью по установленной форме, однако, ФИО1 не выполнила этого, не предвидя возможности наступления вредных последствий своего действия, хотя должна была и могла их предвидеть
Обстоятельства совершенного ФИО1 административного правонарушения, помимо признания вины ФИО1, показаний свидетелей, также объективно подтверждены письменными материалами дела, исследованными судом, а именно:
протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), докладной запиской <данные изъяты> Свидетель 2 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), актом таможенного досмотра № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), служебной запиской ОТН и ТО <адрес> таможни № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№ ), протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), протоколом изъятия от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), экспертным заключением № эксперта Управления Минкультуры России по ЦФО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.№), заключением эксперта <адрес> Торгово-промышленной палаты, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.№), и другими материалами дела.
Как следует из экспертного заключения Управления Министерства культуры России по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ № (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ),
предмет, представленный на экспертизу, является домашней деревенской
иконой, в раме и киоте «Распятие с Иоанном Предтечей и Марией Магдалиной»,
и относится к культурным ценностям. Данный предмет относится к перечню товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз и вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (Решение Коллегии Евразийской Экономической Комиссии
Таможенного союза от ДД.ММ.ГГГГ №). Представленный предмет подлежит специальной регистрации в порядке, установленном Министерством Культуры РФ, при его ввозе на территорию РФ через таможенную границу РФ. Данный предмет подлежит обязательному письменному декларированию при его вывозе за пределы таможенной территории РФ. Возраст представленного на экспертизу предмета более 100 (ста) лет. Рыночная стоимость вышеуказанного предмета с учетом цен, сложившихся
на российском рынке старины и искусства на ДД.ММ.ГГГГ составляет 6500
(шесть тысяч пятьсот) рублей РФ.
В ответ на запрос <адрес> таможенного поста (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) ДД.ММ.ГГГГ из отдела товарной номенклатуры происхождения товаров и торговых ограничений таможни поступил ответ (исх. от ДД.ММ.ГГГГ №) из которого следовало, что согласно экспертному заключению от ДД.ММ.ГГГГ № представленная на экспертизу икона относится к культурным ценностям.
В соответствии с заключением эксперта <адрес> Торгово-промышленной палаты, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № рыночная стоимость товара -икона в раме и киоте «<данные изъяты>», по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет № копеек.
Оценивая собранные доказательства в их совокупности, судья считает, что ФИО1 обоснованно привлечена к административной ответственности, поскольку ее вина в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 16.2 ч.1 КоАП РФ, то есть в недекларировании по установленной форме товаров, подлежащих декларированию, выразившемся в недекларировании по установленной форме товара – иконы в раме и киоте «<данные изъяты>», являющейся культурной ценностью по установленной форме, перемещаемой ею через таможенную границу Таможенного союза с территории Украины на территорию таможенного союза, доказана полностью.
Назначая административное наказание за административное правонарушение ФИО1, судья учитывает обстоятельства, смягчающие административную ответственность, такие как признание вины в совершении административного правонарушения, совершение административного правонарушения впервые.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность по настоящему делу, не установлено.
С учетом изложенного, суд считает, что ФИО1 должно быть назначено наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: иконы в раме и киоте «<данные изъяты>», стоимостью № рублей, находящейся на хранении в камере хранения вещественных доказательств <адрес> таможенного поста <адрес> таможни по адресу: <адрес>.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
ФИО1 признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.16.2 КоАП РФ и назначить ей наказание в виде конфискации предмета административного правонарушения: иконы в раме и киоте «<данные изъяты>», стоимостью № рублей, находящейся на хранении в камере хранения вещественных доказательств <адрес> таможенного поста <адрес> таможни по адресу: <адрес>.
Постановление может быть обжаловано в Курский областной суд через Глушковский районный суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья: Родионова Л.А.