ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-42/2014 от 19.08.2014 Урупского районного суда (Карачаево-Черкесская Республика)

  Дело № 5-42/2014

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ

 по делу об административном правонарушении

 19 августа 2014 года ст. Преградная

 Судья Урупского районного суда Карачаево-Черкесской Республики Узденова И.Б., рассмотрев материалы административного дела в отношении ОАО «Флора Кавказа», расположенного по адресу: <адрес>, с участием представителя юридического лица ОАО «Флора Кавказа» ФИО1, представившей доверенность от 15 июля 2014 г., о привлечении юридического лица ОАО «Флора Кавказа» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ

 У С Т А Н О В И Л:

 Согласно протоколу об административном правонарушении № 07-14/465 от 07 июля 2014 года ОАО «Флора Кавказа» не были выполнены законные требования должностного лица Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее Управление), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.17 КоАП РФ в отношении ОАО «Флора Кавказа».

 Согласно материалам дела 30 мая 2014 года в Управление поступила информация из Отдела МВД России по Минераловодскому району о перевозке спирта этилового, изготовленного ОАО «Флора Кавказа». По представленной информации, установлено, что ОАО «Флора Кавказа» отгрузило 15 мая 2014 года в адрес ООО «Рай», расположенный по адресу: <адрес>, по товарно-транспортной накладной № 327 от 15 мая 2014 года этиловый спирт 95%, субстанция - жидкость, в канистрах вместимостью 21.5 литра в количестве 1152 шт. Согласно государственному сводному реестру выданных, приостановленных и аннулированных лицензий на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции ОАО «Флора Кавказа» не имеет действующих лицензий на производство, хранение и оптовую реализацию этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

 В соответствии со статьями 28.1, 28.7 КоАП РФ определением № 07-14/384 от 03 июня 2014 в отношении ОАО «Флора Кавказа» было возбуждено дело об административном правонарушении по признакам административного правонарушения, предусмотренном ч. 3 ст. 14.17 КоАП РФ, при производстве которого возникла необходимость в проведении административного расследования для установления события указанного правонарушения, выяснения всех обстоятельств нарушения, а также обстоятельств, исключающих производство по делу. В рамках производства дела об административном правонарушении по ч.3 ст.14.7 КоАП РФ в отношении ОАО «Флора Кавказа» должностным лицом Управления было вынесено определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, копия которого была лично вручена 09 июня 2014 года генеральному директору ОАО «Флора Кавказа» ФИО2 на территории ОАО «Флора Кавказа».

 Управлением были истребованы следующие сведения (документы): копии правоустанавливающих документов организации (устав, учредительный договор, ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ и т.д; копия лицензии на производство и оборот этилового спирта 95% субстанция жидкость; копии документов на право собственности или аренды зданий, помещений находящихся по адресу: <адрес>; товарно-транспортные накладные с приложениями на поставку этилового спирта 95% субстанция жидкость в 2014 году; договор на поставку этилового спирта 95% субстанция жидкость; оборотно-сальдовые ведомости за 2014 г. (копии); справка об остатке и движении этилового спирта 95% субстанция жидкость за период с 01.01.2014 по 03.06.2014 г.; приказы о назначении должностных лиц (копии)- руководителя, главного бухгалтера; копия карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера; копии сертификатов и деклараций о соответствии качества, произведенной в 2014 году, продукции; оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 - «Основные средства»; штатное расписание на 2014 год; приказ об учетной политике на 2014 год; справка об остатке этилового спирта 95% субстанция жидкость на 03.06.2014 года; нормативная документация на производство этилового спирта 95% субстанция жидкость, перечень оборудования для производства этилового спирта 95% субстанция жидкость. Однако в нарушение ст. 26.10 КоАП РФ ОАО «Флора Кавказа» не направило истребуемые сведения в трехдневный срок со дня получения определения, а также не уведомило в письменной форме в трехдневный срок должностное лицо, вынесшее определение, о невозможности предоставления организацией указанных сведений.

 В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу не явился, направив в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.

 Представитель ОАО «Флора Кавказа» ФИО1 пояснила, что основным видом экономической деятельности ОАО «Флора Кавказа» согласно лицензии является фармацевтическая деятельность; производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из химического сырья; производство, хранение и реализация фармацевтических субстанций, получаемых методами выделения из источников растительного происхождения. Таким образом, ОАО «Флора Кавказа» осуществляет деятельность по производству лекарственных средств на территории Российской Федерации на основании лицензии на осуществление производства лекарственных средств № 12527-ЛС-П, выданной Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, но лицензии на осуществление деятельности по производству и обороту этилового спирта у ОАО «Флора Кавказа» не имеется.

 Часть 3 ст. 14.17 КоАП РФ, по которой в отношении ОАО «Флора Кавказа» возбуждено дело об административном правонарушении, регламентирует ответственность за производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции без соответствующей лицензии, в то время как ОАО «Флора Кавказа» перевозило фармацевтические субстанции, а не этиловый спирт. В соответствии с п. 3 ст. 1 Федерального закона № 171-ФЗ « О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» действие Закона не распространяется, в частности, на обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям. Этиловый спирт по фармакопейным статьям – это этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды (ч.2.1 ст.2 Закона № 171-ФЗ).

 В данном же случае речь идет о фармацевтической субстанции, понятие которой определяется п.2 ст.4 Федерального закона №61-ФЗ от 12 апреля 2010 года «Об обращении лекарственных средств», как лекарственное средство в виде действующих веществ биологического, биотехнологического, минерального или химического происхождения, обладающее фармакологической активностью, предназначенное для производства, изготовления лекарственных препаратов и определяющее их эффективность.

 Таким образом, привлечение ОАО «Флора Кавказа» к административной ответственности по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ является незаконным, следовательно, вызывает сомнение обоснованность вынесения определения об истребовании доказательств по данному делу. В силу специфики своей деятельности контроль и надзор за деятельностью ОАО «Флора Кавказа» является прерогативой Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Росздравнадзор) в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года №323 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения», а не Управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка.

 Состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ предполагает умышленное невыполнение требований. Однако частично требования должностного лица юридическим лицом ОАО «Флора Кавказа» были выполнены, поскольку 16 июня 2014 года в адрес заместителя начальника МУФС по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО 1 было направлено письмо о предоставлении сведений, также в день получения определения на территории ОАО «Флора Кавказа» представителю была вручена часть истребуемых документов.

 Кроме того, в протоколе об административном правонарушении указано, что дело по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ было возбуждено на основании информации, поступившей из отдела МВД России по Минераловодскому району, по факту перевозки ОАО «Флора Кавказа» этилового спирта. По данному факту оперуполномоченным ОЭБ и ПК отдела МВД России по Минераловодскому району было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, в описательно-мотивировочной части которого имеются сведения, подтверждающие осуществление ОАО «Флора Кавказа» фармацевтической деятельности. Также, 23 мая 2014 года в Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу направлялось письмо, приложение которого также содержало лицензию на фармацевтическую деятельность, и лицензию на осуществление производства лекарственных средств, указанное письмо адресатом было получено 26 мая 2014 года.

 Таким образом, на момент возбуждения дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.17 КоАП РФ достоверно было установлено, что деятельность ОАО «Флора Кавказа» связана с производством лекарственных средств. Исходя из указанного лицо, возбудившее дело об административном правонарушении в рамках осуществления своих полномочий, должно определить вид деятельности юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, проверив наличие соответствующей лицензии. В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела от 2 июня 2014 года имеются сведения о номере лицензии и дате ее выдачи, а наличие у ОАО «Флора Кавказа» лицензии на деятельность в сфере фармацевтического производства не давало оснований должностному лицу, осуществляющему контроль за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, оснований для возбуждения административного производства. Таким образом, оснований для привлечения юридического лица ОАО «Флора Кавказа» к административной ответственности по ст.17.7 КоАП РФ не имеется.

 Выслушав представителя ОАО «Флора Кавказа» ФИО1 и изучив письменные материалы, суд приходит к следующему.

 По смыслу ст. 17.7 КоАП РФ объективную сторону данного административного правонарушения составляет невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

 Диспозиция указанной статьи устанавливает административную ответственность за умышленное неисполнение законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, т.е. требований, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

 Согласно ст. 26.10 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, в том числе сведений (информации), необходимых для расчета размера административного штрафа. Истребуемые сведения должны быть направлены в трехдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трехдневный срок уведомить об этом в письменной форме судью, орган, должностное лицо, вынесших определение.

 Из материалов дела следует, что 03 июня 2014 года Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее Управление) на основании информации, поступившей из отдела МВД России по Минераловодскому району, по факту перевозки ОАО «Флора Кавказа» этилового спирта возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ОАО «Флора Кавказа» по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ (л.д.18-19). В связи с отсутствием в материалах дела сведений, необходимых для полного и всестороннего исследования всех обстоятельств дела, заместителем начальника отдела контроля за легальностью производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции Управления в порядке, установленном статьей 26.10 КоАП РФ, 04 июня 2014 года были истребованы сведения (документы): копии правоустанавливающих документов организации (устав, учредительный договор, ИНН, ОГРН, выписка из ЕГРЮЛ и т.д; копия лицензии на производство и оборот этилового спирта 95% субстанция жидкость; копии документов на право собственности или аренды зданий, помещений находящихся по адресу: <адрес>; товарно-транспортные накладные с приложениями на поставку этилового спирта 95% субстанция жидкость в 2014 году; договор на поставку этилового спирта 95% субстанция жидкость; оборотно-сальдовые ведомости за 2014 г. (копии); справка об остатке и движении этилового спирта 95% субстанция жидкость за период с 01.01.2014 по 03.06.2014 г.; приказы о назначении должностных лиц (копии)- руководителя, главного бухгалтера; копия карточки с образцами подписей руководителя и главного бухгалтера; копии сертификатов и деклараций о соответствии качества, произведенной в 2014 году, продукции; оборотно-сальдовая ведомость по счету 01 - «Основные средства»; штатное расписание на 2014 год; приказ об учетной политике на 2014 год; справка об остатке этилового спирта 95% субстанция жидкость на 03.06.2014 года; нормативная документация на производство этилового спирта 95% субстанция жидкость, перечень оборудования для производства этилового спирта 95% субстанция жидкость (л.д.9-10).

 Основанием для привлечения ОАО «Флора Кавказа» к административной ответственности, предусмотренной статьей 17.7 КоАП РФ, послужило то, что юридическое лицо по требованию должностного лица в трехдневный срок указанные документы (сведения) не представило, то есть не выполнило законное требование должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

 Из буквального толкования положений статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административная ответственность по данной норме наступает лишь в случае невыполнения законных требований должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

 В судебном заседании установлено, что часть требований ОАО «Флора Кавказа» было выполнено, поскольку 16 июня 2014 года в адрес заместителя начальника Управления ФИО 1 было направлено письмо о предоставлении сведений. Согласно описи документов, которые были приложены к вышеуказанному письму, должностными лицами ОАО «Флора Кавказа» были представлены в Управление следующие документы - копии правоустанавливающих документов, лицензий на производство лекарственных средств и фармацевтическую деятельность, договора аренды помещения ОАО «Флора Кавказа», приказов о назначении ген.директора и гл.бухгалтера, деклараций о соответствии на продукцию, произведенную в 2014 г., оборотно-сальдовую ведомость НПО счету 01- «Основные средства», штатное расписание на 2014 г., приказы «О принятии учетной политики на предприятии», «О праве подписи документов» (л.д.79-87). Оставшиеся документы, которые истребовало Управление, общество не представило в связи с тем, что данная документация не предусмотрена на предприятии, либо в силу отсутствия движения товара за указанные периоды времени не велась.

 Истребование Управлением документов (сведений) обусловлено возбужденным в отношении ОАО «Флора Кавказа» административным делом по ч.3 ст.14.17 КоАП РФ. Объектом правонарушения, предусмотренного данной статьей, являются общественные отношения по обеспечению соблюдения правил производства и оборота этилового спирта, главным образом, лицензирования и соблюдения лицензионных требований и условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции. Вместе с тем в судебном заседании установлено, что ОАО «Флора Кавказа» осуществляет деятельность в сфере фармацевтического производства на основании лицензии № ФС-99-02-002459 от 17.07.2012 года на осуществление фармацевтической деятельности, т.е. организация оптовой торговли лекарственными средствами, оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, перевозка лекарственных средств для медицинского применения. В основном деятельность ОАО «Флора Кавказа» направлена на производство этилового спирта 95% субстанция жидкость, различных настоек, сиропов и растворов, как в готовом виде, так и в виде субстанций, то есть субстанции, изготовленные ОАО «Флора Кавказа» используются для производства лекарственных средств, а также реализовываются на другие фармацевтические предприятия (л.д.82-87). Вышеуказанное обстоятельство также подтверждается, вынесенным 02 июня 2014 года оперуполномоченным ОЭБ и ПК отдела МВД России по Минераловодскому району старшим лейтенантом полиции ФИО 2, постановлением об отказе в возбуждении уголовного дела в отношении ОАО «Флора Кавказа» за отсутствием в их действиях состава преступления, предусмотренного ст.171 УК РФ, где в описательно-мотивировочной части имеются сведения, подтверждающие осуществление ОАО «Флора Кавказа» фармацевтической деятельности (л.д. 94-96).

 Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

 Следовательно, требование Управления о предоставлении документов (сведений) от должностных лиц ОАО «Флора Кавказа» не основано на установленных федеральным законом полномочиях должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, вытекающих из норм закона.

 Соответственно, в действиях ОАО «Флора Кавказа» отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 КоАП РФ.

 При таких обстоятельствах производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ОАО «Флора Кавказа» состава административного правонарушения.

 На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 29.7, 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья

 ПОСТАНОВИЛ:

 Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании п.2 ч.1 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в действиях ОАО «Флора Кавказа» состава указанного административного правонарушения.

 Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики через Урупский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

 Судья Урупского районного суда Узденова И.Б.

 Постановление вступило в законную силу.