дело № 5 – 42/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
село Карпогоры 21 апреля 2021 года
Судья Пинежского районного суда Архангельской области Вторая И.А.,
с участием в судебном заседании 21 апреля 2021 года:
законного представителя юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, общества с ограниченной ответственностью «Сийское» - ФИО2,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Сийское», расположенного по адресу: <адрес>, ИНН <...>, ОРГН <...>, к административной ответственности не привлекавшегося,
в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л :
Заместителем начальника отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Архангельской области ФИО1. (далее – должностное лицо, Управление Ростехнадзора) составлен протокол об административном правонарушении №*** от 16 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сийское» (далее – ООО «Сийское», общество).
Основаниями к составлению процессуального документа в отношении общества послужили следующие обстоятельства.
Управлением Ростехнадзор в отношении общества с ограниченной ответственностью «Инженерно-консультативный центр по безопасности поднадзорных объектов «Паритет» (далее – ООО «ИКЦ «Паритет») возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования по части 4 статьи 9.1 КоАП РФ.
В рамках возбуждённого дела об административном правонарушении в отношении ООО «ИКЦ «Паритет» у ООО «Сийское» определением №*** от 25 декабря 2020 года были истребованы документы применительно к статье 26.10 КоАП РФ. Разъяснено, что в соответствии со статьёй 17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований должностного лица, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечёт административное наказание.
Вместе с тем, несмотря на установленный срок предоставления информации, требование должностного лица не было исполнено, что подтверждено следующими обстоятельствами.
Определение №*** от 25 декабря 2020 года содержало требование о предоставлении должностному лицу ФИО1 в трёхдневный срок после получения определения сведений (документы, заверенные представителем общества) по пяти позициям :
1. Договор ООО «Сийское» и ООО «ИКЦ «Паритет» на проведение экспертизы промышленной безопасности двух паровых котлов;
2. Документы и иные сведения, подтверждающие пребывание экспертов ООО «ИКЦ «Паритет» в ООО «Сийское» в период проведения экспертизы;
3. Приказы ООО «Сийское» о выводе указанных паровых котлов из эксплуатации для проведения экспертизы промышленной безопасности за период с 5 ноября 2020 года по 27 ноября 2020 года;
4. Акты гидравлических испытаний паровых котлов;
5. Показания приборов учёта тепловой энергии, теплоносителя, установленного в котельной ООО «Сийское», расположенной по адресу: <адрес> за период с 5 ноября 2020 года по 27 ноября 2020 года.
Определение от 25 декабря 2020 года получено обществом 30 декабря 2020 года.
12 января 2021 года ООО «Сийское» направило в адрес Управления Ростехнадзора письменное сообщение от 11 января №*** с объяснением причин невозможности предоставления запрашиваемых документов. Данное письменное сообщение получено Управлением Ростехнадзора 19 января 2021 года ( входящий номер №***).
Поскольку требования определения №*** от 25 декабря 2020 года были не исполнены ООО «Сийское», должностное лицо составило уведомление №*** от 29 января 2021 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ. В тексте уведомления №*** от 29 января 2021 года указано, что представителю ООО «Сийское» необходимо прибыть 16 марта 2021 года к 14 часам 30 минутам в Север-Западное Управление Ростехнадзора по адресу: <адрес>. В случае неявки законного представителя юридического лица необходимо в срок не позднее 10 ч. 00 мин. 15 февраля 2021 года предоставить в Управление Ростехнадозора документы для составления протокола об административном правонарушении: копию Устава организации, копию свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе и внесении записи ЕГРЮЛ, копию приказа/распоряжения о назначении на должность руководителя юридического лица.
1 февраля 2021 года уведомление №*** от 29 января 2021 года направлено в адрес ООО «Сийское», но согласно отчёту отслеживания почтовой корреспонденции по трек-номеру №*** было возвращено отправителю 2 марта 2021 года ввиду неудачной попытки вручения адресату.
Протокол об административном правонарушении №*** в отношении ООО «Сийское» составлен должностным лицом 16 марта 2021 года в отсутствие представителя юридического лица, привлекаемого к административной ответственности по статье 17. 7 КоАП РФ применительно в части 4.1 статьи 28. 2 КоАП РФ.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении защитник общества – ФИО3 вину в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 17.7 КоАП РФ, не признал. Возражал против привлечения юридического лица по доводам, изложенным в письменном отзыве. Просил суд учесть, что ООО «Сийское» не было надлежащим образом извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, суду представил копию уведомления №*** от 29 января 2021 года о времени и месте составления протокола об административном правонарушении с отличными временем и датой вызова, нежели содержащимися в уведомлении, представленном должностным лицом с материалами дела об административном правонарушении.
Законный представитель ООО «Сийское» ФИО2 с протоколом не согласился, полагает, что ООО «Сийское» надлежащим образом не было извещено о времени и месте составления протокола. Суду представил копию уведомления №*** от 29 января 2021 года, полученную по электронной почте, которая в тексте содержит следующую информацию.
Представителю ООО «Сийское» необходимо пребыть 19 февраля 2021 года к 14 часам 30 минутам в Север-Западное Управление Ростехнадзора по адресу: <адрес>. В случае неявки законного представителя юридического лица необходимо в срок не позднее 10 ч. 00 мин. 19 февраля 2021 года представить соответствующие документы согласно перечню.
ФИО2 суду пояснил, что подлинник уведомления №*** от 29 января 2021 года от должностного лица у него отсутствует, представить его не может, поскольку почтовая корреспонденция, как не отрицает и сам государственный инспектор ФИО1, была возвращена в Управление Ростехнадзора 2 марта 2021 года, о чём свидетельствует почтовое отслеживание по трек-номеру №***.
Выслушав законного представителя юридического лица ФИО2, оценив представленные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства, прихожу к следующему правовому выводу.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признаётся виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статьёй 17.7 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.
Согласно статье 26.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, вправе вынести определение об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела. Истребованные сведения должны быть направлены в трёхдневный срок со дня получения определения, а при совершении административного правонарушения, влекущего административный арест либо административное выдворение, незамедлительно. При невозможности представления указанных сведений организация обязана в трёхдневный срок уведомить об этом в письменной форме должностное лицо, вынесшее определение.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в том числе всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 названного кодекса.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу правонарушение.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).
Согласно части 4.1 данной статьи протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в случае, если оно извещено в установленном порядке о месте и времени его составления. При этом копия протокола об административном правонарушении направляется указанному лицу в течение трёх дней со дня составления протокола.
Из анализа приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола.
В судебном заседании установлено, что должностным лицом вынесено определение 16 декабря 2020 года о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 9.1 КоАП РФ, и проведении административного расследования в отношении ООО «ИКЦ «Паритет».
25 декабря 2020 года вынесено определение об истребовании у ООО «Сийское» документов и сведений, необходимых для разрешения указанного дела об административном правонарушении.
Истребуемые документы предложено предоставить в установленный законодательством трёхдневный срок со дня получения определения. Разъяснены положения статьи 26.10 КоАП РФ, а также ответственность за умышленное невыполнение законных требований должностного лица, ведущего производство по делу об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП РФ.
Копия определения об истребовании сведений получена обществом 30 декабря 2020 года, что подтверждается отчётом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором, имеющимся в материалах дела.
Вместе с тем, в установленный срок общество требования должностного лица не исполнило, сведения, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, не представило.
29 января 2021 года должностное лицо составило уведомление №*** о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ. В тексте уведомления №*** от 29 января 2021 года указано, что представителю ООО «Сийское» необходимо прибыть 16 марта 2021 года к 14 часам 30 минута в Север-Западное Управление Ростехнадзора по адресу: <адрес>.
В представленной защитником и законным представителем юридического лица копии уведомления №*** о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, указана иная дата рассмотрения вопроса о составлении процессуального документа, как-то: 19 февраля 2021 года.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют согласующиеся между собой данные, свидетельствующие о том, что законный представитель ООО «Сийское» вызывался на 16 марта 2021 года для составления протокола об административном правонарушении.
Отсутствует также подлинник уведомления №*** от 29 января 2021 года, направленного в адрес ООО «Сийское» 1 февраля 2021 года и возвращенного 2 марта 2021 года в адрес отправителя – должностного лица ФИО4
В силу статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном названным кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело (часть 2). Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Изложенное с учётом положений статьи 1.5 КоАП РФ не позволяет сделать вывод о составлении протокола об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 28.2 названного кодекса.
Несоблюдение требований данной нормы о составлении протокола об административном правонарушении с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении, или в отсутствие этого лица при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола является существенным процессуальным нарушением, препятствующим реализации указанным лицом права на защиту.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ и правовой позиции, выраженной в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в том случае, когда протокол об административном правонарушении или другие материалы оформлены неправильно, на основании пункта 4 части 1 статьи 29.4 названного кодекса необходимо вынести определение о возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол. Определение должно быть мотивированным, содержать указание на выявленные недостатки протокола и других материалов, требующие устранения.
Недостатки протокола об административном правонарушении от 16 марта 2021 года были установлены судом в ходе рассмотрения лишь после предъявления стороной защиты копии уведомления о составлении протокола, направленного по электронной почте в адрес юридического лица.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, после начала рассмотрения дела об административном правонарушении возвращение протокола составившему его должностному лицу для устранения недостатков нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение указанного выше нарушения на стадии рассмотрения дела невозможно.
Допущенное по настоящему делу существенное нарушение требований КоАП РФ влечёт признание протокола об административном правонарушении недопустимым доказательством по делу.
Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, если они получены с нарушением закона.
Таким образом, при рассмотрении дела должностным лицом допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, необходимые условия для реализации лицом, привлекаемым к административной ответственности предусмотренных законом прав не созданы.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 29.9 КоАП РФ по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении может быть вынесено постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
В соответствии с пунктом 1 части 1.1 статьи 29.9 постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случае наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия состава административного правонарушения.
При наличии двух уведомлений о составлении протокола об административном правонарушении с различными датами его процессуального закрепления прихожу к выводу, что законный представитель юридического лица ФИО2 в установленном законом порядке не приглашался для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 17.7 КоАП РФ, о времени и месте составления протокола не уведомлялся надлежащим образом, в связи с чем был лишён возможности выразить свою правовую позицию по инкриминируемому административному правонарушению, реализовать иные права, предусмотренные законом, в связи с чем право юридического лица на защиту при производстве по делу нарушено. При таких обстоятельствах, постановление подлежит отмене, а производство по делу прекращению в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.7, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
П О С Т А Н О В И Л :
Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренному статьёй 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, возбуждённому в отношении общества с ограниченной ответственностью «Сийское, на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии мотивированного постановления лицом, в отношении которого ведётся производство по делу, а также должностным лицом, вынесшим постановление о возбуждении дела об административном правонарушении.
Судья И.А. Вторая