ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-430/19 от 16.09.2019 Кировского районного суда г. Самары (Самарская область)

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

16 сентября 2019 года Город Самара

Судья Кировского районного суда г. Самары Пирожкова Л.В. рассмотрев дело № 5-430/2019 УИД об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица – Общества с ограниченной ответственностью (ООО) «Фортекс», ИНН <***>, юридический адрес: <адрес>, ИНН , ОГРН , дата внесения в ЕГРЮЛ записи ДД.ММ.ГГГГ,

УСТАНОВИЛ:

Юридическое лицо ООО «Фортекс» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, - привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина патента, если такой патент требуется в соответствии с федеральным законом, при следующих обстоятельствах.

ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 50 мин. при проведении проверочного мероприятия установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, территория стадиона «<данные изъяты>», установлено, что ООО «Фортекс» привлекло к трудовой деятельности в качестве уборщицы гражданку <адрес>И.З.Р.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без соответствующего патента на работу на территории Самарской области, чем нарушило требования п.4 ст.13. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

В судебные заседания 15.08.2019 года, 16.09.2019 года представитель ООО «Фортекс» не вился, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении извещен своевременно и надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются почтовые уведомления, из которых следует, что повестки, направленные в адрес ООО «Фортекс» вернулись в адрес суда. Представитель ООО «Фортекс» о причинах неявки суд не уведомил, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлял. В материалах дела имеется ходатайство представителя ООО «Фортекс» ФИО1, действующего на основании доверенности, о рассмотрении дела в отсутствие ООО «Фортекс». На основании изложенного, принимая во внимание наличие доказательств надлежащего извещения ООО «Фортекс», руководствуясь ч.2 ст.25.1 КоАП РФ, суд считает возможным рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие представителя ООО «Фортекс».

Изучив доказательства, содержащиеся в материалах дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В силу ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно ст.26.11 КоАП РФ судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, выражается в привлечении к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешение на работу, патент или разрешено временное проживание.

Согласно п.1 примечания к ст.18.15 КоАП РФ под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.

В соответствии со ст.61 Трудового кодекса Российской Федерации различаются день заключения договора и день, когда работник обязан приступить к выполнению своих трудовых обязанностей. Таким образом, по смыслу закона, заключение трудового договора с иностранным гражданином или лицом без гражданства само по себе не является привлечением иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности и не образует состава административного правонарушения. Противоправным является привлечение к трудовой деятельности, осуществляемое в виде фактического допуска конкретного иностранного гражданина или лица без гражданства в какой-либо форме к выполнению работ, оказанию услуг без соответствующего разрешения.

В силу п.4 ст.13 Федерального закона от 25.07.2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.

Согласно п.1 ст.13.3 указанного федерального закона работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями либо частными нотариусами, адвокатами, учредившими адвокатский кабинет, или иными лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, имеют право привлекать к трудовой деятельности законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; работодатели или заказчики работ (услуг), являющиеся гражданами Российской Федерации, имеют право привлекать к трудовой деятельности для обеспечения личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением работодателем или заказчиком работ (услуг) предпринимательской деятельности, иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом; привлекать иностранных граждан на условиях, установленных настоящей статьей, вправе работодатели или заказчики работ (услуг), не имеющие на момент заключения с иностранным гражданином трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) неисполненных постановлений о назначении административных наказаний за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан.

Судом установлено, что на основании распоряжения и.о. начальника Управления МВД России по г. Самаре Х.В.В. о проведении внеплановой выездной проверки мест пребывания (проживания) иностранных граждан (лиц без гражданства) либо осуществления трудовой деятельности иностранных работников по адресу: г. Самара, стадион <данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу на территории Самарской области гражданка <адрес>И.З.Р.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве уборщицы. На основании проведенной проверки в отношении И.З.Р.к составлен протокол об административном правонарушении, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ она привлечена к административной ответственности по ч.1 ст.18.10 КоАП РФ.

Вина ООО «Фортекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, подтверждается следующими доказательствами, исследованными судом:

- распоряжением и.о. начальника Управления МВД России по г. Самаре Х.В.В. о проведении внеплановой выездной проверки мест пребывания (проживания) иностранных граждан (лиц без гражданства) либо осуществления трудовой деятельности иностранных работников по адресу: г. Самара, стадион «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 2-4),

- протоколом осмотра принадлежащего юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому произведен осмотр территории стадиона «<данные изъяты>» по адресу: г. Самара, <адрес>. В ходе осмотра установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу на территории Самарской области гражданка <адрес>И.З.Р.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве уборщицы (л.д. 5-6),

- актом проверки ОВМ Управления МВД России по г. Самаре юридического лица, индивидуального предпринимателя от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому инспекторами в присутствии понятых произведен осмотр территории стадиона «<данные изъяты>» по адресу: г. Самара, <адрес>. В ходе осмотра установлено, что по вышеуказанному адресу осуществляет трудовую деятельность без соответствующего патента на работу на территории Самарской области гражданка <адрес>И.З.Р.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в качестве уборщицы (л.д. 7-8),

- постановлением по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому И.З.Р.к привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.10 КоАП РФ (л.д. 9),

- объяснением И.З.Р.к, после разъяснения ей прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, о том, что она приехала на заработки ДД.ММ.ГГГГ, на миграционный учет не встала, патент не оформляла. ДД.ММ.ГГГГ по устной договоренности с представителем организации, осуществляющей обслуживание стадиона «<данные изъяты>» устроилась уборщицей на стадион «<данные изъяты>», расположенный по адресу: г. Самара, район <адрес> и Райцентр. ДД.ММ.ГГГГ на момент проверки сотрудниками полиции она осуществляла мойку кресел болельщиков на трибуне стадиона «<данные изъяты>» (л.д. 11),

- копией договора на оказание услуг по эксплуатации стадиона «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ООО «Московская областная инженерно-эксплуатационная компания» и ООО «Интерстрой» заключили договор о том, что исполнитель обязуется по заданию заказчика оказывать услуги по уборке помещений и прилегающей территории стадиона «<данные изъяты>». В соответствии с п.5.1.4 договора исполнитель вправе привлекать для оказания услуг соисполнителей (л.д. 14-19),

- договором возмездного оказания услуг от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым ООО «Интерстрой» (заказчик) поручает ООО «Фортекс» (исполнителю) оказание услуг по уборке помещений, расположенных по адресу: <адрес> В силу п.2.1.1 указанного договора исполнитель обязуется оказать услуги лично. В случае невозможности оказать услуги лично исполнитель вправе привлечь для этого третье лицо с предварительного согласия заказчика, оставаясь ответственным перед заказчиком за действия третьего лица (л.д. 20),

- объяснениями ФИО1, данными после разъяснения ему прав, предусмотренных ст.25.1 КоАП РФ, из которых следует, что он является представителем по доверенности ООО «Фортекс». Иностранные граждане, выявленные при проведении проверки ДД.ММ.ГГГГ на стадионе «<данные изъяты>» являются работниками ООО «Фортекс», заработная плата по договоренности составляет 1000 руб. в день. ООО «Фортекс» признает факт совершения правонарушения (л.д. 38),

- свидетельством о постановке ООО «Фортекс» на учет в налоговом органе (л.д. 43),

-выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Фортекс» (л.д. 44-45).

- протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 10 час. 50 мин. при проведении проверочного мероприятия по адресу: <адрес>, территория стадиона «<данные изъяты>», установлено, что ООО «Фортекс» привлекло к трудовой деятельности в качестве уборщицы гражданку <адрес>И.З.Р.к, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, без соответствующего патента на работу на территории Самарской области, чем нарушило требования п.4 ст.13. ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (л.д. 51).

С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что вина юридического лица ООО «Фортекс» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, установлена и доказана в полном объеме.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ст.1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом.

В силу ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Понятие вины юридических лиц раскрывается в ч.2 ст.2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц, в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины не выделяет, а требует лишь установление того, что у юридического лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Исходя из приведенной нормы КоАП РФ, понятие вины юридического лица складывается из наличия правовой обязанности, которую юридическое лицо должно выполнить, объективной возможности исполнения указанной обязанности, неисполнение обязанности по причине непринятия лицом всех зависящих от него мер.

Вина ООО «Фортекс» в данном случае заключается в непринятии всех зависящих от него мер по соблюдению требований действующего миграционного законодательства и пресечения доступа и возможности осуществления трудовой деятельности на объекте Общества иностранными гражданами, не имеющими разрешения на работу в Российской Федерации. Доказательств невозможности соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, по каким-либо независящим причинам не представлено.

На основании изложенного, изучив материалы дела, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств и в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях юридического лица ООО «Фортекс» содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, – привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у этого иностранного гражданина патента, если такой патент требуется в соответствии с федеральным законом.

Выездная внеплановая проверка мест фактического осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами проведена сотрудниками полиции в строгом соответствии с требованиями федеральных законов и Административного регламента.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены надлежащим должностным лицом, в соответствии с требованием закона, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем, суд признает их допустимыми доказательствами и считает необходимым положить в основу постановления.

В соответствии с ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, не истек.

При назначении административного наказания суд учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность. Административную ответственность, суд признает совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а также исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.

С учетом характера совершенного административного правонарушения суд считает необходимым назначить ООО «Фортекс» наказание в виде штрафа, поскольку данный вид административного наказания обеспечит достижение целей административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, ст.29.10 КоАП РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

признать юридическое лицо – Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Фортекс» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.18.15 КоАП РФ, и назначить наказание в виде штрафа в размере 250000 (двести пятьдесят тысяч) рублей.

В соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса с представлением судье копии документа, свидетельствующего об уплате штрафа.

Реквизиты для уплаты штрафа: расчетный счет: <***> УФК по Самарской области (ГУ МВД России по Самарской области, л/с <***>), ОКТМО 36701000, ИНН <***>, БИК 043601001, КПП 631601001 ГРКЦ ГУ Банк России по Самарской области г. Самара КБК 18811640000016025140, наименование платежа: КОД 0001 административный штраф, КА105, УИН 18891639990134370314.

Постановление может быть обжаловано в Самарской областной суд через Кировский районный суд г.Самары в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Л.В. Пирожкова