ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-432/18 от 28.12.2018 Ленинскогого районного суда г. Ульяновска (Ульяновская область)

№ 5-432/18

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

28 декабря 2018 года г. Ульяновск

Судья Ленинского районного суда г. Ульяновска Чебукина С.Н., с участием защитника ООО «ЦентрЭкоТех» Ботя И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении

Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрЭкоТех», зарегистрированного по адресу: <адрес>А,

привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, -

УСТАНОВИЛ:

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ООО «ЦентрЭкоТех» ст. государственным инспектором Росприроднадзора, ДД.ММ.ГГГГ в часов в ходе внеплановой выездной проверки установлено, что ООО «ЦентрЭкоТех» для рекультивации Баратаевского карьера песка, расположенного по адресу: <адрес>, совхоз «<данные изъяты>», использует твердые коммунальные отходы (ТКО) в нарушение п.10 ст.12 Закона №89-ФЗ, согласно которому запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре территории объекта размещения отходов выявлен факт нахождения на теле объекта размещения медицинских отходов, а именно были обнаружены две пластиковые бутылки объемом 1,5 литра, внутри которых находилось множество пробирок для забора крови, наполненных красной жидкостью (предположительно кровью), которые относятся к отходам опасности класса Б – эпидемиологически опасные отходы), которые подлежат обязательному обезвреживанию. Таким образом, ООО «ЦентрЭкоТех» допустило размещение медицинских отходов, не прошедших специальную обработку на эксплуатируемом объекте, что является нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ на теле объекта обнаружены также пневматические шины с металлическим кордом отработанные, размещение которых не предусмотрено Государственной экологической экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой эксплуатируется объект размещения отходов, то есть ООО «ЦентрЭкоТех» не надлежащим образом организована работа при обращении с отходами, а именно должным образом не организован контроль поступающих и размещаемых отходов на объекте.

Действия ООО «ЦентрЭкоТех» в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ квалифицированы по ст.8.2 КоАП РФ – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.

В судебном заседании защитник юридического лица Ботя И.В. пояснила, что с протоколом об административном правонарушении организация не согласна. Пояснила, что Управлением Росприроднадзора по Ульяновской области ООО «Центр Экологических Технологий» выдана лицензия на право осуществления деятельности по обращению с отходами от ДД.ММ.ГГГГ на виды деятельности по сбору, транспортированию и размещению отходов 4 класса опасности, получено положительное заключение государственной экологической экспертизы на проектную документацию «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера». Объект поделен на две части: полигон захоронения отходов и территория, подлежащая рекультивации, которая представляет собой отработанный карьер. В результате полного цикла рекультивационных работ образуется технический грунт, который будет являться продуктом, а не отходом, и довод административного органа о том, что Общество использует для рекультивации карьера песка ТКО, не состоятелен. Пункт 10 ст.12 Федерального закона №89-ФЗ не нарушен. Заключенными между ООО и медицинскими учреждениями контрактами предусмотрена обязанность Общества принять для дальнейшего размещения ТКО 4 класса опасности либо медицинские отходы класса А, являющиеся эпидемиологически безопасными. Из акта отбора проб отходов в ходе проведения проверки и протокола результатов биотестирования отход относится к 5 классу опасности. Компонентный состав отходов и наличие медицинских отходов класса Б в протоколе результатов биотестирования не указаны. Наоборот, указано, что это отходы производства и потребления. В классификационном каталоге отходов пневматические шины с металлическим кордом отработанные не указаны. Согласно результатам лабораторных исследований этот отход относится к 5 классу опасности. Согласно п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности не лицензируется. Общество обладает объектом размещения отходов, соответствующим установленным требованиям. Решением руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается исключение негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов (отработанного карьера, используемого для захоронения отходов) ООО «ЦЭТ». Таким образом, Общество осуществляет деятельность в рамках лицензии, надлежащим образом организует работу при обращении с отходами. На основании изложенного, просила производство по делу об административном правонарушении прекратить.

Допрошенный в качестве свидетеля старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды ФИО4 пояснил в судебном заседании, что, несмотря на наличие разрешительной документации, у Общества отсутствовало право размещать отходы на территории отработанного Баратаевского карьера по причине отсутствия самого объекта размещения отходов. Закон не относит земельные участки к объектам размещения отходов; объектом проверки является сооружение, предназначенное для размещения отходов, которое должно соответствовать установленным требованиям. Решением Арбитражного суда Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст.14.1 КоАП РФ в связи с грубыми нарушениями лицензионных требований, в связи с чем у него отсутствовало право размещать отходы ТБО на карьере. Положительное заключение государственной экологической экспертизы противоречит действующему правовому регулированию. Пробы обнаруженных на карьере отходов отбирались с 5 точек и конвертировались в один объект исследования, поэтому экспертами определено, что отобранные пробы в совокупности относятся к 5 классу опасности.

Выслушав участников судебного заседания, изучив материалы дела и представленные участниками документы, суд приходит к следующим выводам.

Согласно п.10 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров.

Частью 2 ст. 2 данного закона предусмотрено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п.4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами. В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.

Федеральным законом от 29.12.2014 N 458-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" (в редакции от 29.06.2015) статья 12 Закона N 89-ФЗ дополнена пунктом 10, установившим запрет на применение твердых коммунальных отходов для рекультивации земель и карьеров. При этом каких-либо исключений относительно лиц, приступивших к осуществлению деятельности по рекультивации карьеров с использованием твердых коммунальных отходов до указанного срока, указанной нормой не предусмотрено.

Законом N 89-ФЗ определено, что к твердым коммунальным отходам относятся отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К твердым коммунальным отходам также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.

В акте проверки ООО «Центр Экологических технологий» от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Обществом в ДД.ММ.ГГГГ было получено положительное заключение государственной экологической экспертизы по проекту «Рекультивация с использованием твердых бытовых отходов выработанного карьера на Баратаевском месторождении сроком на 12 лет. Такое же положительное заключение дано на проектную документацию. Основное производственное назначение объекта – производить рекультивацию Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки твердых коммунальных отходов, которые и поступают в карьер согласно проектной документации. Сделан вывод о том, что для рекультивации Баратаевского карьера песка Общество использует ТКО.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре территории объекта размещения отходов выявлен факт нахождения на теле объекта размещения медицинских отходов, а именно были обнаружены две пластиковые бутылки объемом 1,5 литра, внутри которых находилось множество пробирок для забора крови, наполненных красной жидкостью (предположительно кровью), которые относятся к отходам опасности класса Б – эпидемиологически опасные отходы, которые подлежат обязательному обеззараживанию/обезвреживанию. Таким образом, ООО «ЦентрЭкоТех» допустило размещение медицинских отходов, не прошедших специальную обработку на эксплуатируемом объекте, что является нарушением природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.

ДД.ММ.ГГГГ на теле объекта обнаружены также пневматические шины с металлическим кордом отработанные, размещение которых не предусмотрено Государственной экологической экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой эксплуатируется объект размещения отходов.

ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ составлены акты обследования территории Баратаевского карьера на предмет соблюдения природоохранных требований, к которым приложены фототаблицы.

Лицензией от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрена деятельность Общества по сбору, транспортированию и размещению отходов IV класса опасности.

Вместе с тем, приказом Врио руководителя Управления Росприроднадзора по Ульяновской области от ДД.ММ.ГГГГ утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации «Рекультивация отработанного Баратаевского карьера», устанавливающее соответствие представленной документации, экологическим требованиям законодательства в области охраны окружающей среды, сроком 23 года. В заключении указано, что основное производственное назначение объекта - рекультивация Баратаевского карьера техническим грунтом, полученным в процессе компостирования остатков сортировки и хвостов сортировки, получаемых в процессе сортировки твердых коммунальных отходов, которые и поступают в карьер согласно проектной документации.

В материалах дела имеются также документы об учете отходов за 2018 год, договоры на оказание услуг по размещению твердых бытовых и коммунальных отходов, заключенные ООО «ЦЭТ» с различными организациями.

Анализ приведенных доказательств свидетельствует о том, что доводы административного органа о размещении ООО «ЦентрЭкоТех» на теле объекта медицинских отходов, не прошедших специальную обработку на эксплуатируемом объекте, и о том, что эти отходы относятся к отходам опасности класса Б – эпидемиологически опасные отходы, которые подлежат обязательному обеззараживанию/обезвреживанию, представленными доказательствами с должной полнотой и объективностью не подтверждаются, поскольку в материалах дела результаты исследования данного объекта отсутствуют, свидетелем ФИО4 подтверждено, что индивидуальное исследование именно этого объекта не проводилось, вывод основан лишь на визуальном наблюдении лиц, проводивших проверку, без объективного подтверждения заключениями экспертов.

Кроме того, в соответствии с п.4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, а не ООО «ЦентрЭкоТех».

Указание об обнаружении на теле объекта пневматических шин с металлическим кордом отработанных, размещение которых не предусмотрено Государственной экологической экспертизой от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которой эксплуатируется объект размещения отходов, не может свидетельствовать о виновности Общества по следующим основаниям.

При разрешении споров, связанных с отнесением тех или иных веществ и предметов к отходам, имеет значение наличие наименования спорного вещества (предмета) в Федеральном классификационном каталоге отходов, включающем перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации. Данный Каталог содержит позиции: "шины пневматические автомобильные отработанные" (код 9 21 110 01 50 4), "шины резиновые сплошные или полупневматические отработанные с металлическим кордом" (код 9 21 112 11 52 4), "камеры пневматических шин автомобильных отработанные" (код 9 21 120 01 50 4), "покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные" (код 9 21 130 02 50 4), "покрышки пневматических шин с тканевым кордом отработанные" (код 9 21 130 01 50 4). Применение отработанных шин в качестве вторичных ресурсов в терминах законодательства в области обращения с отходами идентифицируется как обработка и утилизация отходов.

В соответствии с Федеральным законом "Об отходах производства и потребления" утилизация отходов представляет собой использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), а также извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация); обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку.

Отработанные шины относятся к отходам IV класса опасности, что обусловливает необходимость, помимо соблюдения общих требований законодательства в области обращения с отходами, лицу, осуществляющему утилизацию отработанных шин:

- получить лицензию на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности (срок оформления такой лицензии превышает пять месяцев);

- обеспечить наличие у работников, допущенных к сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов - шин, необходимых документов о квалификации.

Вместе с тем, в протоколе указано, что обнаруженные на теле объекта пневматические шины с металлическим кордом отработанные, в то время, как такой вид отходов в приведенном каталоге отсутствует.

При этом согласно п.30 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по обращению с отходами 5 класса опасности не лицензируется.

Доводы защитника ООО «ЦЭТ» о проведении полного цикла компостирования отходов, в результате которого образуется технический грунт, который будет являться продуктом, а не отходом, административным органом надлежащим образом не проверены.

В соответствии со ст.1.5 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина, и считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.

Таким образом, поскольку представленные административным органом доказательства не позволяют сделать вывод о виновности юридического лица ООО «ЦентрЭкоТех» в совершении вменяемого ему правонарушения, производство по делу подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЦентрЭкоТех», привлекаемого к административной ответственности по ст.8.2 КоАП РФ, прекратить п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Ульяновский областной суд в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья С.Н. Чебукина