ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-433/20 от 08.09.2020 Камышловского городского суда (Свердловская область)

УИД 66RS0029-01-2020-001403-42 Дело № 5-433/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Камышлов «08» сентября 2020 г.

Судья Камышловского районного суда Свердловской области Поторочина О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Администрации Камышловского городского округа,

УСТАНОВИЛ:

Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области на основании приказа Управления от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной и выездной проверки органа местного самоуправления» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении администрации Камышловского городского округа на предмет проверки исполнения юридическим лицом обязательных требований законодательства Российской Федерации в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия при решении вопросов местного значения и осуществления полномочий по решению указанных вопросов, закрепленных за юридическим лицом в соответствии с федеральными законами, соответствия муниципальных актов, изданных в пределах указанных выше полномочий, требованиям Конституции РФ, федеральному законодательству, законодательству Свердловской области и Уставу Камышловского городского округа.

По результатам проверки выявлено, что юридическое лицо Администрация Камышловского городского округа, расположенное по адресу: <адрес>, допустило неисполнение, ненадлежащее исполнение полномочий, отнесенных Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации (далее ФЗ №73-ФЗ), Законом Свердловской области от 21.06.2004 г. №12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области (далее Закон Свердловской области №12-ОЗ), к ведению органов местного самоуправления, выразившееся в следующем:

1. Выявлена неполнота (недостаточность) правового регулирования муниципальных правовых актов КГО в части закрепления за органами МСУ КГО полномочий, отнесенных ФЗ №73-ФЗ, Законом Свердловской области №12-ОЗ, к ведению органов местного самоуправления, Уставом КГО к полномочиям администрации, а также в части регламентации этой деятельности, что влечет невозможность фактического исполнения (ненадлежащего исполнения) администрацией предусмотренных законом полномочий в области охраны объектов культурного наследия. Выявлены факты несоответствия отдельных муниципальных правовых актов правовым актам большей юридической силы, в том числе ФЗ №73-ФЗ.

2. Выявлены факты допущения нарушения установленных п.1 ст. 47.3 ФЗ №73-ФЗ, условиями Охранных обязательств требований к содержанию объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования КГО, что указывает на неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией полномочий, предусмотренных подпунктом 1 ст. 9.3 ФЗ №73-ФЗ, в части сохранения и использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, что приводит к ухудшению физического состояния объектов культурного наследия, искажению их визуального восприятия и может повлечь их утрату.

3. Выявлены факты систематического допущения администрацией нарушения установленного ст. 45 ФЗ №73-ФЗ, условиями Охранных обязательств порядка проведения работ на объектах культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования КГО, что указывает на ненадлежащее исполнение администрацией полномочий, предусмотренных подпунктом 1 ст. 9.3 ФЗ №73-ФЗ, в части сохранения и использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, что может привести к ухудшению физического состояния объектов культурного наследия, искажению их визуального восприятия и может повлечь их утрату.

4. Выявлены факты, указывающие на неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией полномочий по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования КГО, что является нарушением п.п.3.1 ст.9.3 ФЗ №73-ФЗ.

5. Выявлены факты, указывающие на неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией обязанностей, предусмотренных п.3 ст. 27 ФЗ №73-ФЗ, п.1 ст. 15 Закона Свердловской области №12-ОЗ, по установке (обеспечению установки) надписей и обозначений, содержащих информацию об объектах культурного наследия, находящихся в собственности муниципального образования КГО.

6. Выявлены факты заключения администрацией договоров о передаче объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, в оперативное управление, безвозмездное пользование, без учета требований к таким договорам, предусмотренным в пунктах 7,8 ст. 48 ФЗ №73-ФЗ, что является несоблюдением требований п.1 ст. 50.1 ФЗ №73-ФЗ. Несоблюдение администрацией требований п.1 ст. 50.1 ФЗ №73-ФЗ создает угрозу причинения вреда объектам культурного наследия вследствие несоблюдения пользователями установленных ФЗ №73-ФЗ требований к содержанию, сохранению и использованию таких объектов, и указывает на неисполнение (ненадлежащее исполнение) полномочий, предусмотренных подпунктом 1 ст. 9.3 ФЗ №73-ФЗ.

7. Администрацией не определен порядок организации историко- культурного заповедника местного (муниципального) значения, что указывает на неисполнение полномочий, предусмотренных подпунктом 3 ст.9.3 ФЗ №73-ФЗ.

8. До 2020 года финансирование на исполнение полномочий по сохранению объектов культурного наследия из средств местного бюджета Администрацией не выделялось. Данные обстоятельства указывают на неисполнение (ненадлежащее исполнение) Администрацией полномочий, предусмотренных подпунктом 1 ст. 9.3 и п.1 ст. 13 ФЗ №73-ФЗ, что приводит к ухудшению физического состояния объектов культурного наследия и может повлечь их утрату.

9. Администрацией не организовано проведение работ по выявлению и государственному учету объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, что является нарушением п.1 ст.16.1 ФЗ №73-ФЗ. Данные полномочия фактически не исполняются.

10. Выявлены обстоятельства, указывающие на бездействие Администрации в части принятия мер в пределах компетенции, направленных на недопущение нарушения требований п. 1 ст. 36 и абз.3 ст. 30 ФЗ №73-ФЗ, при реализации своих полномочий в области градостроительной деятельности и хозяйственного освоения земель, в том числе по предоставлению земельных участков в собственность и пользование, выдаче разрешений на строительство, что может повлечь нарушения указанного федерального закона лицами, осуществляющими хозяйственное освоение земель, и привести к повреждению и (или) утрате объектов культурного наследия, а также к нарушению прав лиц, приобретающих земельные участки под определенные цели, т.к. факт выявления объектов культурного наследия на данных земельных участках, в т.ч. в ходе непосредственного освоения, может привести к установлению факта невозможности дальнейшего их использования в предполагаемых целях.

Таким образом, Администрацией КГО нарушены: ст. 9.3, п.3 ст. 13, п.1 ст. 16, п.п. 1 и 3 ст. 27, п.п. 1,6 и 8 ст. 45, п.п. 1 и 2 ст. 50.1, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; условия сохранения и содержания объектов культурного наследия, предусмотренные охранными обязательствами по недвижимым объектам культурного наследия от 25.03.2013 г., 26.03.2013 г., 27.07.2010 г., 22.03.2013 г., 08.07.2009 г., 17.07.2009 г., 25.12.2013 г., 15.05.2012 г., 02.06.2010 г., 12.07.2013 г., 15.07.2009 г., 25.03.2013 г., 20.05.2011 г.

Защитник Администрации Камышловского городского округа Лавренюк Н.А. в судебном заседании пояснила, что с протоколом согласна. Перечень нарушений, указанных в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, она не оспаривает. Финансирование на исполнение полномочий по сохранению объектов культурного наследия из бюджета было запланировано только на 2020 г.

В судебном заседании должностное лицо Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области ФИО1 пояснила, что винаАдминистрации Камышловского городского округа в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 КоАП РФ, подтверждается материалами дела. В ходе проведенной плановой документарной и выездной проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что юридическое лицо Администрация КГО допустило неисполнение, ненадлежащее исполнение полномочий, отнесенных Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Свердловской области от 21.06.2004 г. №12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области», к ведению органов местного самоуправления, нарушение требований законодательства в области охраны объектов культурного наследия. Выявленные нарушения указаны в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ

Выслушав в судебном заседании защитника Лавренюк Н.А., должностное лицо ФИО1, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия.

В соответствии с п.3 ст. 10 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия в Российской Федерации осуществляют местные администрации либо входящие в их структуру и уполномоченные в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отраслевые (функциональные) или территориальные органы - муниципальные органы охраны объектов культурного наследия.

Полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия установлены ст. 9.3 Федерального закона №73-ФЗ.

Требования к содержанию и использованию объекта культурного наследия, включенного в реестр, установлены ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ. В частности, владелец объекта культурного наследия обязан осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии, обеспечивать сохранность и неизменность облика объекта культурного наследия.

Из материалов дела следует, что согласно сведениям единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Камышловского городского округа расположено 35 объектов культурного наследия, включенных в реестр, все объекты относятся к категории объектов культурного наследия регионального значения.

В собственности Камышловского городского округа находится 16 объектов культурного наследия, включенных в реестр, перечень которых указан в акте проверки (т.1 - л.д. - 80-124).

В период с 2009 по 2013 гг. в отношении 13 из 16 объектов культурного наследия Комитетом по управлению имуществом и земельным ресурсам администрации Камышловского городского округа уполномоченным региональным органом охраны объектов культурного наследия выданы охранные обязательства по недвижимым объектам культурного наследия от 25.03.2013, 26.03.2013, 27.07.2010, 22.03.2013, 08.07.2009, 17.07.2009, 25.03.2013, 15.05.2012, 02.06.2010, 12.07.2013, 15.07.2009, 25.03.2013, 20.05.2011 (т.2 - л.д. - 46-119). Охранными обязательствами определены, в том числе требования и условия к сохранению, содержанию объектов культурного наследия, а также особенности объектов культурного наследия, составляющие предмет охраны. На момент окончания проверки охранные обязательства являлись действующими. Приложением к охранному обязательству является акт о состоянии объекта культурного наследия.

На основании приказа Управления государственной охраны объектов культурного наследия Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О проведении плановой документарной и выездной проверки органа местного самоуправления» в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении администрации Камышловского городского округа (т.1 - л.д. - 125-127).

Актом проверки органом государственного контроля (надзора) органа местного самоуправления от ДД.ММ.ГГГГ выявлены и зафиксированы факты нарушения требований к содержанию объектов культурного наследия, установленных п.1 ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ, которые указывают на неисполнение (ненадлежащее исполнение) администрацией Камышловского городского округа полномочий, предусмотренных подпунктом 1 ст. 9.3 Федерального закона №73-ФЗ, в части сохранения и использования находящихся в муниципальной собственности объектов культурного наследия, что приводит к ухудшению физического состояния объектов культурного наследия, искажению их визуального восприятия и может повлечь их утрату (т.1 - л.д. - 80-124).

Из материалов дела следует, что администрацией Камышловского городского округа допущено неисполнение, ненадлежащее исполнение полномочий, отнесенных Федеральным законом от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Свердловской области от 21.06.2004 г. №12-ОЗ «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Свердловской области», к ведению органов местного самоуправления.

Таким образом, юридическому лицу в целях устранения выявленных нарушений необходимо было принять меры, направленные на обеспечение исполнения указанных полномочий и требований, предусмотренных Федеральным законом №73-ФЗ и Законом Свердловской области №12-ОЗ, в порядке, установленном действующим законодательством, в том числе меры по контролю в рамках имеющихся полномочий за исполнением требований к сохранению и содержанию объектов культурного наследия.

Тем самым, юридическим лицом Администрацией Камышловского городского округа были нарушены: ст. 9.3, п.3 ст. 13, п.1 ст. 16, п.п. 1 и 3 ст. 27, п.п. 1,6 и 8 ст. 45, п.п. 1 и 2 ст. 50.1, п. 1 ст. 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 г. №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»; условия сохранения и содержания объектов культурного наследия, предусмотренные охранными обязательствами по недвижимым объектам культурного наследия от 25.03.2013 г., 26.03.2013 г., 27.07.2010 г., 22.03.2013 г., 08.07.2009 г., 17.07.2009 г., 25.12.2013 г., 15.05.2012 г., 02.06.2010 г., 12.07.2013 г., 15.07.2009 г., 25.03.2013 г., 20.05.2011 г.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия Администрации Камышловского городского округа подлежат квалификации по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, т.е. нарушение законодательства в области охраны объектов культурного наследия.

В соответствии с ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Сведений о том, что администрация Камышловского городского округа не имела возможности для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст.7.13 КоАП РФ, в материалах дела не содержится.

В соответствии с ч.3 ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу судом учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также конкретные обстоятельства дела.

Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что Администрации Камышловского городского округа должно быть назначено административное наказание в виде административного штрафа.

Согласно ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

В данном случае обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, финансовым положением юридического лица, суд расценивает как исключительные. В связи с этим суд приходит к выводу, что Администрации Камышловского городского округа должно быть назначено административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ, т.е. в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей частью статьи КоАП РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ч.1 ст.7.13, ст.29.10Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

ПОСТАНОВИЛ:

Признать юридическое лицо Администрацию Камышловского городского округа виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

Разъяснить, что административный штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу (квитанцию об его плате предоставить в суд). Предупредить, что неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, то есть что за нарушение срока уплаты штрафа предусмотрена ответственность по ст.20.25 КоАП РФ.

Штраф должен быть уплачен на счет: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/сч <***>), ИНН <***>, КПП 770301001, ОКТМО 45382000, БИК 044501002, номер счета получателя платежа 40101810500000001901, наименование банка: Операционный департамент Банка России, <...>, КБК 05411601071010013140, назначение платежа: административный штраф за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации).

Постановление может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления в Свердловский областной суд путем подачи жалобы через Камышловский районный суд Свердловской области.

Судья О.А. Поторочина