ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-4360/20 от 27.11.2020 Зеленодольского городского суда (Республика Татарстан)

Дело

УИД:16RS0-85

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

Судья Зеленодольского городского суда Республики Татарстан Садыков И.И., при секретаре Степановой М.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго» (далее «ПОЗиС»), адрес: 422546, Россия, <адрес> (ИНН , ОГРН ),

У С Т А Н О В И Л:

Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ отношении юридического лица АО «ПОЗиС» по нарушениям соблюдения требований промышленной безопасности при эксплуатации технических устройств.

АО «ПОЗиС» эксплуатирует 13 (тринадцать) опасных производственных объектов III класса опасности, а также 6 (шесть) опасных производственных объектов IV класса опасности, общество эксплуатирует 19 опасных производственных объектов, зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов, на основании свидетельства о регистрации А43-01138 от ДД.ММ.ГГГГ.

АО «ПОЗиС» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности на основании лицензии № ВП 43-003760 от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление деятельности: эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов, выдана Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

АО «ПОЗиС» эксплуатирует вышеуказанные опасные производственные объекты по адресу: 422546, Россия, <адрес>, не имея в перечни выполняемых работ: хранение воспламеняющихся, окисляющих, горючих, взрывчатых, токсичных, высокотоксичных веществ и веществ, представляющих опасность для окружающей среды, на взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектах I, II и III классов опасности. В соответствии со статей 9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и статьей 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты должны иметь лицензию на эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 9, пунктом 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.

По результатам рассмотрения сведений об организации производственного контроля АО «ПОЗиС» (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) выявлено, что общество, эксплуатирующее опасные производственные объекты, надлежащим образом не организован производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности, а именно:

представлены недостоверные сведения об организации производственного контроля за 2019 год в Приволжское управление Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ, Акционерным обществом «Производственное объединение «Завод имени Серго», эксплуатирующей опасные производственные объекты, а именно в разделах 2.2, 3.1, 5.1, раздел «Файлы», в разделе «Справочник» отсутствуют данные к требованиям заполнения отчета производственного контроля:

в разделе «идентификация организации» общество указало отчетный период за 2018 год, вместо 2019 года;

не указаны даты последней аттестации ответственных руководителей работ по локализации и ликвидации аварии;

не указан объем, давление оборудования, работающее при избыточном давлении >0,07 МПа или при температуре >115 °С;

не указаны даты следующей экспертизы промышленной безопасности на технические устройства;

отсутствуют экспертизы промышленной безопасности на технические устройства: на опасном производственном объекте per. № А43-01138-0006 (ОПО) котлы паровые в кол- ве 8 ед, экономайзеры в кол-ве 10 ед., газораспределительный пункт в кол-ве 2 ед, шкафной регуляторный пункт в кол-ве 2 ед, газораспределительная установка в кол-ве 2 ед, печь газовая, линии порошкового напыления в кол-ве 1 ед, газопроводы высокого давления II, III, IV категории в кол-ве 3 ед., на опасном производственном объекте per. №А43-01138-0010 компрессор центробежный в кол-ве 9 ед.,

отсутствует нормативный срок службы;

отсутствуют Тип ТУ, Вид ТУ, Марка ТУ;

отсутствуют трубопроводы транспортировки соляной кислоты;

не указан процент износа технических устройств;

в разделе «сведения о результатах проверок, проводимых при осуществлении производственного контроля, устранении нарушений» не указаны нормативные правовые акты, положения которых нарушены; не указаны пункты нормативно правовых актов, положения которых нарушены; в отчете представлены фиктивные нарушения, без привязок к конкретному оборудованию; не заполнены поля «работники привлеченные к ответственности за нарушения требований промышленной безопасности по представлению служб производственного контроля»;

отсутствует вид надзора, а именно: «Надзора за предприятиям химического комплекса»;

-отсутствуют копии полюсов обязательного страхования опасного производственного объекта;

- в разделе справочник не верно указаны виды надзора (не соответствуют разделу 4.3.), чем нарушены пункты 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; п.9, подпункты а), в), е), п. 15, п. 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.1999 N 263 «Об организации и осуществлении производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте»; пункты 3, 5 приложения приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 23.01.2014 № 25 «Об утверждении требований к форме представления организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект, сведений об организации Производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности в федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору»; пункт 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденных приказом Ростехнадзора от 14.11.2013 № 538; подпункт б) пункта 2) статьи 6 Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

По данному факту Главным государственным инспектором Приволжского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора в отношении АО «ПОЗиС» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

В судебном заседании представитель АО «ПОЗиС» ФИО2, действующий на основании доверенности, выразил несогласие с составленным протоколом в части указанных нарушений и представил письменные возражение по протоколу об административно правонарушении. Общество имеет бессрочные лицензии, которые на момент оформления и на момент изменения наименования вида деятельности соответствовали действующему законодательству. Поскольку, в ч. 5 ст. 10 Закона №22-ФЗ прямо установлено, что предоставленные до ДД.ММ.ГГГГ (то есть до вступления в силу Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности) лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов и лицензии на эксплуатацию химически опасных производственных объектов сохраняют свое действие после дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предоставляют их лицензиатам право осуществлять эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности в соответствии с перечнем выполняемых работ, указанным в таких лицензиях.

Общество не согласно с указанием в протоколе от ДД.ММ.ГГГГ. в качестве правонарушения на предоставление АО «ПОЗиС» недостоверных сведений об организации производственного контроля за 2019 год (далее по тексту - Отчет), поскольку АО «ПОЗиС», согласно Методическим рекомендациям по приему от эксплуатирующих организаций сведений об организации производственного контроля (далее по тексту - Методические рекомендации), в которых содержатся пояснения Требований, утвержденных приказом Ростехнадзора от 23.01.2014, Отчет, несоответствующий Требованиям по форме представления или составу сведений, то такую организацию Ростехнадзору необходимо проинформировать о несоответствии Отчета Требованиям, а также о необходимости в разумный срок, но не менее 15 рабочих дней, представить Отчет в соответствии с Требованиями, и административная ответственность наступает только за повторно не предоставленный документ.

А также имеются процессуальные нарушения при составлении Управлением Ростехнадзора протокола, а именно: протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении АО «ПОЗиС» составлен Управлением Ростехнадзора в отсутствие законного представителя юридического лица; протокол от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении в отношении юридического лица составлен с большим временным разрывом по сравнению с протоколом от ДД.ММ.ГГГГ, составленным в отношении должностного лица за то же самое административное правонарушение.

Кроме того, АО «ПОЗиС» представлены документы от ДД.ММ.ГГГГ об устранении указанных нарушениях с направлением отчета от ДД.ММ.ГГГГ в Приволжский территориальный отдел Приволжского Управления Ростехнадзора.

Просит производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения.

Представитель Приволжского территориального отдела Приволжского Управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела без их участия.

Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, являются общественные отношения в сфере деятельности в области промышленной безопасности, обеспечивающие защищенность жизненно важных интересов личности и общества на опасных производственных объектах.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, составляет нарушение: а) требований промышленной безопасности; б) или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.

Нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в этой области может быть совершено как путем действия, так и бездействия.

Субъектом правонарушения по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ может быть гражданин, должностное лицо и юридическое лицо

С субъективной стороны правонарушение по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Между тем, исходя из представленных материалов дела, следует, что АО «ПОЗиС» осуществляет деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов 1, 2 и 3 классов опасности на основании двух лицензий: № ВП-43-003760 от ДД.ММ.ГГГГ «Эксплуатация взрывопожароопасных производственных объектов» и №ЭХ-43-004916 от ДД.ММ.ГГГГ «Эксплуатация химически опасных производственных объектов». Данные лицензии выданы АО «ПОЗиС» бессрочно, они в настоящее время не аннулированы. Перечень требуемых видов работ в лицензиях содержится.

Нарушения, указанные в протоколе устранены.

в разделах 2.2, 3.1, 5.1, разделе «Файлы», в разделе «Справочник» Отчета отсутствуют данные к требованиям заполнения отчета производственного контроля.

Данное замечание к указанным разделам Отчета Обществом устранено - в Отчете заполнены разделы 2.2, 3.1, 5.1, раздел «Файлы», раздел «Справочник».

в разделе «Идентификация организации» Общество указало отчетный период за 2018 год, вместо 2019года.

Данное замечание к указанному разделу Отчета Обществом устранено - в разделе «Идентификация организации» отчетным периодом указан 2019 год.

не указаны даты последней аттестации ответственных руководителей работ по локализации и ликвидации аварий.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - указана дата последней аттестации ответственных руководителей работ по локализации и ликвидации аварий.

не указан объем, давление оборудования, работающего под избыточным давлением свыше 0,07 МПа или при температуре больше 115°С.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включены данные из паспортов оборудования, работающего под избыточным давлением.

не указаны даты следующей экспертизы промышленной безопасности на технические устройства на ОПО per. №А43-01138-0006 и на ОПО per. №А43-011380010.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включены сведения по датам прохождения экспертиз.

отсутствуют экспертизы промышленной безопасности на технические устройства на ОПО per. №А43-01138-0006 и на ОПО per. №А43-011380010.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено — в Отчет включены сведения по экспертизам промышленной безопасности на технические устройства. Заключения экспертиз прикладываем к настоящим объяснениям.

отсутствует нормативный срок службы.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включен нормативный срок службы.

отсутствуют: тип ТУ, вид ТУ, марка ТУ.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включены данные из паспортов на ТУ.

отсутствуют трубопроводы транспортировки соляной кислоты.

По данному замечанию имеется пояснение, что в связи с уменьшением объема потребления Обществом соляной кислоты, доставка кислот осуществляется автомобильным транспортом в мелкой таре объемом 25-35л. Кислоты поступают сразу на ОПО «Участок хранения химреагентов» (специально оборудованная площадка для хранения кислот для цеховых нужд), минуя ОПО «Склад сырьевой (участок хранения кислот). Поэтому необходимость в трубопроводах транспортировки соляной кислоты отсутствует.

не указан процент износа ТУ.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включены данные по проценту износа ТУ.

в разделе «Сведения о результатах проверок, проводимых при осуществлении производственного контроля, устранения нарушений» Отчета не указаны пункты нормативных правовых актов, которые нарушены; в Отчете представлены фиктивные нарушения, без привязок к конкретному оборудованию; не заполнены поля «работники, привлеченные к ответственности за нарушения требований промышленной безопасности по представлению служб производственного контроля.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчете указаны данные по нормативным правовым актам и пунктам, положения которых нарушены. Поля по работникам, привлеченным к ответственности за нарушения требований промышленной безопасности, не заполнены, так как работники к ответственности не привлекались.

отсутствует вид надзора, а именно «Надзор за предприятиями химического комплекса».

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в Отчет включены сведения об указанном виде надзора.

отсутствуют копии полюсов обязательного страхования опасного производственного объекта.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в раздел «Файлы» Отчета внесены все копии полюсов обязательного страхования ОПО за 2019г.

в разделе справочник Отчета не верно указаны виды надзора.

Данное замечание к Отчету Обществом устранено - в раздел справочник Отчета включены сведения обо всех видах надзора, осуществляемых на АО «ПОЗиС».

Необходимо отметить, что все замечания в области соблюдения требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов производство, указанные в протоколе, составленном должностным лицом Приволжского управления Ростехнадзора об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица АО «ПОЗиС», были устранены незамедлительно в период проверки, на момент составления указанного протокола не имелись.

Кроме того Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за взрывопожароопасными объектами общепромышленного и химического комплекса Приволжского управления Ростехнадзора ФИО1 после выявления нарушений не вынесено предписание и не дан разумный срок для их устранения, нет акта проверки исполнения данного предписания, то есть нарушена процедура привлечения к административной ответственности. Напротив АО «ПОЗиС» приложило все усилия, чтобы в кратчайший срок исправить указанные замечания, о чем в письменном виде направило отчет в Управление Ростехнадзора.

Следовательно, вина в нарушении АО «ПОЗиС» требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не доказана.

Выводы должностного лица Управления Ростехнадзора о привлечении АО «ПОЗиС» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - административное приостановление деятельности, несостоятельны.

В силу требований ч. 1 и 2 ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена вина.

Согласно ч.2 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

В соответствии с п.п.1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличия хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 настоящего Кодекса выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении в отношении АО «ПОЗиС» подлежит прекращению за отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ч.2 ст.24.5, п.п.1 части 1.1 статьи 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Производственное объединение «Завод имени Серго» прекратить.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение 10 суток со дня получения копии постановления.

Судья: