ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-436/2022 от 14.06.2022 Кингисеппского городского суда (Ленинградская область)

Дело № 5-436/2022

УИД 47RS0007-01-2021-002801-27

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

г. Кингисепп 14 июня 2022 года

Судья Кингисеппского городского суда Ленинградской области Штурманова Н.В.,

с участием должностного лица, уполномоченного в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – начальника ОАР Кингисеппской таможни ФИО2,

защитника юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Арсенова Э.Ю., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),

в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» <данные изъяты>, юридический адрес: г. Москва, ул. Новая Басманная, д.2 (далее – ОАО «РЖД»),

У С Т А Н О В И Л:

15 ноября 2020 г. на таможенный пост ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни (Ленинградская обл., г. Ивангород, ул. Вокзальная д. 1) для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» был предъявлен к осмотру составом государственной комиссии на железнодорожной станции Ивангород-Нарвский железнодорожный состав (индекс 0734/155/0840). В составе поезда перемещались железнодорожные вагоны №, , .

Для принятия мер по минимизации профиля риска было принято решение о проведении таможенного досмотра железнодорожных вагонов №, , . В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра ) было обнаружено, что на боковых сторонах нижних частей вагонов имеются накладки, усиливающие конструктивную прочность, выполнение из металлического проката «П-ОБРАЗНОГО» профиля, приваренного к плоским элементам боковин разгрузочных люков. Количество таких накладок – по 4 штуки на каждой боковой стороне вагона, всего 8 накладок на вагоне. При внимательном визуальном обследовании технологических полостей, образованных между поверхностью нижней части вагонов и внутренней поверхностью профиля накладки, замечено, что на расстоянии около 10 сантиметров от нижнего среза усиливающей накладки имеются инородные элементы, не предусмотренные конструкцией вагонов. При механическом воздействии на указанные элементы установлено, что это фрагменты строительно-монтажной пены, играющие роль импровизированных заглушек. После удаления указанных элементов из технологических полостей обнаружено, что в указанных полостях скрыты сигареты, упакованные в блоки по 9 пачек в блоке. Из мест сокрытия изъято:

- из вагона – 16 блоков сигарет (по два блока в каждой полости);

- из вагона – 16 блоков сигарет (по два блока в каждой полости);

- из вагона – 12 блоков сигарет (две технологические полости были пусты, из остальных 6 полостей изъято по 2 блока сигарет). Всего изъято 44 блока по 9 пачек в каждом. Изъятый товар представляет собой сигареты <данные изъяты>, находящиеся в блоках. Всего 44 блока сигарет упаковка блока выполнена из прозрачного полиэтилена, каждый блок содержит 9 пачек сигарет, по 20 сигарет в каждой пачке. Пачка сигарет белого-золотистого цвета, на пачке имеется надпись «<данные изъяты> на боковых сторонах пачек имеется информация продажа лицам, не достигшим 18 лет, запрещена, ОАО "<данные изъяты>" <адрес><данные изъяты> Также на пачке имеются надписи на русском языке, акцизная марка Республики Беларусь.

Железнодорожные вагоны №, , порожние, товар в вагонах отсутствует, запорные устройства железнодорожных вагонов в исправном состоянии.

В ходе производства по делу об административном правонарушении 07.12.2020 назначена товароведческая экспертиза предмета административного правонарушения по делу в экспертно-криминалистической службе регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России г. Санкт-Петербурга.

Согласно заключению эксперта экспертно-криминалистической службы регионального филиала ЦЭКТУ ФТС России г.Санкт-Петербурга (экспертно-исследовательского отдела № 2 (г. Псков) от 17.03.2022 рыночная стоимость товара, являющегося предметом административного правонарушения по делу об административном правонарушении , на рынке Российской Федерации по состоянию на 15.11.2022, составила 38.364 (тридцать восемь тысяч триста шестьдесят четыре) рубля 48 копеек.

Согласно служебной записке ОЗОиТН от 11.04.2022 , данный товар классифицируется кодом 2402209000 ТН ВЭД ЕАЭС. Вывоз товара под действие запретов и ограничений не подпадает.

Согласно служебной записке ОКТС и ТП от 11.04.2022 , таможенная стоимость вывозимых товаров определяется в соответствии с Правилами определения таможенной стоимости товаров, вывозимых из Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.12.2019 (далее – Правила). В соответствии с пунктом 3 Правил, таможенная стоимость вывозимых товаров не определяется и не заявляется, если в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательства Российской Федерации в отношении вывозимых товаров не возникает и не может возникнуть обязанность по уплате вывозных таможенных пошлин, базой исчисления для которых является их таможенная стоимость.

В случае если бы в отношении вывозимых товаров, классифицируемых кодом 2402 209000 ТН ВЭД ЕАЭС, были бы установлены вывозные таможенные пошлины, базой исчисления для которых является их таможенная стоимость, то таможенная стоимость могла бы составить 38364 рублей 48 коп.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.08.2013 № 754 «Об утверждении ставок вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе, и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» вывозные пошлины в отношении товара (код ТН ВЭД ЕАЭС 2402209000) не установлены. Следовательно данные товары вывозятся с таможенной территории ЕАЭС без уплаты таможенных платежей.

Товар, являющийся предметом административного правонарушения, был изъят 16 ноября 2020 года по протоколу изъятия вещей и документов по делу об административном правонарушении и помещен на ответственное хранение в камеру хранения вещественных доказательств, расположенную по адресу: <адрес>

Действия ОАО «Российские железные дороги» квалифицированы по ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ.

Должностное лицо, уполномоченное в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении – начальник ОАР Кингисеппской таможни ФИО2 полагал, что протокол об административном правонарушении и иные материалы дела объективно подтверждают вину юридического лица в сокрытии товаров от таможенного контроля.

Законный представитель ОАО «Российские железные дороги» - генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» ФИО10 в судебное заседание не явился. О времени и месте судебного разбирательства уведомлен в установленном порядке. Заявлений или ходатайств об отложении судебного заседания не поступало.

Защитник юридического лица, Арсенов Э.Ю., действующий на основании доверенности, полагал, что производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению за отсутствием в действиях Общества инкриминируемого состава административного правонарушения. Указывая в обоснование позиции, что таможенным органом нарушена процедура проведения таможенного досмотра, предусмотренная ст.328 ТК ЕАЭС. ОАО «РЖД» на досмотр не вызывалось, доказательств уведомления Общества в материалах дела не представлено. При этом в акте таможенного досмотра указано в строке «присутствие представителя декларанта» некое лицо ФИО3 (словно это был представитель ОАО «РЖД»), и что досмотр проводится в отношение ОАО «РЖД». При этом установить сведения о личности ФИО3 из акта не возможно. Таможенным органом допущено нарушение методических рекомендаций проведения таможенного досмотра. Решением Верховного Суда РФ от 05.11.2019 N АКПИ19-685 «Методические рекомендаций по организации и проведению таможенного досмотра (осмотра) до выпуска товаров (приложение к Письму ФТС России от 04.02.2016 N 01-11/04772)» признаны недействующими. Письмом ФТС России Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2020 г. N 01-11/06458 «О направлении рекомендаций» приняты новые методические рекомендации по осуществлению действий должностных лиц таможенных органов при организации и проведении таможенного досмотра. Пунктом 1 методических рекомендации установлено, что они разработаны в целях оказания методической помощи должностным лицам таможенных органов Российской Федерации при организации, проведении и оформлении результатов таможенного досмотра с использованием Единой автоматизированной информационной системы (далее - ЕАИС) таможенных органов при совершении таможенных операций, связанных с:

прибытием товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) (глава 14 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС); убытием товаров с таможенной территории ЕАЭС (глава 15 ТК ЕАЭС); временным хранением товаров (глава 16 ТК ЕАЭС); таможенным декларированием и выпуском товаров (главы 17 и 18 ТК ЕАЭС).

То есть, при проведении таможенного досмотра в связи с подачей ОАО «РЖД» транзитной декларации (гл. 17 ТК ЕАЭС) применение методических рекомендаций обязательно, которое устанавливает порядок и сроки проведения таможенного досмотра. Должностным лицом таможенного органа не установлено, какие положения технологического процесса нарушено, как и не установлены лица, нарушившие технологический процесс.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Административным правонарушением, предусмотренным ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ, влекущим наложение административного штрафа в размере от одной второй до трехкратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой и конфискацию товаров и (или) транспортных средств, явившихся орудиями совершения административного правонарушения, либо конфискацию предметов административного правонарушения признается сокрытие товаров от таможенного контроля путем использования тайников или иных способов, затрудняющих обнаружение товаров, либо путем придания одним товарам вида других при перемещении их через таможенную границу Таможенного союза.

В соответствии с ч.1, 2 ст. 1 ТК ЕАЭС осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за ее пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за ее пределами. Таможенное регулирование в Союзе осуществляется в соответствии с регулирующими таможенные правоотношения международными договорами, включая настоящий Кодекс, и актами, составляющими право Союза (далее - международные договоры и акты в сфере таможенного регулирования), а также в соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года (далее - Договор о Союзе).

В соответствии с п. 5, 7, 16, 27, 37, 41 ч.1 ст. 2 ТК ЕАЭС вывозом товаров с таможенной территории Союза является совершение действий, направленных на вывоз товаров с таможенной территории Союза любым способом, в том числе пересылка в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, включая пересечение таможенной границы Союза; декларантом признается лицо, которое декларирует товары либо от имени которого декларируются товары; лицо - физическое лицо, юридическое лицо, а также организация, не являющаяся юридическим лицом; под перемещением товаров через таможенную границу Союза понимается ввоз товаров на таможенную территорию Союза или вывоз товаров с таможенной территории Союза; таможенными операциями являются действия, совершаемые лицами и таможенными органами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании; таможенным контролем признается совокупность совершаемых таможенными органами действий, направленных на проверку и (или) обеспечение соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов о таможенном регулировании.

Согласно статье 9 ТК ЕАЭС все лица на равных основаниях имеют право на перемещение товаров через таможенную границу Союза в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом или в соответствии с настоящим Кодексом. Товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, подлежат таможенному контролю в соответствии с настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 2, 4 ст. 10 ТК ЕАЭС местами перемещения товаров через таможенную границу Союза являются пункты пропуска через государственные границы государств-членов либо иные места, определенные в соответствии с законодательством государств-членов. Места перемещения товаров через таможенную границу Союза, через которые товары убывают с таможенной территории Союза, являются местами убытия.

Пунктом 25 части 1 статьи 2 ТК ЕАЭС определено, что незаконным перемещением товаров через таможенную границу Союза признается перемещение товаров через таможенную границу Союза вне мест, через которые в соответствии со статьей 10 настоящего Кодекса должно или может осуществляться перемещение товаров через таможенную границу Союза, или вне времени работы таможенных органов, находящихся в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным таможенным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации.

В ходе судебного заседания установлено и подтверждено материалами дела об административном правонарушении, что 15 ноября 2020 г. на таможенный пост ЖДПП Ивангород Кингисеппской таможни для убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) перевозчиком ОАО «Российские железные дороги» был предъявлен к осмотру составом государственной комиссии на железнодорожной станции Ивангород-Нарвский железнодорожный состав (индекс 0734/155/0840). В составе поезда перемещались железнодорожные вагоны №, ,

Для принятия мер по минимизации профиля риска было принято решение о проведении таможенного досмотра железнодорожных вагонов №, , . В результате таможенного досмотра (акт таможенного досмотра ) было обнаружено, что на боковых сторонах нижних частей вагонов имеются накладки, усиливающие конструктивную прочность, выполнение из металлического проката «П-ОБРАЗНОГО» профиля, приваренного к плоским элементам боковин разгрузочных люков. Количество таких накладок – по 4 штуки на каждой боковой стороне вагона, всего 8 накладок на вагоне. При внимательном визуальном обследовании технологических полостей, образованных между поверхностью нижней части вагонов и внутренней поверхностью профиля накладки, замечено, что на расстоянии около 10 сантиметров от нижнего среза усиливающей накладки имеются инородные элементы, не предусмотренные конструкцией вагонов. При механическом воздействии на указанные элементы установлено, что это фрагменты строительно-монтажной пены, играющие роль импровизированных заглушек. После удаления указанных элементов из технологических полостей обнаружено, что в указанных полостях скрыты сигареты, в количестве 44 блоков сигарет.

Таможенный контроль проводится таможенными органами в соответствии с настоящим Кодексом (ч.1 ст. 310 ТК ЕАЭС). Таможенный контроль проводится в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных настоящим Кодексом форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля (ч.2 ст. 310 ТК ЕАЭС).

Таможенный контроль проводится в период нахождения товаров под таможенным контролем, определяемый в соответствии со статьей 14 настоящего Кодекса (ч.7 ст. 310 ТК ЕАЭС).

В силу ч.2 ст.14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

В соответствии с положениями ст. 322 ТК ЕАЭС при проведении таможенного контроля таможенные органы применяют следующие формы таможенного контроля: получение объяснений; проверка таможенных, иных документов и (или) сведений; таможенный осмотр; таможенный досмотр; личный таможенный досмотр; таможенный осмотр помещений и территорий; таможенная проверка.

Согласно положениям ч.1, 2, 3 ст. 328 ТК ЕАЭС таможенный досмотр - форма таможенного контроля, заключающаяся в проведении осмотра и совершении иных действий в отношении товаров, в том числе транспортных средств и багажа физических лиц, со вскрытием упаковки товаров, грузовых помещений (отсеков) транспортных средств, емкостей, контейнеров или иных мест, в которых находятся или могут находиться товары, и (или) с удалением примененных к ним таможенных пломб, печатей или иных средств идентификации, разборкой, демонтажем или нарушением целостности обследуемых объектов и их частей иными способами. Таможенный досмотр проводится в целях проверки и (или) получения сведений о товарах, в отношении которых проводится таможенный контроль. Таможенный орган уведомляет о месте и времени проведения таможенного досмотра любым способом, позволяющим подтвердить факт получения уведомления, декларанта или иное лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров, если эти лица установлены. При назначении времени проведения таможенного досмотра учитываются разумные сроки прибытия таких лиц.

15.11.2021 ведущим инспектором ОТОИТК таможенного поста ЖДПП Кингисеппской таможни ФИО4 на основании поручения на таможенный досмотр , выданного 15.11.2020 в 18:05 ФИО5 произведен 100 % таможенный досмотр, с пересчетом грузовых мест; с выборочным вскрытием, пересчетом количества предметов в грузовых местах: выборочно, с установлением срока проведения таможенного досмотра до 20:00 15.11.2020 (л.д.23).

При этом в нарушение требований, предъявляемых к проведению таможенного досмотра, перевозчик ОАО «РЖД» уведомлен о проведении таможенного досмотра не был, таможенный досмотр был начат через 10 минут, с момента выдачи поручения на таможенный досмотр.

Основания, по которым таможенный досмотр можно было проводить в отсутствие лица, лица, обладающие полномочиями в отношении товаров, и их представители, как неявка указанных лиц либо случаи, когда такие лица не установлены; наличие угрозы национальной (государственной) безопасности, жизни и здоровью человека, животных и растений, окружающей среде, сохранению объектов национального культурного достояния государств-членов и наступление иных обстоятельств, не терпящих отлагательства, в том числе наличие признаков, указывающих на то, что товары являются легковоспламеняющимися веществами, взрывоопасными предметами, взрывчатыми, отравляющими, опасными химическими и биологическими веществами, наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими, ядовитыми, токсичными, радиоактивными веществами, ядерными материалами и другими подобными товарами, а также случаи, когда товары распространяют неприятный запах; пересылка товаров в международных почтовых отправлениях; оставление на таможенной территории Союза товаров в нарушение таможенной процедуры, предусматривающей их вывоз с таможенной территории Союза, или условий, установленных для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры (ч.6 ст.328 ТК ЕАЭС), отсутствовали.

Причины проведения таможенного досмотра в отсутствие лица, обладающими полномочиями в отношении товаров в акте указаны.

Должностным лицом, осуществляющим таможенный досмотр и проводивший его оформление, указано, что досмотр проведен с участием лица, обладающими полномочиями в отношении товара, ФИО3

Вместе с тем, как следует из материалов дела об административном правонарушении, ФИО3является старшим государственным таможенным инспектором Кинологического отдела Кингисеппской таможни (л.д.20).

На первом листе акта таможенного досмотра от 15.11.2020 содержатся сведения лишь об одном понятом, сотруднике отдела карантинного фитосанитарного контроля станции Ивангород, инспекторе ФИО6, тогда как далее указано о понятом ФИО7, являющегося стрелком Санкт-Петербургского отряда (филиала ФГПВО КрТ по Октябрьской ж/д) (л.д.20 оборот).

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит привлечению к административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.

С учетом допущенных нарушений при проведении таможенного досмотра, заключающего в неуведомлении лица, обладающего полномочиями в отношении товара, неуказания причин проведения досмотра с участием понятых, акт таможенного досмотра нельзя признать достаточным и допустимым доказательством, свидетельствующем о совершении ОАО «РЖД» административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ.

При указанных обстоятельствах, дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 16.1 КоАП РФ в отношении ОАО «РЖД», подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ, за отсутствием в действиях Общества состава административного правонарушения.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, издержки по делу об административном правонарушении состоят из сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам.

Согласно ч.3 ст. 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном настоящим Кодексом, издержки по делу об административном правонарушении относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом и предусмотренном законом субъекта Российской Федерации, - на счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Издержки по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» отсутствуют.

В силу п.1 ч.3 ст. 29.10 КоАП РФ, в постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы об изъятых вещах и документах, о вещах, на которые наложен арест, если в отношении их не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации, а также о внесенном залоге за арестованное судно. При этом: вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Предмет административного правонарушения – «сигареты» по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу подлежит передачи в собственность государства.

На основании изложенного, руководствуясь п.2 ч.1 ст.ст.24.5, ст.ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, судья:

П О С Т А Н О В И Л:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 16.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Открытого акционерного общества «Российские железные дороги» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предмет административного правонарушения – «<данные изъяты>», изъятый по протоколу изъятия вещей и документов от 16 ноября 2020 года, по вступлении постановления по делу об административном правонарушении в законную силу передать в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в Ленинградский областной суд.

Судья: Н.В. Штурманова