5-437/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. ФИО2 резолютивная часть оглашена 08 ноября 2016 года
мотивированное постановление вынесено 09 ноября 2016 года
Судья Октябрьского районного суда г. Кирова Уськова А.Н.,
при секретаре Пушкаревой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Октябрьского районного суда города Кирова, по адресу: <...>, протокол об административном правонарушении № 3 от 26.08.2016, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении и.о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Федерального казначейства по Кировской области в период с 05.07.2016 года по 10.08.2016 года в Министерстве финансов Кировской области проведена выездная внеплановая проверка соблюдения условий соглашения о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области, в том числе с учетом осуществления Кировской областью операций с остатками средств учреждений по итогам 2014 и 2015 годов (акт проверки от 10.08.2016), за период с 01.01.2014 по 31.12.2015, в ходе которой установлено следующее:
Правила предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации бюджетных кредитов на 2015 год утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 № 1567 (далее – Правила от 27.12.2014 № 1567). Пунктом 4 Правил определено, что бюджетный кредит для частичного покрытия дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в целях погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации в виде обязательств по бюджетным кредитам, государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, предоставляется при условии принятия субъектом Российской Федерации обязательств, в том числе: г)сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015году на уровне, утвержденном на 2015год по состоянию на 1января 2015г., - для субъектов Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015год по состоянию на 1января 2015г., превышал 10процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015год, обеспечение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015году на уровне не более 10процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений за 2015год - для субъектов Российской Федерации, у которых размер дефицита бюджета, утвержденный на 2015год по состоянию на 1января 2015г., не превышал 10процентов суммы доходов субъекта Российской Федерации без учета безвозмездных поступлений на 2015год;
В соответствии с пунктом 5 Правил от 27.12.2014 № 1567 Губернатором Кировской области Н.Ю.Б. Министру финансов Российской Федерации направлено письмо от 23.04.2015 № 3258-01-03 «О предоставлении бюджетного кредита» (далее – письмо от 23.04.2015 № 3258-01-03) с просьбой рассмотреть возможность предоставления бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетных кредитов для частичного покрытия дефицита бюджета в целях погашения долговых обязательств в виде кредитов, полученных от кредитных организаций, в сумме 5888 040 тыс. руб., в котором Кировская область обязуется обеспечить выполнение условий предоставления бюджетного кредита.
В соответствии со сведениями об основных показателях областного бюджета Кировской области в 2015 году и прогнозе на 2016-2018 годы (приложение к письму от 23.04.2015 № 3258-01-03), подписанным заместителем Председателя Правительства области, главой департамента финансов ФИО1: утвержденный план по состоянию на 01января 2015 года по доходам - 38397092,5 тыс. руб. (из них налоговые и неналоговые доходы - 24734133,9 тыс. руб.), по расходам - 41454830,9 тыс. руб.; дефицит бюджета Кировской области утвержден в сумме 3057738,4 тыс. руб. или 12,4% к налоговым и неналоговым доходам области, дефицит с учетом статьи 92.1 БК РФ утвержден в размере 10% к сумме налоговых и неналоговых доходов; - за 2015 год ожидаемые налоговые и неналоговые поступления должны составить 26686988,2 тыс. руб. и дефицит бюджета – 3639413,4 тыс. руб.
В соответствии с пунктом 10 Правил от 27.12.2014 № 1567 Министерство финансов Российской Федерации (кредитор) в лице заместителя Министра финансов Российской Федерации Л.В.Г., действующего на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 288, с одной стороны, и Правительство Кировской области (Заемщик) в лице Губернатора-Председателя Правительства Кировской области Н.Ю.Б., действующего на основании Устава Кировской области, с другой стороны, заключили Соглашение от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53 о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области на общую сумму 5888 040000руб. (далее – Соглашение от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53). Подпунктом «з» пункта 3.2 Соглашения от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53 предусмотрено, что Заемщик обязан обеспечить, в числе иного, сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015года (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации). Проверкой установлено, что в бюджетном учете департамента финансов Кировской области (постановлением Правительства Кировской области от 17.03.2015 № 29/150 «О мерах по реализации Указа Губернатора Кировской области» департамент финансов Кировской области переименован в министерство финансов Кировской области) операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении на лицевой счет № <***> областного бюджета в 2014 году, по платежным поручениям от 29.12.2014 №338 и от 31.12.2014 № 419 на общую сумму 1500000000,00 руб., в которых необоснованно указан код бюджетной классификации 81211705020020000180 - «Прочие неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации», вместо кода бюджетной классификации 81201061002020000550 - «Увеличение финансовых активов в собственности субъектов Российской Федерации за счет средств организаций, учредителями которых являются субъекты Российской Федерации, и лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства или в финансовых органах субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации», отражены в бюджетном учете как поступление прочих неналоговых доходов, в результате чего в бюджетной отчетности за 2014 год неналоговые поступления завышены на 1500000000,00 руб.
Департаментом финансов Кировской области в целях исправления некорректных операций по привлечению временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений и средств во временном распоряжении, совершенных в 2014 году и отраженных в бюджетном учете как поступление прочих неналоговых доходов, в январе – марте 2015 года осуществлены следующие операции по «возврату ошибочно поступивших средств в 2014 году», а именно: на основании служебных записок заместителя главы департамента финансов и следующих Заявок на возврат:
от 19.01.2015 № 1 на сумму 300000000,00 руб. (платежное поручение от 20.01.2015 № 491140),
от 12.02.2015 № 42 на сумму 300000000,00 руб. (платежное поручение от 13.02.2015 № 5933090),
от 12.03.2015 № 44 на сумму 517000000,00 руб. (платежное поручение от 13.03.2015 № 711096)
с лицевого счета администратора доходов бюджета № <***> в УФК по Кировской области на банковском счете №40101810900000010001 «Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» перечислено 1117000000,00 руб. по КБК 81211705020020000180, а на лицевой счет № <***> департамента финансов, открытый на банковском счете №40601810200003000001 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Финансовые организации» в Отделении ФИО2 осуществлено зачисление средств в этом же размере.
В реквизите «Назначение платежа» перечисленных выше платежных поручениях указано «81211705020020000180;00000000000000000000; возврат ошибочно поступивших средств в 2014 году»; на основании служебной записки и Заявки на возврат от 20 февраля 2015 г. № 43 (платежное поручение от 24.02.2015 № 628898) с лицевого счета администратора доходов бюджета № <***> в УФК по Кировской области на банковском счете №40101810900000010001 перечислено 383000000,00 руб. по КБК 81211705020020000180, а на лицевой счет департамента финансов Кировской области № <***> открытого на балансовом счете № 40302810100004000001 «Средства, поступающие во временное распоряжение» в Отделении ФИО2 осуществлено зачисление в этом же размере.
В реквизите «Назначение платежа» платежного поручения от 24.02.201№ 628898 указано «81211705020020000180; 00000000000000000000; возврат ошибочно поступивших средств в 2014 году».
В бюджетном учете (регистры бюджетного учета - Журнал операций с безналичными денежными средствами за январь, февраль, март 2015 года, ведомость движения по субсчету 1.205.81 за период с 01.01.2014 по 31.12.2015) операции по возврату средств бюджетных учреждений и средств во временном распоряжении с лицевого счета администратора доходов бюджета № <***> в УФК по Кировской области на банковском счете №40101810900000010001 на общую сумму 1500000000,00руб. на лицевые счета, с которых в 2014 году были заимствованы средства:
№ <***> в Отделении ФИО2 на банковском счете №40302810100004000001 и
№<***> в Отделении ФИО2 на банковском счете № 40601810200003000001,
отражены бухгалтерскими записями с применением способа «Красное сторно».
В результате осуществления в январе-марте 2015 года операций по «возврату ошибочно поступивших средств в 2014 году», как указано в платежных поручениях, департаментом финансов Кировской области исправлена необоснованно завышенная в бюджетном учете и бюджетной отчетности за 2014 год сумма прочих неналоговых доходов по КБК 81211705020020000180 на 1500000000,00 руб., по причине отражения в составе операций по поступлению прочих неналоговых доходов операций по привлечению временно свободных средств бюджетных и автономных учреждений и средств во временном распоряжении (по платежным поручениям от 29.12.2014 №338 и от 31.12.2014 № 419).
Средства бюджетных и автономных учреждений и средства во временном распоряжении, заимствованные департаментом финансов Кировской области в 2014 году, не были возвращены до окончания 2014 финансового года, в связи с чем, в январе-марте 2015 года фактически осуществлен возврат указанных средств на соответствующие лицевые счета, с которых они были перечислены в 2014 году.
В декабре 2015 года на основании докладной записки начальника отдела предварительного контроля от 11.12.2015: «В целях, недопущения срыва выплаты заработной платы за 1-ую половину декабря месяца, обеспечения социальных выплат, своевременной оплаты принятых бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты и невозможностью внесения изменения в областной бюджет в части восстановления ошибочно зачисленных средств автономных и бюджетных учреждений, в связи с отсутствием источника, а также отказа в выделении дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета, прошу разрешить провести сторнирование операций по уточнению ошибочно зачисленных средств на код дохода «Прочие неналоговые поступления» в сумме 1450 млн. руб.», департаментом финансов Кировской области осуществлены следующие операции по «возврату средств»:
- платежными поручениями:
от 11.12.2015 № 16670 на сумму 600000000,00 руб.,
от 14.12.2015 № 16704 на сумму 317 000000,00 руб.,
от 29.12.2015 № 17569 на сумму 100000000,00 руб.
с лицевого счета Минфина Кировской области по учету операций со средствами, бюджетных учреждений № <***> на банковском счете №40601810200003000001 осуществлены операции по «возврату средств» на лицевой счет администратора доходов бюджета № <***> в УФК по Кировской области на банковском счете № 40101810900000010001 по КБК 81211705020020000180. - платежными поручениями: от 14.12.2015 № 16705 на сумму 383000000,00 руб., от 29.12.2015 № 17568 на сумму 50 000000,00 руб. с лицевого счета Минфина Кировской области по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение № <***> на банковском счете №40302810100004000001, осуществлены операции по возврату средств на лицевой счет № <***> администратора доходов бюджета в УФК по Кировской области на банковском счете №40101810900000010001, по КБК 81211705020020000180.
В бюджетном учете вышеуказанные операции по перечислению средств бюджетных учреждений и средств во временном распоряжении отражены как операции по поступлению прочих неналоговых доходов на общую сумму 1450000000,00 руб. или доходы по поступлению прочих неналоговых доходов завышены на 1450000000,00 руб.
Согласно статье 41 БК РФ к доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
Согласно пункту 1 статьи 95 БК РФ в состав иных источников внутреннего финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации включается разница между средствами, перечисленными с единого счета по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, и средствами, зачисленными на единый счет по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете по учету средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Согласно докладной записке начальника отдела предварительного контроля от 11.12.2015- целью перечисления средств с лицевых счетов № <***> и № <***> являлось недопущение срыва выплаты заработной платы за первую половину декабря 2015 года, обеспечения социальных выплат и своевременной оплаты принятых бюджетных обязательств по установленным срокам оплаты в декабре 2015 года, таким образом, Минфином Кировской области в декабре 2015 года фактически осуществлены операции по привлечению средств бюджетных и автономных учреждений, средств во временном распоряжении для покрытия временного кассового разрыва в областном бюджете, и соответственно, необоснованно отражены в бюджетном учете как поступления прочих неналоговых доходов.
Согласно представленным отчетным данным за 2015 год (отчет об исполнении бюджета, Отчет об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на 01.01.2016):
- доходы бюджета Кировской области составили в общей сумме 43068934,7 тыс. руб. (из них налоговые и неналоговые поступления -27121568,4тыс.руб., в том числе налоговые – 25638014,2 тыс. руб., неналоговые – 1483554,2 тыс.руб.);
- расходы бюджета Кировской области составили в общей сумме 46411635,4тыс. руб.;
- дефицит областного бюджета отражен в сумме 3342700,7 тыс. руб. и составил 12,3% к сумме налоговых и неналоговых доходов области, а с учетом статьи 92.1 БК РФ (за вычетом изменений остатков бюджетных средств и поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Кировской области) составил 2539422,8 тыс. руб. или 9,4% к объему налоговых и неналоговых доходов.
В связи с завышением отчетных данных по поступлению неналоговых доходов фактические показатели исполнения бюджета составили:
- по доходам – 41618934,7 тыс. руб.(43068934,7 - 1450000), в т.ч. налоговые и неналоговые доходы – 25671568,4 тыс. руб. (27121568,4-1450000,0); - по расходам – 46411635,4 тыс. руб., - дефицит бюджета – 4792700,7 тыс. руб. (41618934,7–46411635,4) или 18,7% к объему налоговых и неналоговых доходов.
В соответствии с подпунктом «з» пункта 3.2 Соглашения от 25.09.2015 № 01-01-06/06-152, а также пунктами 4 и 4(1) Правил от 27.12.2014 № 1567 Кировская область обязана обеспечить сохранение дефицита бюджета субъекта Российской Федерации в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года. По итогам исполнения бюджета субъекта Российской Федерации значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации, а также на сумму поступлений от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации.
Согласно Закону Кировской области от 04.12.2014 № 480-ЗО «Об областном бюджете на 2015 год и плановый 2016 и 2017 годов» сумма изменения остатков средств областного бюджета утверждена: в первоначальной редакции Закона - 584325,0 тыс. руб.; в действующей редакции Закона (от 17.12.2015) - 1166000,0 тыс. руб. (согласовано с Минфином России), или на 581675,0 тыс. руб. больше, чем было учтено в первоначальной редакции Закона.
С учетом положений подпункта «з» пункта 3.2 Соглашения от 25.09.2015 № 01-01-06/06-152 и пунктов 4 и 4(1) Правил от 27.12.2014 № 1567 дефицит бюджета Кировской области составил 4127025,7 тыс. руб. (4792700,7 тыс. руб. –84000тыс. руб. (поступления от продажи акций) - 581675,0 тыс. руб. (изменения остатков средств бюджета субъекта) или 16,1% к объему налоговых и неналоговых доходов.
В результате чего, не обеспечено сохранение дефицита бюджета Кировской области на уровне, утвержденном на 2015 год, а допущен его рост на сумму 1 734962,3 тыс.руб. или 6,3% к сумме налоговых и неналоговых доходов области, рост дефицита бюджета области с учетом подпункта «з» пункта 3.2. Соглашения от 25.09.2015 № 01-01-06/06-152 и пунктов 4 и 4(1) Правил от 27.12.2014 № 1567 составил 6,1% к сумме налоговых и неналоговых доходов областного бюджета.
Сведения об основных показателях областного бюджета Кировской области в 2015 году и прогнозе на 2016-2018 годы, которые являются приложением к обращению Губернатора Кировской области от 10.09.2015 № 8502-01-03 «О предоставлении бюджетного кредита», подписаны заместителем Председателя Правительства области, главой департамента финансов ФИО1.
Согласно Положению о министерстве финансов Кировской области утвержденному постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 №44/316 (далее – Положение от 24.06.2015 №44/316), министерство финансов Кировской области является органом исполнительной власти Кировской области межотраслевой компетенции, обеспечивающим осуществление единой государственной политики, методологического сопровождения и нормативного правового регулирования в финансово-бюджетной и налоговой сферах, в сфере регулирования контрактной системы закупок для обеспечения государственных нужд Кировской области и координирующим деятельность иных органов исполнительной власти Кировской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области (далее - органы местного самоуправления) в указанных сферах, а также осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере и контролю в сфере закупок.
Ст. 25 Закона Кировской области от 24.10.2013 № 336-ЗО «О бюджетном процессе в Кировской области» с изменениями и дополнениями (далее - Закон Кировской области от 24.10.2013 № 336-ЗО) определены бюджетные полномочия Министерства финансов Кировской области.
Министр в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за выполнение полномочий, возложенных на министерство.
Пунктом 4.3.2. Положения от 24.06.2015 №44/316 определено, что министр осуществляет общее руководство деятельностью министерства на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на министерство функций.
Статьей 26 Закона Кировской области от 24.10.2013 № 336-ЗО определены исключительные полномочия министра финансов Кировской области: утверждать сводную бюджетную роспись областного бюджета и соответствующие изменения в нее; утверждать лимиты бюджетных обязательств для главных распорядителей средств областного бюджета и соответствующие изменения в них; определяет уполномоченных по областному бюджету, которым при установлении случаев нецелевого использования средств областного бюджета передается часть полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя средств областного бюджета. В целях реализации государственной программы Кировской области «Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений» на 2013 - 2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Кировской области от 28.12.2012 № 189/835 «Об утверждении государственной программы Кировской области «Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений» на 2013 - 2020 годы» решением департамента финансов Кировской области от 30.12.2014 № 24 утвержден План на 2015 год по реализации государственной программы Кировской области «Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений» на 2013 - 2020 годы (далее – План на 2015 год).
Согласно Плану на 2015 год ответственным исполнителем государственной программы Кировской области «Управление государственными финансами и регулирование межбюджетных отношений», в том числе и за разработку основных направлений бюджетной политики и основных направлений налоговой политики в соответствии со статьей 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, разработка проекта бюджетного прогноза Кировской области, составление и предоставление в министерство финансов Российской Федерации отчета об исполнении консолидированного бюджета Кировской области, является заместитель Председателя Правительства области, министр финансов Кировской области ФИО1
Согласно должностной инструкции заместителя Председателя Правительства Кировской области, главы департамента финансов Кировской области (с дополнениями и изменениями), утвержденной губернатором Кировской области 28.11.2014 и подписанной заместителем Председателя Правительства Кировской области, министром финансов Кировской области ФИО1 в должностные обязанности заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области входит ведение вопросов по обеспечению проведения финансовой, бюджетной и налоговой политики на территории области, организации бюджетного процесса, организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд области.
Таким образом, по мнению контролирующего органа, в нарушение пункта 1 статьи 93.2 БК РФ, пункта 4 Правил от 27.12.2014 № 1567, пункта 3.2 Соглашения от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53 в результате ненадлежащего исполнения должностных обязанностей и. о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области - ФИО1, нарушены условия предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету Кировской области из федерального бюджета, в части сохранения дефицита бюджета Кировской области на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года (допущен рост дефицита бюджета).
В связи с этим, 26.08.2016 года в отношении должностного лица и. о. заместителя Председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области - ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении по части 2 статьи 15.15.2 КоАП.
В судебном заседании представители Управления Федерального казначейства по Кировской области ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7 поддержали доводы, изложенные в письменных дополнениях, и изложенное в протоколе об административном правонарушении. В дополнение указали, что являясь заместителем Председателя Правительства Кировской области, и возглавляя министерство финансов РФ ФИО1 несет персональную ответственность за выполнение функций и полномочий Правительства Кировской области в части организации бюджетного процесса и исполнения областного бюджета. Согласно п. 3.1.23 Положения от 24.09.2008 № 147/401, (в редакции до 24.06.2015 года), а также пункту 3.1.1.28 Положения от 24.06.2015 года № 44/316, (действовавшего до 08.12.2015 года) полагает, что полномочия Минфина Кировской области по осуществлению действий, связанных с получением из федерального бюджета областным бюджетом бюджетных кредитов, не зависит от распоряжения Правительства области. Сведения об основных показателях областного бюджета Кировской области в 2015 году и прогнозе 2016-2018г. являются приложением к обращению о предоставлении бюджетного кредита от 10.09.2015 года –обоснование необходимости области в бюджетном кредите –подписаны заместителем председателя Правительства Кировской области, министром финансов Кировской области ФИО1, имеющей на это полномочия. Более того, Минфин Кировской области является уполномоченным лицом, на осуществление действий, связанных с получением из федерального бюджета областным бюджетом бюджетных кредитов, в связи с чем ФИО1 несет персональную ответственность за выполнение полномочий, возложенных на Минфин Кировской области.
В судебное заседание лицо, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, ФИО1 не явилась, просит рассмотреть протокол без ее участия.
Защитник лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО8 по доверенности от 23.08.2016 поддержала изложенную позицию в письменных выступлениях, указав, что ФИО1, являясь заместителем Председателя Правительства Кировской области, министром финансов Кировской области не наделена напрямую полномочиями выступать от имени субъекта Российской Федерации «Кировская область». Не представлены доказательства, подтверждающие, наделение ФИО1 как руководителя исполнительного органа субъекта РФ представлять субъект РФ «Кировская область» в правоотношениях, возникающих при подписании и исполнении Соглашения, заключенного в 2015 году с Минфином Российской Федерации, в том числе по исполнению такого условия Соглашения как «обеспечить сохранение дефицита бюджета субъекта в 2015 году на уровне, утвержденном на 2015 год по состоянию на 1 января 2015 года…». В п. 3.11.28 Положения о Минфине Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 24.06.2015 № 44/316 (в редакции действовавшей на дату заключения Соглашения) указано, что осуществляет заимствования от имени Кировской области Минфин Кировской области может только по распоряжению Правительства Кировской области. Распоряжение Правительства области, которое наделяло или уполномочивало Минфин Кировской области в лице ФИО1 в сентябре 2015 года на получение бюджетного кредита не издавалось. Вместе с тем, должностному лицу ФИО1 вменяется правонарушение, связанное с неисполнением условий уже заключенного Соглашения, стороной которого она не являлась, и полномочий по исполнению которого не имеет. Таким образом, ФИО1 не является стороной по Соглашению, в том числе Заемщиком, соответственно, не является субъектом данного правонарушения. Соглашение подписано губернатором Кировской области, который и принял на себя обязательство по соблюдению условий данного соглашения. Более того, расчеты, представленные УФК по Кировской области по определению уровня дефицита бюджета, не являются фактическими данными, а определялись на основе предлагаемых расчетов бюджета, которые представлялась в течение 2015 года и не подтверждены первичными данными. Производство по делу просила прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Суд, заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 93.2 Бюджетного кодекса РФ, к правоотношениям сторон, вытекающим из договора о предоставлении бюджетного кредита, применяется гражданское законодательство.
Согласно ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ административная ответственность наступает за нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, связана с нарушением заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы РФ.
Согласно пункту 3.1.1.28 Положения о министерстве финансов Кировской области от 24.06.2015 №44/316 ( в редакции от 24.06.2015 г.), Минфин Кировской области осуществляет, в том числе государственные заимствования от имени Кировской области по распоряжению Правительства Кировской области, а также является органом исполнительной власти Кировской области, уполномоченным на осуществление действий, связанных с получением из федерального бюджета областным бюджетом бюджетных кредитов, в том числе на заключение договоров (соглашений).
Согласно ст.ст. 54, 55 Устава Кировской области – Губернатор области является высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), представляет субъект РФ в отношениях с федеральными органами государственной власти, и соглашения от имени субъекта РФ.
В силу ст. 24 закона Кировской области «О бюджетном процессе в Кировской области» Правительство Кировской области обеспечивает исполнение областного бюджета.
Министерство финансов Российской Федерации (кредитор) в лице заместителя Министра финансов Российской Федерации Л.В.Г., действующего на основании приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 сентября 2014 г. № 288, с одной стороны, и Правительство Кировской области (заемщик) в лице Губернатора-Председателя Правительства Кировской области Н.Ю.Б., действующего на основании Устава Кировской области, с другой стороны, заключили Соглашение от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53 о предоставлении бюджету Кировской области из федерального бюджета бюджетного кредита для частичного покрытия дефицита бюджета Кировской области на общую сумму 5888 040000руб. (далее – Соглашение от 24.04.2015 № 01-01-06/06-53). Таким образом, сторонами соглашения являются Министерство финансов РФ и Правительство Кировской области.
Заемщик в соответствии с п.3.2 (п. «а»») обязался возвратить в полном объеме бюджетный кредит, уплатить проценты за пользование им в сроки и объемах, установленных в соответствии с п.п.1.1,1.2,2.1,2.2 настоящего Соглашения.
Подпунктом «з» пункта 3.2 Соглашения от 29.04.2015 № 01-01-06/06-53 предусмотрено, что заемщик обязался обеспечить, дефицит бюджета в 2015 году на уровне не более 10 процентов от суммы доходов субъекта РФ без учета безвозмездных поступлений (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта Российской Федерации, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначальной редакции закона о бюджете субъекта Российской Федерации).
13.04.2015 года Министру финансов Российской Федерации Губернатором Кировской области направлено письмо, в котором последний брал на себя обязательство обеспечить выполнение Кировской области условий предоставления бюджетного кредита, установленных п. 4 Правил предоставления (использования, возврата) из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ бюджетных кредитов на 2015 год, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2014 года № 1567, в том числе, обеспечить дефицит бюджета субъекта Федерации в 2015 году на уровне не более 10 процентов от суммы дохода субъекта (значение показателя может быть превышено на сумму изменения остатков средств бюджета субъекта РФ, которые в рамках разработки проекта изменений в закон о бюджете субъекта Российской Федерации согласованы с Министерством финансов Российской Федерации и не были учтены в первоначально редакции закона о бюджете субъекта РФ».
Как следует из материалов дела заместитель председателя Правительства Кировской области, Министр финансов Кировской области ФИО1 стороной соглашения от 29.04.2015 года, не являлась, от имени субъекта РФ «Кировская область» при заключении соглашения не выступала, правом на заключение соглашений от имени субъекта Российской Федерации «Кировская область», либо иными полномочиями, связанными с бюджетными кредитами на дату заключения соглашения не обладала, каких-либо обязательств, предусмотренных условиями данного кредитного соглашения, на себя не брала, соответственно, стороной соглашения не являлась. Доводы УФК по Кировской области о полномочиях и задачах Министра финансов Кировской области регламентированные Положением о министерстве финансов Кировской области в данном случае правового значения не имеют, поскольку объективной стороной данного правонарушения является нарушение заемщиком условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного бюджету бюджетной системы Российской Федерации, субъектом которого является должностное лицо, выступающее стороной данного соглашения.
Ненадлежащее выполнение ФИО1, по мнению УФК по Кировской области, как заместителем председателя Правительства Кировской области и Министром финансов Кировской области своих полномочий в области бюджетного процесса, в том числе по обеспечению государственных программ, не свидетельствует о том, что ФИО1 как должностное лицо является субъектом данного состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ, поскольку в качестве заемщика при заключении соглашения о предоставлении бюджетного кредита ФИО1 не выступала. Таким образом, субъектом данного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.15.2 КоАП РФ, ФИО1 не является. С учетом изложенного, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 названного Кодекса в связи с отсутствием в действиях ФИО1 состава административного правонарушения.
Судом также установлено, что по результатам проверки УФК РФ составлен один акт проверки от 10.08.2016 года, в котором отражены все указанные нарушения.
На основании данного акта в отношении и.о. заместителя председателя Правительства Кировской области ФИО1 было составлено два протокола, в каждом из которых в вину ФИО1 вменены нарушения одних и тех же требований законодательства о бюджете, охвачены одни и те же действия лица, привлекаемого к административной ответственности.
При таких обстоятельствах контролирующий орган обязан был рассмотреть все поступившие к нему материалы в отношении ФИО1 в рамках одного дела и составить один протокол.
Однако эти требования закона не выполнены.
Тем самым был нарушен важнейший принцип административной ответственности, установленный в ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ: никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
Постановлением Октябрьского районного суда г. Кирова от 27.10.2016 года, законности действий (бездействия) ФИО1, как должностного лица, являющихся предметом рассмотрения в настоящем производстве, уже была дана оценка, производство по делу прекращено за отсутствием состава административного производства.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного, основания для привлечения ФИО1 к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.15.2 КоАП РФ отсутствуют, поскольку указанные действия (бездействия) были предметом судебного рассмотрения.
Руководствуясь ст.ст. 29.9 – 29.11 КоАП РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении № 5-437/2016, предусмотренном ч. 2 ст.15.15.2 КоАП РФ, в отношении и.о. заместителя председателя Правительства Кировской области, министра финансов Кировской области ФИО1 прекратить.
Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья А.Н. Уськова