ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-438 от 15.10.2018 Ленинск-кузнецкого городского суда (Кемеровская область)

Дело №5-438

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

г. Ленинск-Кузнецкий 15 октября 2018 года

Судья Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области Тихонова Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов», место нахождения: <адрес>

УСТАНОВИЛ:

Как следует из представленных материалов дела, Главным специалистом отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственный службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес>ФИО1 в ходе проведения в период с <дата> по <дата> на основании ежегодного плана проведения плановых проверок Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, согласованного с <адрес>, в соответствии с приказом Кузбассобрнадзора от <дата><номер> была проведена плановая выездная проверка в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов», по адресу: <адрес> МБОУ «Школа <номер>» является некоммерческой организацией - бюджетным учреждением, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <номер> регистрационный <номер>, предоставленной МБОУ «Школа <номер>» Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес><дата>. В ходе проведения проверки были выявлены нарушения, а именно: согласно документам, представленным при проверке администрацией МБОУ «Школа <номер>», должность «Учитель»» (на основании трудового договора с работником муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа <номер>» <адрес> от <дата><номер>/<дата>) замещает А., имеющий диплом, выданный <данные изъяты> по направлению «Английский язык и литература» с присвоением степени «бакалавр» (диплом от <дата>, регистрационный <номер>). На дату проверки <дата> отсутствует признание Российской Федерацией документов о высшем образовании, выданных в <адрес>. Вузы <данные изъяты>, в том числе <адрес> государственный педагогический институт не входят в перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемые в Российской Федерации, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от <дата><номер>-р «Об утверждении перечня иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) о квалификации, признаваемых в Российской Федерации». Диплом выданный <данные изъяты> по направлению «Английский язык и литература» с присвоением степени «бакалавр», не признается на территории Российской Федерации, а А. не имеет признаваемого в Российской Федерации профессионального образования. Информация о наличии у А. иного высшего образования или иного среднего профессионального образования, в том числе и по направлению подготовки «Образование и педагогика» представлено не было. Информация о признании федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, иностранного образования и (или) иностранной квалификации отсутствует. Свидетельство о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации также отсутствует. Назначение А. на должность «Учитель» в нарушение требований к квалификации, указанных в квалификационной характеристике должности «Учитель», утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от <дата><номер>н « Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей образования», является нарушением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных подпунктом «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> «О лицензировании образовательной деятельности».

Учитывая, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов» является некоммерческой организацией – бюджетным учреждением, осуществляющей образовательную деятельность на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности серии <номер> регистрационный <номер>, предоставленной Государственной службой по надзору и контролю в сфере образования <адрес><дата>, при этом выявлены вышеуказанные нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата><номер> "О лицензировании образовательной деятельности", то в действиях муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер>» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 19.20 КРФобАП.

В судебном заседании главный специалист отдела лицензирования и лицензионного контроля Государственной службы по надзору и контролю в сфере образования <адрес>, ФИО1 действующий на основании доверенности от <дата><номер> пояснил, что в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер>», были выявлены грубые нарушения Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно осуществление педагогической деятельности лицом, не имеющим высшего или иного среднего профессионального образования, поскольку А. не имеет признаваемого в Российской Федерации профессионального образования, то есть имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Полагает указанное нарушение является грубым, поскольку осуществление педагогической деятельности лицом, не имеющим соответствующего образования, безусловно влечет нарушение прав детей, в отношении которых педагогическая деятельность осуществляется. Однако, считает возможным удовлетворить ходатайство директора школы и подвергнуть юридическое лицо предупреждению.

Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении - директор Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер>» (приказ <номер>-к от <дата>) ФИО2 - не отрицала факт нарушения лицензионных требований, вину юридического лица в совершении административного правонарушения признала, пояснила, что данные нарушения в настоящее время устранены путем нострификации документа об образования педагога образования А., ожидают ответ из Министерства образования РФ. Она ходатайствует о назначении наказания в виде предупреждения.

Заслушав участников процесса, исследовав представленные материалы, суд считает, что в действиях муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер>», имеется состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, а именно осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением обязательных лицензионных требований - лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности, предусмотренных п.п. "д" п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2013 № 966 "О лицензировании образовательной деятельности" ввиду привлечения учреждением к педагогической деятельности работника А., не имеющего признаваемого в Российской Федерации профессионального образования, данный факт нашел подтверждение в судебном заседании, согласно имеющимся доказательствам.

В соответствии с ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. В силу примечания к ст.19.20 КРФобАП понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно пункта 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках.

В соответствии с требованиями к квалификации, указанными в квалификационной характеристике должности «Учитель», утверждённой приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования», лицо, замещающее должность «Учитель», должно иметь Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.

В соответствии с п. 1 ст. 107 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» признание в Российской Федерации образования и (или) квалификации, полученных в иностранном государстве (далее - иностранное образование и (или) иностранная квалификация), осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, регулирующими вопросы признания и установления эквивалентности иностранного образования и (или) иностранной квалификации (далее - международные договоры о взаимном признании), и законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 107 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» под признанием в Российской Федерации иностранного образования и (или) иностранной квалификации понимается официальное подтверждение значимости (уровня) полученных в иностранном государстве образования и (или) квалификации в целях обеспечения доступа их обладателя к образованию и (или) профессиональной деятельности в Российской Федерации, предоставления их обладателю академических, профессиональных и (или) иных предусмотренных международными договорами о взаимном признании и (или) законодательством Российской Федерации прав. Обладателям иностранного образования и (или) иностранной квалификации, признаваемых в Российской Федерации, предоставляются те же академические и (или) профессиональные права, что и обладателям соответствующих образования и (или) квалификации, полученных в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами о взаимном признании. п. 3 ст. 107 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации признаются иностранное образование и (или) иностранная квалификация, подпадающие под действие международных договоров о взаимном признании, а также полученные в иностранных образовательных организациях, перечень которых с указанием соответствия получаемых в них образования и (или) квалификации образованию и (или) квалификации, полученным в Российской Федерации, устанавливается Правительством Российской Федерации. Критерии и порядок включения в указанный перечень иностранных образовательных организаций утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно пп."д" п.6 вышеназванного Положения лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности является наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам.

Нарушение данного требования отнесено к грубым нарушениям лицензионных требований и условий (подп. "а" п. 9 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28 октября 2013 года N 966).

Судом установлено и подтверждено представленными материалами, что при проведении плановой проверки в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов» были выявлены нарушения лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности.

Данные обстоятельства подтверждаются протоколом об административном правонарушении от <дата>; приказом Кузбассобрнадзора от <дата><номер> о проведении плановой выездной проверки, актом проверки от <дата>, лицензией <номер> от <дата> Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов», с приложением к ней; выпиской из ЕГРЮЛ; копией приказа от <дата><номер> о назначении ФИО2 на должность директора образовательного учреждения; трудовым договором <дата>, согласно которого А. принят на работу в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа <номер><адрес>», на должность учитель английского языка по совместительству, дополнительными соглашениями к трудовому договору <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, <номер> от <дата>, дипломом <номер>, выданным <данные изъяты>, с присвоенной степенью «бакалавр».

Таким образом, установлено, что к замещению должности педагога английского языка допущено лицо, не имеющее признаваемого в Российской Федерации, профессионального образования.

<дата>, в связи с допущенными нарушениями, в отношении юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов», составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Неисполнение установленных законодательством лицензионных требований и правил свидетельствует о вине юридического лица - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях..

Доказательств обратного представителем юридического лица суду не представлено, наличие допущенного нарушения не оспаривается, напротив, представителем юридического лица вина признана в полном объеме.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным на то лицом, в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует требованиям ст. 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и содержит все необходимые для рассмотрения дела сведения: о событии, времени, месте совершения правонарушения и о юридическом лице - муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов», в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении. При составлении протокола представителю юридического лица разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Все представленные письменные доказательства составлены и оформлены надлежащим образом, обладают достаточной полнотой и не содержат противоречий, а потому суд признает их в качестве допустимых доказательств.

В соответствии со ст. 3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При назначении административного наказания суд учитывается характер совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает признание вины представителем правонарушителя, добровольное прекращение юридическим лицом противоправного поведения, что выразилось в нострификации, выполнении запроса в Министирство образования РФ относительно признания в РФ диплома об образовании педагога, а также то, что юридическое лицо ранее не привлекалось к административной ответственности.

Отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.

С учетом того, что отягчающих ответственность обстоятельств не установлено, суд считает возможным назначение наказания в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Вместе с тем согласно ч.1 ст.4.1.1 КРФобАП являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела IIКРФобАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4КРФобАП, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч.2 ст.4.1.1 КРФобАП административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27,статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33КРФобАП.

Согласно ч.1 ст.3.4 КРФобАП предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Согласно ч.2 ст.3.4 КРФобАП предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Согласно ч.3 ст.3.4 КРФобАП в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела IIКРФобАП или закона субъекта РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1КРФобАП.

Учитывая, что санкцией ч. 3 ст. 19.20 КРФобАП не предусмотрено назначение административного наказания в виде предупреждения, административное правонарушение, совершенное муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов» не подпадает под перечень исключений, установленных ч.2 ст.4.1.1 КРФобАП, суд, считает возможным применить к МБОУ «Средняя школа <номер>» как к юридическому лицу действие ст.4.1.1КРФобАП как к лицу, впервые совершившему административное правонарушение при отсутствии обстоятельств, поименованных в ч.2 ст.3.4КРФобАП. Учитывая, что назначенное наказание должно соответствовать требованиям соразмерности, справедливости, целям и охраняемым законным интересам, соответствовать характеру совершенного деяния, отвечать принципу индивидуализации наказания и учитывать вышеуказанные нормы права, по мнению суда, именно указанный вид административного наказания, с учетом обстоятельств совершения административного правонарушения, возможных его последствий, сможет обеспечить достижение цели административного наказания.

Руководствуясь ст.ст. 4.1.1, 29.9, 29.10, 29.11, 30.3 КРФобАП, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Признать виновным муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа <номер> с углубленным изучением отдельных предметов» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначить ему административное наказание в виде предупреждения.

Постановление может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья: (подпись)

Подлинный документ находится в деле №5-438 Ленинск-Кузнецкого городского суда.