ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-439/2017 от 03.05.2017 Нижневартовского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

5-439/2017

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

город Нижневартовск 03 мая 2017 года

Судья Нижневартовского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры Калашникова Н.Н.,

с участием законного представителя муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов», расположенного по адресу: г. Нижневартовск, <адрес>, ИНН: ОГРН: , о совершении правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

В период с <дата> по <дата> на основании приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от <дата> «О проведении плановой документарной проверки в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» (далее по тексту - МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов») проведена плановая документарная проверка соблюдения Учреждением лицензионных требований при осуществлении образовательной деятельности. В ходе проверки выявлено, что в нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований федеральных государственных образовательных стандартовв штате МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующие требованию федеральных государственных образовательных стандартов.

Должностное лицо Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в судебное заседание не явилось, извещено надлежащим образом. Руководитель Службы ФИО просила рассмотреть дело в отсутствие представителя Службы.

Законный представитель МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» ФИО1 в судебном заседании просила производство по делу прекратить, пояснив, что педагогические работники Учреждения ФИОФИО были уволены с должности «социальный педагог».

Выслушав объяснения законного представителя, исследовав и оценив все доказательства по делу в их совокупности:

протокол об административном правонарушении от <дата>;

копию приказа Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры о проведении плановой документарной проверки юридического лица от <дата>;

копию Акта проверки от <дата>, из которой следует, что в ходе проверки выявлены нарушения подп. «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.,2013 № 966, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 М 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в штате Учреждения имеются (имелись) педагогические работники, заключившие с Учреждением трудовой договор, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н, и не соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов: отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы у социального педагога ФИО отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Социальная педагогика" без предъявления требований к стажу работы у социального педагога ФИО

копию Устава МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов», изменений в Устав;

копию лицензии на осуществление образовательной деятельности от <дата>. , бланк серии <данные изъяты>, выданной Учреждению Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры;

копию распоряжения от <дата>-лс о приеме на работу;

копию трудового договора от <дата>;

копию штатного расписания МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» на 2016-2017 учебный год;

копию приказа о приеме на работу от <дата>. -п;

копию трудового договора от <дата>. , заключенного Учреждением с ФИО дополнительных соглашений;

копию диплома о среднем профессиональном образовании;

копию удостоверения о повышении квалификации;

копию трудовой книжки ФИО

копию приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО от <дата>. -л;

копию приказа о приеме на работу от <дата>. -л;

копию трудового договора от <дата>. , заключенного Учреждением с ФИО дополнительных соглашений, копию трудового договора от <дата>. , копию трудового договора от <дата>. ;

копию диплома о среднем профессиональном образовании;

копию удостоверения о повышении квалификации;

копию справки от <дата>. ФГБОУ ВО «<данные изъяты>»;

копию удостоверения о повышении квалификации;

копию трудовой книжки ФИО

копию приказа о прекращении (расторжении) трудового договора с работником ФИО. от <дата>. -л;

копию объяснительной директора школы ФИО1 от <дата>. ;

копию объяснительной директора школы ФИО1 от <дата>. , согласно которой в связи с производственной необходимостью, после увольнения <дата> социального педагога ФИО., приказом по школе временно до принятия основного работника, обязанности социального педагога были возложены на двух педагогов ФИО. и ФИО не имеющих образование по направлению "социальный педагог". В ходе проверки данное нарушение было устранено: были изданы приказы по прекращению трудового договора с этими работниками по должности "социальный педагог";

сведения о юридическом лице МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» по состоянию на <дата>, судья приходит к следующему.

В соответствии со ст.24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

На основании ст.26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотреннымиКодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Из материалов дела следует, что муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии от <дата> (л.д. 52).

<дата> Службой по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры издан приказ о проведении плановой документарной проверки в отношении МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов».

Частью 3 ст.19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Согласно примечанию к статье 19.20 Кодекса понятие грубого нарушения условий лицензии устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Порядок лицензирования образовательной деятельности, а также лицензионные требования при осуществлении образовательной деятельности регулируются Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года N 966 (далее - Положение).

В соответствии с пунктом 9 Положения к грубым нарушениям лицензионных требований относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе нарушение лицензионных требований, предусмотренных подпунктами «а»-«д», «ж»-«к» пункта 6 и подпунктами «б», «д», «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности.

Подпункт «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности устанавливает лицензионные требования к наличию в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-Ф3 "Об образовании в Российской Федерации".

В соответствии с частью 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование, и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Номенклатура должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утверждается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2013 №678, к должностям педагогических работников отнесена в том числе должность «социальный педагог».

Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 №761н (далее - Единый квалификационный справочник), установлены следующие требования к квалификации по должности: «социальный педагог» - высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика», «Социальная педагогика», без предъявления требований к стажу работы.

Профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», утвержденным приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» установлены следующие требования к образованию: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

В нарушение подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, части 1 статьи 46 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требований федеральных государственных образовательных стандартов в штате МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» имеются педагогические работники, не имеющие профессионального образования и не обладающие соответствующей квалификацией, указанной в Едином квалификационном справочнике, и не соответствующие требованиям федеральных государственных образовательных стандартов:

1) отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы у социального педагога ФИО, принята на должность

<дата>. в 08:00. В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры представлен диплом о наличии у социального педагога ФИО среднего профессионального образования только по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификация «Коррекционная педагогика в начальном образовании»), а также удостоверение о повышении уровня квалификации по дополнительной профессиональной программе «Этнокультурное образование и воспитание в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта». Документов об образовании, подтверждающих наличие у социального педагога ФИО высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная педагогика» Обрнадзору Югры не представлено.

2) отсутствует высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Социальная педагогика» без предъявления требований к стажу работы у социального педагога ФИО, принята на должность <дата>. в 08:00. В ходе проведения проверки Обрнадзору Югры представлен диплом о наличии у социального педагога ФИО среднего профессионального образования только по направлению подготовки «Образование и педагогика» (квалификация «учитель физической культуры»), а также удостоверение о повышении уровня квалификации по дополнительной профессиональной программе «Казачий компонент в образовательной программе», удостоверение о повышении уровня квалификации по программе «Развивающее обучение как условие реализации требований ФГОС». Также представлена справка об обучении ФИО. на заочном отделении факультета физической культуры и спорта Нижневартовского государственного университета по специальности Педагогическое образование («Физическое воспитание»). Документов об образовании, подтверждающих наличие у социального педагога ФИО высшего профессионального образования или среднего профессионального образования по направлению подготовки «Социальная педагогика» Обрнадзору Югры не представлено.

При таких обстоятельствах, учитывая, что МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» при осуществлении образовательной деятельности были нарушены лицензионные требования, судья считает, что в действиях МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна).

Совершенное МБОУ «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» правонарушение не содержит признаков малозначительности, поскольку обстоятельства его совершения свидетельствуют о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, которая в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании требований российского законодательства об образовании.

С учетом изложенного, оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью административного правонарушения не имеется.

Кроме того, каких-либо доказательств о невозможности исполнения юридическим лицом возложенных на него обязанностей в соответствии с требованиями законодательства по не зависящим от него причинам, либо свидетельствующих о том, что им приняты все зависящие от него меры по недопущению нарушения вышеназванных требований закона в материалах дела не имеется, законным представителем в судебное заседание не представлено.

Установленный законом порядок привлечения лица совершившего административное правонарушение к административной ответственности соблюден.

Существенных нарушений нормКодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, недостатков протокола, которые не могут быть восполнены при рассмотрении дела, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

При назначении административного наказания, судья с учетом наличия обстоятельств, смягчающих административную ответственность, как признание вины, и отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, с учетом требований ч. 2 ст.2.1, ч. 3 ст.4.1Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, источник финансирования юридического лица привлекаемого к административной ответственности, непрерывный характер деятельности учреждения, являющегося образовательным, считает возможным назначить наказание в виде административного штрафа, способного при данных обстоятельствах обеспечить достижение цели административного наказания.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10, 29.11 и 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа с углубленным изучением отдельных предметов» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему административное наказание в виде штрафа в размере 150000 (ста пятидесяти тысяч) рублей.

Получатель штрафа: УФК по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре ИНН <***>, КПП 860101001, р/счет № <***>, БИК 047162000, Банк: РКЦ Ханты-Мансийска г. Ханты-Мансийск, КБК 410 1 16 90040 04 0000 140, КОД ОКАТО 71131000000.

В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф, назначенный по вышеуказанному постановлению, должен быть уплачен в срок не позднее 60 дней с момента вступления настоящего постановления в законную силу.

В случае не уплаты штрафа лицом, привлеченным к административной ответственности, в установленный законом срок, судья направляет материалы судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

За несвоевременную уплату штрафа предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, через Нижневартовский городской суд.

Судья Н.Н. Калашникова