ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-43/16ГОД от 03.11.2016 Барышского городского суда (Ульяновская область)

Дело № 5 - 43 / 2016 год

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

3 ноября 2016 года г. Барыш Ульяновской области

Судья Барышского городского суда Ульяновской области Гаврилова Е.И., при секретаре Киселевой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.43 ч.1 КоАП РФ, в отношении

ФИО1, <данные изъяты>, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,

У С Т А Н О В И Л :

09.06.2016 г. в 11 часов 06 минут при проведении административного расследования установлено, что генеральным директором ООО «Барышский мясокомбинат» ФИО1 допущено нарушение требований технических регламентов и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, а именно нарушение положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), тем самым ФИО1 совершил административное правонарушение, предусмотренное ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ - нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о дне заседания извещен надлежащим образом.

Защитник ФИО1 – Миллер Л.В. в судебном заседании пояснила, что ФИО1 вину в совершенном правонарушении признал и раскаялся в содеянном. Обратила внимание, что все нарушения, указанные в протоколе об административном правонарушении от 29.06.2016 г., устранены еще до составления данного протокола. По ее мнению, административное правонарушение, которое вменено ФИО1, является малозначительным.

Проверив представленные доказательства, выслушав доводы защитника ФИО1 – Миллер Л.В., суд приходит к выводу о том, что вина ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения нашла свое подтверждение.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии со статьей 13 Соглашения о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года Комиссией Таможенного союза принят технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), целями принятия которого являются: защита жизни и (или) здоровья человека; предупреждение действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей); защита окружающей среды.

Согласно п.2 ст.1 ТР ТС 021/2011 при применении настоящего технического регламента должны учитываться требования к пищевой продукции в части ее маркировки, материалам упаковки, изделий и оборудования для производства пищевой продукции, контактирующим с пищевой продукцией, установленные соответствующими техническими регламентами Таможенного союза.

Согласно ч.1 ст.7 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.

Согласно ч.1 ст.10 ТР ТС 021/2011 изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.

Согласно ст.14 ч.1, 5 ТР ТС 021/2011 планировка производственных помещений, их конструкция, размещение и размер должны обеспечивать:

защиту от скопления грязи, осыпания частиц в производимую пищевую продукцию, образования конденсата, плесени на поверхностях производственных помещений.

Части производственных помещений, в которых осуществляется производство (изготовление) пищевой продукции, должны соответствовать следующим требованиям:

поверхности полов должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, быть доступными для проведения мытья и, при необходимости, дезинфекции, а также их надлежащего дренажа;

поверхности стен должны быть выполнены из водонепроницаемых, моющихся и нетоксичных материалов, которые можно подвергать мойке и, при необходимости, дезинфекции;

потолки или при отсутствии потолков внутренние поверхности крыш и конструкции, находящиеся над производственными помещениями, должны обеспечивать предотвращение скопления грязи, образования плесени и осыпания частиц потолков или таких поверхностей и конструкций и способствовать уменьшению конденсации влаги.

В силу ч.1 ст.15 ТР ТС 021/2011 в процессе производства (изготовления) пищевой продукции должны использоваться технологическое оборудование и инвентарь, контактирующие с пищевой продукцией, которые дают возможность производить их мойку и (или) очищение и дезинфекцию.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года разработан технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.

Согласно ч.4.1 ст.4 ТР ТС 022/2011 маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:

1) наименование пищевой продукции;

2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;

3) количество пищевой продукции;

4) дату изготовления пищевой продукции;

5) срок годности пищевой продукции;

6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;

7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее - наименование и место нахождения импортера);

8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;

9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;

10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО).

11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

В соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года разработан технический регламент Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), который устанавливает обязательные для применения и исполнения на таможенной территории Таможенного союза требования безопасности к продуктам убоя и мясной продукции и связанные с ними требования к процессам производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации, а также требования к маркировке и упаковке продуктов убоя и мясной продукции для обеспечения свободного перемещения продукции, выпускаемой в обращение на таможенной территории Таможенного союза.

Согласно п.106 ТР ТС 034/2013 маркировка продуктов убоя и мясной продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011), а также требованиям, установленным пунктами 107 - 126 настоящего технического регламента.

Согласно п.122 ТР ТС 034/2013 маркировка консервов должна соответствовать требованиям, указанным в пунктах 106 - 116 настоящего технического регламента.

Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.43 КоАП РФ.

Из материалов дела об административном правонарушении видно, что на основании обращения председателя общероссийской общественной организации «Гражданский контроль государственных закупок» Д*Д.В. о поставках во внутренние войска МВД России индивидуальных рационов питания низкого качества в ООО «Барышский мясокомбинат» Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было проведено административное расследование, по результатам которого выявлены нарушения требований технических регламентов и связанным с требованиями к продукции процессам производства, хранения, перевозки, реализации продукции, не соответствующей таким требованиям, а именно нарушение положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011).

В связи с этим, 29 сентября 2016 г. в отношении генерального директора ООО «Барышский мясокомбинат» ФИО1 главным специалистом ТО Управления Роспотребнадзора по Ульяновской области в Кузоватовском районе Е*Ю.П. был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.43 ч.1 КоАП РФ.

Так, согласно данному протоколу об административном правонарушении, в нарушение вышеуказанных требований технических регламентов в ходе осмотра территории, помещений ООО «Барышский мясокомбинат» было установлено, что на складе готовой продукции имелись банки консервов не маркированной продукции в количестве 483 банки, упакованные в заводскую упаковку, находящиеся в ящиках, на которых отсутствовала информации о дате изготовления, сроках годности, условиях хранения продукции, информации о наименовании и месте нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилии, имени, отчества и места нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции, сведений, позволяющих идентифицировать партию пищевой продукции; на части банках с сохранившейся этикетках, указан вид продукции: «Мясо тушеное с капустой», вес 250 г., изготовитель ООО «Барышский мясокомбинат»; в нарушение указанных требований в ходе осмотра цеха мясокомбината, в котором шло производство консервов «мясо с горошком», было установлено, что потолок цеха по производству мясных консервов окрашен масляной краской зеленого цвета, краска местами отшелушивается, отлипает от поверхности потолка, в том числе в его части, расположенной над фасовочной линией, при том, что в момент осмотра шло производство мясных консервов, таким образом в ходе производства пищевой продукции не исключена возможность осыпания частиц потолка и их попадание в пищевую продукцию; в нарушение указанных требований в ходе осмотра склада готовой продукции было установлено, что пол склада покрыт слоем пыли, пол не промыт; в ходе осмотра склада цеха ИРП было установлено, что бетонный пол выкрашивается, пол не промыт и покрыт слоем пыли; в ходе осмотра цеха по производству мясных консервов было установлено, что тазы, используемые в технологической операции по изготовлению пищевой продукции, в которых мясоовощная смесь переносится из чанов на раскладочную линию, в целях дальнейшей фасовки её (смеси) в банки, имеют не гладкую поверхность, поверхность тазов имеет отколотые края, поверхность тазов сильно потерта, поверхность шероховата, что не позволяет в полной мере проводить их надлежащую мойку и дезинфекцию.

Выявленные нарушения положений Технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011), Технического регламента Таможенного союза «О безопасности мяса и мясной продукции» (ТР ТС 034/2013), Технического регламента Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) в вышеуказанном объекте зафиксированы в протоколе осмотра от 09.06.2016 г.

Факт того, что данные нарушения положений вышеуказанных Технических регламентов Таможенного союза в ООО «Барышский мясокомбинат» имеют место, не отрицал и сам ФИО1 при составлении протокола об административном правонарушении 29 сентября 2016 года, указав собственноручно, что выявленные недостатки устранены, посчитав данное административное правонарушение малозначительным.

Таким образом, анализируя приведенные выше доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что вина ФИО1 в совершении вышеуказанного административного правонарушения установлена и доказана.

Действия ФИО1 суд квалифицирует по ст. 14.43 ч.1 КоАП РФ – нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов.

Согласно ст. 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения суд, орган, должностное лицо может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться вынесением устного замечания. Соответственно, суд, орган, должностное лицо может применить эту норму, если признает, что совершенное лицом правонарушение является малозначительным.

В соответствии с п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

В рассматриваемом случае признаков малозначительности деяния суд не усматривает.

Исходя из смысла статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью судьи, в связи с чем, с учетом конкретных обстоятельств дела и характера охраняемых общественных отношений, совершенное юридическим лицом административное правонарушение нельзя признать малозначительным.

При этом, по смыслу закона, указанная статья не предписывает обязательность освобождения от административной ответственности за все малозначительные правонарушения, а предоставляет право принять такое решение. В связи с этим субъект административной юрисдикции обязан при производстве по делу рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что конкретным действием не нанесен сколько-нибудь значительный вред отдельным гражданам или обществу, исследовать обстановку, в которой совершено правонарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, и т.п. Лишь в совокупности все установленные данные помогут ответить на вопрос, можно ли освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В данном случае необходимо учитывать, что объектом противоправного посягательства, установленного частью 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, являются требования технических регламентов, государственных стандартов к пищевой продукции, соблюдение которых направлено на охрану здоровья, благополучие населения, а также на защиту прав потребителей на приобретение безопасных для жизни и здоровья пищевых продуктов надлежащего качества.

Определенные обязательные правила и нормы поведения устанавливаются именно в интересах обеспечения прав граждан на благоприятную среду обитания, создания для них нормальных условий жизнедеятельности, и их нарушение является основанием для привлечения к административной ответственности.

Наступление каких-либо вредных последствий не является обязательным условием для квалификации действий виновного лица по части 1 статьи 14.43 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку состав административного правонарушения является формальным.

Допущенные нарушения требований технических регламентов, как по отдельности, так и в их совокупности, не могут быть признаны несущественными и являться основанием для освобождения от административной ответственности, поскольку указанное правонарушение, не может являться незначительным.

Согласно ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В соответствии со ст.4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственности, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В качестве обстоятельств, смягчающих административную ответственность, суд учитывает, что ранее к административной ответственности ФИО1 не привлекался, вину признал полностью, в содеянном раскаялся, имеет на иждивении ребенка, выявленные нарушения устранены.

С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу о том, что наказание ФИО1 должно быть назначено в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст.29.9, 29.10 КоАП РФ, суд

П О С Т А Н О В И Л :

Признать генерального директора ООО «Барышский мясокомбинат» ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.14.43 ч.1 КоАП РФ, и подвергнуть его административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10000 ( Десять тысяч рублей).

Получатель штрафа – УФК по Ульяновской области ( Управление Роспотребнадзора по Ульяновской области ), ИНН <***>, КПП 732501001, код ОКАТО 73204000000, номер счета получателя платежа 40101810100000010003 в ГРКЦ ГУ Банка России по Ульяновской области, БИК 047308001, код платежа 141 116280 000160 00140.

На постановление может быть подача жалоба в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в течение 10 суток.

Судья Е.И. Гаврилова