ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-43/18 от 15.10.2018 Невельского городского суда (Сахалинская область)

Дело № 5-43/2018

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

15 октября 2018 года г.Невельск

Судья Невельского городского суда Сахалинской области Грибановский А.В., при секретаре Москалевой Н.В., с участием защитника Рябых В.Н., помощника Невельского городского прокурора Афанасьева Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении юридического лица администрации Невельского городского округа (ИНН , ОГРН ), расположенного по адресу г.Невельск Сахалинской области, ул.Ленина, 15, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

Установил:

В Невельский городской суд Сахалинской области от Невельского городского прокурора поступило дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Невельского городского округа.

В судебном заседании законный представитель юридического лица не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не поступало. При таких обстоятельствах судья приходит к выводу о рассмотрении дела в его отсутствии.

Выслушав в судебном заседании защитника администрации Невельского городского округа Рябых В.Н., который с нарушением не согласился, помощника Невельского городского прокурора Афанасьева Д.А., который наставил на привлечении юридического лица к административной ответственности, изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Федеральным законом №73-ФЗ от 25.06.2002 года «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) урегулированы отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия; определены категории историко-культурного значения объектов культурного наследия, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в данной области отношений, общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 73-ФЗ, объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального значения; объекты культурного наследия регионального значения и объекты культурного наследия местного (муниципального) значения.

К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в указанной области правоотношений отнесены:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации;

государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения (пункты 3 и 4 статьи 9.2).

Аналогичные полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации закреплены в подпункте 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В статье 9.3 Федерального закона № 73-ФЗ определены полномочия органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, к которым отнесены:

сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности муниципальных образований;

государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Данные полномочия как вопросы местного значения также закреплены за органами местного самоуправления городского округа пунктом 18 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Из приведенных положений следует, что федеральный закон разграничивает понятия сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, а также категории объектов культурного наследия и с учетом этого определяет полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

В силу установленных вышеприведенными нормами закона полномочий к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации отнесена государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, а к компетенции органов местного самоуправления - охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В силу пункта 11 части 2 статьи 33 Федерального закона № 73-ФЗ, установка на объектах культурного наследия информационных надписей и обозначений включена в государственную охрану объектов культурного наследия.

На основании частей 1, 2 и 3 статьи 27 Федерального закона № 73-ФЗ, на объектах культурного наследия, включенных в реестр, должны быть установлены надписи и обозначения, содержащие информацию об объекте культурного наследия (далее - информационные надписи и обозначения). Надписи выполняются на русском языке - государственном языке Российской Федерации и на государственных языках республик - субъектов Российской Федерации.

Порядок установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения или объекты культурного наследия местного (муниципального) значения определяется законом субъекта Российской Федерации или муниципальным правовым актом.

Обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия возлагается на собственников объектов.

Законом Сахалинской области от 15 апреля 2011 г. № 32-ЗО «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Сахалинской области» (далее - Закон области № 32-ЗО) и принятым в соответствии с ним Постановлением Правительства Сахалинской области от 05 мая 2012 г. № 219 «Об утверждении Порядка согласования установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения» (далее - Порядок), разработан специальный порядок установки информационных надписей и обозначений на объектах культурного наследия регионального значения.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона области № 32-ЗО, обязанность по установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения возлагается на собственников объектов за счет собственных средств.

Вместе с тем, решение об установке информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения принимает уполномоченный орган. Уполномоченный орган направляет собственнику объекта культурного наследия регионального значения уведомление об установке информационных надписей и обозначений на объект культурного наследия.

Информационные надписи и обозначения на объектах культурного наследия регионального значения должны быть установлены собственниками объектов культурного наследия в срок не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений (части 2 и 3 статьи 10 Закона области № 32-ЗО).

На основании пунктов 1.2, 1.3, 1.4, 1.6, 1.8, 1.12, 1.13, 1.14 Порядка, согласование установки информационных надписей и обозначений на объекты культурного наследия регионального значения осуществляет Министерство культуры Сахалинской области (далее - уполномоченный орган), которое направляет собственнику такого объекта уведомление о необходимости их установки, письменное задание на установку, в котором указываются конкретные требования к их количеству, составу, форме, содержанию, месту и способу установки, в том числе способу крепления (нанесения).

Собственник объекта в течение трех месяцев с даты получения уведомления и задания организует подготовку проекта информационных надписей и обозначений и представляет его на утверждение в уполномоченный орган. Утверждение проекта оформляется соответствующим распоряжением уполномоченного органа, которое направляется собственнику.

Собственник объекта не позднее шести месяцев со дня принятия решения об установке информационных надписей и обозначений устанавливает их на объект культурного наследия.

Из системного анализа законодательства следует, что государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, куда включено принятие решений об установке на таких объектах информационных надписей и обозначений, отнесена к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Только после принятия уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации указанного решения у собственника объекта культурного наследия регионального значения возникает обязанность по его исполнению.

Судом установлено, что на территории Невельского городского округа находится три объекта культурного наследия регионального значения, которые включены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, (памятники искусства ФИО1, ФИО2, экипажам судов «Севск» «Себеж» «Нахичевань»).

Министерством культуры и архивного дела Сахалинской области принято решение об установке информационных надписей и обозначений на памятники (ФИО1, ФИО2, экипажам судов «Севск» «Себеж» «Нахичевань»), являющиеся объектом культурного наследия регионального значения, и направлено уведомление о необходимости их установки и соответствующее задание в администрацию Невельского городского округа.

Данных три памятника являются объектом культурного наследия регионального значения и приняты на государственную охрану постановлением Верховного Совета РФ 3020-1 от 27.12.1991 года.

15 сентября 2011 года постановлением администрации Невельского городского округа №1213 в целях сохранности и эффективного использования, в числе других объектов культурного наследия, указанных три памятника приняты в муниципальную собственность и поставлены на баланс в отдел по управлению имуществом администрации Невельского городского округа.

Собственником данных объектов является администрация Невельского городского округа.

По результатам проведенной 18 июня 2018 года Невельской городской прокуратурой проверки исполнения законодательства об охране объектов культурного наследия установлено, что в нарушение части 3 статьи 27 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» на памятниках ФИО1, ФИО2, экипажам судов «Севск» «Себеж» «Нахичевань» отсутствуют информационные надписи и обозначения, установка которых отнесена к государственной охране объектов культурного наследия.

Согласно Положения об администрации Невельский городской округ, данный орган является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления Невельского городского округа, наделенным Уставом муниципального образования «Невельский городской округ» полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Сахалинской области.

Указанное нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия явилось основанием для возбуждения прокурором в отношении администрации Невельского городского округа дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Факт совершения административного правонарушения и вина юридического лица подтверждается совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: постановлением о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 14.08.2018 года; заданиями Министерства культуры и архивного отдела Сахалинской области на установку информационных надписей; актом; требованием прокурора; решением о проведении проверки; объяснением ФИО6; актами проверок с фототаблицами; муниципальным контрактом; техническим заданием; актом выполненных работ; выписками из реестра муниципального имущества на объекты культуры; информационным письмом; предостережением; распоряжениями; постановлением администрации №525 от 12.04.2017 г.; постановлением администрации №306 от 01.03.2017 г.; Положением; Положением об отделе культуры, спорта, туризма и молодежной политики администрации Невельского городского округа; Положением об администрации Невельского городского округа; Положением об отделе по управлению имуществом администрации Невельского городского округа; постановлением администрации №1213 от 15.09.2011 года с приложением; сообщением из администрации Невельского городского округа №1294-40 от 21.09.2018 года; и иными материалами дела.

Указанные документы признаю достоверными доказательствами, оснований не доверять им не имеется, и считаю их достаточными для разрешения дела. Исследуемые доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела и в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица администрации Невельского городского округа состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, - нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи и доводы представителя об отсутствии состава административного правонарушения нахожу не состоятельными.

Между тем, судья исключает из объема вменения указание об отсутствии информационной надписи на объекте культурного наследия (памятник им.Ленина), в виду того, что данный памятник находится на реконструкции.

Обстоятельства, смягчающие ответственность, – добровольное устранение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного вреда.

Обстоятельств, отягчающих ответственность, в судебном заседании не установлено.

Оснований для применения положений, предусмотренных статьей 4.1.1 и статьей 2.9 КоАП РФ судья не усматривает.

Согласно частей 1,3,3.2,3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, судья принимает решение о привлечении администрации Невельского городского округа к ответственности в виде наложения административного штрафа, и в целях справедливого и соразмерного административного наказании, назначает штраф с применением положений ст.4.1 КоАП РФ, поскольку учитывает имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, характер и последствия совершенного правонарушения, степени вины юридического лица.

Руководствуясь ст.ст.29.9, 29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

П О С Т А Н О В И Л:

Администрацию Невельского городского округа признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Штраф перечислить по следующим реквизитам: Управление Федерального казначейства по Сахалинской области (прокуратура Сахалинской области), лицевой счет №<***>, ИНН <***>, КПП 650101001, БИК 046401001, ОКТМО 64701000, код дохода 41511690010016000140, банк: отделение Южно-Сахалинск, р/с <***>,.

Разъяснить законному представителю юридического лица, что административный штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления настоящего постановления в законную силу.

После уплаты штрафа, квитанция в течение вышеуказанного срока должна быть сдана в канцелярию Невельского городского суда Сахалинской области. В случае неуплаты штрафа и непредставлении подтверждающего документа, в установленные сроки, лицо обязанное уплатить штраф, подвергается административной ответственности по ст. 20.25 КоАП РФ, а административный штраф взыскивается с лица в принудительном порядке.

Постановление может быть обжаловано в Сахалинский областной суд в течение десяти дней со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Невельского городского суда А.В.Грибановский