Дело № 5-43/2022
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
р.п.Воротынец 9 июня 2022 года
Судья Воротынского районного суда Нижегородской области Чистякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании
материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 603000 <...>
У С Т А Н О В И Л :
Согласно протоколу об административном правонарушении №46/3 от 14.03.2022, на основании задания на проведение мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия №25 от 28.12.2020, Плана-графика проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области (далее - Управление) мероприятий федерального государственного надзора в форме систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в период с 11 января 2021 г. по 30 декабря 2021 г., утвержденного приказом руководителя Управления от 28 декабря 2020 года №428, 28 июня 2021 года должностным лицом - консультантом отдела государственного надзора и правовой работы Управления - ФИО1 проведены мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами своей деятельности в отношении объекта культурного наследия федерального значения - «Петропавловская церковь (дер.)», расположенного по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, с. Шокино (далее - Объект), поставленного на государственную охрану Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 № 176 «Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения».
В ходе проведения вышеназванных мероприятий 28.06.2021 осуществлены внешний визуальный осмотр и фотофиксация Объекта.
Объект культурного наследия федерального значения - «Петропавловская церковь (дер.)», расположенный по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, с. Шокино, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.04.2015 № 1187 зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объект культурного наследия федерального значения с присвоением ему регистрационного номера №.
Объект находится в государственной собственности Российской Федерации, что подтверждается информацией с сайта Федерального агентства по управлению государственным имуществом в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а именно: Петропавловская церковь, расположенная по адресу: Россия, Воротынский р-н, село Шокино (номер в РНФИ-№), а также выпиской из реестра федерального имущества от 16.04.2014 №126/4; письмом Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области от 18.04.2014 №04/5087.
Согласно Положению о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утверждённого приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27 февраля 2009 г. № 49, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе, составляющего государственную казну Российской Федерации.
В ходе визуального осмотра 28.06.2021 Объекта установлен факт его ненадлежащего технического состояния, выразившийся в следующем: утрачены восьмерик основного объема, утрачены перекрытия трапезной и основного объема, утрачены крыша над всем объемом церкви и главка; сохранилась часть сруба трапезной, часть сруба основного объема, сруб алтарной части; имеются деформации конструкций церкви, обшивка досками в большей части утрачена, утрачены нижние венцы северо-восточного угла храмовой части, кирпичная кладка цоколя имеет значительные утраты; сохранившиеся стены деструктурированы гнилью на значительную глубину.
В ходе визуального осмотра 28.06.2021 Объекта была произведена его фотофиксация цифровой камерой Canon Power Shot SX 620 HS. Фотофиксация оформлена приложением № 1 к Акту проверки.
Установлено, что с момента возникновения права собственности Российской Федерации на Объект, письменных обращений от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области с просьбой выдать задание на разработку научно - проектной документации по сохранению Объекта, а также с просьбой выдать задание на проведение ремонтно-реставрационных работ на Объекте культурного наследия не поступало. Научно -проектная документация по сохранению Объекта на согласование в Управление от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области не поступала.
Выявленный в ходе проведения осмотра факт, касающийся ненадлежащего технического состояния Объекта, свидетельствует о неосуществлении Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области расходов на содержание Объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом состоянии, что является нарушением Территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области требований п.1 ч.1 ст.47.3 Федерального закона № 73 - ФЗ.
Исходя из установленных фактов следует, что в действиях юридического лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 603000 <...> усматриваются признаки административного нарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Выявленное правонарушение является длящимся, время выявления правонарушения - 28.06.2021, что подтверждается Актом осмотра объекта культурного наследия от 28.06.2021 №46/1.
В судебное заседание представитель привлекаемого лица Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области и должностное лицо, уполномоченное на составление протокола - консультант отдела государственного надзора и правовой работы Управления охраны объектов культурного наследия Нижегородской области ФИО1 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ходатайства об отложении рассмотрения дела не представили.
Судья, на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Проверив обстоятельства возбуждения дела, полномочия лица, составившего протокол об административном правонарушении, порядок фиксации признаков административного правонарушения, сроки давности привлечения к административной ответственности, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно статье 44 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации каждый имеет право на доступ к культурным ценностям, обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры. В порядке реализации указанных конституционных требований законодателем был принят Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ), обеспечивающий сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану объектов культурного наследия (преамбула). Эти задачи, как следует из содержания указанного Федерального закона, достигаются за счет принятия мер, направленных на выявление и учет объектов культурного наследия, а также за счет последующего обеспечения сохранности этих объектов.
Сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ (пункт 1 статьи 40 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ).
На основании подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: 1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Таким образом, установлено, что Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области в течение длительного периода времени не предпринимает мер по сохранению Объекта культурного наследия-«Петропавловская церковь (дер.)», расположенного по адресу: Нижегородская область, Воротынский район, с. Шокино, чем нарушило требования подпункта 1 пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ, а именно: нарушило требования по поддержанию объекта культурного наследия в надлежащем, техническом, санитарном и противопожарном состоянии.
Факт совершения административного правонарушения и вина Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области подтверждаются собранными по делу доказательствами, а именно:
- протоколом об административном правонарушении №46/3 от 14.03.2022;
- приказом Управления государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области №428 от 28.12.2020 «Об утверждении планов-графиков проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области мероприятий федерального государственного надзора в форме систематического наблюдения в отношении объектов культурного наследия федерального значения в 2021 г.»;
- графиком проведения Управлением государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области мероприятий федерального государственного надзора в форме систематического наблюдения в период с 11 января 2021 года по 1 декабря 2021 года;
- заданием на проведение мероприятий по систематическому наблюдению в отношении объектов культурного наследия федерального значения от 28.12.2020 № 25;
- актом осмотра объекта культурного наследия от 28.06.2021 №46/1, согласно которого установлен факт его ненадлежащего технического состояния, выразившийся в следующем: утрачены восьмерик основного объема, утрачены перекрытия трапезной и основного объема, утрачены крыша над всем объемом церкви и главка; сохранилась часть сруба трапезной, часть сруба основного объема, сруб алтарной части; имеются деформации конструкций церкви, обшивка досками в большей части утрачена, утрачены нижние венцы северо-восточного угла храмовой части, кирпичная кладка цоколя имеет значительные утраты; сохранившиеся стены деструктурированы гнилью на значительную глубину;
- фотоматериалом - приложением к акту осмотра;
- приказом Министерства культуры Российской Федерации от 24.04.2015 №1187;
- выпиской из реестра федерального имущества №126/4 от 16.04.2014.
Допустимость и достоверность перечисленных доказательств сомнений не вызывает, они ничем не опровергаются, оснований не доверять им у суда не имеется, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Вместе с тем, судья считает излишне вмененным в протоколе об административном правонарушении и не нашедшим подтверждение указание на нарушение юридическим лицом режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, вследствие чего указанные квалифицирующие признаки подлежат исключению из объема вмененного административного правонарушения, что не является основанием для прекращения производства, с учетом иных установленных обстоятельств.
Находя доказанной вину лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, судья руководствуется положениями ч.1 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и квалифицирует содеянное как нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, то есть административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключает вины юридического лица и факт направления только 28.05.2021 в адрес Федерального агентства по управлению государственным имуществом письма с информацией о необходимых расходах на обслуживание и содержание объектов казны РФ, в том числе на проведение паспортизации Объекта культурного наследия-Петропавловской церкви, расположенной по адресу: Россия, Воротынский р-н, село Шокино с целью проведения дальнейших работ по его приведению в надлежащее состояние, поскольку не свидетельствует о выполнении юридическим лицом всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований законодательства об охране объектов культурного наследия, учитывая обязанности данного лица, предусмотренные статьей 47.3 Федерального закона N 73-ФЗ.
Выполнение требований предписания Управления государственной охраны объектов культурного наследия об устранении выявленных нарушений №46/2 от 28.06.2021, а именно направление в организации запросов коммерческих предложений на выполнение работ по паспортизации Объекта культурного наследия с целью обоснования цены контракта и запроса дополнительного финансирования у Росимущества на проведение данных работ, на отсутствие состава административного правонарушения не указывает, поскольку указанные действия выполнены после установления выявленных нарушений.
Таким образом, обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст.24.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не установлено.
В соответствии с ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до четырехсот тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до пяти миллионов рублей.
Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
При назначении наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч.3 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях).
Смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств не установлено.
При указанных обстоятельствах судья приходит к выводу о назначении Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области административного наказания в виде административного штрафа, в пределах санкции ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об административных правонарушениях, так как именно данный вид административного наказания обеспечит реализацию задач административной ответственности.
По изложенным основаниям судья приходит к выводу, что административное наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, отвечает целям административного судопроизводства.
Оснований для применения положений ч.3.2 ст.4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначения административного наказания в размере ниже низшего, с учетом обстоятельств конкретного дела, судом не установлено.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 23.1, 29.7-29.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
П О С Т А Н О В И Л:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (ИНН <***>, ОГРН <***>, место нахождения: 603000 <...>) признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей.
Административный штраф подлежит уплате по реквизитам:
Получатель: Межрегиональное операционное УФК (Министерство культуры Российской Федерации л/с <***>),
КПП 770301001
ИНН <***>
Банк получателя: Операционный департамент Банка России// Межрегиональное операционное УФК г. Москва,
БИК 0245501901
Единый казначейский счет 40102810045370000002
Казначейский счет 03100643000000019500
ОКТМО 45382000
КБК 0541 16 01071 01 0013 140 «Административные штрафы, установленные главой 7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за административные правонарушения в области охраны собственности, налагаемые судьями федеральных судов, должностными лицами федеральных государственных органов, учреждений, Центрального банка Российской Федерации (штрафы за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации)», ст.7.13 КоАП РФ.
Разъяснить, что в соответствии с ч.1 ст.32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1, 1.3-2 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Неуплата административного штрафа в срок влечет административную ответственность по ч.1 ст.20.25 КоАП РФ.
Постановление может быть обжаловано в Нижегородский областной суд через Воротынский районный суд Нижегородской области в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.А.Чистякова