ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-440-17 от 15.06.2017 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 5-440-17

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

<...>

15 июня 2017 года судья Центрального районного суда г.Читы Калашникова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы административного дела по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ в отношении ФИО2 ,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, безработного,

У с т а н о в и л :

22 марта 2017 года должностным лицом таможенного поста ДАПП Верхний Ульхун Читинской таможни в отношении гр. РФ ФИО2 возбуждено дело об АП по ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении послужило то обстоятельство, что ДД.ММ.ГГГГ в 11 час. 33 мин. местного времени на таможенном посту ДАПП Верхний Ульхун Читинской таможни проводились таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза в ручной клади и сопровождаемом багаже в направлении «выезд из РФ».

Гражданин РФ ФИО2 в ходе таможенного контроля, заявил должностному лицу таможенного органа об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. При устном опросе дополнительных сведений о перемещаемых товарах от гр. РФ ФИО2 не поступило.

В ходе таможенного досмотра багажа, находящегося при гр. РФ ФИО2, установлено, что он перемещает товар – кормоизмельчитель «КР-03» предназначенный для измельчения зерна, корнеплодов, свежей травы, сена в бытовых условиях, общее количество - 1 штука, товар упакован в картонную коробку с нанесенными на ней изображениями и маркировкой. Товар находится в собранном виде и состоит из трёх мест. Согласно предоставленного руководства по эксплуатации на данный товар, страной производства является Россия: ООО «ТермМикс», , <адрес>.

Данный товар представляет собой металлический корпус прямоугольной формы синего цвета, на лицевой стороне нанесена маркировка о модели и фирме производителе, с обратной стороны корпуса имеется ручка переключения режимов работы и шнур электропитания. В комплекте с данным товаром идет два ножа (для корнеплодов и нож для травы). Согласно предоставленного руководства по эксплуатации габаритные размеры данного товара составляют – 310*310*360 (мм). Вес нетто товара составил 7,2 кг.

Результаты таможенного досмотра зафиксированы в акте таможенного досмотра .

Исходя из устного опроса и объяснений, представленных гр. РФ ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ в порядке ст.113 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), следует, что обнаруженный в сопровождаемом багаже товар (кормоизмельчитель «КР-03») принадлежит ему и приобретён им в <адрес>. Стоимость данного товара указана в товарном чеке от ДД.ММ.ГГГГ б/н (ИП ФИО1, адрес: <адрес>,, склад: Домотехника-Дульдурга) и составляет <данные изъяты> рублей. О тм. Что данный товар не относится к товарам для личного пользования гр. РФ ФИО2 не знал, он его не декларировал и не знал, что нужно декларировать.

Порядок перемещения товаров для личного пользования регламентирован Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18 июня 2010 г.), установлен положениями главы 49 ТК ТС.

Согласно п. 1 ст. 3 Соглашения от 18 июня 2010 г., отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из:

1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением;

2) характера и количества товаров;

3) частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Исходя из положений ТК ТС и Соглашения от 18 июня 2010 г., к товарам, не относящимся к категории товаров для личного пользования, положения Соглашения, и, следовательно, положения главы 49 ТК ТС не применяются.

В общем случае (без учета особенностей перемещения товаров) в соответствии со ст.179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе сведения о товаре: наименование, классификационный код по ЕТН ВЭД, описание упаковок, количество в килограммах и в других единицах измерения (ст. 181 ТК ТС). Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров (п.1 ст. 188 ТК ТС).

Согласно служебной записке отдела товарной номенклатуры, происхождения товаров и торговых ограничений Читинской таможни от ДД.ММ.ГГГГ, товар кормоизмельчитель, согласно представленной информации, должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8436 10 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС.

В Перечень товаров, не относящихся к товарам для личного пользования (приложение к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» попадает товарная позиция 8436 ТН ВЭД ЕАЭС. Соответственно товар, перемещаемый гр. ФИО2, не относится к товарам для личного пользования.

Таким образом, в силу установления обстоятельств перемещения гр. РФ ФИО2 товара, не отнесенного к категории товаров для личного пользования в соответствии с п.п. 6 приложения № 1 к Соглашению от 18 июня 2010 г., в нарушение ст. 179, 180, 181, 188 ТК ТС, гр. РФ ФИО2 не задекларировал данный товар, перемещаемый в сопровождаемом багаже, по установленной форме, что является административным правонарушением, ответственность за которое установлена ч. 1 ст.16.2 КоАП РФ.

ФИО2 в судебное заседание не явился, хотя уведомлен надлежащим образом, ходатайство об отложении рассмотрения дела не заявлялось. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть дело в соответствии со ст.25 1 КоАП РФ, в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Представитель таможни ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании полагала, что вина ФИО2 в совершении административного правонарушения доказана и подтверждается материалами дела.

Выслушав мнение представителя Читинской таможни, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным Кодексом или Законом субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Исходя из данной нормы закона - административное правонарушение характеризуется такими обязательными признаками, как противоправность и виновность.

Статей 26.1 КоАП РФ также предусмотрено, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.

Вина лица, привлекаемого к административной ответственности, в форме умысла или неосторожности должна быть установлена и доказана административным органом в соответствии со ст.2.2 КоАП РФ.

Согласно части 1 статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с частью 2 данной статьи, эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренным настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Таким образом, фактические данные по делу об административном правонарушении, относимые к доказательствам, могут быть установлены протоколом oб административном правонарушении, составляемым должностным лицом органа уполномоченного рассматривать указанное дело в соответствии с гл. 23 КоАП, протоколом о применении меры обеспечения производства по делу об административное правонарушении, а также протоколом о рассмотрении дела об административном правонарушении, составляемыми при рассмотрении дела коллегиальным органом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показания потерпевшего и свидетелей, представляют собой сведения, имеющие отношение к делу и сообщенные указанными лицами в устной или письменной форме.

Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, и влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Порядок перемещения товаров для личного пользования регламентирован Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18 июня 2010 года «О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском» (далее - Соглашение от 18 июня 2010 г.), установлен положениями главы 49 ТК ТС.

Согласно п.1 ст.3 Соглашения от 18 июня 2010 г., отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из: 1) заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных Соглашением; 2) характера и количества товаров; 3) частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу.

Исходя из положений ТК ТС и Соглашения от 18 июня 2010 г., к товарам, не относящимся к категории товаров для личного пользования, положения Соглашения, и, следовательно, положения главы 49 ТК ТС не применяются.

В общем случае (без учета особенностей перемещения товаров) в соответствии со ст.179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе сведения о товаре: наименование, классификационный код по ЕТН ВЭД, описание упаковок, количество в килограммах и в других единицах измерения (ст. 181 ТК ТС). Декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров (п.1 ст. 188 ТК ТС).

В пункте 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.10.2006 № 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).

Согласно статье 352 Таможенного кодекса Таможенного союза, предусматривающей общие положения о перемещении товаров для личного пользования, товары для личного пользования перемещаются через таможенную границу в соответствии с положениями главы 49 указанного Кодекса, а в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с порядком, установленным таможенным законодательством Таможенного союза. К товарам для личного пользования, перемещаемым через таможенную границу, не применяются меры нетарифного и технического регулирования. Критерии отнесения товаров, перемещаемых через таможенную границу, к товарам для личного пользования, стоимостные, количественные и весовые нормы перемещения товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей, случаи освобождения от уплаты таможенных платежей отдельных категорий товаров для личного пользования, а также порядок применения таможенных пошлин, налогов устанавливаются международным договором государств - членов Таможенного союза.

Под товарами для личного пользования в силу подпункта 36 пункта 1 статьи 4 Таможенного кодекса Таможенного союза понимаются товары для личного пользования - товары, предназначенные для личных, семейных, домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, нужд физических лиц, перемещаемые через таможенную границу в сопровождаемом или несопровождаемом багаже, международных почтовых отправлениях либо иным способом.

Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 18.06.2010 "О порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу Таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском" определено, что отнесение товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, к товарам для личного пользования осуществляется таможенным органом с применением системы управления рисками исходя из заявления физического лица о перемещаемых товарах (в устной или письменной форме с использованием пассажирской таможенной декларации) в случаях, установленных указанным Соглашением; характера и количества товаров; частоты пересечения физического лица и (или) перемещения им товаров через таможенную границу (пункт 1 статьи 3).

В силу пункта 3 названной статьи к товарам, не отнесенным в соответствии с пунктами 1 и 2 настоящей статьи к товарам для личного пользования, не применяются положения данного Соглашения.

Из материалов дела установлено, что 22 марта 2017 года в 11 час. 33 мин. местного времени на таможенном посту ДАПП Верхний Ульхун Читинской таможни проводились таможенные операции и таможенный контроль товаров, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу Евразийского экономического союза в ручной клади и сопровождаемом багаже в направлении «выезд из РФ».

Гражданин РФ ФИО2 в ходе таможенного контроля, заявил должностному лицу таможенного органа об отсутствии у него товаров, подлежащих обязательному декларированию в письменной форме. При устном опросе дополнительных сведений о перемещаемых товарах от гр. РФ ФИО2 не поступило.

В ходе таможенного досмотра багажа, находящегося при гр. РФ ФИО2, установлено, что он перемещает товар – кормоизмельчитель «КР-03» предназначенный для измельчения зерна, корнеплодов, свежей травы, сена в бытовых условиях, общее количество - 1 штука, товар упакован в картонную коробку с нанесенными на ней изображениями и маркировкой. Товар находится в собранном виде и состоит из трёх мест. Согласно предоставленного руководства по эксплуатации на данный товар, страной производства является Россия: ООО «ТермМикс», , <адрес>.

Данный товар представляет собой металлический корпус прямоугольной формы синего цвета, на лицевой стороне нанесена маркировка о модели и фирме производителе, с обратной стороны корпуса имеется ручка переключения режимов работы и шнур электропитания. В комплекте с данным товаром идет два ножа (для корнеплодов и нож для травы). Согласно предоставленного руководства по эксплуатации габаритные размеры данного товара составляют – 310*310*360 (мм)В соответствии с заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ установлено наименование товара, являющегося предметом административного правонарушения – кормоизмельчитель бытовой, модель КР-03. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ рыночная стоимость вышеуказанного товара составила <данные изъяты> рублей.

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Недекларирование по установленной форме товара – кормоизмельчитель «КР-03» предназначенный для измельчения зерна, корнеплодов, свежей травы, сена в бытовых условиях, 1 шт., составляет объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Субъектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, является гр. РФ ФИО2

В ходе административного расследования ФИО2 пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ выезжал из Российской Федерации в Монголию в качестве пассажира с друзьями на принадлежащем им автомобиле марки <данные изъяты>, государственный регистрационный номер <данные изъяты>. При прохождении таможенного контроля в <данные изъяты> он предъявил к таможенному контролю товар - кормоизмельчитель «КР-03» предназначенный для измельчения зерна, корнеплодов, свежей травы, сена в бытовых условиях, в количестве - 1 штуки, который он приобрел в <адрес>. Стоимость данного товара указана в товарном чеке от ДД.ММ.ГГГГ б/н (ИП ФИО1, адрес: <адрес>, склад: Домотехника-Дульдурга) и составляет 3<данные изъяты> рублей. На вопрос инспектора, есть ли у него товары подлежащие декларированию, он ответил, что нет. О том, что данный товар не относится к товарам для личного пользования, он не знал. Данный товар он не декларировал и не знал, что его нужно декларировать. В Монголию он поехал в гости к другу Отхон Баяру проживающему в <адрес> и вез ему данный товар в качестве подарка. О том, что его действия повлекут санкции согласно ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ он не знал. Свою вину в совершении правонарушения признал. О ходе ведения дела об АП просит информировать по адресу: <адрес>, тел:

Субъективная сторона правонарушения характеризуется наличием вины.

В силу положений статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие), в частности, физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Вступая в таможенные правоотношения, связанные с вывозом и таможенным оформлением товаров, гр. РФ ФИО2 должен был предварительно изучить законодательство, касающееся декларирования товаров, административной ответственности за нарушение таможенных правил, которое является общедоступным.

В данном случае, в соответствии с ч. 2 ст. 2.2. КоАП РФ, ФИО2 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, по неосторожности, т.к. он не предвидел возможности наступления вредных последствий своего бездействия, хотя должен был и мог их предвидеть.

Действия ФИО2 квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и таможенного законодательства.

Таким образом, гражданин РФ ФИО2 совершил административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ.

Вина гр. РФ ФИО2 подтверждается материалами дела: копией АТД № /Ф000002, протоколом гр. РФ ФИО2, заключением эксперта от ДД.ММ.ГГГГ и другими материалами дела(л.д._____).

При назначении наказания устанавливались обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не установлено, к смягчающим относится совершение правонарушения впервые.

Руководствуясь ст.29.10 КоАП РФ, судья

П о с т а н о в и л :

ФИО2 признать виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ и подвергнуть административному наказанию в виде конфискации предметов административного правонарушения: кормоизмельчитель «КР-03», предназначенный для измельчения зерна, корнеплодов, свежей травы, сена в бытовых условиях, общее количество - 1 штука.

Исполнение постановления возложить на Читинскую таможню.

Постановление может быть обжаловано в течение десяти дней с момента получения постановления в Забайкальский краевой суд через Центральный районный суд г.Читы.

Судья: Калашникова Т.А.

Подлинник документа находится в материалах

административного дела № 5-440-17

Центрального районного суда г.Читы.