ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-441/2022 от 21.06.2022 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 5- 441/2022

УИД 81RS0006-01-2022-00187-14

П О С Т А Н О В Л Е Н И Е

21 июня 2022 года

Судья Кудымкарского городского суда Пермского края Щипицина Т.А., при ведении протокола секретарем судебного заседания Фирсовой Л.Б., с участием защитника Пономарева С.А., прокурора Щербинина И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкар дело об административном правонарушении в отношении:

ФИО1, ранее не привлекавшейся к административной ответственности,

у с т а н о в и л:

В отношении главы города Кудымкара - главы Администрации г. Кудымкара ФИО1 вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из постановления следует, что Кудымкарской городской прокуратурой на основании обращения ФИО2 в отношении администрации г. Кудымкара проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Городской округа - город Кудымкар», законодательства о муниципальной собственности, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в отсутствии автомобильной дороги по пер. Утренний г. Кудымкара в Перечне автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», отсутствии правоустанавливающих документов и технического паспорта на указанную автомобильную дорогу, отсутствии стационарного электрического освещения на всем протяжении участка дороги, отсутствии тротуара (пешеходной дорожки) от пересечения с ул. Хорошева до пересечения с ул. Карла Маркса. 25.02.2022г. Кудымкарским городским прокурором в адрес главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара внесено представление об устранении нарушений законодательства с требованиями рассмотреть представление, незамедлительно принять меры к устранению выявленных нарушений закона; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных лиц; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в письменной форме в месячный срок с момента получения представления, а также о необходимости рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры города. Согласно поступившему ответу от 17.03.2022, представление Кудымкарского городского прокурора рассмотрено, нарушения законодательства отсутствуют. Таким образом, в нарушение норм закона об обязательности исполнения требований прокурора глава г. Кудымкара - глава администрации г. Кудымкара ФИО1, будучи предупрежденной об обязательности исполнения требований прокурора, а также об административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ, фактически нарушения не устранила, также не устранила причины и условия, способствующие совершению указанных нарушений, тем самым умышленно не выполнила требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предоставленных прокурору Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».

Помощник Кудымкарского городского прокурора Щербинин И.В. постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении поддержал, просил привлечь главу города Кудымкара - главу администрации г. Кудымкара ФИО1 к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом. Суду пояснил, что администрация города, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, осуществляет дорожную деятельность в отношении дорог местного значения в границах городского округа. Согласно представлению от 25.02.2022г. главой администрации города в течение месяца со дня его вынесения должны были быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений, их причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер необходимо сообщить прокурору в письменной форме. Однако требования, изложенные в представлении, исполнены не были, в связи с этим Кудымкарский городской прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении обязанности на МО «Городской округ-город Кудымкар» по приведению автомобильной дороги по пер.Утренний и по ул.Дзержинского в нормативное состояние, по подготовке технического паспорта на дорогу по пер.Утренний и включении его в Перечень автомобильных дорог, а также в Реестр муниципального имущества.

Лицо, привлекаемое к административной ответственности, ФИО1 в судебное заседание не явилась, была извещена надлежащим образом, ходатайств суду не представила.

Защитник ФИО1 – Пономарев С.А. в судебном заседании с постановлением не согласился, суду пояснил, что по пер.Утренний г. Кудымкара автомобильная дорога отсутствует, в связи с чем требования ГОСТ Р 52766-2007 не могут распространяться на данный элемент улично-дорожной сети города. Присвоение указанному переулку наименования и осуществление по нему проезда автомобилей не означает появление на данном месте автомобильной дороги. В соответствии с действующим законодательством, возникновение автомобильной дороги должно включать в себя последовательное прохождение нескольких этапов, первый из которых разработка проекта автомобильной дороги, после чего автомобильная дорога должна быть построена в соответствии с требованиями законодательства, включая прохождение обязательных закупочных процедур. Однако, по пер.Утренний в г.Кудымкаре проектная документация на строительство автомобильной дороги не составлялась, работы по строительству автомобильной дороги не проводились, акт ввода в эксплуатацию законченного строительством объекта не составлялся, технический план отсутствует. Осмотр переулка для принятия решения о возможности обустройства дороги либо проезда к жилым домам по пер.Утренний запланированы на 2 и 3 кварталы 2022 года. Таким образом, поскольку на переулке Утренний г. Кудымкара отсутствует автомобильная дорога как объект, обладающий признаками протяженности и ширины, соответственно, отсутствуют основания для его технического обследования с целью изготовления технического паспорта, а также для постановки его на кадастровый учет, государственной регистрации и включения в Реестр муниципального имущества и Перечень автомобильных дорог. Совершение данных действий возможно только после принятия решения о возможности обустройства автомобильной дороги по пер.Утренний и его практической реализации. Включение указанного переулка в муниципальное задание на зимнее содержание улично-дорожной сети было обусловлено поступающими обращениями граждан для обеспечения проезда к жилым домам. 16.02.2022 года по результатам общественного обсуждения было решено провести обустройство электрического освещения по указанному переулку, в связи с чем внесены изменения в муниципальную программу «Содержание городской инфраструктуры муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар» в части устройства стационарного освещения. В отношении отсутствия тротуара по ул.Дзержинского указал, что в соответствии с данными паспорта автомобильной дороги по указанной улице имеется пешеходная дорожка на некоторых участках, а в летний период 2022 года администрацией г.Кудымкара запланирован осмотр участка автомобильной дороги для принятия решения о возможности обустройства на данном участке тротуара. Считает, что отказа в удовлетворении или умышленного невыполнения требований прокуратуры главой г.Кудымкара не было допущено. В связи с чем просит прекратить производство по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

Полномочия прокурора закреплены в Федеральном законе от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "О прокуратуре РФ").

Прокуратура Российской Федерации в соответствии с п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 21 Федерального закона "О прокуратуре РФ" осуществляет надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.

Целью подобного надзора является обеспечение верховенства закона, единство и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.

В силу пп.1, 3 ст.6 Федерального закона "О прокуратуре РФ" требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33, 39.1 и 39.2 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.

Нормами ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре РФ" предусмотрено, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 настоящего Федерального закона вносит представление об устранении нарушений закона.

Согласно п.1 ст.24 Федерального закона "О прокуратуре РФ" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

В соответствии со ст.17.7 КоАП РФ умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.

Как следует из материалов дела, Кудымкарской городской прокуратурой в связи с поступившим обращением ФИО2 (в рамках личного приема заместителя прокурора Пермского каря ФИО3) в отношении администрации г. Кудымкара проведена проверка на предмет исполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения, дорожной деятельности на автомобильных дорогах общего пользования местного значения муниципального образования «Городской округа - город Кудымкар», законодательства о муниципальной собственности.

В ходе проведенной проверки установлено, что автомобильная дорога по пер. Утренний г. Кудымкара в Перечне автомобильных дорог, находящихся на территории муниципального образования «Городской округ - город Кудымкар», утвержденного постановлением главы администрации г.Кудымкара 24.12.2021г. № 1674-01-04, не значится, она не включена и в Реестр муниципального имущества (в казну муниципалитета); на указанную автомобильную дорогу отсутствуют правоустанавливающие документы, не разработан технический паспорт, что исключает возможность достоверно определить границы автомобильной дороги, наличие элементов ее обустройства. Кроме того, Администрацией не принимаются меры по поддержанию данной дороги в нормативном состоянии, на протяжении всего участка дороги отсутствует стационарное электрическое освещение, также отсутствуют тротуары (пешеходные дорожки) от пересечения с ул. Хорошева до пересечения с ул.К.Маркса.

25.02.2022г. по результатам проверки Кудымкарским городским прокурором на имя главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1 внесено представление об устранении нарушений законодательства в области обеспечения БДД, дорожной деятельности, муниципальной собственности с требованием рассмотреть представление, принять конкретные меры к устранению выявленных нарушений законодательства, причин и условий им способствующих, не допускать повторного нарушения закона в будущем; за допущенные нарушения рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника МКУ «Отдел капитального строительства г.Кудымкара» ФИО4; в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений, причин и условий, им способствующих, о результатах принятых мер сообщить в письменной форме в месячный срок с момента получения представления, а также о необходимости рассмотрения представления с участием представителя прокуратуры города.

Из ответа главы города Кудымкара - главы администрации города Кудымкара ФИО1 № 1970 от 17.03.2022 года следует, что Администрацией г.Кудымкара представление прокурора рассмотрено 11.03.2022г. в присутствии заместителя Кудымкарского городского прокурора Загуляева А.В. Однако представление признано необоснованным, при этом указано, что на пер.Утренний г. Кудымкара отсутствует автомобильная дорога, в связи с чем требования ГОСТ Р 52766-2007 не могут распространяться на данный элемент улично-дорожной сети города. Включение указанного переулка в задание на зимнее содержание было обусловлено поступающими обращениями граждан для обеспечения проезда к жилым домам. 16.02.2022г. в связи с образованием переулка было решено провести обустройство освещения на территории города, в том числе на данном переулке. В связи с тем, что на пер.Утренний отсутствует автомобильная дорога как объект, обладающий признаками протяженности и ширины, оснований для технического обследования с целью изготовления технического паспорта, так и постановки его на кадастровый учет и включения в Перечень автомобильных дорог города, не имеется. В соответствии с данными паспорта автомобильной дороги по ул.Дзержинского имеется пешеходная дорожка. В летний период 2022г. планируется осмотр переулка для принятия решения о возможности обустройства проезда в соответствии с действующими ГОСТ и технических регламентов, а также осмотр участка дороги по ул.Дзержинского от пресечения с ул.Хорошева до пересечения с ул.К.Маркса для принятия решения о возможности обустройства на данном участке тротуара. Оснований для применения мер дисциплинарного наказания к начальнику МКУ «ОКС г.Кудымкара» ФИО4 не усматривается.

Фактически представление Кудымкарского городского прокурора не выполнено, в частности, не исполнены указанные в представлении требования прокурора в части принятия конкретных мер к устранению выявленных нарушений законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, причин и условий им способствующих, не рассмотрен вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности начальника МКУ «Отдел капитального строительства г.Кудымкара» ФИО4

Таким образом, глава города Кудымкара – глава администрации города Кудымкара ФИО1, не выполнив законные требования прокурора, вытекающие из ФЗ «О прокуратуре», совершила административное правонарушение, предусмотренное ст.17.7 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 15.04.2022г., представлением об устранении нарушений законодательства от 25.02.2022г., ответом Администрации г.Кудымкара от 17.03.2022г., объяснениями руководителя аппарата Администрации г.Кудымкара Пономарева С.А. от 15.04.2022г., сообщением Кудымкарской городской прокуратуры в адрес МО МВД «Кудымкарский» от 25.02.2022г., решением Кудымкарской городской Думы от 09.12.2021г. № 34 о присвоении наименования переулку Утренний г.Кдымкара; распоряжением Администрации г.Кудымкара № 10-к от 05.03.2020г. об исполнении полномочий главы города Кудымкара-главой администрации г. Кудымкара ФИО1; решением Кудымкарской городской Думы № 16 от 04.03.2020г. об избрании ФИО1 главой города Кудымкара-главой администрации г. Кудымкара; Уставом МО «Городской округ-город Кудымкар», принятом решением Кудымкарской городской Думы от 11.10.2005 № 60, планами основных мероприятий отдела благоустройства управления по развитию инфраструктуры и ЖКХ на 1-3 кварталы 2022г., на июнь 2022г., согласно которому обследование улично-дорожной сети по пер.Утренний г.Кудымкара запланировано на период с 16 июня по 30 июня 2022г.; извещением о проведении общественного обсуждения документа; постановлением Администрации г.Кудымкара № 398-01-04 от 17.03.2022г., которым внесены изменения в муниципальную программу «Содержание городской инфраструктуры МО «Городской округ-город Кудымкар», утверждённую постановлением администрации г.Кудымкара от 02.03.2021 № 239-01-04, в соответствии с которой обустройство стационарного электрического освещения на пер.Утренний г.Кудымкар запланировано на 2025г.; копией искового заявления в Кудымкарский городской суд; постановлением Администрации г.Кудымкара от 24.12.2021г. № 1674-01-04 о включении автомобильных муниципальных дорог, находящихся на территории МО, в казну муниципального имущества, из которого следует, что пер.Утренний не включен в казну муниципального имущества; заявлением ФИО2 в адрес заместителя прокурора Пермского края от 27.01.2022г. по факту отсутствия тротуаров по ул.Дзержинского г.Кудымкара, освещения по пер.Утренний, а также по содержанию дороги в зимний период; ответом МАУ «КМА» от 28.02.2022г.; ответом МАУ «КМА» от 28.02.2022г № 32 о включении пер.Утренний в муниципальное задание на 2022г; объяснениями директора МАУ «КМА» от 15.02.2022г.; актами проверки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильной дороги по ул.Держинского г.Кудымкара от 14.02.2022г. и 24.05.2022г.; фототаблицей; из которых следует, что на дороге от ул.Хорошева до ул.К.Маркса отсутствуют тротуары, пешеходные дорожки.

Указанные доказательства отвечают требованиям, предъявляемым к доказательствам положениями ст.26.2 КоАП РФ, и в совокупности объективно и достоверно свидетельствуют о виновности главы г.Кудымкара – главы администрации г.Кудымкара ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

В соответствии со ст.2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Являясь главой г.Кудымкара – главой администрации г.Кудымкара, ФИО1 наделена необходимыми организационно-распорядительными функциями, следовательно, при осуществлении своих должностных обязанностей обязана была принять необходимые меры к неукоснительному исполнению выданного предписания по устранению нарушений законодательства в сфере безопасности дорожного движения. Доказательств того, что ею были приняты все зависящие от нее меры по выполнению предписания Кудымкарского городского прокурора, материалы дела не содержат.

Доводы защитника о том, что оснований для изготовления технического паспорта на автомобильную дорогу по пер.Утренний г.Кудымкара, постановки ее на кадастровый учет и включения в Перечень автомобильных дорог города, а также по содержанию указанной дороги не имеется, поскольку автомобильная дорога по указанному переулку, как объект, обладающий признаками протяженности и ширины, не существует, нахожу несостоятельными.

Исходя из положений ст.37 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ), местная администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации.

В соответствии с п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

В силу ч.2 ст.12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лицо, осуществляющее содержание автомобильных дорог. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.

Пунктом 9 ст.6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что к собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В силу ч.5 ст.51 Федерального закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с п.2 Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества, утвержденного Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 августа 2011 года N 424, объектом учета в реестре является находящееся в муниципальной собственности недвижимое имущество (здание, строение, сооружение или объект незавершенного строительства, земельный участок, жилое, нежилое помещение или иной прочно связанный с землей объект, перемещение которого без соразмерного ущерба его назначению невозможно, либо иное имущество, отнесенное законом к недвижимости).

Как следует из материалов дела, дорога по пер.Утренний находится на территории г.Кудымкара, соответственно, является собственностью городского округа.

При таких обстоятельствах, включение указанной автомобильной дороги в Реестр муниципального имущества МО «Городской округ-город Кудымкар» и в Перечень автомобильных муниципальных дорог, подготовка технического паспорта, надлежащее техническое состояние данной дороги, а также организация безопасного движения по ней должны обеспечиваться соответствующими органами местного самоуправления, в данном случае - администрацией г.Кудымкара. К тому же выявление имущества такого рода в границах муниципального образования, принятие мер к его учету и оформлению в муниципальную собственность в силу действующего законодательства также являются обязанностью органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах, указанные доводы никак не свидетельствуют об отсутствии вины главы г.Кудымкара – главы администрации г.Кудымкара в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.17.7 КоАП РФ.

При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, данные о личности виновного, обстоятельства дела.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность, не установлено.

С учетом характера деяния и личности нарушителя считаю возможным назначить главе города Кудымкара - главе администрации города Кудымкара ФИО1 административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией указанной статьи.

Руководствуясь ст. 29.10 КоАП РФ, судья

п о с т а н о в и л:

Признать главу города Кудымкара – главу администрации города Кудымкара ФИО1 виновной в совершении правонарушения, предусмотренного по ст. 17.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 (двух тысяч) рублей.

Штраф подлежит уплате не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления в законную силу.

Банковские реквизиты для перечисления штрафа:

КБК 32211601171010007140

ИНН <***> КПП 590501001

ОКТМО 57701000

УФК по Пермскому краю (Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, л/с <***>

Отделение Пермь Банка России//УФК по Пермскому краю г Пермь

Единый казначейский счет 40102810145370000048

БИК 015773997 Казначейский счет 03100643000000015600

Документ, свидетельствующий об уплате штрафа, подлежит предъявлению в канцелярию Кудымкарского городского суда.

В случае не уплаты штрафа в установленные сроки постановление будет направлено судебному приставу-исполнителю для принудительного исполнения с возбуждением производства об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ.

На постановление может быть подана жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья Т.А. Щипицина