ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Постановление № 5-443/20 от 21.09.2020 Амурского городского суда (Хабаровский край)

Амурский городской суд Хабаровского края, просп. Комсомольский, д. 61, г. Амурск, Хабаровский край,

682640, тел/факс (42142) 3-15-83/3-10-24, e.mail: amursky.hbr@sudrf.ru

Дело № 5-443/2020

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21.09.2020 г. Амурск, Хабаровский край

Судья Амурского городского суда Хабаровского края Лошманова С.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Амурский политехнический техникум», юридический адрес: 682644, <...>, ИНН <***>,

УСТАНОВИЛ:

Начальник Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6 направила для рассмотрения в суд протокол 27 № 013622 от 14.08.2020 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ в отношении юридического лица - краевого государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Амурский политехнический техникум» (далее КГБ ПОУ АПТ),

Согласно указанному протоколу КГБ ПОУ АПТ осуществляет деятельность, не связанную с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), а именно: 23.07.2020 года в 11 час. 25 мин. в районе 36 км автодороги г. Комсомольск-на-Амуре - г. Амурск начальником Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 и государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО7 при проведении осмотра (обследования) транспортного средства <данные изъяты>, регистрационный знак ), под управлением ФИО2., установлено, что на указанном транспортном средстве юридическим лицом КГБ ПОУ АПТ согласно путевому листу № 258 от 23.07.2020 осуществляется перевозка пассажиров и иных лиц в количестве 8 человек без специального разрешения (лицензии), чем нарушены требования п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения указанного протокола, должностное лицо - начальник Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 в суд не явилось, просит дело рассмотреть без участия представителя Комсомольского отдела автотранспортного надзора.

Лицо в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении - КГБ ПОУ АПТ своего представителя в суд не направило. Согласно письменному заявлению директора ПОУ АПТ ФИО8, руководитель просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Учреждения, просит суд применить ст.2.9 КоАП РФ и ограничиться устным замечанием. Считает спорное правонарушение малозначительным, не повлекшим причинения конкретного ущерба государственным интересам. Техникум является бюджетной образовательной организацией, использовал транспортное средство при перевозке своих сотрудников, при этом Учреждение не извлекло из этого прибыль. Ранее Учреждение к административной ответственности по ч.1 ст.19.20 КоАП РФ не привлекалось.

Исследовав материалы дела, прихожу к выводу о наличии в действиях юридического лица – КГБ ПОУ АПТ состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ по следующим основаниям:

В соответствии с частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна) - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии с подпунктом 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 18.02.2020) «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.03.2020) деятельность по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами подлежит лицензированию в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В целях названного Федерального закона лицензирование не осуществляется в отношении перевозок, выполняемых автобусами пожарной охраны, скорой медицинской помощи, полиции, аварийно-спасательных служб, военной автомобильной инспекции, федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности, федерального органа исполнительной власти в области государственной охраны, Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, следственных органов Следственного комитета Российской Федерации, а также в отношении перевозок, выполняемых автобусами без использования автомобильных дорог общего пользования

В соответствии с пунктами 1 и 5 статьи 3.2 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ (ред. от 18.03.2020) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» сведения о принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании транспортных средствах, которые используются для осуществления подлежащей лицензированию деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемый вид деятельности), включаются в реестр лицензий. Состав указанных сведений устанавливается положением о лицензировании данной деятельности (пункт 1); осуществление лицензируемого вида деятельности с использованием транспортных средств, сведения о которых не включены в реестр лицензий, запрещается (пункт 5).

Постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 № 195 «О лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами» (вместе с «Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами») утверждено Положение о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее – Положение), которое определяет порядок лицензирования деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами (далее - лицензируемая деятельность) (пункт). Лицензирование лицензируемой деятельности осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (ее территориальными органами) (далее - лицензирующий орган) (пункт 2).

В соответствии с пунктом 3 Положения «автобус лицензиата» - транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее лицензиату на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем), сведения о котором внесены в реестр лицензий на осуществление лицензируемого вида деятельности (далее - лицензия на лицензируемую деятельность), и используемое лицензиатом для осуществления лицензируемого вида деятельности; «автобус соискателя лицензии» - транспортное средство категории M2 или M3, принадлежащее соискателю лицензии на лицензируемую деятельность (далее - соискатель лицензии) на праве собственности или ином законном основании (за исключением аренды транспортных средств с экипажем).

В соответствии с пунктом 4 Положения лицензируемая деятельность включает перевозки пассажиров автобусами лицензиата на основании договора перевозки пассажира или договора фрахтования транспортного средства (далее - коммерческие перевозки) и (или) перевозки автобусами иных лиц лицензиата для его собственных нужд.

В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть1). Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2). Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо (часть 3).

В соответствии со статьей 2.10 КоАП РФ, юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II названного Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Из протокола об административном правонарушении от 14.08.2020 года следует, что 23.07.2020 в 11 час. 25 мин. в районе 36 км автодороги г. Комсомольск-на-Амуре - г. Амурск начальником Комсомольского отдела автотранспортного надзора Дальневосточного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО1 и государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО3 при проведении осмотра (обследования) транспортного средства <данные изъяты> (категории «Д»), регистрационный знак ), под управлением ФИО2., установлено, что на указанном транспортном средстве юридическим лицом КГБ ПОУ АПТ согласно путевому листу № 258 от 23.07.2020 осуществляется перевозка пассажиров и иных лиц в количестве 8 человек без специального разрешения (лицензии), чем нарушены требования п. 24 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Как установлено судом, в соответствии с плановым (рейдовым) заданием на осмотр, обследование транспортных средств в процессе их эксплуатации от 22.06.2020 № 05-005К начальником Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО1 к проведению плановых осмотров (обследований) транспортных средств в процессе их эксплуатации, с целью выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении своей деятельности, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области автомобильного транспорта, привлечены: начальник Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО1., государственные инспекторы Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО4., ФИО3., ФИО5. Задачами проведения осмотров, является выявление и пресечение нарушений нормативно правовых актов, требований технических регламентов в области автомобильного транспорта. Предмет проведения осмотров является соблюдение обязательных требований.

Согласно акту от 23.07.2020 № 180 результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства, начальником Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО1., государственным инспектором Комсомольского отдела автотранспортного надзора ФИО3 осмотрено транспортное средство <данные изъяты> (категории «Д»), регистрационный знак ), на котором под управлением водителя ФИО2 осуществлялась перевозка пассажиров и иных лиц для собственных нужд, в количестве 8 человек. Водитель управлял автомобилем на основании путевого листа № 258 от 23.07.2020, выданного КГБ ПОУ АПТ.

Согласно путевому листу № 258 от 23.07.2020 автобуса необщего пользования марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак , данный путевой лист выдан КГБ ПОУ АПТ, в качестве водителя указан ФИО2 Время выезда из гаража 09:05.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от 24.07.2020 КГБ ПОУ АПТ зарегистрировано в соответствии с законодательством как действующее юридическое лицо 15.09.2006.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении 27 № 013622 от 14.08.2020; актом результатов планового (рейдового) осмотра, обследования пассажирского транспортного средства № 180 от 23.07.2020; выпиской ЕГРЮЛ от 24.07.2020 в отношении юридического лица ООО «АЛК»; путевым листом № 258 от 23.07.2020.

Протокол об административном правонарушении и иные материалы, составлены в соответствии с требованиями действующего законодательства. Оснований сомневаться в правильности и достоверности, изложенных в нем данных, у суда не имеется.

Таким образом, оценив в соответствие со статьей 26.11 КоАП РФ, доказательства по делу в их совокупности, прихожу к выводу, что действия юридического лица КГБ ПОУ АПТ верно квалифицированы по части 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Юридическое лицо КГБ ПОУ АПТ имело возможность соблюсти вышеуказанные требования закона, однако на момент выявления правонарушения – 23.07.2020, осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, используя автобус для перевозки пассажиров и иных лиц без специального разрешения (лицензии).

Оценив собранные доказательства в совокупности, считаю, что вина КГБ ПОУ АПТ в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ, установлена и доказана.

Оснований для освобождения от административной ответственности у суда не имеется.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, считаю признание вины, совершение административного правонарушения впервые.

Обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не усматриваю.

При определении вида и меры наказания, исходя из того, что в соответствии со статьей 3.1 КоАП РФ административное наказание применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного правонарушения, обстоятельства его совершения, субъект правонарушения, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, принимая во внимание, что ранее КГБ ПОУ АПТ не привлекалось к административной ответственности за однородные административные правонарушения, прихожу к выводу, что достижение предусмотренных статьей 3.1. КоАП РФ целей возможно при назначении КГБ ПОУ АПТ наказания, не связанного с приостановлением деятельности, и назначение наказания в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ.

Вместе с тем, считаю возможным снизить размер подлежащего назначению штрафа.

Так, в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Согласно части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, принимая во внимание, что АПТ является бюджетным учреждением, считаю возможным назначить наказание в виде административного штрафа, с применением положений частей 3.2 и 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, в размере 85000,00 руб.

Доводы руководителя КГБ ПОУ АПТ о наличии оснований для применения нормы статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности подлежат отклонению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем, определяется в каждом конкретном случае, исходя из обстоятельств совершенного правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Учитывая, что объективная сторона правонарушения предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, выражается в пренебрежительном отношении юридического лица к возложенным на него публично-правовым обязанностям, вмененное заявителю административное правонарушение не может быть признано малозначительным. Отсутствие в результате такого правонарушения наступления каких-либо вредных материальных последствий не может свидетельствовать о его малозначительности.

Оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 24.5, 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Признать краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Амурский политехнический техникум» ( юридический адрес: 682644, <...>, ИНН <***>) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.20 КоАП РФ, и подвергнуть наказанию в виде административного штрафа в размере 85000,00 (восемьдесят пять тысяч) рублей.

Штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет УФК по Хабаровскому краю (Дальневосточное межрегиональное УГАДН Федеральной службы по надзору в сфере транспорта), ИНН <***>, код ОКТМО 08701000, КПП 272401001, номер счета получателя 40101810300000010001 в Отделение Хабаровск г. Хабаровск, БИК 040813001, кор/счет – нет, л/сч 0422IW01250, КБК 10611601191019000140, УИН 10622442200000136133.

Платежный документ об оплате штрафа необходимо представить в Амурский городской суд Хабаровского края.

При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате штрафа, по истечении указанного срока, постановление о назначении административного наказания в виде административного штрафа направляется для принудительного взыскания суммы штрафа судебному приставу-исполнителю.

За неуплату штрафа в установленный законом срок лицо, подвергнутое административному наказанию в виде штрафа и не уплатившее штраф, может быть подвергнут наказанию, в том числе, в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей.

Копию постановления вручить (направить) лицам, участвующим в деле.

Постановление может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение 10-суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья С.Н.Лошманова