Дело № 5-444/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
29 мая 2020 года <...>
Судья Краснооктябрьского районного суда города ФИО2 Рогозина, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица – ФИО6» (ОГРН - №, ИНН/КПП - №; адрес государственной регистрации: 400105, <адрес>, ФИО7»),
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО1 Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» (далее - ФИО1) ФИО1 П.А. в отношении ФИО9» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, согласно которого ФИО8» в ходе осуществления деятельности допущено воспрепятствование проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Ответственность за указанное административное правонарушение предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ.
В судебном заседании законный представитель ФИО10» ФИО3 вину юридического лица в совершении вменяемого правонарушения не признала. Пояснила, что предписание органа ФИО11» получало, просило отсрочить исполнение, в продленный срок выполнила предписание направив документы электронной почтой. На момент рассмотрения дела не смогла представить доказательства предоставления в надзорный орган требуемой информации. Указывала, что на составление протокола ФИО12» надлежащим образом не извещалось, посему было лишено право на защиту. Просила производство по делу прекратить за отсутствием состава правонарушения.
Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО1 Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО1 П.А.. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, заявлений не представил.
Выслушав законного представителя юридического лица привлекаемого к административной ответственности, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма или финансированию распространения оружия массового уничтожения, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ ведущим контролером по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО1 Государственной инспекции пробирного надзора федерального казенного учреждения Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» ФИО1 П.А. в отношении ФИО13» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ, из которого следует, что ФИО14» состоит на специальном учете в ФИО1, как юридическое лицо, осуществляющее операции с драгоценными металлами и драгоценными камнями, в связи с чем обществу присвоен ДД.ММ.ГГГГ учетный номер № №. Обществом заявлен в карте постановки на специальный учёт и при государственной регистрации юридический адрес (он же почтовый и фактический): 400105, <адрес>, офис 526.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) и сведениям карты специального учета, лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Общества (директор) является ФИО3
Обществом при постановке на специальный учет заявлены следующие виды деятельности: обработка отходов и лома драгоценных металлов (код ОКВЭД 2 - 38.32.2); торговля оптовая отходами и ломом (код ОКВЭД 2 - 46.77).
Таким образом, в соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» ООО ФИО15» относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, обязанным принимать меры, направленные на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
В соответствии с п. 3 ст. 13 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О
драгоценных металлах и драгоценных камнях» и п.п. 15, 16.8, 18.27 Устава
федерального казенного учреждения «Российская государственная пробирная палата при министерстве финансов Российской Федерации», утвержденного приказом Министерства финансов РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Устав ФКУ «Пробирная палата России»), ФКУ «Пробирная палата России» (и его филиалы) организует и осуществляет полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 115-ФЗ по контролю за организациями, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими скупку, куплю-продажу драгоценных металлов и драгоценных камней, ювелирных изделий из них и лома таких изделий.
В соответствии с п. 18.13 Устава ФКУ «Пробирная палата России» для достижения целей и осуществления своих полномочий ФКУ «Пробирная палата России» имеет право запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции ФКУ «Пробирная палата России» вопросам.
В целях выполнения плана проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2020 год, утвержденного ФИО1 Государственной инспекцией пробирного надзора федерального казенного учреждения Российская государственная пробирная палата при Министерстве финансов Российской Федерации» направила в адрес ООО «ВолгаПромХолдинг» заказное письмо (исх. № от ДД.ММ.ГГГГ), содержащее заверенную копию распоряжения о проведении плановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и запрос на представление сведений и документов № от ДД.ММ.ГГГГ. Проверка должна быть проведена по вопросам исполнения требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Согласно сведений, полученных из официального сервиса по отслеживанию корреспонденции АО «Почта России», заказное письмо с уведомлением (за номером почтового идентификатора №) в адрес Общества с ограниченной ответственностью «ВолгаПромХолдинг» поступило в место вручения ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с этим в адрес Общества ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте volgaph@mail.ru, заявленной Обществом при постановке на специальный учет, направлены копии распоряжения о проведении проверки и запрос на представление сведений и документов.
На основании запроса на представление сведений и документов Обществу необходимо подготовить, и предоставить документы и информацию в установленном порядке за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Почтовое отправление содержащее заверенную копию распоряжения о проведении плановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ и запрос на представление сведений и документов № от ДД.ММ.ГГГГ вернулось в адрес ФИО1ДД.ММ.ГГГГ с пометкой «Возврат отправителю из-за истечения срока хранения».
В адрес ФИО1 в ответ на запрос на представление сведений и документов № от ДД.ММ.ГГГГ, направленный по электронной почте, от ФИО16» поступило ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ№ (вх. № ЛК-145 от ДД.ММ.ГГГГ). В указанном ходатайстве Общество в лице директора ФИО3 просит продлить срок исполнения требования от ДД.ММ.ГГГГ№ до ДД.ММ.ГГГГ.
В адрес Общества ДД.ММ.ГГГГ направлено распоряжение о продлении срока проведения плановой документарной проверки №/ЛК-17 от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно указанного распоряжения проверку необходимо провести в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Распоряжение о проведении плановой документарной проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, распоряжение о продлении срока проведения плановой документарной проверки №/ЛК-17 от ДД.ММ.ГГГГ и требование (запрос) на представление сведений и документов № от ДД.ММ.ГГГГ направленные Обществу до настоящего времени не исполнены.
Указанное, согласно протоколу об административном правонарушении свидетельствует о нарушении требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части воспрепятствования организацией, осуществляющей операций с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным органом документарной плановой проверки.
Таким образом, по мнению надзорного органа, совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ - «Воспрепятствование организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, проведению уполномоченным или соответствующим надзорным органом проверок либо неисполнение предписаний, выносимых этими органами в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
Вместе с тем, исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Статьей 24.1 КоАП РФ определены задачи производства по делам об административных правонарушениях, которыми являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
По смыслу ст. 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу, на что прямо указано в ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ.
Согласно ч. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ, в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
В силу ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
В соответствии с ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.
На основании ч. 3 ст. 25.15 КоАП РФ, место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из единого государственного реестра юридических лиц. Если юридическое лицо, участвующее в производстве по делу об административном правонарушении, ведет дело через представителя, извещение также направляется по месту нахождения.
В абзаце 2 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что извещение участвующих в деле лиц о времени и месте судебного рассмотрения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела, может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения, в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату). Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Данные разъяснения применимы и при извещении должностным лицом о месте и времени составления протокола об административной ответственности и рассмотрения дела лица, привлекаемого к административной ответственности.
Исходя из вышеприведенных норм КоАП РФ, протокол об административном правонарушении составляется в присутствии лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в его отсутствие протокол об административном правонарушении составляется только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица либо законного представителя юридического лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, на непосредственное участие при осуществлении в отношении него процессуальных действий.
При этом, КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с таким извещением, в связи с этим оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
При изучении материалов дела судом установлено, что уведомление о месте и времени составления (л.д.34) направлено по месту регистрации юридического лица : <адрес> офис 526, заказной корреспонденцией, посредством «Почты России» за идентификационным номером №.
Согласно отчета об отслеживании отправления с почтовым идентификатором на дату составления протокола (ДД.ММ.ГГГГг.) у ведущий контролера по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней ФИО1 П.А. имелись сведения о неудачной попытке вручения повестки ФИО17». Сведения об истечении срока хранения и высылке уведомления отправителю были внесены только ДД.ММ.ГГГГг., уже после составления протокола об административном правонарушении. Таким образом в материалах дела отсутствуют достоверные сведения о надлежащем извещении законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении, чем нарушены требования ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ, право общества на защиту.
Вместе с тем, не имея каких-либо доказательств надлежащего извещения законного представителя привлекаемого к административной ответственности юридического лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, должностное лицо - ведущий контролер по надзору за производством, использованием и обращением драгоценных металлов и драгоценных камней - ФИО1) ФИО1 П.А. составил протокол об административном правонарушении в отношении ФИО18» в отсутствие его законного представителя, неизвещенного в установленном порядке способом, позволяющим контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
Такие обстоятельства явно лишали привлекаемое к административной ответственности юридическое лицо реализовать предоставленное ему законом право на защиту.
В порядке ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Учитывая, что не соблюдение должностным лицом требований ч. 4.1 ст. 28.2, ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ является существенным процессуальным нарушением, которое влечет признание протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося основополагающим процессуальным документом по делу об административном правонарушении, недопустимым доказательством по делу, подлежащим исключению из их числа, суд приходит к выводу о необходимости прекратить производство по делу за отсутствием состава правонарушения.
Согласно ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 29.9 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.27 КоАП РФ в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «ВолгаПромХолдинг» (ОГРН - <***>, ИНН/КПП - <***>/345901001 - прекратить, в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток в Волгоградский областной суд, путем подачи жалобы в Краснооктябрьский районный суд <адрес>.
Судья подпись В.А. Рогозина
Справка: резолютивная часть постановления оглашена 27 мая 2020 года.
Судья подпись В.А. Рогозина