Дело №5-446/2021
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Йошкар-Ола 05 марта 2021 года
Судья Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл Кропотова Т.Е., с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, ФИО1, его защитника Погожева Н.В., должностных лиц Министерства культуры, печати и по делам национальностей <адрес>МАС, САГ, МАИ, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП в отношении
ФИО1, <иные данные> |
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ консультантом отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей САГ в отношении ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренным ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП, за выявленные ДД.ММ.ГГГГ нарушение технологий производства работ, а также несоответствие проводимых работ проектной документации согласованной Министерством на объекте культурного наследия «<иные данные>», расположенного по адресу: <адрес>.
Должностные лица Министерства культуры, печати и по делам национальностей <адрес>МАС, САГ, МАИ в судебном заседании протокол поддержали, пояснили, что в действиях ФИО1 имеет место состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП. Авторский надзор не был осуществлен в соответствии с законодательством и нормативными актами. Журнал авторского надзора велся с нарушением ГОСТа, на момент проверки на объекте отсутствовал, после проведенной проверки содержание журнала было изменено. Данные обстоятельства подтверждаются ответом директора ООО «<иные данные>» на запрос. Министерство не было уведомлено об изменении проектной документации, изменении технологии производства работ. Измененная документация на согласование в Министерство не поступала. В настоящее время фактически работы завершены, однако имеется ряд претензий по выполненным работам на объекте культурного наследия, поскольку реставрация проведена с отклонением от проектной документации. Просят привлечь ФИО1 к административной ответственности.
ФИО1 письменные возражения на протокол поддержал, суду пояснил, что авторский надзор велся надлежащим образом, в соответствии с заключенным государственным контрактом – объект посещался не реже двух раз в месяц, что подтверждается фотоматериалом. Второй журнал авторского надзора велся надлежащим образом. Было осуществлено усиление несущих конструкций здания, что было предусмотрено проектом, работали по ранее согласованной документации. Вместе с тем пояснил, что ряд изменений проектной документации с Министерством культуры не согласовывались, первоначально был представлен журнал авторского контроля, который велся не должным образом.
Защитник Погожев Н.В. суду пояснил, что протокол об административном правонарушении в отношении ФИО1 составлен с нарушением требований закона, событие административного правонарушения отсутствует. Действия должностных лиц по составлению акта осмотра от ДД.ММ.ГГГГ. являются внеплановой проверкой, в нарушение Федерального закона № 294-ФЗ, не были согласованы с прокуратурой, заинтересованные лица на осмотр не приглашались. Авторский надзор велся надлежащим образом, журнал авторского надзора находился на объекте, согласование осуществлялось в устном порядке, работы по реставрации Министерством культуры не были приостановлены. Просит прекратить производство по делу в отношении ФИО1
Свидетель ДСП суду пояснил, что претензий к ООО «<иные данные>», в том числе к ФИО1, осуществлявшему авторский надзор, у него не имеется. Журнал авторского контроля имеется, работы велись, выполнены все работы по реставрации объекта культурного наследия. Когда был изменен журнал авторского надзора, ему неизвестно, выявленные замечания считает несущественными.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные и дополнительно поступившие материалы, прихожу к следующему.
За нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 данной статьи, лица подлежат привлечению к административной ответственности по ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ).
Согласно ст.3 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73-ФЗ к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
Согласно п.1 ст.33. Федерального закона № 73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно ч.1 ст.40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст.43 Федерального закона № 73-ФЗ реставрация памятника или ансамбля это научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия.
Частями 1 и 3 статьи 48 Федерального закона № 73-ФЗ закреплено, что объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.
В соответствии с ч.1 ст.45 Федерального закона №73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п.2 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу положений п.7 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ после выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр лицо, осуществлявшее руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах.
Как установлено судом и следует из материалов дела, объект культурного наследия «<иные данные>», расположенный по адресу: <адрес> зарегистрирован в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации приказом Минкультуры России от ДД.ММ.ГГГГ№ с присвоением ему регистрационного номера №.
Предмет охраны объекта культурного наследия «<иные данные>» утвержден Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ№.
Работы проводятся на основании проектной документации «Реставрация объекта культурного наследия «<иные данные>», <адрес>» (проектная документация), выполненной ООО «<иные данные>» (<адрес>, ДД.ММ.ГГГГ).
Проектная документация согласована Министерством культуры, печати и по делам национальностей <адрес> (письмо от ДД.ММ.ГГГГ№) на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы.
На основании государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ, ООО «<иные данные>» осуществляло авторский надзор и научное руководство за ходом проведения производственных работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии с п.8.1 государственного контракта № от ДД.ММ.ГГГГ срок оказания услуг начинается с момента заключения настоящего контракта. Срок действия настоящего контракта по ДД.ММ.ГГГГ.
Научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия - контроль, осуществляемый научным руководителем проекта за ведением исследований в процессе производства работ в целях обеспечения сохранности всех элементов подлинного облика объекта культурного наследия, выявленных в результате этих исследований, а также научно-методическая оценка проводимых ремонтно-реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия (п.3.1.26 ГОСТ Р 55528-2013 «Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 55528-2013).
Авторский надзор - один из видов услуг по надзору автора проекта и других разработчиков проектной документации (физических и юридических лиц) за проведением работ по сохранению объектов культурного наследия, осуществляемый в целях обеспечения соответствия решений, содержащихся в рабочей документации, выполняемым работам на объекте (п.3.1.27 ГОСТ Р 55528-2013).
Вместе с тем из материалов дела следует, что журнал научного руководства и авторского надзора (далее – Журнал) оформлен с нарушением ГОСТ Р 56200 – 2014 (Приложение А (обязательное), а именно в нарушении п.п.3.4, 7.9, 9.1:
- в журнале отсутствует запись об «Ответственных за хранение журнала научного руководства и авторского надзора». Следовательно, журнал на основании акта приема-передачи документации на срок ведения работ представителю подрядной организации на ответственное хранение не передавался;
- журнал авторского надзора ООО «<иные данные>» ведется с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как разрешение на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ№ получено порядной организацией ДД.ММ.ГГГГ. За период осуществления авторского надзора с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в регистрационном листе присутствуют четыре записи о посещении объекта специалистом ООО «<иные данные>».
Согласно п.3.4 ГОСТ Р 56200-2014 под журналом научного руководства и авторского надзора подразумевается документ, отражающий ведение автором проекта или членами авторского коллектива контроля за производством работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляемого в целях обеспечения соответствия выполняемых работ на объекте разработанным проектным решениям, и являющийся обязательным приложением к научно-реставрационному отчету.
Согласно п.7.9 ГОСТ Р 56200-2014 в обязанности юридических и физических лиц, осуществляющих авторский надзор, в том числе входят: контроль соответствия проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части, не противоречащей сохранению объектов культурного наследия; своевременное решение вопросов, связанных с необходимостью внесения изменений в проектные решения с дальнейшим оформлением исполнительной документации, корректировка проектных решений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 и контроль их исполнения; содействие ознакомлению работников подрядной организации и представителей заказчика с научно-проектной документацией; информирование (в официальной форме) заказчика и соответствующего органа охраны объектов культурного наследия о несвоевременном и/или некачественном выполнении указаний специалистов, осуществляющих авторский надзор, для принятия оперативных мер по устранению выявленных отступлений от проектных решений и нарушений требований нормативных документов; регулярное ведение журнала научного руководства и авторского надзора.
На основании п.9.1 ГОСТ Р 56200-2014 при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляется ведение журнала научного руководства и авторского надзора, который находится непосредственно на объекте до момента окончания работ по его сохранению. Представители подрядной организации, ответственные за хранение журнала на объекте, определяются приказом по указанной организации.
Согласно п.2.2.4 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ исполнитель (ООО «<иные данные>») обязан осуществлять выход на объект не реже 2-х (двух) раз в месяц, а также по вызовам Государственного заказчика и Подрядчика в выходные, праздничные дни, установленные согласно действующему законодательству Российской Федерации, а также любые рабочие дни в случае необходимости.
- в регистрационном листе журнала авторского надзора за август выполнена только одна запись, за ДД.ММ.ГГГГ месяц записи в журнале отсутствуют. Следовательно, представителем ООО «<иные данные>» в августе осуществлен только один выезд на объект. Поскольку разрешение, выданное Министерством, получено ДД.ММ.ГГГГ, представители ООО «<иные данные>» обязаны были посетить объект минимум 2 раза. В октябре представителями ООО «<иные данные>» объект не посещался. В журнале ДД.ММ.ГГГГ выполнена запись о том, что в ходе демонтажных работ в осях «4»-«5» - «А»-«В» (разборка пристроя) выявлены трещины в несущих стенах. Однако в адрес Министерства обращение со стороны ООО «<иные данные>» об ухудшении состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, не поступало.
Данные обстоятельства содержатся в Акте осмотра объекта культурного наследия от ДД.ММ.ГГГГ, который составлен начальником отдела по сохранению, использованию и охране объектов культурного наследия Министерства культуры, печати и по делам национальностей <адрес>МАН, а также консультантом данного отдела САГ, проводивших осмотр объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно ответу на запрос № от ДД.ММ.ГГГГ, представленному в судебное заседание, директор ООО «<иные данные>» (подрядчик согласно государственному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ) сообщает, что журнал научного руководства и авторского надзора не всегда находился на объекте культурного наследия, реставрация которого осуществлялась Обществом. В ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 привез в офис ООО «<иные данные>» новый журнал научного руководства и авторского надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия «<иные данные>» и попросил подписать его. Свою просьбу он объяснил тем, что первый журнал научного руководства и авторского надзора был оформлен по неправильной форме, на что ему указали в Министерстве культуры, печати и по делам национальностей <адрес>. На момент подписания нового журнала, предыдущий журнал в офис Общества не был предоставлен на объекте в <адрес> также отсутствовал. Новый журнал научного руководства и авторского, надзора за проведением работ по сохранению объекта культурного наследия «<иные данные>» также на объекте находился не всегда.
Согласно п.2.2 Государственного контракта от ДД.ММ.ГГГГ№ исполнитель (ООО «<иные данные>») обязан: контролировать соответствие проводимых работ по сохранению объектов культурного наследия разработанным проектным решениям и нормативной документации в сфере сохранения объектов культурного наследия, а также строительным нормам и правилам в части не противоречащей сохранению объектов культурного наследия (п.п.2.2.3.1); контролировать качество и соблюдение технологий проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, а также за обеспечением надежности, прочности, устойчивости и долговечности конструкций и монтажа технологического и инженерного оборудования при приспособлении объектов культурного наследия к современному использованию (п.п.2.2.3.2); своевременно решать вопросы, связанные с необходимостью внесения изменений в проектные решения с дальнейшим оформлением исполнительной документации; корректировку проектных решений в соответствии с требованиями ГОСТ Р 21.1101 и контроль их исполнения; согласование изменений с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешений на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (п.п.2.2.3.3).
За период проведения работ в адрес Министерства не поступали обращения со стороны ООО «<иные данные>» о нарушении федерального законодательства в области охраны объектов культурного наследия.
В нарушение п.1 ст.33, п.1 ст.45 Федерального закона №73-ФЗ, требований ГОСТ Р 55528-2013, ГОСТ Р 56200 – 2014 ООО «<иные данные>» не осуществлялся должным образом авторский надзор за ходом проведения производственных работ: Реставрация объекта культурного наследия «<иные данные>», <адрес>, что привело к проведению подрядчиком работ, которые отсутствуют в проектной документации, согласованной Министерством, с нарушением технологии проведения работ, в результате чего создается угроза повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика объекта культурного наследия.
В судебное заседание Министерством представлена согласованная проектная документация, содержание которой, в том числе раздел 4 «Рабочая проектно-сметная документация» книга 2 «Инженерно-конструкторская часть», значительно отличается от представленной ФИО1 проектной документации соответствующего раздела 4 и книги 2.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «<иные данные>» ФИО1 принят на должность главного архитектора проекта.
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ. № ФИО1 назначен ответственным лицом ООО «<иные данные>» за осуществление научного руководства и авторского надзора за ходом выполнения производственных работ: Реставрация объекта культурного наследия «<иные данные>» (<адрес>).
Таким образом, ФИО1 не выполнил обязанности по осуществлению научного руководства и авторского надзора в ходе выполнения производственных работ по реставрации объекта культурного наследия «<иные данные>».
Представленные в материалы дела доказательства в их совокупности подтверждают наличие в действиях ФИО1 вменяемого административного нарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП.
При назначении наказания судом учитываются требования ст.4.1 Кодекса РФ об АП и наказание назначается с учетом характера совершенного административного правонарушения, личности виновного, смягчающих, отягчающих ответственность обстоятельства и других заслуживающих внимание обстоятельств.
В качестве смягчающих обстоятельств суд учитывает совершение административного правонарушения впервые, частичное признание вины, <иные данные>.
Отягчающих обстоятельств, судом не установлено.
Исходя из вышеизложенного, принимая во внимание характер правонарушения, личность ФИО1, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, полагаю необходимым назначить ему административное наказание в виде административного штрафа.
Согласно ч.1 ст.3.1 Кодекса РФ об АП, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Признаков малозначительности совершенное ФИО1 административное правонарушение не содержит, поскольку в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в игнорировании ФИО1 требований Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» и невыполнении своих публично-правовых обязанностей (осуществление научного руководства и авторского надзора в ходе выполнения производственных работ по реставрации объекта культурного наследия).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.10 Кодекса РФ об АП,
ПОСТАНОВИЛ:
Признать ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.7.13 Кодекса РФ об АП, и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 (двадцать тысяч) рублей.
В соответствии с ч.1 ст.32.2 Кодекса РФ об АП, административный штраф должен быть уплачен не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных ст.31.5 Кодекса РФ об АП.
В случае неуплаты административного штрафа в установленный срок наступает административная ответственность по ч.1 ст.20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административного ареста на срок до пятнадцати суток, либо обязательных работ на срок до пятидесяти часов.
Реквизиты для оплаты административного штрафа:
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
<иные данные>
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Кропотова Т.Е.
Мотивированное постановление
составлено 05 марта 2021 года