Дело № 5-44/18
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
Судья Котласского городского суда Архангельской области Зобова Мария Сергеевна в помещении Котласского городского суда Архангельской области по адресу: <...>, фл. 3, рассмотрев дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, в отношении
администрации муниципального образования «Шипицынское», расположенной по адресу: Архангельская область, Котласский район, рабочий посёлок Шипицыно, ...., ...., поставленной на учёт __.__.__ Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 1 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, ИНН №, ОГРН №,
у с т а н о в и л:
Администрация муниципального образования «Шипицынское» (далее по тексту - администрация МО «Шипицынское») виновна в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и других дорожных сооружений при следующих обстоятельствах.
12 января 2018 года в 11 часов 00 минут администрация МО «Шипицынское», являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт дорог общего пользования местного значения и других дорожных сооружений на территории пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области, допустила нарушение требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения Правил дорожного движения Российской Федерации, пунктов 4.5.1.1 и 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» (далее по тексту - ГОСТ Р 52766-2007), пункта 7.46 СП 52.13330.2011 «Свод правил. Естественное и искусственное освещение. Актуализированная редакция СНиП 23-05-95» (далее по тексту - СП 52.133330.2011), пункта 11.5 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» (далее по тексту - СП 42.13330.2011), подпунктов 1 и 4 пункта 9 раздела 4 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утверждённых приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 16 ноября 2012 года № 402, зарег. в Минюсте РФ 24 мая 2013 года № 28505 (далее по тексту - Классификация), статьи 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее по тексту - Федеральный закон № 196-ФЗ), а именно:
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от дома № 30 до дома № 50;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от дома № 60 до дома № 70;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 73 до дома № 59;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 57 до дома № 40;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 38 до дома № 31;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 29 до дома № 18;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 16 до перекрёстка с ул. Советская;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Западная от дома № 9 до дома № 31;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Новая на всём протяжении;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 20 Съезда Советов от дома № 2 до дома № 10 (МДОУ «Детский сад «Лесовичок»);
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО2 от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;
2. отсутствуют пешеходные тротуары со стороны застройки на следующих участках в пос. Шипицыно:
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от перекрёстка с ул. Советская до дома № 73 по ул. Ломоносова;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от перекрёстка с ул. Советская до дома № 70 по ул. ФИО3;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Западная от дома № 9 до дома № 31;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО2 от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Новая на всём протяжении;
- автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 20 Съезда Советов от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;
3. на автомобильные дороги общего пользования местного значения в <...> отсутствуют проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, паспорта, что согласно пп. 1 и 4 п. 9 раздела IV Классификации относится к работам по содержанию.
При этом для участников дорожного движения отсутствовала какая-либо информация о вводимых ограничениях в организации дорожного движения на указанных участках с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации, так как пользование ими угрожает безопасности дорожного движения.
Законный представитель администрации МО «Шипицынское» ФИО1, извещённая надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Ходатайств об отложении рассмотрения дела от законного представителя ФИО1 не поступало, поэтому считаю возможным рассмотреть протокол в её отсутствие.
Защитник администрации МО «Шипицынское» Касаткин В.А. в судебном заседании с протоколом об административном правонарушении согласился. Пояснил, что администрация вину в совершении административного правонарушения признаёт и раскаивается в содеянном. Выявленные должностным лицом нарушения обусловлены недостатком финансовых средств в местном бюджете. Бюджет МО «Шипицынское» является дефицитным, вместе с тем, в 2018 году выделены лимиты бюджетных средств на обустройство автомобильной дороги по ул. Ломоносова в пос. Шипицыно, а также на устранение выявленных при обследовании нарушений. В настоящее время согласовывается проект трёхстороннего соглашения между ПАО «Газпром», МО «Шипицынское» и АО «Котласское ДРСУ» на выполнение работ по обустройству автомобильных дорог. С учётом всех обстоятельств дела просил применить положения ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить наказание в размере менее минимального размера штрафа. Аналогичная правовая позиция содержится в письменном ходатайстве, приобщённом защитником Касаткиным В.А. к материалам дела.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения защитника Касаткина В.А., прихожу к следующим выводам.
По определению статьи 2 Федерального закона № 196-ФЗ под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасности дорожного движения представляет собой деятельность, направленную на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
В силу пункта 4 статьи 6 Федерального закона № 196-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, ежегодное (до 1 июля года, следующего за отчетным) утверждение перечней аварийно-опасных участков дорог и разработка первоочередных мер, направленных на устранение причин и условий совершения дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населённых пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Как следует из статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Аналогичную норму содержит пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 № 1090, возлагающий на должностных и иных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, также обязанность содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 257-ФЗ) под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ под ремонтом автомобильной дороги понимается комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги; содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке её технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения (часть 1 статьи 17 указанного Федерального закона).
Как установлено частью 1 статьи 18 Федерального закона № 257-ФЗ ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьёй.
Организация на автомобильной дороге общего пользования надлежащего стационарного электрического освещения является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения в населённых пунктах, через которые проходит автомобильная дорога и направлена на реализацию целей, установленных ст. 2 Федерального закона № 196-ФЗ и ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Пунктом 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 установлено, что стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают - на участках, проходящих по населённым пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м.
Средняя горизонтальная освещённость на уровне покрытия улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должна приниматься по таблице, приведённой в СП 52.133330.2011 (пункт 7.46).
В соответствии с пунктом 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твёрдым покрытием, проходящих через населённые пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населённые пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населённым пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут.
Ширина пешеходной части тротуара определяется в соответствии с расчётными параметрами улиц и дорог городов по таблице 8, сельских поселений - по таблице 9 (пункт 11.5 СП 42.13330.2011).
В соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 9 раздела IV Классификации в состав работ по содержанию дорог входит разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, паспортизация автомобильных дорог.
Исходя из изложенных выше правовых норм, оборудование дорог стационарным электрическим освещением и тротуарами, а также разработка проектов организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков, паспортизация автомобильных дорог относятся к содержанию и ремонту дорог.
Из материалов дела следует, что 12 января 2018 года в 11 часов 00 минут при надзоре за дорожным движением в Шипицыно МО «Шипицынское» выявлены следующие недостатки при содержании и ремонте дорог и других дорожных сооружений:
1. отсутствует стационарное электрическое освещение на следующих участках в пос. Шипицыно: автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от дома № 30 до дома № 50; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от дома № 60 до дома № 70; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 73 до дома № 59; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 57 до дома № 40; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 38 до дома № 31; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 29 до дома № 18; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от дома № 16 до перекрёстка с ул. Советская; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Западная от дома № 9 до дома № 31; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Новая на всём протяжении; автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 20 Съезда Советов от дома № 2 до дома № 10 (МДОУ «Детский сад «Лесовичок»); автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО2 от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;
2. отсутствуют пешеходные тротуары со стороны застройки на следующих участках в пос. Шипицыно: автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Ломоносова от перекрёстка с ул. Советская до дома № 73 по ул. Ломоносова;автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО3 от перекрёстка с ул. Советская до дома № 70 по ул. ФИО3;автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Западная от дома № 9 до дома № 31;автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. ФИО2 от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. Новая на всём протяжении;автомобильная дорога общего пользования местного значения ул. 20 Съезда Советов от перекрёстка с ул. Ломоносова до перекрёстка с ул. ФИО3;
3. на автомобильные дороги общего пользования местного значения: ул. Ломоносова, ул. ФИО3, ул. Западная, ул. ФИО2, ул. Новая, ул. 20 Съезда Советов отсутствуют проекты организации дорожного движения, схемы дислокации дорожных знаков, паспорта,
о чём составлен акт выявленных недостатков с приложением иллюстрационных материалов к нему.
Администрация МО «Шипицынское» является субъектом административной ответственности по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц администрация МО «Шипицынское» является действующим юридическим лицом, поставлена на налоговый учёт 29 декабря 2005 года.
Протокол об административном правонарушении в отношении администрации МО «Шипицынское» составлен правильно в соответствии с требованиями статьи 28.2 КоАП РФ в присутствии защитника Касаткина В.А. Событие правонарушения и сведения об администрации МО «Шипицынское», как лице, его совершившем, изложены полно и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела. Копия протокола об административном правонарушении в адрес юридического лица направлена.
На основании п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится, в числе прочего, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как следует из содержания ч. 1 ст. 1 главы I Устава МО «Шипицынское» муниципальное образование «Шипицынское» наделено законом Архангельской области статусом городского поселения. В границы муниципального образования «Шипицынское» входит и территория рабочего посёлка Шипицыно (ч. 1 ст. 2 главы I Устава МО «Шипицынское»).
Дороги по улицам Ломоносова, ФИО3, Западная, ФИО2, Новая, 20 Съезда Советов в пос. Шипицыно являются автомобильными дорогами общего пользования местного значения МО «Шипицынское» (л.д. 24, 25).
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов МО «Шипицынское» и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населённых пунктов МО «Шипицынское», а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к вопросам местного значения Шипицынского муниципального образования (п. 5 ч. 1 ст. 7 Устава).
В силу п. 2.5 раздела 2 Положения об администрации муниципального образования «Шипицынское» администрация осуществляет содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах населённых пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений федерального и регионального значения.
Администрация МО «Шипицынское» является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления МО «Шипицынское», наделённым полномочиями на решение вопросов, наделена правами юридического лица и является муниципальным учреждением, созданным для управленческих функций (п.п. 1.1. и 1.2 Положения об администрации).
То есть, администрация МО «Шипицынское» является лицом, на которое возложена организация деятельности по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения и других дорожных сооружений в границах населённых пунктов.
Между тем, администрация МО «Шипицынское», ненадлежащим образом исполняя возложенные на неё Уставом функции по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в пос. Шипицыно МО «Шипицынское» Архангельской области, в достаточной степени необходимых мер для соблюдения требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и других дорожных сооружений не приняла.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Юридическое лицо на основании части 1 статьи 2.10 КоАП РФ подлежит административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьями раздела 2 КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Действия администрации МО «Шипицынское» подлежат квалификации по ч. 1 ст. 12.34 КоАП РФ, как несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог и других дорожных сооружений.
При назначении административного наказания учитываются характер совершённого административного правонарушения, имущественное положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность администрации МО «Шипицынское», является признание вины и раскаяние в содеянном.
Обстоятельств, отягчающих административную ответственность администрации МО «Шипицынское», не установлено.
Санкция части 1 статьи 12.34 КоАП РФ предусматривает наказание виновному юридическому лицу в виде административного штрафа в размере от двухсот тысяч до трёхсот тысяч рублей.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Согласно ч. 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Учитывая характер и обстоятельства совершённого администрацией МО «Шипицынское» административного правонарушения, финансовое и имущественное положение юридического лица, наличие дефицита бюджета муниципального образования, наличие смягчающих и отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, в целях назначения справедливого и соразмерного наказания и возможности его исполнения, считаю необходимым назначить администрации МО «Шипицынское» административное наказание в виде административного штрафа в низшем размере, чем установлено санкцией части 1 статьи 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу, а также оснований для освобождения от административной ответственности, не имеется. Обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности административного правонарушения, судьёй не установлено.
Срок давности привлечения к административной ответственности не истёк.
Руководствуясь ст. ст. 29.9-29.11, ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
Администрацию муниципального образования «Шипицынское» признать виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 (ста тысяч) рублей 00 копеек.
Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: УФК по Архангельской области и НАО (УВД по Архангельской области), ИНН №, КПП №, р/с №, банк получателя - отделение Архангельск, код ОКТМО 11 710 000, КБК №, УИН 18№ (протокол .... от __.__.__).
В соответствии с частью 1 статьи 32.2 КоАП РФ штраф должен быть уплачен не позднее 60 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьёй 31.5 КоАП РФ.
Согласно ч. 1.3 ст. 32.2 КоАП РФ при уплате административного штрафа лицом, привлечённым к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 1.1 статьи 12.1, статьей 12.8, частями 6 и 7 статьи 12.9, частью 3 статьи 12.12, частью 5 статьи 12.15, частью 3.1 статьи 12.16, статьями 12.24, 12.26, частью 3 статьи 12.27 настоящего Кодекса, не позднее двадцати дней со дня вынесения постановления о наложении административного штрафа административный штраф может быть уплачен в размере половины суммы наложенного административного штрафа. В случае, если исполнение постановления о назначении административного штрафа было отсрочено либо рассрочено судьей, органом, должностным лицом, вынесшими постановление, административный штраф уплачивается в полном размере.
В силу ч. 5 ст. 32.2 КоАП РФ при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, и информации об уплате административного штрафа в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, судья, вынесший постановление, изготавливает второй экземпляр указанного постановления и направляет его в течение десяти суток судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Неуплата административного штрафа в установленный законом срок, влечёт наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа.
Постановление может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья М.С. Зобова