К делу № 5-5358/2020
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Краснодар 14 января 2021 года
Судья Советского районного суда г. Краснодара Арзуманова И.С., при секретаре Джаримок З.З., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Индивидуального предпринимателя ФИО1, привлекаемого к административной ответственности по ч.1 ст.18.15 КоАП РФ,
установил:
08.06.2020 года инспектором ОИК УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен протокол № об административном правонарушении по части 1 статьи 18.15 КоАП РФ, за нарушение миграционного законодательства.
Основанием для составления протокола об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 послужили следующие обстоятельства.
05 марта 2020 года Заместителем Управления ФСБ России по Краснодарскому краю вынесено постановление о проведении ОРМ «Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств». Установлено, что на объекте, расположенном по адресу: <адрес> (кадастровый квартал №) с нарушением миграционного законодательства могут находится и осуществлять трудовую деятельность иностранные граждане.
18 марта 2020 года инспектором ОИК УМВ ГУ МВД России по Краснодарскому краю было вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 774.
Из протокола № следует, что был выявлен факт нарушения индивидуальным предпринимателем ФИО1 миграционного законодательства, которое выразилось в допуске к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО5, без разрешения на работу в качестве «разнорабочего» 06 марта 2020 г. в 10-30 на территории складских помещений, на земельном участке № между зданиями с кадастровыми номерами №, расположенных по адресу: <адрес>. Тем самым были нарушены требования Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
Индивидуальный предприниматель ФИО1 в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил.
В судебное заседание явился представитель ФИО1, по доверенности, ФИО2, представила возражения по делу об административном правонарушении. Пояснила, что ФИО1 административного правонарушения не совершал, иностранного гражданина ФИО7 к трудовой деятельности не допускал, субъектом административного правонарушения не является и не подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ в виду отсутствия в действиях ИП ФИО1 состава правонарушения.
Представитель заинтересованного лица Управления по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав пояснения представителя ФИО1, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства при отсутствии у этих иностранного гражданина или лица без гражданства разрешения на работу либо патента, если такие разрешение либо патент требуются в соответствии с федеральным законом, либо привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу или патенте, если разрешение на работу или патент содержит сведения о профессии (специальности, должности, виде трудовой деятельности), либо привлечение иностранного гражданина или лица без гражданства к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину или лицу без гражданства выданы разрешениена работу, патент или разрешено временное проживание, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до восьмисот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок от четырнадцати до девяноста суток.
В примечании к ст. 18.15 КоАП РФ закреплено, что под привлечением к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства. В случае незаконного привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации двух и более иностранных граждан и (или) лиц без гражданства административная ответственность, установленная данной статьей, наступает за нарушение правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) в отношении каждого иностранного гражданина или лица без гражданства в отдельности.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, особенности их трудоустройства и трудовой деятельности на территории Российской Федерации и возникающие в этой связи обязанности работодателей определены Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее Закон N 115-ФЗ).
Из совокупности положений п.4 ст.13 и п.1 ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 года №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность только при наличии у него разрешения на работу, которое в свою очередь представляет собой документ, подтверждающий право иностранного работника на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в Российской Федерации в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.
Привлечение иностранных граждан к трудовой деятельности, при отсутствии у них разрешения на работу не допускается.
Усмотрев в действиях индивидуального предпринимателя нарушение миграционного законодательства и полагая, что действия индивидуального предпринимателя образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 18.15 КоАП РФ, административным органом составлен протокол об административном правонарушении №№ от 08.06.2020 года.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Исходя из положений ч.1 ст.1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу положений ст.26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях ст. 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с частью 1 ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.2, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
По смыслу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
В соответствии с положениями статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления этого правонарушения, но не позднее истечения двух суток с указанного момента.
В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.
Пунктом 5 статьи 28.7 КоАП РФ установлено, что срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен.
Из материалов дела усматривается, что правонарушение выявлено административным органом 05 марта 2020 года, в связи с чем 18 марта 2020 года инспектором ОИК УВМ ГУ МВД России по Краснодарскому краю майором полиции ФИО3 вынесено определение о возбуждении административного расследования в отношении неустановленного лица по факту совершения административного правонарушения. Согласно п. 5 ст. 28.7 КоАП срок административного расследования истекает 18 апреля 2020 г.
16 апреля 2020 года определением о продлении срока административного расследования, вынесенным Заместителем начальника ГУ МВД России по Краснодарскому краю начальником полиции- генералом-майором полиции ФИО4 срок административного расследования по делу об административном правонарушении был продлен до 18.05.2020 года.
Иные акты о продлении сроков проведения административного расследования в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с ч. 6 ст. 28.7 КоАП РФ по окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.
Исходя из анализа материалов дела срок административного расследования истек 18 мая 2020 года.
Протокол об административном правонарушении № в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 составлен 08 июня 2020 г.
Принимая во внимание, что протокол об административном правонарушении в отношении ИП ФИО1 составлен с нарушением пресекательного срока, установленного ст. 28.5 КоАП РФ, он не является допустимым доказательством и не может быть использован судом при вынесении постановления.
Указанные нарушения требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являются существенными.
Кроме того, суд считает необходимым отметить следующее.
В п. 2 ст. 13 Закона N 115-ФЗ определено, что работодателем в соответствии с настоящим Федеральным законом является физическое или юридическое лицо, получившее в установленном порядке разрешение на привлечение и использование иностранных работников (за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей) и использующее труд иностранных работников на основании заключенных с ними трудовых договоров. В качестве работодателя может выступать в том числе иностранный гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 13 Закона N 115-ФЗ работодатель и заказчик работ (услуг) имеют право привлекать и использовать иностранных работников при наличии разрешения на привлечение и использование иностранных работников, а иностранный гражданин имеет право осуществлять трудовую деятельность в случае, если он достиг возраста восемнадцати лет, при наличии разрешения на работу или патента.
Как указал Верховный Суд РФ в постановлении от 21.02.2018 № 38-АД17-5 по аналогичному делу, положения части 1 статьи 18.15 КоАП РФ подлежат буквальному толкованию, согласно которым административной ответственности подвергается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу либо патента, под которым в силу примечания к этой статье понимается допуск в какой-либо форме к выполнению работ или оказанию услуг либо иное использование труда иностранного гражданина или лица без гражданства.
Представителем ИП ФИО1 в материалы дела представлен договор подряда от 02.03.2020, заключенный между ФИО1 (Заказчик) и ФИО6 (Подрядчик), по условиям которого ФИО6 принял на себя обязательства по осуществлению подрядных работна земельном участке №, расположенном по адресу: РФ, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. <адрес>2, принадлежащем ФИО1
В соответствии с п. 4.1.6. договора на подрядчика возлагается обязательство по получению необходимых документов для привлечения иностранных работников и ответственность за несоблюдение норм миграционного законодательства РФ.
Также в материалах дела содержатся объяснения иностранного гражданина ФИО7, согласно которым его наем на работу в качестве «разнорабочего» осуществлял человек по имени Александр.
Так суд приходит к выводу, что согласно представленным доказательствам, индивидуальный предприниматель ФИО1 не осуществлял допуск к трудовой деятельности иностранного гражданина ФИО5и не может быть признан субъектом административного правонарушения.
Из исследуемых материалов дела следует, что предполагаемое правонарушение совершено по адресу: г. Краснодар, <адрес>, кадастровый квартал №.
Согласно объяснениям иностранного гражданина ФИО5, свое место работы и место жительства иностранный гражданин определил как «<адрес>, кадастровый квартал №».
Согласно рапорту инспектора ОИК УМВ ГУ МВД России по Краснодарскому краю от 16 апреля 2020 года место административного правонарушения обозначено как «территория складских помещений, расположенных по адресу: <адрес>, на земельном участке кадастровый квартал №».
Согласно протоколу об административном правонарушении № от 08.06.2020, правонарушение совершено на земельных участках №) между зданиями с кадастровыми номерами №. Вместе с тем в ходе административного расследования было установлено, что информация об объекте недвижимости с кадастровым номером № в реестре отсутствует, а правообладатель участка с кадастровым номером № в ходе административного расследования не устанавливался.
Таким образом, в ходе административного расследования не установлен земельный участок, на котором совершено административное правонарушение, а также его правообладатель.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», в порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения полноты исследования события правонарушения и сведений о лице, его совершившем, а также соблюдения процедуры оформления протокола.
Существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.).
Несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу
Суд приходит к выводу, что при составлении протокола об административном правонарушении были допущены существенные процессуальные нарушения требований КоАП РФ, устранение которых на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено.
В соответствии с п.6 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
Статьей 1.5 КоАП РФ предусмотрено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Оценивая материалы дела об административном правонарушении, суд учитывает, что представленные по делу доказательства имеют неустранимые противоречия, в связи с чем приходит к выводу об отсутствии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.7-29.11 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 18.15 КоАП РФ прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд в течение 10 суток.
Судья: